22 декабря 2024
USD 102.34 -1.08 EUR 106.54 -1.41
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. 1 сентября. Перезагрузка
Экономика

1 сентября. Перезагрузка

Руководители и собственники предприятий даже в кризис все больше инвестируют в собственное образование. «Профиль» выяснял, чем привлекательны сегодня бизнес-школы, и как подстраиваются их программы под кризисные явления.

Экономический кризис и кризис среднего возраста – драматическое сочетание и бремя, которое несут на себе многие «герои нашего времени», предприниматели. Выйти победителем в обеих схватках эксперты предлагают с помощью «перезагрузки» знаний, энергии, бизнеса. Проще говоря, снова сесть за парту, поступить в одну из престижных бизнес-школ и получить степень мастера делового администрирования (MBA). Да, не каждый может себе такое позволить, и покупательная способность студентов‑предпринимателей средней руки снизилась, отмечают эксперты. Но топ-менеджеры, руководители, собственники предприятий, наоборот, инвестируют в собственное образование все больше. И это уже не мода на «корочки» MBA, тут главное – реальная эффективность, вывод компаний из недр депрессии на взлетную полосу успеха. При этом стоимость обучения если и растет, то незначительно, появляются даже гранты. А наличие степени MBA в резюме уже стало для хэдхантеров одним из главных преимуществ. «Профиль» разбирался, чем так привлекательны сегодня бизнес-школы, как подстраиваются их программы под кризисные явления.

Кризис в помощь

Выпускник Школы бизнеса «Синергия», финансовый директор компании Inventive Retail Group Роман Борисов в самый разгар кризиса, в 2015 году, увеличил продажи своих магазинов (цифровая электроника, детские, спортивные товары) на 29%, а в первом полугодии текущего года – на 78%. Ритейлер вошел в топ‑10 самых быстрорастущих сетей страны (по данным аналитики INFOline). Все это благодаря эффективной стратегии развития, говорит директор программы MBA «Синергии» Мария Балашова. «Существенная роль в этом принадлежит грамотно выстраиваемой финансовой модели бизнеса, а также внедряемому процессу комплексной автоматизации бюджетирования», – отмечает она.

Хороший рост в кризис показал выпускник программы Executive MBA Московской школы управления «Сколково», совладелец сети мебельных гипермаркетов Hoff Михаил Кучмент. «За последний год они сумели увеличить долю на падающем рынке, в 2015 году выручка компании выросла на 25%, – хвастается выпускником руководитель направления по работе с клиентами школы «Сколково» Максим Фельдман. – В кризисный период они сократили импорт, адаптировали ассортимент к новому уровню покупательной способности. Сейчас Михаил Кучмент с командой открывают новые форматы мебельных магазинов, чтобы усилить свои позиции и выйти на новые рынки». А другой выпускник этой школы, Алексей Нехаев, основал проект Vision Labs – технологию распознавания лиц. Этот проект профинансировали Google и Facebook. «За последний год ребята также запустили пилотные проекты в банках и аэропортах в США и странах Юго-Восточной Азии», – рассказывает Фельдман. А предприниматель из Нижнего Новгорода Алексей Зюзин вывел свой проект «Синергетик» по производству «зеленой» бытовой химии на федеральный уровень и завоевал гипермаркеты. Выпускница Фарида Абдулганиева получила портфель министра экологии и природных ресурсов Татарстана, а выпускница Саодат Ташпулатова – кресло председателя правления Москоммерцбанка.

Главный врач и гендиректор тюменской клиники NEO-Clinic Сергей Гольцов окончил бизнес-школу ЛИНК сам, а потом отправил за парты своих коллег. Медицинского образования для развития своей компании в конкурентной среде уже не хватало, понял он. «Моя стратегия 2011–2016 была выполнена в полной мере, и сегодняшнее событие – ее итог: накануне защиты своих дипломов мои заместители стали директорами курируемых направлений, – рассказывает Гольцов о своих достижениях в учебе. – А мою стратегию как собственника, гендиректора и главврача они продолжили, спланировав ее до 2020 года».

«Один из наших выпускников, Илья Васильев, который сегодня уже занимает позицию Director, Finance and IT UC Rusal Jamaica, говорит, что оконченная им программа MBA экономического факультета МГУ научила самоорганизации и самодисциплине, помогла подняться на новую ступень карьерной лестницы, дала возможность посетить ряд университетов по всему миру и «проникнуться интернациональным духом просвещения», – приводит еще один пример руководитель программ доп-образования факультета, профессор Валентина Герасименко. Выпускница программы MBA МГУ Ольга Алферова тоже «подросла» и возглавила филиал ВТБ24 в Оренбурге. А Дмитрий Воронин из Москвы, отучившись, уволился с поста IT-директора в крупной компании и занялся собственным проектом Frontdesk24. «Программа MBA – это не только и не столько знания, – говорит он. – Это возможность стать кем-то новым. Я был узким специалистом, смотрел на вещи со стороны только своего подразделения. Во время учебы я познакомился с людьми, которые делают разные вещи, – юристами, маркетологами, финансистами. И понял, что мое видение работы компании ограниченно».

Фото: Shutterstock
©Фото: Shutterstock

Точка опоры

Все эти истории успеха подтверждают, говорит Фельдман, что MBA – не ригидная (неэластичная) программа, которая «везде одинакова». «Программы MBA сильно отличаются друг от друга во всем мире, а в России местные реалии вынуждают нас и наших коллег делать программы максимально практически ориентированными и нацеленными на запрос клиентов», – говорит он.

По результатам опроса выпускников прошлого учебного года Плехановской школы бизнеса Integral РЭУ им. Г.В. Плеханова, 30% приводили примеры существенного карьерного роста и повышения доходов еще в период обучения. «Каждый второй выпускник ожидает продвижения в ближайшие полгода», – говорит декан Integral, профессор Лариса Карташова. Если вам нужна любая перезагрузка – знаний, энергии, бизнеса, – нужно идти учиться, советует Фельдман. «Образование является далеко не единственным, но весьма действенным способом найти для себя новые смыслы и точки опоры, единомышленников, преодолеть кризис среднего возраста, а также побороть нестабильную ситуацию в бизнесе, отягощенную непростой ситуацией в стране и необходимостью искать ответы на вопросы, что будет с бизнесом, экономикой и прочим», – говорит он.

Само бизнес-образование влияния кризиса не избежало. «Популярность растет, а спрос падает, – констатирует декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС Александр Чеканский. – И это неудивительно. Экономический кризис всегда сопровождается падением спроса на услуги серьезного бизнес-образования. В последние пару лет многие программы МВА и даже школы бизнеса были закрыты, большинство испытывают серьезные проблемы с набором». Но даже при снижении покупательской активности и падении доходов, отмеченных в текущем году, школы могут надеяться на тот же набор, что в прошлом, считает директор по маркетингу и развитию бизнес-школы МИРБИС Федор Федоров. «В 2015/2016 учебном году интерес к МВА упал на 5–7%, при этом спрос на Executive MBA (для директоров и собственников) вырос на 10–15%», – говорит он. «Спрос на программы бизнес-школ с высоким качеством подготовки, несмотря на относительно высокие цены, практически не упал, – соглашается Чеканский. – Соответственно, их доля на рынке значительно возросла. В ИБДА, например, в 2015/2016 учебном году набор на программы МВА даже вырос на 12%».

То есть ведущие бизнес-школы с исчезновением более слабых конкурентов, наоборот, позиции свои упрочили и количество студентов увеличили. Стоимость обучения при этом если вырастет, то незначительно. Большинство школ стараются сохранить прежний ценовой диапазон. «Что касается стоимости программ MBA, она вряд ли станет выше, скорее, наоборот – в текущей ситуации бизнес-школы идут навстречу потенциальным студентам, реализуя грантовые программы, предоставляя различные скидки на обучение», – говорит Фельдман. «Непростая экономическая ситуация оказывает влияние на ценообразование и спрос на рынке бизнес-образования, – соглашается декан факультета международного бизнеса ВАВТ, руководитель школы-бизнеса ВАВТ, профессор Ольга Андреева. – Вместе с тем в этом году наша академия нашла возможность зафиксировать стоимость обучения на докризисном уровне, что повышает интерес к программам со стороны потенциальных слушателей». Кроме того, система образования в большинстве школ строится гибким образом, чтобы студенты могли выбирать наиболее подходящие для себя программы или формы обучения – очные, заочные, дистанционные. «Наша позиция заключается в том, чтобы в ходе обучения слушатель мог выбрать дополнительные платные продукты – тренинги, семинары личностного роста, стажировки по желанию и необходимости», – отмечает Федоров.

декан факультета стратегического управления ИБДА РАНХиГС«Постоянное обновление учебных программ последними достижениями управленческой науки и практики, лучшим мировым опытом – необходимое условие для укрепления школ бизнеса на падающем рынке. Среди множества последних новаций ИБДА – первой школы в России, входящей в двадцатку лучших в мире, – выделим три.

Первая вытекает из теории жизненного цикла корпорации. На разных стадиях развития компании, как и на разных стадиях экономического цикла, используют разные наборы управленческих технологий. Методы, зарекомендовавшие себя в период роста деловой активности, в кризис могут усугублять проблемы. Наши программы МВА дают инструментарий, позволяющий не только увидеть приближение кризиса и адаптировать к нему систему управления, но и не упустить первые признаки посткризисного подъема, стимулировать рост рыночной доли компании.

Вслед за Гарвардской школой бизнеса ИБДА включил в программу МВА имитационную компьютерную игру «Стратегия Голубого океана». Она разработана специалистами INSEAD и нацелена на формирование навыков принятия «нестандартных управленческих решений». Это еще одна новация. Игра развивает навыки поиска, создания и освоения свободных рыночных ниш. Это превращает кризисную ситуацию в трамплин для роста компании. Быстрые изменения конкурентной среды требуют постоянной корректировки планов. Поэтому третья новация – технологии Agile-менеджмента, позволяющие гибко, нестандартно, творчески реагировать на эти изменения».

Глобальное образование для глобального бизнеса

Таким образом, несмотря на кризис, студентов не убавится. Наоборот, популярность и престиж «корочек» MBA будут только расти. Драйвером развития рынка бизнес-образования является изменяющаяся реальность, говорит Фельдман. «Новые условия игры на рынке обеспечивают востребованность новых навыков и качеств, которые может дать специализированное образование, – поясняет он. – Если влияние этого фактора сохранится, мы можем ожидать колоссальных темпов роста спроса на программы бизнес-обучения в ближайшие 3–5 лет. В выигрыше будут те бизнес-школы, которые создадут наиболее качественные программы по адекватным ценам».

Правда, студенты стали куда более придирчивыми, и это тоже влияние непростой экономической ситуации последних лет. «Кризис отсекает лишнее и заставляет действовать более рационально. Во всем, в том числе в выборе программ бизнес-образования для профессионального роста. В приоритете только насыщенные профессиональными знаниями», – говорит профессор Герасименко из МГУ. Экономический факультет вуза ежегодно проводит опросы своих выпускников. Среди обязательных вопросов: «Какие результаты, достигнутые после окончания программы МВА, для Вас наиболее важны?». «Ежегодно около 90% выпускников ставят на первое место повышение профессиональной квалификации управленца, – приводит данные опросов Герасименко. – Нынешний год не стал исключением – параметр профессиональных знаний в приоритете у 91% выпускников». В то же время, обращает внимание профессор, влияние кризиса и связанной с ним неустойчивости бизнес-среды «мы видим в падении популярности стандартных бизнес-кейсов». «Такой результат обучения, как накопленный опыт эффективного решения бизнес-ситуаций, постепенно «теряет в цене»: если 3 года назад за него проголосовал 81%, то теперь – только 63% выпускников», – говорит эксперт.

Решать конкретные проблемы бизнеса здесь и сейчас и получать измеримый результат – вот те критерии, по которым сейчас предприниматели выбирают образовательные программы, говорит Мария Балашова из «Синергии». Наиболее востребованными являются программы в области обеспечения устойчивого развития, управления проектами, big data management, добавляет Лариса Карташова из Плехановской школы бизнеса Integral. «За рубежом, а последнее время и в России усиливается интерес корпоративных заказчиков к развитию таких управленческих компетенций ключевого персонала, как искусство «ситуационного управления» в турбулентной среде, построение стратегических альянсов и эффективные коммуникации с заинтересованными «стейкхолдерами», кросс-культурный интеллект и стресс-менеджмент», – говорит она.

В целом бизнес и бизнес-среда становятся глобальными, международными, подчеркивает профессор Герасименко. И именно этого, как показали результаты ежегодного опроса МГУ, ждут от бизнес-образования нынешние студенты-предприниматели. «На вопрос: «Важно ли для Вас, чтобы получаемое образование в МГУ было международным?» в этом году 44% ответили: «Да, это важно уже сейчас», а еще 33% сказали: «Да, это будет важно в моей работе в будущем», – приводит данные исследования профессор Герасименко. А Фельдман из бизнес-школы «Сколково» отметил любопытный тренд. «Он состоит в том, что наличие степени MBA начинает становиться полезнее при устройстве на работу, чем это было раньше, – пояснил эксперт. – Это подтверждают и наблюдения хэдхантеров и HR-профессионалов из сообщества выпускников «Сколково». Пока сложно предположить, является ли это первым шагом на пути к тому, чтобы степень MBA в России также стала «знаком качества» управленца, как, например, в США. Но определенное движение в эту сторону становится все более явным».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".