Прикрытие Америки
27 января президент США Дональд Трамп подписал временный запрет на въезд беженцев из любой страны мира и граждан из семи «преимущественно мусульманских» стран. США не будут принимать беженцев три месяца, а граждан Ирана, Ирака, Сирии, Судана, Ливии, Йемена и Сомали — четыре месяца. В США теперь не могут въехать даже обладающие визами граждане этих стран. Программа приема беженцев из Сирии приостанавливается на неопределенное время. Владельцам грин-карт обещали «индивидуальный подход». Указ вызвал яростную критику в США и за рубежом. Сторонники Дональда Трампа призывают не нагнетать страсти.
Трамп обосновывает запрет соображениями безопасности. Планируется, что за период, на который вводятся ограничения, власти смогут разработать новые, более эффективные меры контроля на границе, чтобы не пустить на американскую землю возможных террористов. Исключение будет сделано для беженцев — представителей религиозных меньшинств (в частности, сирийских христиан).
Иран, Ирак, Сирия, Судан, Ливия, Йемен и Сомали были выбраны, поскольку вызывали озабоченность Вашингтона еще при прежней администрации, утверждает Белый дом. В конце 2015 года Барак Обама ввел визы для граждан стран, которые ранее могли въезжать на американскую территорию без визы на 90 дней (это преимущественно европейские страны, Австралия и некоторые другие), если они побывали в одном из семи вышеназванных государств в период с 1 марта 2011 года включительно. Это также было сделано по соображениям безопасности.
Указ Дональда Трампа полностью запрещает въезд для граждан Ирана, Ирака, Сирии, Судана, Ливии, Йемена и Сомали и вводит необходимость проверять обладателей грин-карт, побывавших в одном из этих государств.
Представители администрации напомнили о терактах 11 сентября 2001 года и стрельбу в Сан-Бернардино в 2015 году. Критики указывают, что среди пилотов, угнавших самолеты в 2001 году не было ни одного представителя попавших под запрет государств, и задаются вопросом, почему под ограничительные меры не попали Саудовская Аравия, Египет, ОАЭ и Ливан, откуда как раз прибыли террористы. Противники Трампа отметили также, что в этих странах у действующего президента деловой интерес. Главе аппарата Белого дома Райнсу Прибусу уже пришлось заявить, что бизнес тут ни при чем, передает CNN.
Указ вызвал в мире в основном негативную реакцию. 30 января в качестве ответной меры Иран запретил въезд на свою территорию гражданам США. В странах Запада осудили меру против беженцев. В частности, официальный Берлин сообщил, что Ангела Меркель в разговоре с Трампом напомнила о Женевской конвенции о статусе беженцев и дополнениях к ней. О «несогласии» с указом заявила Тереза Мэй. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо в Твиттере пообещал принять мусульман-беженцев, которых задержали в аэропортах при въезде в США.
В американских аэропортах, тем временем, начались акции протеста против указа Трампа. На одной из них был замечен сооснователь Google Сергей Брин. По его словам, он пришел, поскольку сам беженец (Брин приехал в США из СССР в конце 70-х годов). СМИ сообщили, что в аэропортах были задержаны порядка 200 человек, на которых распространялось действие указа.
Некоторую неразбериху с приведением распоряжения президента в жизнь связывают с тем, что указ готовился по сути в тайне: Белый дом не консультировался ни с Минюстом, ни с министерством внутренней безопасности, отвечающим за контроль на границе. В связи с этим пограничники и таможенники не получили точных инструкций. В частности, сообщает CNN, поначалу те думали, что указ не распространяется на обладателей грин-карт, и Белому дому пришлось рассылать в аэропорты специальное уточнение.
Уже вечером субботы суды штатов стали частично блокировать распоряжение Трампа, пишет Reuters. В частности, федеральный судья Энн Донелли в Нью-Йорке приостанавила на 90 дней депортацию двух иракцев, которых задержали в аэропорту Кеннеди. Она посчитала, что депортация двух обладателей американской визы нарушит их права. Судьи в Калифорнии, Массачусетсе, Вирджинии и штате Вашингтон (в каждом из них есть международный аэропорт) вынесли похожие решения. Судья Эллисон Берроуз в Бостоне пошла еще дальше и запретила не только депортацию, но задержание беженцев, получивших официальное разрешение, обладателей виз, постоянных резидентов США, приезжающих из 7 стран, упомянутых в указе.
Решения судей прямо не приведут к отмене указа, указывает Reuters, но дают дополнительные аргументы тем, кто считает распоряжение Трампа антиконституционным и дискриминационным.
Помимо правозащитников и некоторых политиков, таковым считают указ и участники митингов по всей стране. К критике закона присоединились и некоторые высокопоставленные республиканцы. В частности, его осудили бывшие соперники Трампа, сенаторы Джон Маккейн и Линдси Грэм, заявив, что опасность терроризма из-за него только возрастет. Президент в свойственной ему манере ответил им в твиттере советом сосредоточить энергию на борьбе с ИГ [запрещена в России], а не пытаться развязать третью мировую войну.
К понедельнику Белый дом дал дополнительные разъяснения по допуску обладателей грин-карт — их пустят на самолеты, летящие в США, и проверять будут уже в Америке в соответствии с правилами. Дональд Трамп выразил сочувствие сирийцам, пострадавшим от гражданской войны, и пообещал, что прием беженцев возобновится после того, как меры по усилению безопасности будут разработаны и войдут в постоянную практику. В аэропортовом хаосе уикенда Трамп обвинил протестующих и указал, что «всего 109» человек из 325 тысяч были задержаны для проверки, а запрет распространяется только на 7 из 40 стран с мусульманским большинством.
В понедельник въезд американцам запретили власти Ирана. Парламент Ирака передал в правительство схожий законопроект, пишет Politico со ссылкой на Associated Press.
«Это довольно спорное решение, — считает научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Сергей Кислицын. — Полагаю, оно связано с пересмотром политики на Ближнем Востоке, где Трамп планирует более интенсивно вести борьбу с ИГ».
С точки зрения внутренней политики, этот шаг абсолютно непопулярный. В Америке большое количество национальных меньшинств, указывает эксперт. Их количество увеличивается, они становятся определенной электоральной базой. Они не рвались голосовать за Трампа, но все же некоторая поддержка наблюдалась. Теперь как своих избирателей он их по сути теряет. К этому добавляются чисто технические проблемы вроде коллапса в аэропортах, необходимость где-то содержать людей, которые находятся в транзите.
«Действие указа временно приостановлено, но что будет дальше, сложно сказать, — говорит Кислицын. — Некоторые республиканцы и сами критикуют указ. Никто не спорит, что нужно контролировать миграцию, но мера получилась слишком быстрой и радикальной. Это уже, возможно, формирующийся стиль Белого дома — за неделю они приняли очень большое количество серьезных указов. Вероятно, администрации все же придется идти на переговоры и немного ослаблять темп, поскольку обороты набраны слишком высокие».
«Так как судьи нескольких штатов уже приостановили действие указа нового президента, вероятность того, что он может быть обжалован, весьма высока. Однако следует учесть, что указ президента был уточнен в отношении лиц, уже имеющих вид на жительство в США (им разрешен въезд), и касается только вновь прибывающих из некоторых ближневосточных и африканских стран, — говорит Антон Соничев, адвокат бюро «Деловой фарватер». — Невозможно представить, что администрация нового президента не смогла предвидеть подобные последствия, поэтому удивляет тот факт, что меры по реализации указа не были продуманы досконально».
Соничев считает очевидным, что указ нарушает права человека, установленные международными актами, и не может быть реализован в первоначальном виде, поэтому можно ожидать, что указ будет в той или иной степени отменен — самостоятельно президентом либо по решению суда.
Данный указ, изданный президентом США Дональдом Трампом, идет в разрез не только с основными группами интересов страны, его также не поддерживают главы судебных систем отдельных штатов, полагает управляющий партнер чикагской юридической компании Law Office of Fedor Kozlov & Associates Федор Козлов. «Стоит предположить, что, даже если указ будет приостановлен, велика вероятность того, что документ отправят на доработку, и будет проведен более глубокий анализ ввиду настоящей ситуации в США», — говорит юрист.
Вечером 30 января телеканалу «Дождь» в посольстве США сообщили, что указ Трампа повлияет и на выдачу виз россиянам. «Указ затронет положение, по которому при повторном получении визы заявители из России могли не проходить собеседование, если предыдущая виза истекла менее 48 месяцев назад. Теперь этот срок сократится до 12 месяцев», — говорится на сайте «Дождя».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".