Остановят ли «Северный поток-2» американские «санкции из ада»
«Германия должна прекратить кормить это чудовище». Этой емкой фразой посол Соединенных Штатов в ФРГ Ричард Гренелл охарактеризовал суть претензий Вашингтона к Российско-германским отношениям. Сделал он это в интервью газете Handelsblatt накануне отъезда из Берлина – Гренелл слагает полномочия посла и возвращается на родину. Дальнейшая судьба его пока не ясна, но по информации Politico его ждет место в предвыборном штабе Дональда Трампа. Это было бы логично – Гренелл, учитывая его характер и манеру себя вести, прекрасно впишется в команду 45-го президента США.
Само по себе то, что теперь американские интересы будет представлять кто-то другой многих в Германии заставило вздохнуть с облегчением – за те два года, что он был послом, Гренелл успел нарушить почти все мыслимые дипломатические нормы. Достаточно напомнить, что в начале прошлого года он разослал немецким компаниям письмо, в котором грозил им санкциями за участие в проекте «Северный поток – 2». Сами компании расценили это как шантаж, а Гренелла в СМИ раскритиковали за недопустимое для дипломата поведение. Так что, кто бы не стал его сменщиком, наверняка, с ним будет попроще.
Но едва ли не больше шума, чем сам отъезд Гренелла, наделало его выше упомянутое интервью. Дело в том, что в нем американец без обиняков пообещал, что США будут и дальше противодействовать строительству трубопровода «Северный поток – 2». «Обе партии поддерживают идею ввести новые санкции… Хотя у нас идет предвыборная гонка, это не помешает принять закон очень быстро», – сказал Гренелл.
Остановить прокладку трубопровода американцы не смогут. Предыдущая попытка, из-за которой швейцарский трубоукладчик Allseas, опасаясь санкций, вышел из проекта, затормозила работу, но ненадолго. Однако это не значит, что к словам Гренелла не стоит относиться серьезно. Коль скоро строительство «Северного потока – 2» все равно будет завершено, США могут попытаться помешать его эксплуатации. Как именно? Можно предположить, что новые санкции будут касаться компаний, обслуживающих трубопровод, или же покупателей российского газа.
Когда-то давно, как говорил Остап Бендер, до эпохи исторического материализма, экономические санкции использовались для того, чтобы принудить то или иное государство изменить свою политику. Такие ограничения были мерой исключительной, полагавшейся только настоящим плохишам, вроде ЮАР, времен апартеида, или КНДР. Но в последние годы санкции стали одним из самых заурядных инструментов в арсенале многих стран и, в первую очередь, США. При этом, чем чаще санкции стали накладывать, тем большую неэффективность этот метод воздействия стал демонстрировать. Та же Северная Корея, обложенная ограничениями со всех сторон – как односторонними, так и одобренными Совбезом ООН – успешно развивает ракетно-ядерную программу и сдавать назад не намерена.
Но это, если говорить про государства. А вот отдельные компании напугать санкциями очень даже можно. За примерами далеко ходить не надо – вспомним Allseas. Власти ФРГ прислушиваются к пожеланиям капитанов немецкого бизнеса, поэтому слова Гренелла заставили Берлин напрячься. «Когда вся планета страдает из-за пандемии коронавируса, не время раскручивать спираль эскалации и грозить новыми экстерриториальными, то есть противоречащими международному праву, санкциями», – прокомментировали ситуацию в немецком министерстве экономики.
Как в Берлине, так и в Москве ссылаются на то, что Еврокомиссия строительство «Северного потока – 2» одобрила. И это не говоря о том, что сотрудничество Германии и России, вообще-то, не дело Соединенных Штатов. Но это в теории. А на практике американцы неоднократно показывали, что готовы добиваться своих целей, выкручивая руки союзникам, включая Германию.
Вариантов дальнейшего развития событий, по большому счету, два. В Вашингтоне могут подготовить новый законопроект, касающийся именно «Северного потока – 2». Или же использовать DASKA («О защите американской безопасности от агрессии Кремля»), известный так же, как «санкции из ада» (bill from hell). Этот документ стал «ответом на вмешательство России в демократические процессы за рубежом, пагубное влияние в Сирии и агрессию против Украины, включая инцидент в Керченском проливе». DASKA предполагает запрет на операции с российским госдолгом, участие в разработке нефтяных месторождений в России и инвестиции в российские энергетические проекты за рубежом, а также санкции против российских банков, "поддерживающих попытки подорвать демократические институты в других странах", лиц, которые "действуют в интересах Владимира Путина", российского киберсектора и кораблестроительной отрасли. Этот документ был одобрен профильным комитетом Сената декабре 2019-го. Чтобы он вступил в силу, за него еще должны проголосовать обе палаты Конгресса, а потом поставить подпись президент.
И вот тут могут начаться проблемы. Еще в сенатском комитете мнения по поводу законопроекта разделились – 17 за, 5 против (все пятеро – республиканцы). Госдеп так же высказался однозначно против этого документа, указав, что вреда от него будет больше, чем пользы. Да и в том, что Трамп захочет его подписывать есть сомнения.
Значит ли это, что России волноваться не стоит? Нет. Вопрос противодействия «Северному потоку – 2» стал для США принципиальным. И дело здесь не просто в том, что Соединенные Штаты хотели бы вытеснить Россию с рынка, заменив ее голубое топливо своим СПГ. Гораздо важнее, что, если оставить Евросоюз без дешевого российского газа, это приведет к цепной реакции – производство станет дороже, а европейские товары менее конкурентно способны. Чем не подарок для американских компаний в условиях коронакризиса?
В 1981 году тогдашний президент США Рональд Рейган попытался с помощью санкций остановить строительство газопровода из Сибири в Западную Европу (Уренгой – Помары – Ужгород). ФРГ, Франция и Великобритания выступили против такого вмешательства в европейские дела. Сопротивление было столь сильным и решительным, что Вашингтон вынужден был уступить и снять санкции. Теоретически и сегодня европейские страны могли бы сплотиться и встать на защиту своих интересов. Но сейчас в ЕС нет лидеров, подобных Тэтчер, а трансатлантическая солидарность – это явно не то, чем нынешняя администрация Белого дома дорожит.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль