Сможет ли Трамп превратить США в криптовалютную империю
Минувший ноябрь войдет в историю мировых финансов как месяц, когда биткоин стремительно брал новые высоты. Впервые он приблизился к шестизначной цифре, и в ночь на 23 ноября его цена составила $99 850. Эту динамику аналитики связывают с тем, что 47-м президентом США станет Дональд Трамп, поддерживающий развитие криптоэкономики.
Несмотря на очевидную симпатию Трампа к криптовалюте, эксперты тем не менее опасаются делать прогнозы относительно продолжительности курса на развитие крипторынка. Причиной тому служит известная склонность будущего президента США часто менять свою позицию. Поэтому, хотя биткоин бьет рекорды, институциональные участники рынка не делают резких движений, предпочитая дождаться конкретных шагов по введению криптовалюты в денежный оборот, ее включению в систему межбанковского оборота и межгосударственных расчетов. Насколько оправданно такое ожидание? И готов ли Трамп действительно развивать индустрию криптовалют?
Предвыборные обещания
В рамках предвыборной кампании Трамп заявлял, что намерен превратить Америку в «криптовалютную столицу планеты» и «биткоин-сверхдержаву мира». Он обещал создать все условия для развития майнинга в США. Выступил против ужесточения регулирования частных цифровых валют и продвигаемой демократами политики создания цифровой валюты центральных банков (цифрового доллара).
С особым энтузиазмом криптосообщество восприняло идеи смягчения режима хранения и оборота криптовалюты, а также отказа государства от контроля над криптовалютными транзакциями физических и юридических лиц.
Условно можно выделить четыре блока программных заявлений Трампа в части развития криптовалютной экономики:
1. Кадровая реформа финансовых регуляторных агентств США. Трамп пообещал сменить руководство ведущих регуляторных и надзирающих финансовых органов: Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) – агентства, осуществляющего регулирование и надзор за американским рынком ценных бумаг; Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) – органа госуправления США, контролирующего исполнение закона о товарных биржах, и Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB) – агентства, отвечающего за защиту прав потребителей в финансовом секторе.
В этом направлении уже сделан решительный шаг без участия самого Трампа. 21 ноября стало известно, что председатель SEC Гэри Генслер добровольно уйдет в отставку 20 января 2025-го (в день инаугурации нового президента). Сейчас Трамп ведет переговоры с ключевыми участниками рынка (преимущественно главами крупных криптовалютных бирж) о личности нового главы SEC. Среди кандидатов называются: Хестер Пирс, бывший комиссар SEC и активная сторонница криптовалют; Крис Джанкарло, экс-регулятор и советник криптокомпаний; Дэн Галлахер, главный юрист Robinhood. Все они открыто поддерживают либерализацию политики в отношении криптовалют.
2. Дерегуляция крипторынка. Под лозунгами привлечения инвестиций и развития новых технологий Трамп предлагает смягчить регулирование криптовалют, тем самым стимулировав приток криптокапиталистов в США.
Долгое время основным сдерживающим фактором для майнинга (помимо финансовых рисков) служила климатическая повестка. Именно экологические вопросы заставили в 2021 году отказаться от криптовалютных амбиций Илона Маска.
Трамп же публично заявил об отказе от климатических инициатив и обязательств устойчивого развития (ESG, environmental, social, governance) в финансовом секторе, что удивило не только его противников, но и сторонников. Дело в том, что долгое время продвигаемая США повестка ESG воспринималась как инструмент, позволяющий Соединенным Штатам, ссылаясь на необходимость защиты окружающей среды, сдерживать рост экономики других стран.
3. Реформирование законодательства и создание преференций для участников криптоиндустрии. К числу приоритетов в этой сфере команда Трампа относит принятие следующих документов:
Бури, детка, бури: готов ли Трамп раскачать мировой рынок нефти
– Законопроекта о стейблкоинах (Stablecoin Bill), который создаст четкие рамки регулирования рынка обеспеченных монет.
– Законопроекта о рыночной структуре (Market Structure Bill), направленного на лояльное регулирование операций с цифровыми активами.
– Законопроекта Bitcoin Act, предполагающего закупку правительством 5% от общего объема биткоинов.
Трамп также выступает за снятие ограничений на банковские операции с криптовалютами, за разрешение банкам хранить и управлять криптовалютами в интересах своих клиентов, а кроме того, обещает завершить операцию Chokepoint 2.0, ограничивающую деятельность криптосервисов в Америке.
4. Создание национального резерва биткоинов. Трамп заявил, что правительство не будет продавать биткоины, конфискованные в ходе расследований, что в перспективе поможет поддержать курс криптовалюты. На эту же тему высказался Роберт Кеннеди-мл. (будущий министр здравоохранения), предложивший создать «Биткоин-Форт-Нокс», чтобы сделать США крупнейшим держателем биткоинов в мире.
Экспертные оценки перспектив криптоэкономики
Мировое профильное сообщество с энтузиазмом восприняло предложения Трампа о смягчении режима оборота криптоактивов. По мнению экспертов, создание национального биткоин-резерва и упрощение регулирования виртуальных валют поспособствуют массовому принятию криптовалют как среди институциональных, так и розничных инвесторов, а политика США станет примером для других стран (Скотт Ачиекек, REX Financial).
Ожидается, что на внутригосударственном уровне политика Трампа в отношении криптовалют может дать такие результаты:
– увеличение институциональных инвестиций в криптовалюты и более активная интеграция блокчейн-технологий в традиционные финансовые системы;
– стимулирование инноваций и развитие криптовалютных технологий, которые могут значительно повысить производительность в различных секторах экономики;
– ускорение массового принятия криптовалют благодаря четкому и лояльному регулированию.
В глобальном масштабе благоволение Трампа криптовалютам должно облегчить международные транзакции и создать возможности для новых партнерств.
Для иностранных инвесторов это может означать: упрощение в перспективе 3–5 лет трансграничных переводов и снижение транзакционных издержек, увеличение прозрачности и ликвидности на международных рынках, развитие сотрудничества с американскими компаниями.
О том, что криптоэнтузиасты возлагают на Трампа большие надежды, говорят объемы средств, потраченных ими за время предвыборной гонки. Криптовалютные компании, включая Coinbase, вложили более $119 млн в поддержку прокриптовалютных кандидатов. Благодаря победе таких политиков, как, например, Берни Морено в Огайо, позиции сторонников крипты в конгрессе стали крепки, как никогда прежде.
На избирательную кампанию Трампа только с июля по сентябрь было собрано пожертвований в криптовалюте на сумму $7,85 млн (преимущественно в виде мемекоинов, составивших 70% от всех криптовых активов фонда).
Активно взаимодействуя с криптовалютным миром, Трамп преследовал не только экономические, но и политические цели – привлечь голоса и финансовую поддержку, особенно на фоне скептического отношения демократов к крипторынку.
Проблема, однако, в том, что пока Трамп никаких реальных шагов на криптовалютном направлении не сделал. Единственное его решение, имеющее хоть какое-то отношение к этой сфере, – назначение Илона Маска и Вивека Рамасвами в новый консультативный орган – Департамент эффективности правительства.
СМИ подогревают интерес ведущих игроков криптобизнеса к участию в криптовалютном консультативном совете Трампа. Руководителям криптогигантов Ripple, Kraken и Circle предлагается войти в этот совет и участвовать в создании новой криптовалютной политики Соединенных Штатов. Между тем сам совет до сих пор не создан.
Как бы то ни было, криптовалютная индустрия с большим энтузиазмом восприняла обещания Трампа и ждет от него действий, способствующих легализации расчетов в цифровой валюте.
Криптогегемония США – pro et contra
Доводы «за». В пользу того, что обещания Трампа послужат началом кардинального изменения криптовалютной экономики и формирования образа США как криптовалютной сверхдержавы, говорят следующие обстоятельства:
Какое значение для всего мира будет иметь "развод" Америки и Китая
1) Благодаря «красной волне», то есть мощному успеху республиканцев на выборах, Трамп может беспрепятственно воплощать в жизнь свои инициативы.
2) Криптовалютный бизнес вышел из тени и открыто заявил о своих амбициях. Проявлением этого стало лоббирование на важные посты политиков, поддерживающих развитие частных цифровых денег. Криптовалюта для будущей администрации Трампа – это публичная ставка на развитие новых бизнес-стратегий, попытка через биткоин привлекать инвестиции в страну и развивать собственное цифровое производство.
3) При оценке перспектив развития криптовалютной политики Америки не следует оставлять за рамками анализа и ее геополитические устремления. Вступив в противостояние с Китаем на рынке сырья, кадров и разработок для цифровой экономики, Трамп вряд ли упустит шанс развить преимущества США через привлечение в страну криптовалютных инвестиций, особенно с учетом того обстоятельства, что в КНР запрещен оборот частных цифровых валют. Создание инфраструктуры (включая банковскую), ориентированной на оборот частных валют, может привлечь на американский рынок высокотехнологичные компании и криптоинвесторов, не желающих работать с цифровым юанем. А союз Трампа с крупными цифровыми игроками (Илон Маск, руководство Ripple, Kraken и Circle) говорит о том, что он не собирается размениваться по мелочам, а намерен обеспечить гегемонию США на цифровом рынке одновременно в трех важнейших геополитических точках влияния – искусственный интеллект, цифровые финансы и цифровые технологии.
4) Резкий рост курса биткоина показывает, что инвесторы серьезно отнеслись к словам Трампа. И даже при колебании цены цикличный рост в пике нового витка даст показатель выше существующего. Для рынка это значит одно: высокая стоимость индексной валюты (биткоина) будет стимулировать рост и экономики альткоинов, составляющих тренд современного американского инвестирования. И потому Трампу принципиально важно развить этот рынок, а вместе с ним и экономику децентрализованных финансов (DeFi) и стейблкоинов.
Доводы «против». Несмотря на всё вышесказанное, ряд обстоятельств заставляет усомниться в том, что США действительно превратятся в мировой центр криптоиндустрии:
1) Трамп не раз давал обещания, которые затем повисали в воздухе, а то и вовсе менял свою точку зрения на противоположную (The Washington Post подсчитала, что Трамп за четыре года пребывания в Белом доме сделал более 30,5 тысячи ложных или ошибочных заявлений). Примечательно, что в 2021-м, после краха криптобиржи FTX, он называл криптовалюту мошенничеством и пересмотрел свое отношение к теме лишь благодаря восстановлению отрасли и росту политической активности ее крупнейших игроков. Велика вероятность, что под влиянием отдельных неприятностей, которые неизбежно будут сопровождать реализацию глобальной криптовалютной стратегии, Трамп снова пересмотрит свои взгляды и объявит о разочаровании в криптоэкономике.
2) Личная заинтересованность Трампа в развитии криптовалютного рынка США не подтверждается цифрами. Криптопортфель Трампа, оцененный в $5 млн (по состоянию на ноябрь 2024 года), включает в себя широкий спектр активов. Его основные составляющие:
– TRUMP coin – мемекоин, созданный в честь Трампа, составляет около 37% от общего объема портфеля (около $3 млн);
– Ethereum (ETH) – вторая по величине составляющая портфеля – $1,3 млн;
– Wrapped Ether (WETH) – примерно $1,26 млн;
– другие мемекоины, такие как TROG ($1,7 млн), GUA ($493 тыс.), FIGHT ($140 тыс.) и CONAN ($59 тыс.)
Во время роста цены биткоина портфель Трампа потерял около $3 млн в стоимости, несмотря на общее увеличение криптовалютной капитализации. Такая динамика связана с тем, что основное внимание рынка сместилось на BTC. В результате значительная часть активов Трампа, представленных мемекоинами, подверглась коррекции.
Ожидается, что дальнейший рост криптовалютного рынка положительно повлияет на цену мемекоинов, но бездействие Трампа как бизнесмена в части покупки биткоина, который, по его заверениям, должен стать новой резервной валютой США, вызывает опасения экспертов.
3) Практика манипулирования рынком криптовалюты на основе использования собственного авторитета не нова для американской политики и ближайшего окружения Трампа. Можно провести параллели с событиями 29 января 2021-го, когда Илон Маск написал в Twitter о неизбежности развития криптовалюты и добавил хештег #bitcoin в описание профиля. Этого хватило, чтобы поднять цену индексной криптовалюты на 20%. Вскоре Tesla объявила о готовности инвестирования в биткоин и продаже машин за крипту. На рынке начался еще больший ажиотаж, и биткоин пробил планку в $50 тыс. Однако уже в мае 2021 года Маск, сославшись на повестку устойчивого развития, объявил, что Tesla приостанавливает прием оплаты за электромобили в биткоинах из-за неэкологичного способа добычи криптовалют. Правда, он пообещал вернуться к этому вопросу, как только майнинг перестанет вредить окружающей среде.
4) Ну и наконец, если рассматривать криптовалютную политику «вдолгую», нельзя сбрасывать со счетов геополитические приоритеты Вашингтона. Создание новой криптоимперии – это не только вопрос привлечения инвестиций и утверждение новых целевых финансовых программ, это сознательное, добровольное обесценивание Америкой на международных площадках своей политики регулирования и контроля мировых финансовых и производственных потоков.
Например, разрешение майнинга криптовалют идет вразрез с глобальной ооновской программой устойчивого развития ESG. Активно поддерживаемая США, она позволяла контролировать экономики многих стран, демонстрируя в качестве примера американское производство. Теперь же, разрешая майнинг, Америка будет вынуждена отступиться от ею же сформированных правил, особенно в части экологичности и выбросов парниковых газов.
Кроме того, либерализация рынка криптовалют с неизбежностью потребует корректировки политики США в части соблюдения требований ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег). Летом ФАТФ выпустила Целевое обновление информации о внедрении Стандартов ФАТФ по виртуальным активам / ПУВА. В этом документе вновь утверждалась приверженность принципам безопасных криптовалютных расчетов, закрепленным в рекомендациях 2019 года.
Не случайно Гэри Генслер, председатель SEC, заявил, что политика Трампа приведет к тому, что криптовалютное сообщество откажется от жестких требований финансовой разведки и инвесторы останутся без защиты.
Безапелляционность Трампа может привести к конфликтам с ФАТФ, обладающей достаточными ресурсами для финансового давления на США, которое Вашингтон не сможет игнорировать. Вопрос лишь в том, пожелает ли Трамп идти на эту эскалацию, когда на одной чаше весов криптоэкономика с общей капитализацией $3,5 трлн, а на другой – финансовая активность на международных площадках и активное продвижение интересов США через распространение американских сквозных технологий.
Вместо выводов
После инаугурации 47-го президента США правительству придется выбрать одну из следующих среднесрочных программ своего цифрового апгрейта: приступить к созданию в Соединенных Штатах мирового криптовалютного центра с принципиально новым регулированием и инфраструктурой либо, используя уже имеющиеся финансовые технологии и ресурсы, продолжать политику формирования центра притяжения разработок и кадров в сфере ИИ, машинного обучения, 5G, интернета вещей, чипов и полупроводников, которую запустил Трамп во время своего первого срока.
Ответ на вопрос, какой трек развития будет принят, зависит от многих факторов, но главное – от ответа на другой вопрос: «Готова ли Америка реализовывать масштабную и протяженную во времени стратегию, несмотря на долговой кризис и политические амбиции противников Трампа?»
Создание криптостолицы – это очень амбициозная задача, решение которой может вытащить любую страну из финансового кризиса, но только при условии реализации системных долгосрочных программ.
Автор – профессор МГИМО МИД РФ, генеральный директор АНО «Белый Интернет»
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".