Первый среди равных: почему у британцев был только один подводный ас
В годы Первой мировой войны мастеров воздушного боя начали называть «асами» (от французского as – туз). Со временем термин стал использоваться и для обозначения наиболее успешных командиров подлодок. Однако этот термин не прижился в Королевском флоте Великобритании. Во Вторую мировую войну британцы не имели системы награждений, выделявших из командиров субмарин наилучших. Это привело к любопытному казусу: послевоенный разбор действий британских подводников показал, что лишь один человек в подплаве Его Величества может претендовать на звание подводного аса.
Подводные асы и их противники
Считается, что немцы первыми стали называть подводными асами наиболее выдающихся командиров подлодок, ориентируясь исключительно на тоннаж потопленных ими торговых судов. Не стоит удивляться такому подходу, поскольку в обеих мировых войнах главной задачей немецких субмарин было истребление вражеского торгового судоходства. Поэтому их командиры, достигшие в этом определенных успехов, награждались высшими военными наградами Германии. При кайзере это был орден Pour le Mérite (также известный как «Голубой Макс»), а при Гитлере – Рыцарский крест. Подводник с такой наградой считался асом, как достигший определенной планки. Например, потопивший 100 тыс. брт.
Но в Великобритании считали, что потопленный тоннаж не может быть единственным критерием оценки успехов подводных сил, которые в начале войны были нацелены исключительно на вражеские военные корабли, а не на торговые суда. Британцы считали, что каким бы ни был совокупный тоннаж потопленных «купцов» или вспомогательных судов, его нельзя сравнивать с уничтожением крейсера или субмарины. Поэтому Лондон отказался от введения стандарта, подразумевавшего определенную планку, достигнув которой, подводник мог считаться асом. Вместо этого англичане ввели свою систему оценки результативности командиров субмарин, разделив их на три категории.
В первую вошли «убийцы гигантов» – командиры, потопившие или повредившие крупные военные корабли. Во вторую – «охотники за подлодками», командиры, уничтожавшие вражеские субмарины. В третью категорию попали «корсары» – подводники, топившие торговые суда или суда снабжения и войсковые транспорты.
Рассмотрим эти категории более подробно.
Победители линкоров и крейсеров
Категория «убийцы гигантов» делилась на два класса. К первому относились подводники, чьи торпеды стали причиной гибели крупных вражеских кораблей или как минимум два из них были повреждены одним торпедным залпом. Среди таких «убийц» были командир подлодки «Труант» Кристофер Хатчинсон, потопивший немецкий легкий крейсер «Карлсруэ», Эдвард Томкинсон с «Эрдж», уничтоживший итальянский легкий крейсер «Джованни делле Банде Нере», Лесли Беннингтон с «Талли-Хо», потопивший японский легкий крейсер «Кума», и Артур Хезлет с «Тренчент», отправивший на дно японский тяжелый крейсер «Асигара». Два корабля разом торпедировала «Сэлмон» Эдварда Бикфрода (немецкие крейсеры «Лепциг» и «Нюрнберг») и «Анброкен» Аластейра Марса (итальянские крейсеры «Больцано» и «Муцио Аттендоло»).
Ко второму классу этой категории были отнесены командиры субмарин, торпедировавшие по одному вражескому кораблю. Таковых набралось десять человек. Среди них стоит выделить Джона Форбса, повредившего «карманный линкор» «Лютцов», Дэвида Ингрэма, выведшего из строя линейный крейсер «Гнейзенау», и Дэвида Ванклина, нанесшего повреждения легкому крейсеру «Джузеппе Гарибальди». Отдельно нужно отметить командира «Эрдж» Эдварда Филипа Томкинсона, занимающего среди «убийц гигантов» особое место. Томкинсон не только потопил крейсер, но и торпедировал и повредил линкор «Витторио Венето», причинив флоту Муссолини серьезный ущерб.
«Охотники на подлодки»
По мнению Уинстона Черчилля, немецкие подводники были «подлыми негодяями», топящими торговые суда. А вот своих подводников британский премьер считал «благородными рыцарями», охотящимися на «подлых негодяев».
Действительно, экипажи британских субмарин были сосредоточены на борьбе с «коллегами» из ВМС Гитлера и Муссолини.
Но успехи подводников на этом поприще блекнут на фоне достижений надводных кораблей и самолетов Великобритании, уничтоживших во время Второй мировой сотни субмарин стран Оси, в то время как британскому подплаву удалось потопить не более 40 вражеских подлодок.
Список удачливых «охотников за подлодками» состоит из более чем 30 фамилий командиров субмарин. На счету у шестерых из них двойные победы. Среди них командир «Сарацен» Майкл Ламби, потопивший немецкую U-335 и итальянскую «Гранито», а также Джеймс Лаундерс с «Вентурер», уничтоживший в конце войны две немецкие лодки. Причем его атака U-864 вошла в историю как первое успешное нападение одной субмарины на другую в подводном положении. Есть в списке двойных побед над подлодками и «Апхолдер» Ванклина, отправившего на дно две итальянские субмарины в начале 1942-го.
Подводные «корсары» Его Величества
Если в начале войны британские подводники охотились в Северном море на военные корабли, то по мере возникновения новых театров военных действий им все-таки пришлось начать топить торговые суда и транспорты. Хотя их успехи на этом поприще были значительно скромнее, чем у немцев, но все же «корсары» заметно потрепали судоходство Оси.
После войны настало время подводить итоги морских сражений. Проведя ревизию успехов подводников, британское Адмиралтейство пришло к выводу, что те часто преувеличивали свои достижения. Позже к проверке результативности командиров субмарин подключились историки, внеся свои изменения в список самых успешных «корсаров».
Побоище у Триполи: как английский подводный ас потопил сразу два лайнера
Согласно современным данным, самым результативным британским подводником – истребителем торгового тоннажа считается Дэвид Ванклин. На его счету девять уничтоженных судов общим тоннажем почти 80 тыс. брт, включая итальянские лайнеры «Конте Россо», «Нептуния» и «Океания». Следом за ним идут командиры лодок «Турбулент» и «Анраффлд» Джон Линтон и Джон Стивенс, уничтожившие почти по 40 тыс. брт каждый. После них стоит упомянуть и командира «Сафари» Бена Брайанта, потопившего свыше 30 тыс. брт. Остальные же подводные «корсары» не достигли планки в 30 тыс. брт.
Хотя послевоенная проверка результативности была необходима, многие из ветеранов британского подплава восприняли ее болезненно – как оспаривание их мастерства. Действительно, потопленный тоннаж служит надежным показателем ущерба, нанесенного противнику, и, очевидно, является лучшим критерием, чем подсчет количества потопленных военных кораблей. Однако он не дает возможности судить о мастерстве командира субмарины, поскольку поразить торпедами медленно идущее торговое судно проще, чем быстрый военный корабль или такую малозаметную и небольшую цель, как подлодка.
Награды британских подводников
Любопытно, что в Великобритании успехи подводников во всех трех видах их деятельности поощрялись практически одинаково. Но в отличие от немцев британцы не устраивали массовую раздачу высших военных орденов. В Адмиралтействе распределением наград ведал специальный комитет. Он следил за тем, чтобы храбрость и заслуги не оставались без поощрения, но при этом деяния соответствовали статусу орденов и медалей. Да, крестами Виктории и Георга могли наградить любого достойного подводника без оглядки на звание, а вот орден «За выдающиеся заслуги» и крест «За выдающиеся заслуги» полагались только офицерам. Наградами же для нижних чинов служили медали «За выдающуюся храбрость» и «За выдающуюся службу».
Как Джон Линтон заслужил себе славу одного из лучших асов британского подплава
Шкалы для награждения ими не существовало, но обычно соблюдался ряд правил. Крест Виктории давался за героизм. Орденом «За выдающиеся заслуги» награждали командиров субмарин, совершивших результативные атаки крупных вражеских кораблей (от крейсера и выше), а также за уничтожение подлодки. Этот орден можно было получить и за успешную атаку конвоя. За меньшие подвиги или за проведение ряда успешных походов командиры обычно награждались крестом «За выдающиеся заслуги» или упоминались в официальных сводках.
Всего за время войны командиры британских субмарин получили три креста Виктории, 78 орденов «За выдающиеся заслуги», причем 25 офицеров были награжденными последними дважды, и еще шесть – трижды. Около 20 орденов «За выдающиеся заслуги» достались «убийцам гигантов», около 40 – «охотникам за подводными лодками», а остальные – «корсарам».
Все это служит подтверждением того, что в Великобритании система награждений подводников не имела цели сформировать культ подводных асов, как это было сделано в Германии. Британцы не стимулировали своих командиров субмарин рваться к высокому результату ради высших орденов. Поэтому британский подплав просто делал свою работу, но делал ее хорошо.
Первый среди равных
В завершение нужно отметить интересный факт. Только три командира субмарин стали кавалерами креста Виктории – высшей военной награды Великобритании. При этом двое из них отметились лишь в одной из трех упомянутых категорий успехов. Командир «Пандоры» и «Турбулент» Джон Линтон занимает одну из лидирующих позиций среди «корсаров». Командир «Торбей» Энтони Майерс отметился одной победой в списке «охотников за подлодками». Но куда больше внимания к себе привлекает третий подводник, удостоенный этой награды.
Командир «Апхолдер» Дэвид Ванклин достиг успеха во всех трех категориях. Он имеет самый высокий результат в потопленном тоннаже, на его счету две уничтоженные подлодки и поврежденный крейсер. Таким образом, его вполне можно считать подводным асом Королевского флота. Признают это и в Великобритании. Вице-адмирал Артур Хезлет, командовавший во время войны субмариной «Тренчент», назвал Дэвида Ванклина «безусловно, лучшим британским подводником Второй мировой войны».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".