Цель – Курилы: как американцы воевали с японцами за будущие советские острова
Все Курильские острова отошли к Японии по Санкт-Петербургскому договору 1875 года. До этого она владела островами Кунашир, Итуруп, Шикотан и островной группой Хабомаи. Это был обмен территориями – взамен Россия получила права на южный Сахалин, который с 1855 года (Симодский трактат) находился в совместной собственности двух стран.
На протяжении нескольких десятилетий особого значения Страна восходящего солнца своим северным владениям не придавала. В экономическом и военном отношении Курилы практически не развивались. Все изменилось с началом Второй мировой войны на Тихом океане. Японское авианосное соединение, атаковавшее 7 декабря 1941 года американский флот в Перл-Харборе, отправилось в поход от острова Итуруп.
В начале июня 1942-го от острова Парамушир вышла японская эскадра с задачей захватить принадлежащие США алеутские острова Атту и Кыска. Операция прошла успешно, и часть американской территории больше года находилась под оккупацией.
Ответ американцев заставил себя ждать достаточно долго – лишь в конце мая 1943 года они смогли вернуть Атту, и 10 июля вылетевшие с аэродрома на острове бомбардировщики нанесли удар по Парамуширу. Интересно отметить, что экипажи, отправляясь на опасное задание, получили карты советских аэродромов на Камчатке – на случай аварийной посадки.
В то время СССР и Япония не находились в состоянии войны, и заход американских самолетов в советское воздушное пространство, тем более посадка на аэродроме, могли привести к международному скандалу и спровоцировать японцев. Однако других вариантов для спасения у американских пилотов не было. Известно, что только один летчик, попавший в японский плен на Курилах, остался в живых.
Месяц спустя, 11 августа, 19 из 25 американских бомбардировщиков B-24, участвовавших в налете на острова Парамушир и Шумшу, подбили японские истребители. Один из «Либерейторов» дотянул до советской территории и совершил вынужденную посадку в тридцати километрах севернее Петропавловска-Камчатского.
12 сентября в окрестностях аэродрома Елизово приземлились сразу семь американских самолетов, поврежденных при бомбардировке Шумшу.
В общей сложности за время Второй мировой войны на Камчатке нашли спасение 32 бомбардировщика ВВС США, а несколько десятков разбились в тайге или утонули в море у полуострова. Последний инцидент датирован 17 июля 1945 года – на советской территории совершили вынужденную посадку два Б-25, подбитых над Курилами.
Известны истории спасения американских летчиков, достойные Голливуда. Экипаж Б-24, подбитого японскими истребителями при бомбардировке Северных Курил 18 ноября 1944 года, оказался в отчаянном положении после аварийной посадки на берегу в ста километрах к северу от мыса Лопатка – крайней южной точки полуострова. Советское командование об этом знало, но над Камчаткой бушевала пурга. Только через пять суток, когда погода улучшилась, американцев обнаружили и сбросили с самолета контейнер с медикаментами, теплой одеждой, палаткой и продовольствием. Эвакуация же началась вечером 30 ноября, когда туда добрались пограничники с двумя лошадьми.
Случались и недоразумения – советские и американские военные несли потери от «дружественного огня». Так, 28 августа 1944-го в 40 милях к югу от Камчатки американский бомбардировщик атаковал советский танкер «Эмба», ошибочно принятый за японское судно. Два моряка были ранены, один из них смертельно.
10 июня 1945 года советские зенитчики над Камчаткой сбили Б-25, возвращавшийся на Алеутские острова после бомбардировки Курил. 6 августа два американских бомбардировщика атаковали советские пограничные катера у южного побережья Камчатки, посчитав их японскими. Потери понесли обе стороны – огнем с катеров был сбит один самолет, а на катерах погибли 7 и были ранены 14 моряков.
Отдельного рассказа заслуживает судьба 246 американских пилотов, оказавшихся на Камчатке. Они были интернированы и отправлены в лагерь под Ташкентом. Для возвращения союзников по антигитлеровской коалиции на родину, чтобы соблюсти формальности нейтралитета с Японией, была придумана схема с «побегом» в Иран.
Вернувшись в США, все летчики подписывали обязательства о неразглашении, они не возвращались в свои старые части, никто не должен был знать об их пребывании в СССР. Эти документы были настолько засекречены, что по окончании войны у многих пилотов возникли сложности с подтверждением статуса ветерана боевых действий. Справедливость восстановили только в 1986 году, после того как правительство США рассекретило информацию о пребывании американских летчиков на советском Дальнем Востоке в годы Второй мировой войны.
После начала воздушных налетов японцы были поставлены перед необходимостью усилить противовоздушную оборону (ПВО) Курил. Там построили девять аэродромов, на которых базировались сотни самолетов, разместили зенитную артиллерию. Именно этим объясняются высокие потери американских ВВС, которые с апреля 1944-го по август 1945-го практически ежедневно наносили бомбовые удары по островам.
Примером может служить остров Матуа, на котором японцы оборудовали три взлетно-посадочные полосы, четыре ангара, подземные склады ГСМ и боеприпасов, сеть береговых укреплений. В систему ПВО входили 12 зенитных орудий и две радиолокационные станции. Над этим островом было сбито около 50 американских самолетов.
Кроме того, японцы принимали меры для защиты Курил от угрозы высадки морского десанта, что было оправданно: американцы одно время действительно вынашивали планы использования островов в качестве плацдарма для вторжения в Японию. Действия береговой артиллерии обеспечивали радиолокационные станции и прожекторы. Оборона была эффективной – 1 июня 1944 года орудия с Матуа потопили американскую подводную лодку SS-233. В итоге от своих замыслов американцы отказались, приняв во внимание сложные погодные условия в предполагаемых районах высадки.
Квантунская трудармия: как побежденные японцы создавали колхозы на Сахалине и строили БАМ
Зато штормы и туманы не смутили советское командование. В частности, на Матуа наши десантники высадились 25 августа 1945 года. Им без боя сдались в плен 3795 японских солдат и офицеров.
Вокруг этого острова родилось множество мифов. Например, о том, что здесь заправлялись топливом немецкие субмарины и надводные корабли, о чем якобы свидетельствуют ржавые бочки с маркировкой Kraftstoff Wehrmacht 200 Ltr. («горючее вермахта, 200 л»). Такие же «вещдоки» были обнаружены в устье реки Лена, и тоже дали благодатную почву для фантазий о тайной базе германских субмарин в том районе.
На самом деле пустая тара для топлива попала на Матуа и в устье Лены уже после войны. Несколько миллионов бочек с характерной маркировкой достались Красной Армии как трофей и использовались в народном хозяйстве СССР и для нужд обороны.
Не только воздушные силы, но и ВМС США активно действовали в районе Курильских островов. Первые субмарины заняли позиции здесь в июле 1942-го. В 1944 году от их атак японцы теряли около 10% личного состава и военных грузов. Так, 9 июля 1944-го SS-281 потопила транспорт «Тайхей Мару». Из находившихся на борту двух тысяч военнослужащих 956 погибли.
Надводные корабли оперативных соединений ВМС США TF-94 и TF-92 с 4 февраля 1944-го до 12 августа 1945 года вели регулярные артиллерийские обстрелы островов Парамушир и Матуа, а также атаковали японские конвои. В частности, четыре эсминца оперативной группы TG-92.2 с 26 по 30 июня 1945 года потопили 4 патрульных корабля и 2 транспорта противника.
Выделяемые для артиллерийских ударов по островам оперативные группы (TG) состояли из одного-трех легких крейсеров и нескольких эсминцев. Первый обстрел Парамушира 4 февраля 1944 года выполнила TG-94.6 в составе двух крейсеров и четырех эсминцев. Целями были выбраны береговые батареи и аэродром. Были уничтожены ангар и казармы, у пирса потоплено небольшое судно.
11 и 12 августа 1945 года американские корабли нанесли завершающие удары по Курилам. Два крейсера и двенадцать эсминцев обстреляли острова Матуа и Парамушир. Снаряды, выпущенные по Парамуширу, стали последней боевой стрельбой ВМС США во Второй мировой войне.
Шесть дней спустя началась Курильская десантная операция войск 2-го Дальневосточного фронта и кораблей Тихоокеанского флота СССР, в результате которой до 1 сентября были освобождены все острова архипелага. Спустя полгода Курилы официально вошли в состав СССР.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".