Напарник для Джо: Кто станет первой женщиной вице-президентом США?
Пандемия коронавируса заслонила, но не отменила главное политическое событие в США – грядущие президентские выборы. За полгода до намеченного на 3 ноября голосования, уже практически ясно, кто сойдется в схватке за Белый дом. Паре Дональд Трамп – Майк Пенс будет противостоять бывший вице-президент Джо Байден, заручившейся поддержкой всех своих соперников по праймериз. Вакантным остается лишь место его напарника. Кто же его займет пока не известно, но уже можно сказать, что это будет дама. Соответствующее обещания дал сам Байден. Если он победит на выборах, то его напарница станет первой в истории Соединенных Штатов женщиной, занявшей пост вице-президента. Однако в перспективе важнее другое: возможно, именно она станет кандидатом от демократов на выборах 2004 года, а, если Байден досрочно подаст в отставку, то ей достанется его кресло.
Победа или смерть
Традиционно в Америке вице-президент – фигура важная и влиятельная, но все же переоценивать его роль в политике не стоит. Но при этом именно вице-президент – первый в «линии наследования» полномочий главы государства. Если тот в силу каких-то причин не может исполнять свои обязанности, то бразды правления автоматически переходят к вице-президенту, что автоматически делает эту должность ключевой в форс-мажорной ситуации. Причем вице-президент становится главой государства вплоть до следующих плановых президентских выборов, а должность второго лица все это время остается вакантной. Последний раз такое случалось более 40 лет назад: в 1974-м в отставку из-за Уотергейтского скандала ушел республиканец Ричард Никсон, а его место занял Джеральд Форд. До этого в 1963 году после убийства Джона Кеннеди президентом стал Линдон Джонсон. Всего в американской истории было девять таких случаев наследования полномочий (в восьми случаях из-за смерти президента, а в одном из-за отставки).
Вторая по значимости должность в государстве иногда дает неплохие шансы занять первую должность, но, разумеется, не гарантирует этого: из 45 президентов США 14 до избрания были вице-президентами. Последний раз это произошло тоже довольно давно: в 1988-м главой государства избрали Джорджа Буша-старшего, который до того восемь лет был напарником Рональда Рейгана.
Избранница Байдена, если её утвердят на съезде, в чем мало сомнений, станет третьей в истории США женщиной, претендующей на пост вице-президента от одной из двух главных партий. Две ее предшественницы потерпели неудачу вместе со своими напарниками-мужчинами.
В 1984 году на эту должность от Демократической партии баллотировалась конгрессвуман Джеральдин Ферраро в паре с кандидатом в президенты Уолтером Мондейлом. Однако у них изначально было немного шансов в противостоянии с республиканцами Рейганом и Бушем-старшим, перебиравшимися на второй срок. В итоге, как и ожидалось, демократы с треском проиграли. Присутствие женщины в избирательном бюллетене не помогло заручиться поддержкой большинства американок: за Рейгана и Буша проголосовали 55% избирательниц.
Следующим кандидатом-женщиной в вице-президенты от большой партии стала губернатор Аляски Сара Пэйлин, баллотировавшаяся в 2008 году в паре с Джоном Маккейном. Ставка на опыт и авторитет 72-летнего Маккейна и политическую молодость и обаяние 44-летней Пэйлин не сработала. У демократов была схожая стратегия: 47-летний прогрессивный сенатор Барак Обама шел на выборы вместе с 65-летним Байденом, который имел за плечами более чем 30-летний опыт работы в конгрессе. В итоге все решила невероятная харизма Обамы, обеспечившая рекордную явку афроамериканцев и в целом молодежи.
Примечательно, что поражение на выборах стало концом политической карьеры и для Ферраро, и для Пэйлин. Но это, конечно, не означает, что судьба напарницы Байдена, если он проиграет, обязательно сложится так же.
Переходный кандидат
Противники Байдена часто указывают на его рекордный для кандидата в президенты возраст, который, по их мнению, уже сказывается как на физическом, так и на умственном здоровье. И если первое остается по большому счету медицинской тайной, то количество ляпов и оговорок, допускаемых Байденом на публичных мероприятиях, тревожит и его сторонников. Причем беспокоит их не столько сам факт оговорок, а их контраст с яркими и продуманными высказываниями бывшего вице-президента, который всегда считался превосходным оратором. Ошибок и нелепостей хватает и у Трампа, но это часть его стиля, к которому привыкли его избиратели. Требования к кандидату от демократов, готовящемуся бросить вызов действующему президенту, априори жестче.
В этих условиях запасным вариантом для Демократической партии логично видится операция «Преемник», о которой уже всерьез рассуждают американские СМИ, ссылаясь на источники в руководстве партии и окружении Байдена.
Собственно, не скрывает этого и сам Байден, хотя и не говорит прямым текстом. Еще в феврале, в самом начале избирательного цикла, он назвал два условия для выбора кандидата в вице-президента. Во-первых, он должен быть моложе самого Байдена, а, во-вторых, должен быть готов «с первого дня стать президентом США». Позднее, в апреле, политик заявлял, что рассматривает себя в качестве «переходного кандидата», а «на скамейке запасных должно быть много игроков, готовых выйти и играть».
Эти и другие похожие заявления Байдена формально не означают его отказа борьбы за второй срок, а говорят о необходимости качественного обновления партии. Однако сложно представить через четыре года выдвижение 81-летнего политика, чье участие в выборах сейчас стало следствием кадрового кризиса у демократов.
Впрочем, не исключено, что кризис этот так и не будет преодолен. Причем ровно потому, что Байден пообещал взять себе в напарницы женщину. Уступив прогрессивному партийному крылу феминисток, политик резко сузил себе пространство для маневра в ходе предвыборной кампании. Гибкость пришлось принести в жертву, чтобы получить одобрение американок и прекратить разговоры о «нежелательных прикосновениях» Байдена к разным женщинам (он уже обещал исправиться и «уважать личное пространство» окружающих). Стоит упомянуть и обвинениях в адрес политика со стороны его бывшей сотрудницы Тары Рид, которая утверждает, что в 1993 году он ее домогался. Но эти обвинения бездоказательны (в отличие от публично задокументированных прикосновений) и больше напоминают обычный предвыборный вброс компромата.
Как бы там ни было, выдвижение от демократов женщины на вторых подряд выборах может сформировать определенный тренд или обязательство, что усугубит кадровый кризис в партии. По крайней мере в обозримом будущем.
Скамейка запасных
В условиях кризиса и грядущей новой волны коронавируса, о которой предупреждают ученые, роль вице-президента, несомненно, возрастает, что хорошо видно на примере Майка Пенса. Тот активно вовлечен в работу антикризисного штаба администрации Трампа, снимая тем самым с президента часть ответственности за не всегда популярные и эффективные решения. Стало быть, гораздо выше, чем обычно, и требования к кандидату на эту должность, прежде всего с точки зрения практического опыта. Формально, он есть у Байдена, который вместе с Обамой занимался восстановлением американской экономики после кризиса 2008-09 годов. Но в отличие от бывшего губернатора Индианы Пенса, у него нет опыта работы на местах.
В ситуации коронакризиса Байдену пригодился бы напарник с хорошим послужным списком в качестве губернатора или мэра мегаполиса (хотя остается большой вопрос, как бы он вел предвыборную кампанию в разгар борьбы с кризисом у себя дома). На эту роль подошел бы губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо, но он мужчина. Из шести губернаторов-женщин, представляющих Демократическую партию, наибольшие рейтинги, согласно исследованию CBS/You.gov, имеет Гретчен Уитмер из Мичигана. В ее пользу говорит и стратегическое значение этого штата для президентских выборов. Проблема, однако, в том, что даже среди избирателей-демократов Уитмер не входит в пятерку популярных кандидатов. Но это сейчас, за полгода до голосования.
Почему к «левому повороту в США» стоит относиться со скепсисом
Возглавляет список сенатор от штата Массачусетс Элизабет Уоррен, которая последней вышла из внутрипартийной предвыборной гонки и поддержала Байдена. За ее выдвижение в качестве кандидата в вице-президенты выступают 36% демократов. Она относится к прогрессивному крылу партии и близка к сенатору-социалисту Берни Сандерсу, что может гарантировать поддержку «левых», молодежи и в какой-то степени женщин. Отказ от Уоррен вкупе с неучастием в выборах Сандерса грозит потерей части прогрессивного электората, чьей поддержки четыре года назад не хватило Хиллари Клинтон. С другой стороны, «левая» риторика Уоррен может отпугнуть избирателей центристов и позволит Трампу пугать граждан: дескать, под личиной демократов таятся социалисты, мечтающие уничтожить американский образ жизни. Кроме того, Уоррен на момент выборов будет 71 год, что вряд ли укладывается в концепцию операции «Преемник».
Уоррен уже заявила, что готова стать кандидатом в вице-президенты. Сенатор стала активнее контактировать с представителями умеренного крыла демократов, пытаясь тем самым убедить Байдена и руководство партии, что она готова к компромиссам и не является слишком «левой» для неопределившихся избирателей, чьи голоса и решат исход выборов.
На втором месте по популярности сенатор от Калифорнии Камала Харрис – за нее выступают 19% демократов. Дочь эмигранта с Ямайки и уроженки Индии 55-летняя Харрис тоже участвовала в праймериз, но быстро сошла с дистанции, не сумев заручиться поддержкой сколько-нибудь значительного числа избирателей. Во время теледебатов она запомнилась риторикой о правах женщин и цветного населения, а также нападками на Байдена, который, по ее мнению, недостаточно защищал эти права. В остальном позиции Харрис вполне умеренные по меркам демократов. Все это гарантирует поддержку ее кандидатуры со стороны цветного населения, что важно, но недостаточно для победы на выборах. К тому же Байден и без Харрис весьма популярен у афро- и латиноамериканцев. Кроме того, сенатор в отличие от упомянутой Уитмер не представляет «спорный» штат: Калифорния всегда голосует за демократов, поэтому победа в нем для Байдена гарантирована с любым напарником.
На третьем месте с рейтингом 14% находится 46-летняя Стэйси Абрамс, член законодательного собрания штата Джорджия. Она известна неудачным участием в выборах на пост губернатора в своем штате, а также тем, что стала первой чернокожей, ответившей на ежегодное обращение Трампа (в США эта одна из традиций для оппозиционной партии – делать ответное выступление на послание главы государства). В остальном Абрамс не известна широкой общественности и ни в каких общенациональных рейтингах не фигурировала.
Гораздо лучше американцы знакомы с сенатором от Миннесоты Эми Клобушар, которая участвовала в праймериз, но тоже вышла из борьбы и поддержала Байдена. В опросе CBS она набрала 13%, а во время праймериз редко преодолевала отметку в 10%. Тем не менее работа в сенате и появление на дебатах, а также умеренные центристские позиции и узнаваемость на Среднем Западе повышают ее шансы на выдвижение кандидатом в вице-президенты. На момент выборов в 2024 году ей будет 64 года, что, к примеру, на пять лет меньше, чем было Хиллари Клинтон в 2016-м.
Называются и некоторые другие кандидатуры – сенатор от Иллинойса Тэмми Дакуорт и бывший советник Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс. В пользу первой говорит азиатское происхождение, опыт работы в конгрессе и служба в армии, в пользу Райс (помимо того, что она чернокожая) – работа на ответственном посту в администрации одного из самых популярных президентов-демократов. Происхождение может сыграть роль и в случае губернатора штата Нью-Мексико Мишель Лухан Гришэм, чье преимущество – поддержка со стороны латиноамериканцев. Кроме того, у нее есть опыт работы министром здравоохранения штата, что в эпоху пандемии немаловажно. Но все упомянутые политики в общенациональном масштабе имеют очень незначительный вес.
Опять Обама?
И, наконец, есть еще один вариант, за который ратуют ностальгирующие по временам Обамы – супруга 44-го президента США, бывшая первая леди Мишель.
Разговоры о ее возможном уходе в политику начались еще, когда чета Обама жила в Белом доме. Тем более, что перед глазами был пример Хиллари Клинтон. Однако за прошедшие четыре года Мишель так и не заинтересовалась работой в конгрессе или на других выборных должностях. Впрочем, публично она не отказывалась от такой работы в будущем, что лишь подвигает ее сторонников к тому, чтобы агитировать за нее. Некоторое время назад был даже сформирован некий общественный комитет, который призывает окружение Байдена выбрать Обаму. Байден заявил, что, не задумываясь, взял бы Мишель в напарницы, но полагает, что «ей больше неинтересно жить в Белом доме» (формально там живет лишь семья президента, а у вице-президента есть отдельная резиденция). Супруга Байдена Джилл так же уважительно отозвалась о Мишель, отметив, что та «хорошо делает все, за что берется». Пока Барак и Мишель Обама ограничиваются поддержкой Байдена в качестве кандидата в президенты, не высказывая никаких предпочтений относительно возможного кандидата в вице-президенты.
Никаких сигналов не поступает и от самого Байдена, хотя он регулярно общается с политиками из числа тех, кого прочат на место второго номера в списке. Пока бывший вице-президент оценивает информацию, которую готовит для него специально созданный комитет по отбору и оценке потенциальных кандидатов. Окончательно решение Байден должен принять до съезда Демократический партии в августе. Ошибиться с выбором напарницы Байдену нельзя – время, когда роль второго человека в избирательном бюллетене была вторична, для демократов прошло. Сейчас авторитетный политик уверенно опережает действующего президента по данным большинства соцопросов, но это отнюдь не гарантирует ему победу. В конце концов Трампу не привыкать быть аутсайдером, в чем четыре года назад убедилась Клинтон.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".