23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Динамо – Киев: как Китай накажет Украину за "африканскую" национализацию "Мотор Сич"
Зарубежье Китай Украина

Динамо – Киев: как Китай накажет Украину за "африканскую" национализацию "Мотор Сич"

Пекин намерен в судебном порядке взыскать с Киева несколько миллиардов долларов. В конце ноября 2021 года иск был подан в арбитражный суд Гааги. Основание – обман китайских инвесторов, купивших контрольный пакет акций украинского авиастроительного предприятия «Мотор Сич». Чем это может закончится для Украины, разбирался «Профиль».

Производство вертолетов на заводе

©Zuma\TASS

Чувство китайского долга

Последние дни среди самых обсуждаемых в международном бизнес-сообществе и политических кругах тем – скандал вокруг национализации запорожского завода «Мотор Сич». Его итог может оказаться плачевным для Украины – китайская Beijing Skyrizon, не видя перспектив напрямую урегулировать вопрос с правительством Украины, подала в арбитражный суд иск с требованием взыскать ущерб за нарушение двустороннего соглашения между странами.

Цена вопроса, с учетом скромных масштабов и возможностей развития украинской экономики, огромная – $4,5 млрд. Долг образовался после указа президента Владимира Зеленского о национализации крупнейшего авиастроительного предприятия страны. Решение было принято Киевом под давлением Вашингтона, стремившегося не допустить утечки в Китай военных технологий, доставшихся Украине в наследство от СССР. Сделка была заключена пять лет назад. На момент, когда украинский лидер принял решение о национализации «Мотор Сич», Beijing Skyrizon полностью выполнила свои обязательства.

В 2016 году компания перечислила указанную в договоре сумму за 56% акций «Мотор Сич». Китайцы, на свою беду, не учли, что на Украине действуют достаточно странные законы в сфере регулирования иностранных инвестиций. Порядок такой: должны быть внесены деньги, и только после этого документы по сделке направляются на согласование в Антимонопольный комитет.

Жестких сроков не существует. В случае с «Мотор Сич» антимонопольное ведомство объявило решение только в 2019 году. Очевидно, что украинские правила игры потенциально создают высокие риски для зарубежных инвесторов. С этим в итоге и столкнулась Beijing Skyrizon – актив, сполна оплаченный, был возвращен государству, ну а деньги зависли.

Судебные перспективы

У Пекина есть хорошие шансы выиграть арбитраж в Гааге. Киев грубо нарушил двустороннее соглашение о привлечении и взаимной защите инвестиций. Документ вступил в силу 31 октября 1992 года. Согласно нормам международного права, с середины ХХ века при рассмотрении споров хозяйствующих субъектов приоритет отдается двусторонним соглашениям.

Принцип защиты иностранной собственности на чужой территории – быстрая, эффективная и адекватная компенсация инвесторам потерь в случаях национализации или экспроприации. В идеале он должен работать автоматически, то есть без долгих судебных тяжб. В противном случае национализация вырождается в экспроприацию. Именно в таком ключе действовали правительства некоторых африканских и азиатских стран, выбравших социалистический путь развития, в 70-е и 80-е годы прошлого века.

Схема, по которой украинские партнеры обвели вокруг пальца китайцев с продажей и последующим отчуждением контрольного пакета акций «Мотор Сич», по сути, идентична африканской практике полувековой давности. Нет сомнений в том, что при этом были попраны базовые принципы международного инвестиционного права.

Политические уловки и отговорки, подобные тем, какие Украина использовала в Высоком суде Лондона при рассмотрении иска России о взыскании долга по еврооблигациям, Гаагским судом не могут быть приняты. В данном случае нарушены права частных акционеров, которые понесли убытки, совершенно не связанные с коммерческими рисками.

Деньги к деньгам

Арбитраж явно будет затяжным – рассмотрение такого типа исков в международных судах, как показывает практика, длится примерно 2–3 года. Но этим дело не ограничивается. Проигравшая сторона почти всегда пытается обжаловать вердикт, подает апелляции.

Надо понимать, что отсрочки начала выполнения судебных решений предполагают начисление дополнительных пени и штрафов. Плюс оплата судебных издержек. В результате размер компенсации, на которую претендуют китайцы, наверняка существенно увеличится.

Китай обратился с требованием к Киеву по ситуации с заводом "Мотор Сич"

Очевидно, что Пекин готов идти до конца. Во-первых, на кону очень большая сумма. Во-вторых, торжество в Гааге над Киевом по умолчанию будет означать победу над куда более серьезным противником – Вашингтоном. Проще говоря, у Китая сегодня есть возможность и взыскать долг и получить моральную сатисфакцию за поражение в торговой войне с США на украинском фронте.

Принципиальный момент – найдутся ли вообще у государства Украина несколько миллиардов долларов для исполнения решения арбитража, в случае если суд примет сторону Китая. Как известно, $3,6 млрд китайская компания заплатила за акции «Мотор Сич». Судьба их туманна – деньги все еще на балансе предприятия или пропали после национализации. Сумма огромная, бесследно исчезнуть даже в украинском хаосе последних лет не может.

Средства или перераспределяются через транзакции на различные счета, или реинвестируются. Так что проследить судьбу китайских миллиардов в принципе реально, была бы на то политическая воля. Это будет сделано, даже если деньги были вложены в другие проекты или банально разворованы. В любом случае отвечать в суде за обман китайских инвесторов и платить по счетам придется украинской казне. Коль скоро завод «Мотор Сич» был национализирован, то и обязательства по иску нести государству.

Угол падения

Экономику и финансовую систему Украины, похоже, ждет тяжелый удар. В полном объеме исковую сумму правительство мобилизовать с большой долей вероятности не сможет. Рассчитывать на помощь извне Киеву тоже не приходится – Международный валютный фонд и Всемирный банк, как известно, не финансируют исполнение государствами–заемщиками обязательств по судебным решениям. Более того, по существующим правилам, все кредитные линии должны быть закрыты.

Альтернатива – попытаться привлечь средства на выплату компенсации у международных банков. Кредиты по определению будут очень дорогие, но другого способа сохранить хорошую мину при плохой игре и спасти репутацию у Украины не будет.

Можно попытать счастья и получить необходимую сумму у страны, которая заварила эту кашу, – США. Однако американцы умеют хорошо считать деньги и своей выгоды постараются не упустить. Например, потребуют в залог какие-либо ликвидные украинские активы. Киевские власти в итоге будут вынуждены принять самые тяжелые условия.

Для государства, отказывающегося выполнять решения международного арбитража, последствия могут быть разрушительными. В любом случае репутация Украины будет подорвана – инвестиционный рейтинг резко ухудшится, цена заимствований на международных финансовых рынках возрастет.

Это чревато масштабным кризисом в экономике, обесцениванием национальной валюты – гривны и, как следствие, обострением социальной напряженности в обществе. Впрочем, одно последствие уже наступило – Украина всерьез и надолго испортила отношения с Китаем.

Инвесторы из Поднебесной впредь будут предельно осторожны, участвуя деньгами и технологиями в украинских проектах. Кроме того, китайская инвестиционная экспансия в мире – от Африки до Латинской Америки – сопровождается сопутствующими инвестициями в развитие транспортной и другой инфраструктуры. Под этим подразумевается строительство дорог, мостов, тоннелей, учреждений образования и здравоохранения. Киев, национализировав «Мотор Сич», по доброй воле отказался от этих возможностей.

Китай решил инвестировать в Крым после скандала с украинской "Мотор Сич"

И последнее: Китай сегодня – ведущий внешнеторговый партнер Украины. На его долю приходится до 14% украинского экспорта и 15% импорта. Китайцы закупают зерно, черные металлы и растительное масло. Сменить поставщиков по этим группам товаров в принципе реально. Альтернативу можно найти в том числе и в России, причем заметно сэкономив на логистических и транспортных издержках.

А вот для украинских экспортеров потеря китайского рынка может оказаться весьма критичной. Такая перспектива возможна, если Пекин введет заградительные пошлины или эмбарго на ввоз сельхозпродукции и металлов с Украины. Ответить Киеву нечем, учитывая, что для Китая объемы торговли с Украиной – величина, близкая к статистической погрешности: всего 0,3% от внешнеторгового оборота.

Автор – доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».