Покорная гордость
Парадоксы современной России: люди приветствуют возвращение продуктовых карточек и сетуют на то, что мы, «великий народ, богатая страна, а живем в вечной бедности и неустроенности»
Модернизация России наоборот состоялась. Карточки на продукты, посмеиваясь, отряхивая с пальто и калош пыль советских архивов, входят в российскую жизнь.
Если бы в конце 80‑х годов прошлого века в СССР, в период введения властями талонов на продукты, возмущенным этой мерой гражданам сообщили, что спустя четверть века почти 80% людей в России будут выступать за введение талонов на продукты, то они бы, наверное, не поверили.
Тем не менее таковы результаты недавнего опроса ВЦИОМ.
Разница на первый взгляд большая. Талоны на излете СССР – феномен экономики дефицита. В сегодняшней России их декларируемая цель – помощь бедным.
Но унижение, которое испытывали граждане в СССР, не имея возможности купить продукты на заработанные деньги, и унижение, которое сегодня переживают бедные люди в России, получающие подачки, – одного порядка. В этом смысле возвращение к печальным советским «истокам» состоялось – «геополитическая катастрофа» хотя бы отчасти устранена, история обрела цельность.
Впрочем, унизительным получать квитанцию из государственного бюджета на харчи с предлагаемыми ограничениями на пороки – выпивку и курево сегодня, пожалуй, многие наши соотечественники не считают. Потеря достоинства – вот главное отличие от того, что имело место четверть века назад.
В СССР конец 80‑х годов был временем огромного общественного подъема, вызванного прежде всего тем, что людей категорически не устраивал их уровень жизни – они требовали экономических и политических реформ, не желая покорно стоять в очередях, соглашаясь тем самым с итогом 70‑летней деятельности «родной партии и правительства» – талонами.
Спустя четверть века все изменилось. По тому же опросу ВЦИОМ, почти 90% людей в возрасте от 18 до 24 лет считают продуктовые карточки хорошей идеей. Примерно треть от опрошенных всех возрастов рассчитывает получить карточки, а четверть заявила, что нуждается в них.
На место активного участия граждан в политике, стремления создать такую экономическую систему, в которой каждый имел бы возможность самостоятельно – своим трудом, знаниями, навыками – добиться успеха, пришло апатичное «ничего не изменишь», и нужно хоть как-то решить вопрос для бедных – получить для них хоть что-то из бюджета.
Особенно на первый взгляд удивительно, что это настроение охватило большинство молодежи – людей, которые в силу возраста должны были бы придерживаться совсем иной, активной позиции.
Однако ничего странного, если разобраться, в таком результате нет. В имитационной политической системе, где люди не могут менять власти, а значит, и влиять на экономическую политику, неизбежно появляется мотив – раз вы устроили такие порядки, то и содержите тех из нас, кто впал в бедность. Тем более что потенциально эта участь грозит большинству российских граждан.
В нынешней российской системе не борются против снижения уровня жизни, смирились с всеобщим бесправием и приветствуют талоны для бедных. И все больше гордятся как древней советской историей, так и новейшими достижениями российского начальства. Зрелища вместо хлеба.
«Левада-центр» выяснил, что 83% гордятся победой исчезнувшего четверть века назад СССР в Великой Отечественной войне, а 43% – «возвращением Крыма в состав Российской Федерации».
И здесь разница с поздним СССР разительна.
Тогда господствующим настроением была не застойная «гордость» победой в Отечественной войне, которую советское начальство культивировало десятилетиями, доведя страну до карточек. Тогда даже пресловутые бабушки на лавочках задавались вопросом: почему победители в СССР живут хуже, чем побежденные в Германии и Японии? Что и кого нужно поменять, чтобы жить лучше?
Сомнения вызывали и добровольные «возвращения в состав» исконных территорий. В обществе шли споры: законно ли были присоединены в ходе начавшейся Второй мировой войны прибалтийские государства, оправдано ли это было с правовой точки зрения?
При великой гордости россиян прошлыми и новейшими достижениями, согласно тому же опросу «Левада-центра», 54% из них стыдятся того, что мы – «великий народ, богатая страна, а живем в вечной бедности и неустроенности».
Парадокс? Скорее, изначально неверный тезис.
Нет величия в том, чтобы десятилетиями покорно жить в бедности, ждать милости от начальства, искать повод для гордости в далекой истории, современном грабеже ослабевшего соседа. И все время упираться в разбитое корыто.
В этом есть высший суд и высшая справедливость.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".