21 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему сегодня невозможно создать похожие на НАТО альянсы
Зарубежье НАТО новая холодная война ОДКБ

Почему сегодня невозможно создать похожие на НАТО альянсы

Смысл саммита НАТО, прошедшего в июне в Мадриде, премьер-министр Испании Педро Санчес сформулировал так: «Сигнал единения, посланный демократиями, дружными рядами выступившими на защиту демократического строя, ценностей свободы, политического плюрализма, прав человека и международного порядка, закрепленного правилами». При этом все участники форума подчеркивали беспрецедентную степень единогласия – перед лицом российской агрессии союзники отложили в сторону все противоречия.

Джо Байден и Йенс Столтенберг

Джо Байден и Йенс Столтенберг на саммите НАТО в Испании, 29 июня 2022 года

© Susan Walsh/Pool via REUTERS

Организация Североатлантического договора – не просто один из военно-политических блоков. И дело даже не в том, что он самый крупный и сильный из них. Это объединение с какого-то момента стало считаться модельным – образцом того, каким должен быть любой альянс, кто бы и где ни пытался его создать. Отсюда многочисленные метафоры – «ближневосточная НАТО», «тихоокеанская НАТО» и даже «российская НАТО», каковой то и дело норовили поименовать ОДКБ. Именно Североатлантический блок вместил в себя все то, что ассоциировалось с правильным «концом истории».

Природа революционных изменений

Подобное реноме у НАТО возникло не на пустом месте. Окончание холодной войны (именно такое, каким оно оказалось) сформировало чрезвычайно привлекательный образ Североатлантического альянса. Блок одержал блестящую победу – политическую и идеологическую, оказался вне конкуренции по уровню материального комфорта и привлекательности, и при этом ему даже не потребовалось применять военную силу и нести связанные с этим издержки. Сила духа, идей и экономики, явленная союзниками под водительством Америки, сломила противника, наводившего страх несколько десятилетий. Разве не нужно всем равняться на такую группировку, стремясь либо к ней примкнуть, либо создать что-то подобное, только свое?

Однако практика показывает, что второй вариант реализовать не получается. Россыпь аббревиатур из далекого и не очень прошлого – СЕНТО, СЕАТО, АНЗЮС, ГУ(У)АМ и пр. – доказывает лишь одно: региональные объединения, вроде бы вдохновлявшиеся примером североатлантического сообщества, оказывались нежизнеспособны. Даже форматы, максимально адаптированные к НАТО в эпоху ее взлета, например, ГУ(У)АМ (он, собственно, и мыслился как своеобразный предбанник евроатлантического сближения), стремительно рассыпались. Инициированный когда-то Россией Ташкентский договор, на основе которого создана Организация Договора о коллективной безопасности, тоже был попыткой воспроизвести натовский тип отношений. После распада СССР Москве было важно институционально зафиксировать свою центральную роль перед лицом набиравшего обороты распространения атлантических структур в Евразию. Но ничего схожего с НАТО не получилось, а со временем стало понятно, что это невозможно. Да и не нужно.

Секрет Североатлантического альянса именно в том, о чем так цветисто сказал процитированный в начале Санчес. Переводя на менее лозунговый язык, это общность базовых представлений участников: как должно быть устроено современное государство, какие идеи нужны для его существования, как следует правильно управлять международными процессами. Но все это делает НАТО не только уникальной, неповторимой в иных конфигурациях, но и мало приспособленной к тому, чтобы эффективно выполнять свою функцию в предстоящий период.

Последнее утверждение кажется сейчас неверным на фоне фейерверка заявлений о том, как Путин объединил НАТО, вдохнул в нее новую жизнь и придал смысл организации, тридцать лет мучительно искавшей для себя какую-нибудь миссию. В этом есть резон, однако сколь долго продлится такая ситуация, сказать сложно. Структурные факторы играют на другое.

По дороге к светлому будущему: конкуренция и взаимосвязанность на мировой арене

Оставим в стороне вопрос о том, что сущность угрозы, которую представлял для Запада СССР и которая действительно служила прочным объединительным инструментом, совершенно иная, чем та, которую сейчас приписывают России. Допустим, что члены альянса от Исландии до Португалии и от Албании до Швеции вправду верят, что Путин стремится покорить Европу. Но даже это сомнительное допущение не позволяет абстрагироваться от объективных обстоятельств, влияющих на основы единства НАТО.

Начнем с государственного устройства. Дискуссии о том, хороша или плоха демократия, не имеют смысла за пределами чисто пропагандистского поля. Однако в условиях мирового многопланового кризиса все страны без исключения и вне зависимости от формы их организации сталкиваются с острейшими вызовами. Решение возникающих проблем будет все больше основано на принципе целесообразности и эффективности, а не на следовании тем или иным идеологическим постулатам организации государства. В любом случае никакая система управления сейчас не может претендовать на то, чтобы служить эталоном. Гарантии успеха нет ни у кого.

Что касается идей и ценностей, то конфликтность внутри западного сообщества на самом деле сейчас острее тех противоречий, которые разделяют, например, Запад и не-Запад. Это и страсти, кипящие в США именно по ценностным вопросам, и растущие расхождения между Америкой и Европой (Соединенные Штаты, например, не имели бы шансов вступить в Совет Европы). Это все, без сомнения, внутреннее дело западных обществ. Но эти разногласия противоречат важному принципу Североатлантического альянса – морально-этической однородности. И это опять-таки не позволяет представлять НАТО как образец для подражания.

Наконец, порядок, основанный на правилах, – основной бренд Запада в последние годы. Здесь самое интересное. На российских дипломатов это понятие действует как красная тряпка на быка, потому что в отечественном понимании «правила» противопоставляются «международному праву», а это нехорошо. Но дело даже не в этом. Наличие «правил» предполагает и субъект их установления, кого-то, кто их формулирует и следит за исполнением. В годы холодной войны с ее четко структурированной конфронтацией эта функция лежала на двух сверхдержавах, после исчезновения одной из них она вроде бы перешла к оставшейся. Дальше случилось неизбежное – сил для утверждения правил, как их видел гегемон, в общемировом масштабе не хватило, институты, предназначенные для другой системы, стали давать сбой.

НАТО подразумевалась как основной инструмент реализации желаемого порядка, но с этой функцией не справилась. Отсюда и возвращение к изначальной миссии – сдерживание Москвы, что придает стройность альянсу. С Китаем, который до начала российской кампании на Украине предполагали выставить проблемой, столь же значимой, как и Россия, уже все сложнее. Необходимый в таком случае уход в глобальное измерение у многих членов блока вызывает отторжение. Да и насущность китайской угрозы далеко не для всех очевидна.

НАТО на пути к активному долголетию

Идеологически НАТО базируется на противостоянии «свободного мира» авторитарным режимам, что требует включить Пекин в категорию противников. Геополитически альянс не готов распространяться на весь мир, то есть выходить за традиционную сферу ответственности. Как следствие, все более активные действия США по формированию иных структур на Индийском и Тихом океанах, наиболее перспективная из которых AUKUS. Сугубо неформальное объединение, которое исходит не из норм, а из «понятий», но, поскольку в него включены только страны очень близкой культуры (англосаксонские), понятия есть, и они работают.

Взаимопонимание, в основе которого – не законы, а осознание соотношения сил и интересов, определяющих для партнеров границы возможного, все больше выглядит как новая система мировых связей. Ни Россия, ни Китай, ни Индия, например, связывать себя жесткими обязательствами в составе формальных союзов не готовы ни в каком случае. А альянс, в котором средние и малые страны просто подчиняются крупному партнеру, в неструктурированном и многовариантном мире вряд ли соответствует интересам этих самых средних и малых. Ведь готовность крупных выполнять перед ними свои обязанности патрона неочевидна, главное, никто не может быть в этом уверен. А если так, то подчинение и следование в чужом фарватере способно довести не просто до проблем, а до катастрофы. Украинский пример должен чему-то научить.

Турция при Эрдогане последовательно демонстрирует, как можно, де-юре состоя в обязывающем блоке, де-факто вести себя так, будто его не существует. Анкара прекрасно понимает, что разрыв с НАТО окажется крайне болезненным для обеих сторон, причем для альянса потерять вторую по численности армию в наиболее чувствительной части мира, возможно, хуже, чем для самой Турции утратить институциональную поддержку мощной группировки. Поэтому Турция ведет себя дерзко, но не провоцируя развод, а НАТО сокрушается, но всякий раз старается замять конфликт. Способность сохранять самостоятельные отношения с важными для Средней Азии и Ближнего Востока странами, к которым относится и Россия, для Анкары принципиально важна.

Владимир Путин и Реджеп Эрдоган

Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган на авиасалоне МАКС-2019 в Жуковском

Turkish Presidency Press Office/AFP/EAST NEWS

Сюда же относится и феномен отношений Владимира Путина с Реджепом Эрдоганом или, например, Биньямином Нетаньяху. Они не единомышленники, их не объединяют почти никакие общие интересы (зачастую их интересы, напротив, противоположны). Однако все эти лидеры мыслят о политике в схожих категориях – сила, паритет интересов, понимание ответного ущерба, который может нанести визави, нестратегические, но крайне важные в данный момент договоренности, чей срок действия может быть ограничен. И это на удивление эффективно. Астанинский формат, чьи участники преследуют совершенно разные цели в Сирии, функционирует уже несколько лет, а российско-израильские отношения переживают один кризис за другим, но сохраняются.

В недавнем интервью госсекретарь США Энтони Блинкен заметил: «Если позволить России делать то, что она делает, это будет означать, что мы возвращаемся в мир, где кто сильнее, тот и прав, где большие страны могут запугивать маленькие». Он имел в виду кризис того самого «порядка, основанного на правилах», на место которого приходит силовой беспредел. Не будем иронизировать, каковы традиции самих Соединенных Штатов в том, что касается отношений с «маленькими», Америка в этом не отличается от всех остальных великих держав. Настораживает уверенность, что Вашингтон и его партнеры способны-таки вернуть мир в состояние прежней упорядоченности под собственной эгидой и в рамках собственных альянсов и объединений. В наступающем миропорядке это будет невозможно уже по структурным причинам. И отказ признать это, если он искренний, означает не стабилизацию международных отношений, а, наоборот, нежелание искать новые эффективные способы их регулировать. Что только затягивает и усугубляет кризис международной безопасности.

Автор – главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Совета по внешней и оборонной политике

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".