30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Джетлаг": воспоминание о дальних странах и бессмысленной жизни
кинофильмы Культура

"Джетлаг": воспоминание о дальних странах и бессмысленной жизни

В прокат вышел второй полнометражный фильм сценариста, писателя и бывшего журналиста Михаила Идова «Джетлаг», сделанный в соавторстве с его женой Лили Идовой, написавшей сценарий ленты. Лили также работала с Михаилом и над его режиссерским дебютом «Юморист», а еще супруги были сценаристами «Лета» Кирилла Серебренникова, сериалов «Лондонград», «Оптимисты» и «Германия 89». Все эти проекты, за исключением «Лондонграда», рассказывали о прошлом, – «Джетлаг» же погружен в современность.

джетлаг

©скриншот / kinopoisk.ru

Впрочем, спустя полтора года пандемии реальность картины тоже смотрится почти как ретро (или, наоборот, как фантазия о будущем): герои «Джетлага» легко пересекают границы, безо всяких проблем перемещаются из Москвы в Германию, Таиланд, Францию, Португалию, США… И только ближе к финалу их ждет новая масочная реальность.

Центральных героев картины изобразили молодые, талантливые и яркие Ирина Старшенбаум и Филипп Авдеев. Он гейм-дизайнер Никита, она проектный менеджер Женя, он отвечает за эмоции, она – за рацио. Это уже интересное решение, ведь, исходя из устаревших гендерных стереотипов, роли в российском кино обычно распределяют по-другому (либо эмоциональны оказываются оба героя). Но в картине четы Идовых, живущих то в США, то в Германии, конечно, нет места сексизму.

Ради того, чтобы Никита доделал игру своей мечты, Женя уходит с работы: пара собирается, по условно хипстерской традиции, пожить в Таиланде. Но по дороге в аэропорт происходит ссора, и в итоге в тайский рай улетает только он, – она покупает билет в Берлин, где на съемочной площадке работает ее подруга (Полина Ауг, удивительно похожая с короткой стрижкой на Кристен Стюарт).

"Жвалы": комедия абсурда о двух дураках и мухе-гиганте

Женя, благодаря системному мышлению и уверенности в себе, быстро завоевывает авторитет на площадке и получает там работу. Модные авторы Генрих и Мелиора (Александр Горелов и Ксения Раппопорт) снимают картину «Сирин» о молодом Владимире Набокове и ее жене Вере – Егор Корешков и любимая актриса театрального режиссера Дмитрия Крымова Мария Смольникова заняты в ролях самих себя, артистов. Мелиора в первую очередь художница, чьи работы выставляют даже на Венецианской биеннале, а Генрих в арт-тусовке никто. Если прибавить еще и разногласия на площадке, то можно догадаться, что измена не за горами.

Тем временем Никита в Таиланде развлекается с замужней любительницей йоги и медитаций в исполнении ведущей Марии Иваковой. Есть в картине и третья пара – продюсер фильма «Сирин» с лицом вездесущего Павла Ворожцова и пытающаяся построить карьеру актриса из провинции (Полина Долиндо). В течение фильма все примерно сто раз поменяются парами.

«Джетлаг» выйдет в августе еще и в формате шестисерийного шоу. Есть подозрение, что в виде сериала он будет смотреться все же более эффектно и целостно. Поскольку событий в картине много, идти вглубь у авторов не всегда получается, а какие-то из центральных, казалось бы, персонажей просто-напросто редко появляются на экране. Про внутренний мир Никиты, например, мы не знаем почти ничего, и кадров из Таиланда с ним значительно меньше, чем кадров из Германии с Женей. Одаренному и обаятельному Филиппу Авдееву как будто почти нечего играть. Большую часть времени в центре внимания все же Женя – Ирине Старшенбаум как раз есть где развернуться: сюжетная линия и проработанность характера ее героини не вызывают вопросов. Хочется верить, что в сериале «Джетлаг» каждый из персонажей будет максимально раскрыт.

"Лука": эскапистский летний мультфильм для всех возрастов

Коллеги, говоря о фильме, разделились на два лагеря. Кто-то посчитал «Джетлаг» качественной уютной романтической комедией. Кто-то – довольно злой сатирой на хорошо известный Михаилу и Лиле Идовым мир творческой интеллигенции и киношников в частности. На самом деле мелодраматизм сочетается в картине с сатирой, и проблема в том, что в конечном итоге не вполне понятно, «что хотел сказать автор». Смешение жанров здесь приводит не к сложности высказывания, а к его некоторой невнятности. Вроде бы на экране симпатичные люди, которым стоит сопереживать, а вроде бы и не очень приятные личности, ведущие себя черт знает как.

Определиться, какие чувства к большинству из них испытывать, так толком и не удается. Вроде бы Генрих и Мелиора – большие творцы, а снимают явно какую-то ерунду. Вроде бы «Джетлаг» – фильм про любовь и испытания, через которые проходят любящие люди, да только почему-то в чувства Жени и Никиты слабо верится: мы встречаем их в момент кризиса, и дальше все становится только хуже.

Впрочем, если расценивать «Джетлаг» как ленту о растерянности, о тотальном непонимании, что делать со своей жизнью, со своим кино, пазл собирается, и фильм становится максимально универсальным. Интересно, что больше всего запуталась, казалось бы, все четко о себе понимающая жесткая Женя.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».