24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как Джон Линтон заслужил себе славу одного из лучших асов британского подплава
Military Великобритания Вторая мировая война подводные лодки

Как Джон Линтон заслужил себе славу одного из лучших асов британского подплава

15 октября исполняется 116 лет со дня рождения выдающегося британского подводника Джона Линтона. В годы Второй мировой войны он прославился как очень успешный командир субмарины, атакуя вражеские суда и корабли в Средиземном море. Но были на его счету и ошибки, приведшие к трагедии и дипломатическому скандалу.

Командиры британских субмарин Средиземноморского флота Эдвард Пизи (слева) и Джон Линтон (справа)

©imperial war museum/ Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

От кадета до командира подлодки

Джон Линтон пришел на флот кадетом в 1923 году. После практики на Средиземном море и учебы в военно-морском колледже молодой лейтенант выбрал карьеру подводника. В 1927-м Линтон получил первое назначение, став офицером 5-й подводной флотилии. Его первой субмариной была L22, построенная в годы Первой мировой. После этого почти десять лет Линтон служил вахтенным офицером на разных лодках, базировавшихся в Великобритании и Китае, пока начальство не сочло его готовым стать командиром субмарины. Пройдя курсы в Портсмуте, в мае 1935 года Линтон получил под свое командование подводную лодку L21. Осенью 1938-го его перевели в Гонконг, где он стал командиром подлодки «Пандора».

Первый боевой поход Линтон совершил к берегам Японии. После начала войны с Германией Лондон забеспокоился, что японцы могут выступить единым фронтом с Берлином и нанести удар по британским колониям в Китае. В связи с этим Адмиралтейство приказало своим «китайским» подлодкам вести патрулирование японского побережья. «Пандора» была в их числе.

Британские субмарины оставались на Дальнем Востоке до весны 1940-го, когда стало ясно, что большая угроза исходит не от Японии, а от Италии. В этой связи 10 подлодок, включая «Пандору», отправились в Александрию (Египет), чтобы усилить британский Средиземноморский флот. Решение это оказалось верным: 10 июня Рим объявил войну союзникам – Лондону и Парижу.

Удача «Пандоры»

Линтон стал автором одной из первых побед британского подплава на новом театре военных действий. Но его успех спровоцировал политический скандал.

Зачем во время Второй мировой англичане уничтожили французский флот

После капитуляции Франции, чтобы ее флот не попал в руки немцев, англичане пошли на крайние меры и начали операцию «Катапульта». Наиболее драматичный ее эпизод разыгрался в алжирском порту Мерс-эль-Кебир. 3 июля 1940 года британская эскадра предъявила ультиматум находившемся там французским морякам. Суть требований была такова: они должны либо присоединиться к англичанам, либо отправиться в любой английский порт и там разоружиться, либо уйти во французские порты Вест-Индии, либо же затопить корабли прямо на якорной стоянке в течение шести часов. Французы сочли такую постановку вопроса унизительной, а британцы, не дожидаясь истечения срока ультиматума, открыли огонь. В Лондоне считали эту акцию разовой, поэтому сразу после боя приказали своей эскадре вернуться в Гибралтар.

Но Адмиралтейство забыло отозвать подлодки, и это привело к трагедии. 4 июля «Пандора» атаковала и потопила у Алжира «французский крейсер». Однако оказалось, что это был шлюп «Риго де Женуи», не входивший в число целей операции «Катапульта». В итоге Адмиралтейству пришлось извиняться перед французским послом за этот инцидент.

Больше Линтон таких ошибок не совершал. В течение 1940 года его «Пандора» продолжала патрулировать вражеские судоходные маршруты. Но успех к ней пришел лишь во время шестого похода, когда подлодка действовала у ливийского побережья. 28 сентября Линтон атаковал у порта Бенгази два итальянских судна с грузом бензина, сопровождавшихся военным кораблем. Его торпеды отправили на дно транспорт «Фамилия». Итальянцы контратаковали субмарину глубинными бомбами и объявили ее потопленной, что, впрочем, нисколько не помешало «Пандоре» благополучно вернуться в Александрию.

Следующий случай отличиться представился Линтону лишь в его девятом походе во время патрулирования вод у Сардинии. 9 января 1941-го «Пандора» уничтожила там два крупных итальянских судна общим тоннажем свыше 8000 брт. Для Линтона как командира «Пандоры» этот успех стал последним. В общей сложности он совершил на ней 14 походов – в Тихом и Атлантическом океанах и в Средиземном море. В конце июня 1941-го он привел «Пандору» в Великобританию, где сдал ее другому офицеру. Самого же Линтона ждало назначение на субмарину «Турбулент».

"Веселый Роджер" – неофициальный флаг английского подплава, на борту подлодки "Турбулент"

Imperial War Museum/ wikimedia commons

Неистовый «Турбулент»

В феврале 1942 года Линтон привел свою новую лодку в Александрию, после чего был отправлен патрулировать район островов Эгейского моря. Никаких крупных целей «Турбулент» там не потопила, зато устроила погром немецкого каботажного судоходства, уничтожив с десяток небольших парусников. В апреле командование отправило субмарину в Адриатическое море на свободную охоту. Там Линтон совершил шесть торпедных и артиллерийских атак, отправив на дно два итальянских транспорта и шхуну.

Майский поход «Турбулент» стал одним из самых успешных для Линтона. В этот раз он действовал в ливийском заливе Сирт, снова охотясь на вражеские конвои. 14 мая субмарина расстреляла из орудия итальянскую шхуну с грузом бензина. Спустя четыре дня она перехватила конвой у Бенгази и отправила на дно итальянский транспорт «Больсена».

Побоище у Триполи: как английский подводный ас потопил сразу два лайнера

29 мая Линтон нанес поражение еще одному итальянскому конвою. В этот раз «Турбулент» встретила у Бенгази два транспорта в сопровождении двух эсминцев. По словам самого Линтона, он выпустил по противнику четыре торпеды, три из которых уничтожили вражеское судно. Четвертая же оказалась неисправной – из-за отказа гироскопа она ушла с заданного курса. Но удача улыбнулась британцу: эта торпеда поразила корабль охранения – эскадренный миноносец «Эмануэле Пессаньо».

А 17 августа возле Наваринской бухты «Турбулент» обнаружила два крупных транспорта – «Нино Биксио» и «Сестриере», следовавших в итальянский порт Бриндизи в сопровождении четырех кораблей ПЛО. Субмарина выпустила четыре торпеды, две из которых поразили «Нино Биксио». Контратаки эскорта не последовало, поэтому Линтон спокойно ушел, полагая, что судно скоро затонет.

Но он и не подозревал, что обрек на гибель множество соотечественников, поскольку конвой перевозил пленных британских военнослужащих. К счастью, «Нино Биксио» удержался на плаву, что спасло жизни почти трех тысяч военнопленных. Итальянские корабли своевременно организовали спасательную операцию и смогли отбуксировать поврежденное судно в порт. Эти меры помогли избежать больших жертв, но все же на транспорте погибли 336 человек.

«Турбулент» также обеспечивала поддержку операции «Торч» – высадке союзников в Северной Африке. Действуя у ливийского побережья и в Тирренском море, Линтон продолжил уничтожать вражеские транспорты и военные корабли. К примеру, 11 ноября он нанес болезненный удар немецким подводникам, потопив у Сардинии плавбазу субмарин кригсмарине «Бенгази». 29 декабря Линтон закрепил свой успех, отправив на дно в том же районе крупный итальянский транспорт «Марте».

Начало 1943-го стало для «Турбулент» очень удачным. В период между 11 января и 5 февраля, действуя у побережья Сицилии, субмарина потопила три вражеских судна. Таким образом, Линтон внес весомый вклад в морскую блокаду Туниса, сыгравшую важную роль в разгроме и капитуляции немецко-итальянских войск в Северной Африке весной того года.

Британские субмарины "Турбулент" (слева) и "Таку" (справа) в Алжире, 1943 год

Imperial War Museum/ wikimedia commons

Кавалер креста Виктории

24 февраля «Турбулент» вышла из Алжира в свой 12-й поход, по завершении которого ей предстояло покинуть Средиземноморье и вернуться в Великобританию для ремонта и модернизации. Линтон вновь повел свою субмарину в Тирренское море. 1 марта он потопил транспорт «Сан Винсенцо» прямо у побережья Италии. Считается, что эта атака была совершена его лодкой, поскольку потопление произошло в пределах зоны ее патрулирования. Спустя двое суток, скорее всего, именно «Турбулент» расстреляла из пушки две небольших парусных шхуны в том же районе. Но что случилось с ней дальше, неизвестно, так как Линтон перестал выходить на связь еще до указанных атак.

Сражение у Матапана: как англичане разбили флот Муссолини

23 марта 1943-го он и его команда были официально объявлены пропавшими без вести. Одной из вероятных причин гибели «Турбулент» считается атака итальянского миноносца «Ардито», атаковавшего 6 марта неизвестную подлодку южнее Неаполя. Но истинные причины гибели Линтона и его субмарины неизвестны до сих пор – ее корпус так и не был найден.

25 мая 1943 года король посмертно наградил Джона Линтона Крестом Виктории, сделав его третьим командиром подлодки, удостоенным этой награды за Вторую мировую войну. При этом было заявлено, что Линтон, командуя двумя лодками, потопил крейсер, эсминец, 20 торговых судов и шесть шхун, а также уничтожил артогнем два поезда. С 1 января 1942 года по 1 января 1943-го он провел в море 254 дня, в том числе 2970 часов под водой. За этот период на него охотились 13 раз, а на «Турбулент» было сброшено 250 глубинных бомб.

Адмиралтейство оценило успехи Линтона в 81 000 брт потопленного тоннажа, но в реальности они были скромнее. По современным оценкам, жертвами «Пандоры» и «Турбулент» стали шлюп, лидер эскадренных миноносцев, плавбаза подлодок, 15 транспортов и свыше десяти шхун. Причем реально потопленный ими торговый тоннаж чуть превышает 40 000 брт. Такое расхождение в цифрах можно объяснить тем, что во время атак конвоев Линтон допускал оверклейм, оценивая тоннаж своих целей условно и с завышением. Впрочем, даже эти огрехи не мешают считать его одним из лучших подводников ВМС Великобритании.

В завершение стоит отметить, что история Джона Линтона служит подтверждением того, что, хотя в Средиземном море британские подводники добились наибольших успехов, именно этот театр военных действий стал для них и самым смертоносным. С 1941-го по 1943-й там встретили свою смерть 43 субмарины и почти две тысячи подводников.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».