21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Иранские власти поддерживали BLM еще до того, как это стало модно
Зарубежье Иран этика

Иранские власти поддерживали BLM еще до того, как это стало модно

Власти Ирана зачастую пытаются представить явления, связанные с «новой этикой», как свидетельство лицемерия и морального упадка Запада. При этом, несмотря на доминирование в стране исламской идеологии, некоторые элементы «новой этики» находят отклик среди иранцев. Такие примеры подчеркивают сложность и неоднородность общества Исламской Республики.

Акция протеста против гендерной дискриминации в Иране, 12 июня 2005 года

©Raheb Homavandi/REUTERS

Проблемы черных

После убийства афроамериканца Джорджа Флойда в мае 2020 года и начала массовых протестов в США многие представители иранской политической элиты не скрывали злорадства. Президент Дональд Трамп был настроен к Ирану враждебно, постоянно критиковал Тегеран за нарушения прав человека и неоднократно наказывал его за это, вводя санкции. Неудивительно, что, получив столь удачную возможность отыграться, иранские власти в полной мере ею воспользовались – местное телевидение без устали транслировало кадры протестов в Соединенных Штатах, сопровождая их едкими комментариями и обличая американский режим.

Особое внимание к положению чернокожих в США иранский официоз проявлял и раньше. Начало этому положил сам основатель Исламской Республики аятолла Рухолла Хомейни. В 1979 году, через несколько дней после захвата американского посольства в Тегеране, он распорядился освободить заложников-негров. По словам Хомейни, чернокожее население на протяжении столетий притеснялось американскими властями, а один из ключевых постулатов Исламской революции – защита и солидарность с угнетенными слоями общества во всем мире.

С тех пор иранские политики регулярно возвращались к теме притеснения чернокожего меньшинства. Одним из самых последовательных обличителей угнетения негров в США стал эксцентричный президент Махмуд Ахмадинежад, заявлявший об этом в своих многочисленных выступлениях. После окончания президентского срока он проявил себя еще более креативно и для иллюстрации расовой проблемы в Соединенных Штатах начал цитировать в «Твиттере» американского репера Тупака Шакура.

Движение Black Lives Matter (BLM) оказалось в центре внимания иранских властей практически с самого его зарождения. На фоне расовых бунтов, потрясших Фергюсон, Балтимор и другие американские города в 2014-м, духовный лидер Ирана Али Хаменеи неоднократно использовал хэштег #BlackLivesMatter в твитах.

Иран продолжит мстить за Сулеймани, но так, чтобы не разозлить США

Прошлый, 2020 год добавил новую страницу в собрание антиамериканских филиппик. Занимавший в ту пору пост президента Ирана Хасан Роухани заявил, что смерть Флойда имела глобальные последствия, приведя в движение силы, противостоящие угнетению людей. А аятолла Хаменеи сказал, что точно так же, как американские власти угнетают собственных сограждан, США третируют другие государства на международной арене. Когда протесты в Соединенных Штатах достигли своего апогея, один из депутатов Меджлиса (парламента) Ирана даже предложил назвать улицу в Тегеране в честь погибшего Флойда. Впрочем, до реализации этой идеи дело так и не дошло.

Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, надо признать, что движение BLM (в широком смысле), нашедшее последователей во многих западных странах, в полной мере до Ближнего Востока, включая Иран, не дошло. В какой-то момент отдельные представители иранской диаспоры попытались поднять проблемы чернокожих в самом Иране. Однако выглядело это скорее попыткой следовать моде. В Иране действительно живут чернокожие – в основном потомки смешанных браков местных жителей и привезенных через Персидский залив африканских рабов. Но, во-первых, их доля среди населения настолько ничтожна, что обычно они даже не упоминаются в общей статистике при перечислении иранских меньшинств. Во-вторых, системной проблемы угнетения этих людей из-за цвета кожи в Иране нет.

Расизм в Иране, как и в большинстве стран мира, конечно, существует. Однако он касается не негров, а отдельных категорий приезжих. Речь идет об арабах, неприязнь к которым имеет культурные и политические причины, а также об афганских гастарбайтерах. Однако даже на фоне марша движения BLM по западным странам серьезная дискуссия об отношении к этим группам внутри Ирана так и не началась.

Во многих странах местные недолюбливают гастарбайтеров. В Иране в роли «понаехавших» выступают афганцы. На фото: афганские рабочие убирают предвыборные плакаты в Тегеране

BEHROUZ MEHRI / AFP/ East News

Свои гендерные вопросы

Зато движение #MeToo, также обычно упоминаемое, когда разговор заходит о «новой этике», к удивлению многих, стало в Иране довольно популярно. Летом 2020-го в социальных сетях иранцы начали публиковать посты с рассказами об изнасилованиях и домогательствах. В некоторых случаях эти публичные обличения привели к аресту обвиненных людей.

Триггером стало признание журналиста Сары Оматали в том, что 14 лет назад ее домогался известный иранский художник Айдын Агдашлу, когда она пришла к нему в офис, чтобы взять интервью. Были среди этих историй и исповеди мужчин, рассказавших о том, как они в детстве стали жертвами сексуального насилия. Значительная часть таких публикаций была анонимной.

Власти к этой кампании отнеслись серьезно. Вице-президент по делам женщин и семьи Масуме Эбтекар 28 августа похвалила жертв за смелость и публичные признания. «Ограниченность доступа к нужной информации и качественному образованию создает основания для сексуального насилия и надругательств», – сказала она, добавив, что будет добиваться принятия законодательных изменений на этом направлении.

Впрочем, вспышка #MeToo в Иране была яркой, но недолгой. Большая часть публикаций пришлась на лето 2020-го. Впоследствии подобные истории периодически всплывали в медиапространстве, но это были отдельные случаи, а не вал откровений.

Вопрос изнасилований и домогательств имеет свою специфику в Иране, поскольку проблема связана с традиционным для страны понятием чести (перс. «аберу»). Зачастую жертвы не решаются заявить об инцидентах, опасаясь за свое положение в обществе. Поэтому перенос обвинений в публичную плоскость многими описывался как символическое пробивание бреши в «стене молчания». При этом иранское законодательство в том, что касается преступлений сексуального характера, одно из самых строгих в мире. В стране ежегодно казнят преступников, обвиненных в изнасилованиях женщин или детей.

Еще одна сфера, которая теоретически могла бы измениться на фоне укоренения на Западе «новой этики», – это отношение к сексуальным меньшинствам. Ситуация в этой области в Иране не так проста, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, однополая любовь формально относится к числу уголовных преступлений. Но, с другой стороны, применяется эта правовая норма довольно редко, а власти явно не считают преследование ЛГБТ-сообщества приоритетной задачей. В Тегеране есть места, где люди с нетрадиционной ориентацией могут без особой конспирации знакомиться и общаться друг с другом. Пожалуй, самое известное из них – парк «Данешджу», расположенный в самом центре столицы.

При этом в Иране проводится множество операций по смене пола. Их еще в 1980-е разрешил фетвой аятолла Хомейни. Сегодня по количеству таких операций страна уступает только Таиланду. Несовпадение гендерной идентичности считается здесь болезнью, и государство выделяет деньги на корректирующие пол медицинские процедуры.

Такое неоднозначное положение сексуальных меньшинств нередко вызывало вопросы у западных наблюдателей. Однако, судя по общественной реакции, сами иранцы не торопятся с пересмотром культурной нормы на этом направлении.

Пока еще не Запад

Исламская Республика при всей своей специфике не изолирована от глобального мира. В значительной степени этому способствует большая иранская диаспора, чья численность, по данным МИД Ирана, составляет более четырех миллионов человек. Многие из этих людей живут в западных странах, сохраняя при этом связь с родиной. Жители Ирана слушают западную музыку, смотрят иностранные телеканалы на персидском.

Какие идеи и исторические обстоятельства сформировали внешнеполитическую самоидентификацию Ирана

Важную роль играют и другие факторы. Так, в Исламской Республике один из самых высоких для развивающихся стран уровень образования среди женщин. В университетах представительницы прекрасного пола в среднем составляют более половины всех студентов. При общении с иранцами создается впечатление, что в городах женщины гораздо чаще мужчин выступают в роли главы семьи.

В то же время в Иране, особенно в небольших городках и сельской местности, продолжают воспроизводиться традиционные культурные практики. Все еще значительная часть браков (по некоторым оценкам, до 10%) заключается, когда невесте 16 лет или даже меньше. Иранские СМИ периодически фиксируют случаи кровной мести или убийства на фоне «оскорбления чести». Не говоря о том, что в стране легально существует временный брак (перс. «сигэ») – специфический шиитский институт, позволяющий заключать союз не на всю жизнь, а на определенный срок.

Иными словами, иранское общество отличается сильной неоднородностью. Причем проблема не сводится к различиям двух полюсов – условно прозападного среднего городского класса и традиционалистски настроенных жителей сельской местности. Во-первых, между этими полюсами есть еще множество промежуточных вариантов. Во-вторых, важным фактором является национальная и региональная специфика. Так, практики, распространенные среди курдов или туркменов, могут быть совершенно чужды иранским азербайджанцам или персам. Кроме того, одни города и регионы традиционно более религиозны, нежели другие.

Подвести какой-то общий знаменатель под иранское общество трудно. Однако частичное восприятие некоторых западных тенденций скорее говорит о том, что Иран остается на периферии процессов, происходящих на Западе. Полностью отгородиться от этих тенденций не получается, и порой это приводит к неожиданным последствиям. При этом в целом запросы на «новую этику» затрагивают лишь ограниченную прослойку среднего класса, которая к тому же перенимает только то, что оказывается ближе к местной специфике.

Автор – эксперт РСМД (Тегеран)

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".