Почему к индийскому джину стоит присмотреться повнимательнее
18+
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью
Так же, как и виски, и ром, джин в Индию завезли британцы. Вся история этих напитков на полуострове Индостан связана с общей историей колониализма. До начала европейских завоеваний в каждом уголке мира пили напитки собственного изготовления, но формирование колониальных империй запустило механизм массовых миграций – как из метрополии в колонии, так и между самими колониями. Солдаты, моряки, чиновники везде вводили моду на свои излюбленные напитки – виски, ром и, конечно, джин, ставший одним из символов «нового колониализма» XIX века.
Это такое лекарство
Джин – напиток на зерновом спирте с добавлением можжевельника, ангелики, кориандра и других ароматических трав – начали делать во Фландрии в XVI веке. Учитывая тесные торговые и политические связи Британии с Нидерландами, неудивительно, что в Англии он успешно прижился. Бурное распространение джина на британской земле началось после Славной революции, когда голландский статхаудер Вильгельм Оранский сверг династию Стюартов и занял трон. С собой новый король привез не только массу голландских чиновников, моряков и военных, но и привычку пить джин (женевер, как звали его в Нидерландах).
Чтобы наказать Францию, поддерживавшую свергнутого Якова II Стюарта, правительство нового монарха ввело огромные пошлины на импорт дешевого французского бренди. Одновременно была отменена монополия Лондонской гильдии винокуров. Лицензии на производство джина не требовалось, гнать его можно было даже из низкокачественного зерна, не годившегося ни на хлеб, ни на пиво. В Англии началась настоящая «джиновая лихорадка», или, как ее назвали позже, «лондонская джиномания».
По некоторым данным, к 1720-му почти четверть лондонских семей гнала джин. Потребление джина в шесть раз превысило производство пива, и полвека вся Британия им буквально упивалась. Прекратил это безумие закон 1751 года, вводивший лицензии на продажу. Новая волна популярности джина пришлась на вторую треть XIX века, когда была изобретена вертикальная перегонка. Получившийся в результате сухой джин считался уже не пойлом, а респектабельным напитком. А еще он пришелся как нельзя более кстати в далекой колонии.
Не секрет, что Индия – страна, изобилующая различными болезнями. И сегодня велик шанс отравиться, отведав уличной еды, или после укуса комара подхватить какую-нибудь малоприятную заразу, даже с учетом современной медицины способную уложить человека в кровать надолго, а то и в землю навсегда. Что уж говорить о XVIII веке, когда британцы начали экспансию в Индии без представления о том, что такое обеззараживание раны, кипячение воды, без пенициллина и прочего! Немудрено, что в XVII–XVIII веках уровень смертности от болезней среди служащих Ост-Индской компании достигал 30%.
Противопоставить индийским хворям в ту пору можно было только два средства: алкоголь и хинин. Опытным путем европейцы установили, что если алкоголем промывать раны, то можно их обеззаразить. А из этого был сделан вывод: если алкоголь залить внутрь, то, возможно, он поможет уберечься и от диареи, и от малярии. Эффективность спиртного от желудочных болезней так и осталась недоказанной (вернее, было точно установлено, что даже большое количество алкоголя от отравления не спасает), но он по крайней мере уменьшал страдания, позволяя забыться. Ну и пили его солдаты с большим удовольствием, чем простую воду.
Что могут предложить россиянам индийские производители рома и виски
Хинин вошел в широкое употребление значительно позже, в XIX веке. Неизвестно, кому именно пришла в голову светлая мысль смешать хинин с джином и лимоном, но на выходе получился коктейль, который с удовольствием пили не только солдаты и путешественники, но и аристократы с богемой. Первые сведения о том, что офицеры и служащие компании начали смешивать в одном напитке хинин, джин, сахар, воду и лимон, относятся к 1825 году, а в 1858-м на рынке появился первый общедоступный тоник. К тому моменту, как были открыты новые средства от лихорадки, джин с тоником уже прочно завоевал позиции не только в Индии, но и в Европе.
После ухода британцев популярность джина в Индии резко пошла на спад. Простые индийцы предпочитали ром и виски, для производства которых не требовалось дополнительных ингредиентов типа экстракта можжевельника – достаточно было сахара и искусственного красителя. Джин надолго приобрел славу «напитка стариков» – пили его в основном пожилые люди, пристрастившиеся к джину еще в колониальные времена. Когда в 1990-е в Индию после реформ Нарасимхи Рао пришла мода на иностранное спиртное, городской средний класс кинулся осваивать шотландский виски и карибский ром, а не джин. Тем не менее джиновая культура в Индии потихоньку развивалась главным образом за счет иностранных, прежде всего британских, брендов. В их число входил и знаменитый Bombay Sapphire – джин английский, но с индийским названием.
А потом началась джиновая революция. Первое десятилетие XXI века оказалось для Индии временем стремительного экономического роста (в отдельные годы до 10% ВВП) и столь же стремительной урбанизации и разрастания среднего класса. В стране внезапно появилась масса молодежи с деньгами, которой хотелось попробовать что-нибудь новое. И этим новым стал джин. Производители ответили на спрос предложением, начав выпускать сорта джина с необычным вкусом. Почти каждая крупная индийская винокурня, делающая ром или виски, производит сейчас как минимум один бренд джина. Даже ординарные бренды стоят, как правило, в два раза дороже самых популярных сортов рома. Поэтому джин воспринимается как напиток для людей с деньгами.
Что пить
Один из самых известных и, пожалуй, культовых индийских джинов – Greater Than, пионер «новой волны». Его выпускает специализирующаяся на джине делийская винокурня NAO Spirits. Его отличительные черты: лаконичный дизайн этикетки, намекающий, что у бренда нет конкурентов, и статус единственного производимого в Индии настоящего London dry gin, что винокурня с гордостью подчеркивает. Один из вариантов Greater Than – Greater Than No Sleep Gin с арабикой, выращенной в штате Карнатака, и с нотками соленой карамели и вишни во вкусе.
Обыкновенное чудо: как Индия стала одной из главных экономик мира
Еще один бренд той же компании – Hapusa. При его раскрутке упор делается на местный патриотизм: можжевельник (на санскрите «хапуса»), который добавляют в джин, собирают на склонах Гималаев, а остальные ингредиенты доставляют в Дели из разных частей Индии.
В популярности с делийскими джинами «новой волны» соперничают бренды крупных индийских компаний. Свою вариацию на тему производит Amrut – это джин Nilgiris, в состав которого входят 10 растительных компонентов, включая паан (листья бетеля, которые в Индии часто жуют после еды), и чайные листья. Globus Spirits выпускает джин Terai (тераи – полоса заболоченных джунглей, тянущаяся вдоль южного предгорья Гималаев). Производитель подчеркивает: основная аудитория бренда – миллениалы. Все ингредиенты для джина (включая розовые лепестки, кориандр и лаванду) закупаются на крупнейшем рынке специй в Азии – Кхари Баоли, расположенном в Нью-Дели.
Radico Khaitan, ранее известная под именем Rampur Distillery & Chemical Company Ltd и до сих пор выпускающая одноименное виски, производит джин Jaisalmer. Название (Джайсалмер – «золотой город» в Раджастхане, одна из самых красивых раджпутских крепостей), роскошная бутылка, ингредиенты – чай дарджилинг, лемонграсс и ветивер – и, разумеется, цена (в три с половиной раза выше средней по рынку) призваны подчеркнуть его элитный статус.
Производители помельче борются за свою долю рынка, прибегая к различным изыскам. Так, бренд с незатейливым названием GinGin – единственный на индийском рынке, в чей состав входит конопля (в дополнение к другим, более привычным компонентам – можжевельнику, розмарину и корице). Samsara постоянно экспериментирует, стремясь, как заявляют ее основатели, «придать лондонскому джину индийские нотки», то есть ветивер, кардамон, розовые лепестки и прочее.
В этом же направлении действуют и создатели Jin Jili, но они подходят к делу более радикально: в процессе дистилляции используются орехи кешью, которые, по уверению производителей, «придают джину уникальную текстуру и вкус», а в состав растительных компонентов входит, в частности, тулси, или туласи, он же базилик священный, который широко используется в аюрведической медицине. Апелляция к полезным свойствам аюрведических трав – обычный прием в рекламе индийских джинов. Большинство индийцев, даже самые вестернизированные, с детских лет привыкли к тому, что аюрведические препараты работают, что бы там ни говорили западные медики. А тут та же аюрведа, только с долей спирта и в приятной компании.
В Гоа – пить
Особняком стоят гоанские бренды. Гоа – штат с наиболее либеральным в отношении спиртного законодательством, где отдыхают не только западные туристы, но и представители того самого среднего класса, который формирует индийский рынок джина. Как следствие, гоанские производители постоянно экспериментируют – как с джинами собственного производства, так и с другими брендами, к которым они добавляют дополнительные вкусы.
Самый, пожалуй, известный бренд гоанской компании Third Eye Distillery – Stranger and Sons, часто выпускаемый ограниченными сериями. Джин, чей вкус основан на сочетании можжевельника, черного перца, мускатного ореха, кориандра, дягиля, лакрицы, черной смородины и кожуры цитрусовых, приобрел такую популярность среди индийского среднего класса и туристов, что вышел на экспортный рынок и сейчас поставляется в Сингапур, Таиланд и Великобританию. Third Eye Distillery активно сотрудничает с другими производителями – так, совместно с австралийской компанией Four Pillars она выпустила джин Trading Tides на смеси австралийских и индийских трав.
Еще один крафтовый гоанский джин – Pumori, назван в честь горы Пумори в Гималаях, которую именуют «Дочерью Джомолунгмы». Производится он малыми партиями компанией Fullarton Distilleries. Объем партии – около 200 литров, и у каждой свой особый вкус. С ним соперничает Tamras – продукт компании Adventurist Spirits из Гоа. В составе этого напитка такие компоненты, как цветок лотоса, грейпфрут, фенхель и чай нилгири, а сам спирт гонится из риса басмати, выращенного в Пенджабе.
Есть среди гоанских джинов даже гендерно-ориентированный – это Tickle, который компания Adinco Distilleries начала производить в 2020 году. Игривое название («Щекотка») было выбрано специально для того, чтобы привлечь внимание женщин. Джин, как считают производители, в отличие от маскулинных виски и рома, вполне подходит и для женщин. Но не названием единым: во вкусе джина есть нота манго, отличающая его от остальных.
Разумеется, представленным набором список джинов, производимых в Индии, не ограничивается. Страна находится сейчас на пике «джиновой революции», и каждый месяц на прилавках появляются новые бренды. Так что, возможно, российскому покупателю придется вскоре столкнуться в магазинах с незнакомыми названиями. Но в одном он может быть точно уверен: в отличие от рома и виски индийского производства, которые с трудом пробивают себе дорогу на мировой рынок, индийский джин уже не уступает лучшим западным брендам.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".