- Главная страница
- Статьи
- Первый пошел: как приговор экс-президенту Болсонару скажется на политическом развитии Бразилии
Первый пошел: как приговор экс-президенту Болсонару скажется на политическом развитии Бразилии
Приговор, вынесенный Первой палатой Верховного федерального суда Бразилии бывшему президенту страны Жаиру Мессиасу Болсонару, стал поистине историческим событием. И дело не в том, что этот вердикт показал: за решетку может отправиться и бывшее первое лицо государства (обвинительные приговоры в свое время были вынесены в отношении нынешнего президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы и экс-президента Фернанду Коллора ди Мелу). Главное в громком судебном процессе – это инкриминированные осужденному статьи. На кону – не просто наказание, на кону – способность страны перевернуть страницу собственной истории.
Жаира Болсонару осудили за соучастие в попытке государственного переворота, имевшего место 8 января 2023-го, и планах убийства ряда высших государственных чиновников (среди них – нынешние президент и вице-президент, а также глава Верховного суда). Приговор за намерение подорвать институциональные основы государства оказался хотя и меньше максимально возможного (43 года), но все равно суровым. Для 70-летнего политика 27 лет и три месяца тюрьмы, по сути, означают пожизненное заключение.
Вердикт судей стал прямым предупреждением тем гражданам и элитам Бразилии, кто допускает возможность решать политические проблемы силой. Аналогичные сроки получило большинство обвиняемых по делу о попытке переворота: 26 лет – экс-министр обороны генерал Вальтер Брага Нетто, бывший командующий ВМФ адмирал Альмир Гарнье, генералы Аугусту Элену Перейра и Паулу Сержио Ногейра. Несколько обвиняемых еще ждут вынесения приговора. Болсонару – первый, но не последний видный государственный деятель Бразилии, которого отправили за решетку по этому громкому делу.
Почему фиаско социалистов в Боливии – плохая новость для Москвы
В бразильской истории еще не было примеров привлечения к ответственности высших должностных лиц, виновных в нарушении демократических норм и прав человека, а многие политики и жители «тропического гиганта» до сих пор не стесняются превозносить достижения времен военной диктатуры 1964–1985 годов. В ходе демократического транзита в Бразилии был принят Закон об амнистии. Он не только позволил вернуться изгнанникам и освободил из камер политзаключенных, но и исключил возможность суда над военными и чиновниками, виновными в незаконных арестах, пытках и убийствах, которые имели место в течение 20 лет авторитарного режима.
Главный посыл нынешнего судебного вердикта прост и понятен: страна не будет отходить от сформированных институционных основ, а все политические споры должны решаться в демократических рамках. Иммунитета по такого рода делам нет ни у кого. Одна из судей, проголосовавших за осуждение Болсонару, прямо заявила журналистам: «Нынешний уголовный процесс – это практически встреча Бразилии со своим прошлым, настоящим и будущим». Судьи также четко дали понять: за попытку переворота отвечают не система, не какие-то (возможно) порочные правила, не отданные сверху приказы и не сложившиеся обстоятельства; вина всегда лежит на конкретных авторах и исполнителях антидемократических и антигосударственных действий.
Приговор, вынесенный Болсонару, продолжил череду ранее принятых судебных решений, согласно которым около 650 человек (обвинявшихся в соучастии в нападении на органы госвласти в столице) уже получили срок от трех до 17 лет. Именно за эти деяния суд теперь отправляет за решетку экс-президента: намерение силой сломать основы демократического правового государства, создание преступной организации, нанесение ущерба общественному достоянию и порчу охраняемых объектов. Действия болсонаристов в январе 2023-го судьи сочли частью единого плана, готовившегося еще с 2021 года, когда Жаир Болсонару занимал пост главы государства.
Сам бывший президент многие месяцы не признает себя виновным, утверждая, что стал жертвой «охоты на ведьм».

Изображения Лулы да Силва, председателя Верховного суда Александра де Мораес и Жаира Болсонару на митинге сторонников экс-президента. Сан-Паулу, 7 сентября 2025
Cris Faga via Reuters ConnectТюремная роба для Болсонару
Адвокаты обещают обжаловать приговор. У них есть два месяца на подачу апелляций, плюс время самого нового разбирательства. Пока апелляции не будут отвергнуты или удовлетворены, Жаир Болсонару за решетку не отправится. Однако вероятность того, что ему вообще удастся избежать наказания, равна нулю. Учитывая, что осудили экс-президента четверо судей из пяти разбиравших это дело, оспорить перед пленумом Верховного суда можно лишь продолжительность срока заключения (или добиться его замены на домашний арест), но не сами доказанные обвинения.
Еще один план болсонаристов – провести через парламент амнистию – столкнется с тем, что не все парламентарии, составляющие правое и консервативное большинство в Палате депутатов, готовы встать на сторону Жаира Болсонару. К тому же Верховный суд прямо указал: приговор по указанным статьям не может быть предметом поблажек со стороны законодателей. Если амнистия и будет объявлена, Верховный суд признает ее неконституционной и закон не сможет вступить в силу, пообещал глава Верховного суда Александр де Морайс.
Если адвокатам экс-президента не удастся добиться отмены приговора или хотя бы домашнего ареста, Жаир Болсонару будет отправлен отбывать наказание в здание, где располагается Управление федеральной полиции (там полтора года просидел за решеткой Лула да Силва, осужденный за коррупцию) или же в тюрьму Папуда, где находятся осужденные руководители нескольких криминальных групп и чиновники-коррупционеры. Кроме того, бывшего армейского капитана Жаира Болсонару могут отправить в одну из военных тюрем. Правда, последний вариант не нравится самим военным. Они бы предпочли, чтобы Болсонару отбывал свой срок где-то еще, поскольку не хотят быть втянуты в политику и наблюдать, как сторонники экс-президента устраивают демонстрации возле тюрьмы.
Высока вероятность того, что все осужденные будут лишены воинских званий и значительных военных пенсий. Такое развитие событий станет еще одним предупредительным сигналом: попытки покончить с демократией могут обернуться не только крахом карьеры, но и потерей личных материальных привилегий.

Попытка штурма президентского дворца. Бразилиа, 8 января 2023
Ueslei Marcelino/REUTERSКамо грядеши, Бразилия?
В октябре 2026-го бразильцы будут избирать одновременно президента, парламент и губернаторов. Вердикт в отношении экс-президента не может не повлиять на грядущий расклад сил.
Политическая судьба самого Болсонару выглядит вполне определенной. Помимо нынешнего приговора, его участие в выборах исключается судебным решением 2023 года. Тогда он был осужден за распространение дезинформации об избирательной системе Бразилии.
Эти обстоятельства, однако, не мешают экс-президенту, которого многие сограждане считают несправедливо гонимым, выступить в поддержку одного из кандидатов от правого лагеря и попытаться за счет собственной популярности добавить электоральных очков «преемнику».
Таковым может стать Тарсизио де Фрейтас, губернатор Сан-Паулу. Сегодня он пока уступает по популярности действующему главе государства Луису Инасиу Луле да Силве. Но до выборов еще много времени, а Лула – политик в возрасте и, к сожалению для него самого и его сторонников, находится не в лучшей физической форме. Конечно, популярность Болсонару невозможно автоматически передать Тарсизио, но у него и без того довольно сильные позиции. Значительная часть электората готова поддержать правого кандидата. Да и поляризация страны никуда не делась: в то время как левые и либеральные интеллектуалы приветствуют вердикт, вынесенный Болсонару, правые организуют многолюдные демонстрации, участники которых критикуют решение судей.
Проклятье дома Писарро: почему президенты Перу оказываются в тюрьме
Кадровая скамейка левого политического лагеря очень коротка, а опыт 2018 года (провал Фернандо Аддада, выдвинутого в президенты после вычеркивания Лулы из числа претендентов на пост главы государства) ничему не научил Партию трудящихся и ее соратников. У них так и не появились политики, способные бросить вызов влиятельному и мощному правому спектру.
У истории с приговором Болсонару есть и международное измерение. Президент США Трамп не скрывает, что раздражен «осуждением хорошего человека и хорошего президента» (Болсонару), а госсекретарь Марко Рубио прямо пригрозил Бразилии санкциями за «охоту на ведьм». Трамп и его «тропическая версия», как называют Болсонару, действительно весьма похожи – оба публично стремились дискредитировать избирательный процесс, оба остаются убежденными консерваторами и традиционалистами и не стесняются в жесткой и даже грубой форме вести полемику с любыми оппонентами. И Трамп, и Болсонару в свое время бойкотировали борьбу с пандемией COVID-19, оба известны пренебрежительным отношением к международным организациям и любым правилам, ограничивающим их политику. Стремление американского президента встать на защиту единомышленника никого не удивило, и флаги США на демонстрациях болсонаристов – знак благодарности за поддержку.
Правда, пока лобовая атака Вашингтона на Бразилию – введение значительных тарифов (50% с 6 августа) на ее товары, визовые и финансовые санкции против министров, следователей и судей вкупе с увязкой давления и судебного процесса против Жаира Болсонару – привела к обратному результату: пошатнувшиеся было рейтинги правительства и самого Лулы да Силвы поползли вверх. Масла в огонь подлил сын осужденного президента Эдуарду, признавшийся, что лоббировал в США идею введения тарифов против Бразилии. Этот ход ему и прочим сторонникам экс-президента многие избиратели обязательно еще припомнят. Пока же Лула получил отличную возможность выступать не в роли оппонента правых, а в качестве защитника национального суверенитета (и голоса Глобального Юга!), не желающего «прогибаться» под давлением империализма. Тут ему даже не пришлось придумывать что-то новое: полвека назад, еще в 1970-х, бразильские военные точно так же отказались выполнить политические требования Вашингтона, считая их бесцеремонным вмешательством во внутренние дела. Тогда Белый дом был недоволен намерением Бразилии овладеть технологией полного ядерного цикла и заблокировал поставки ей ядерного топлива. После этого бразильцы начали налаживать сотрудничество в атомной сфере с Западной Германией. Возмущенные США попробовали усилить нажим: напомнили о том, что в Бразилии нарушаются права человека и отказались продавать ей новые виды вооружений. В ответ в сентябре 1977-го власти южноамериканской страны сами порвали несколько соглашений о сотрудничестве с Пентагоном. В борьбе за суверенитет и национальные интересы бразильские правые и левые нередко смыкаются.
Важным, а, возможно, и ключевым обстоятельством для нынешнего политического кризиса остается прочность бразильских судов и в целом институтов власти. По сути, судебная система сейчас сдает экзамен на способность не только принять решение, но и отстоять его, обеспечив наказание тех, кто хотел заставить страну свернуть с пути демократического развития. Бразильцы по праву гордятся своими институтами и именно возможность разрешать споры в суде не позволяет политической поляризации вылиться в масштабное насилие на улицах. Политический кризис и протесты вряд ли закончатся быстро, но вероятность возникновения масштабного антиправительственного «майдана» исключительно в защиту Болсонару остается невысокой. Отношения оппонентам придется выяснять в парламенте и судах.
Автор – профессор РАН, директор Центра ибероамериканских исследований СПбГУ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".


