18 июля 2024
USD 88.09 -0.2 EUR 96.3 +0.04
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Студенческие кредиты в США превратились в серьезнейшую социальную проблему
вузы Зарубежье образование студенты США

Студенческие кредиты в США превратились в серьезнейшую социальную проблему

Студенты тянут имитацию

©PAUL J. RICHARDS/AFP/EAST NEWS

«Дорогой психолог, я не выйду замуж за человека с огромными долгами. Узнав, каково финансовое положение моего парня, я больше не уверена, что хочу продолжать наши отношения». Так озаглавлено письмо читательницы, оформленное как статья во влиятельном американском журнале The Atlantic. В ней от первого лица описывается история женщины, пережившей тяжелый развод с мужем-абьюзером. После того как эмоциональные раны от первого брака затянулись, она начала встречаться с другим мужчиной. Он был противоположностью ее мужа – добрый и заботливый. Но вскоре выяснилось, что новый кавалер в долгах, как в шелках. Будучи учителем, он зарабатывает $50 тыс. в год, а его задолженность по студенческому кредиту – $130 тыс. «Я не знаю, стоит ли мне продолжать отношения или пора прекратить их. Я не против свиданий, но я не готова выйти замуж за кого-то с колоссальным долгом и не представляющего, как изменить жизнь и сократить траты, чтобы расплатиться по кредиту». Этими словами заканчивается письмо. Описанная в нем ситуация неуникальна. Долги по студенческим кредитам стали в Америке серьезнейшей проблемой национального масштаба. Как же США дошли до этого?

Сколько стоит образование

Подавляющему большинству американских студентов приходится платить за образование, и делают они это за счет стипендий, студенческих займов, родительских денег и занимаясь подработками, совмещаемыми с учебой. Цены на бакалавриат в вузах с качественными рейтинговыми программами начинаются от $22 тыс. в год. К этому нужно прибавить как минимум $15 тыс., которые уйдут на жилье, питание, транспорт и бытовые траты. Рост расходов на образование существенно превышает увеличение большинства других расходов американских домохозяйств. В государственном вузе средняя стоимость обучения для студентов из этого же штата – $9580 в год, для студентов из другого штата – $27 437. В частном вузе средняя стоимость года обучения – $37 200 в год. Для большинства американских студентов и их семей это очень существенная сумма.

Почему переизбыток молодых людей с высшим образованием становится проблемой для государства

В XXI веке стоимость обучения в колледже ежегодно увеличивалась на 6,8%, и темпы роста были выше инфляции заработной платы. Так как учеба в колледже стоит дорого, многие студенты берут займы, а общая сумма долгов по студенческим кредитам в Америке примерно равна размеру экономики Бразилии или Австралии. По состоянию на сегодняшний день 45 млн американцев должны по федеральным кредитам на обучение в колледже $1,7 трлн – это на $440 млрд больше, чем общая сумма по автокредитам, кредитным картам или любому другому потребительскому долгу, кроме ипотеки.

Значительная часть задолжавших выпускников колледжей и заемщиков, не имеющих высшего образования, не в состоянии расплатиться по долгам. А поскольку на неоплаченные кредиты продолжают начисляться проценты, их погашение становится все менее вероятным. Среди выпускников со степенью бакалавра задолженность может составлять от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.

При этом наличие высшего образования просто с дипломом об окончании вуза, реже с ученой степенью бакалавра сегодня не обязательно гарантирует место среди профессионального среднего класса и полноценное трудоустройство по специальности. По информации The Chronicle of Higher Education, из 317 тыс. выпускников американских университетов 8,5 тыс. с ученой степенью зарабатывали в прошлом году на жизнь официантами, 5 тыс. – швейцарами, 80 тыс. – барменами, 18 тыс. с образованием ниже бакалавра – сторожами автостоянок.

Раньше среднестатистический студент колледжа, взяв кредит, мог расплатиться по нему к 35 годам, сейчас «возраст безубыточности» повысился, и кредит приходится выплачивать до 40–50 лет.

Вузы государственные и частные

В Америке есть как государственные вузы, так и частные. Госуниверситеты, как правило, – крупные организации, студентов там существенно больше, а стоимость обучения ниже. Большинство четырехлетних колледжей частные, и их масштабы намного скромнее.

Как получилось, что ведущие американские университеты стали вотчиной леваков

Государственные вузы в США находятся в ведении не федеральных властей, а властей штата. Это влияет на стоимость обучения – она разная для резидентов и нерезидентов штата. Уровень вуза не связан напрямую с типом финансирования – среди высокорейтинговых университетов встречаются как государственные (Калифорнийский университет в Беркли, Мичиганский университет), так и частные (Принстон, Гарвард, Калтех, Стэнфорд).

Среднестатистический выпускник государственного университета, как правило, по студенческому кредиту должен гораздо меньше, чем выпускник частного коммерческого учебного заведения. $30 тыс. – такова средняя задолженность по студенческому кредиту за последнее десятилетие.

В США существует много государственных и частных стипендий, но большинство из них не покрывают стоимость учебы полностью. Согласно исследованию организации Think Impact, источнику статистических данных, связанных с образованием и карьерой, 58% студентов получили хотя бы одну стипендию за время учебы в университете, при этом только 1,5% получают стипендию, покрывающую все расходы на образование. Стипендии могут выдаваться как на основе академических заслуг, так и на основе других критериев. Многие стипендии призваны помогать студентам из малоимущих семей или представителям меньшинств. Также есть стипендии от армии и стипендии для игроков университетских спортивных сборных.

студенты отдыхают на ступенях Мемориальной библиотеки Лоу в кампусе Колумбийского университета в Нью-Йорке

Студенты на ступенях мемориальной библиотеки Лоу Колумбийского университета – одного из самых престижных вузов США, 10 февраля 2023

Ted Shaffrey/AP/TASS

План Байдена

Чтобы справиться с растущим кризисом закредитованности студентов, президент Байден объявил о плане списать значительные суммы из их долгов. Соответствующее обещание он дал еще в период избирательной кампании. О том, как именно реализовать задуманное Байденом, много спорили в Белом доме и за его пределами. Одно из положений программы – распространение списания долга только на лиц или семьи, которые зарабатывают меньше определенной суммы.

Почему о профессиональных качествах Байдена нельзя судить по его оговоркам

Среди предложенных Белым домом мер в сфере образования – увеличение размера гранта Пелла (федеральный грант, выдаваемый студентам из бедных семей), погашение значительных сумм задолженности по студенческим кредитам для десятков миллионов американцев путем аннулирования задолженности в размере $10 тыс. для тех, кто зарабатывает менее $125 тыс. в год, и $20 тыс. для примерно 60% заемщиков из семей с ежегодным доходом менее $30 тыс. в год, кто получал гранты Пелла (доход оценивается на основе того, что заемщики сообщили в 2021 или 2020 году). Решение о списании студенческих долгов, хотя и в меньшем масштабе, чем требовало левое крыло Демпартии, было принято после нескольких месяцев обсуждений в Белом доме.

Хотя для миллионов американцев это стало огромным облегчением, аналитики и официальные лица опасаются, что разгонится инфляция. Такое решение не устраняет основных проблем.

Предметом озабоченности президента является проблема расового неравенства в образовании: 15 марта 2022 года Джо Байден подписал закон о выделении на нужды образования ежегодных ассигнований объемом $1,5 млрд, из них $885 млн в помощь черным и племенным колледжам и университетам; молодым афроамериканцам, желающим получить высшее образование, обещано расширение доступа в вузы. Однако размер гранта Пелла до $6895 по принятому Конгрессом закону о выделении ассигнований объемом $1,5 млрд на целевые программы высшего образования оказался ниже обещанного его удвоения; федеральные учебные программы Work-Study, GEARUP и другие получили незначительное увеличение ассигнований.

Образование становится дороже, а качество его хуже

Все эти меры признаны недостаточными, они не решают проблемы дороговизны обучения в колледже и университете, не помогают бороться со снижением качества всех ступеней образования. Примерами такого снижения служат стандартизированные тесты ACT и SAT, по результатам которых больше нельзя понять, станет ли абитуриент успешным студентом.

Учителя против родителей: работа школ в США стала политическим вопросом

Глава приемной комиссии Университета Новой Англии Скотт Стейнберг констатировал: стандартизированные тесты имеют весьма низкую ценность по сравнению с показателями успеваемости школьника. Вместо того чтобы требовать от средних школ большей ответственности, колледжи снижают ожидания от выпускников. Средний результат вступительного экзамена для колледжа ACT упал до минимума за последние 30 лет – 19,8 балла (всего набрать можно от одного до 36 баллов).

По данным исследования потребительского финансирования Федеральной резервной системы США, наибольшую нагрузку по студенческим долгам несет афроамериканская молодежь. Среди семей, имеющих образовательные кредиты, чернокожие составляют 30%, белые – 20%, латиноамериканцы – 14%.

Когда пандемия ударила по мировой экономике, президент Трамп ввел мораторий на выплаты студенческих долгов и снизил процентные ставки до нуля. Джо Байден проводил аналогичную политику. Эти меры помогли миллионам людей сократить остатки задолженностей и предотвратили дефолт заемщиков, неспособных гасить кредиты. Тем не менее число людей, чьи остатки по кредитам остались прежними или выросли с начала пандемии, все равно стало больше.

Митинг сторонников списания студенческих долгов у здания Верховного суда США в Вашингтоне

Митингующие у здания Верховного суда в Вашингтоне требуют списать долги студентов, 28 февраля 2023

Alejandro Alvarez/Sipa USA via Reuters Connect

А стоит ли игра свеч?

Значительная часть молодых американцев теряют веру в полезность высшего образования, хотя на протяжении долгого времени университетский диплом считался одним из слагаемых воплощения американской мечты. Еще 10 лет назад 53% американцев считали диплом полезным для хорошей работы и высокого заработка. Скептицизм по отношению к высшему образованию начал расти после финансового кризиса 2008 года и усугубился в пандемию. Сегодня 56% американцев уверены, что четыре года в вузе – это ошибочная ставка в жизни.

Почему в 1968 году по всему миру начали бунтовать студенты

Скептически к дипломам относятся и те, кто их обычно получает, – молодежь от 18 до 34 лет. Главная причина такого отношения – именно высокая цена образования. По подсчетам агентства Bloomberg, стоимость года обучения в университетах «Лиги плюща» (наиболее престижные вузы США) в 2023-м составит $90 тыс. – это в 1,5–2 раза дороже, чем восемь лет назад.

Согласно анализу Института Урбана, незадолго до пандемии финансирование высшего образования штатами неуклонно сокращалось, составив в итоге примерно 60% расходов на высшее образование по сравнению с 70% в 1970-х. Многие колледжи стремятся снижать стоимость обучения, возвращая часть каждого доллара, полученного за обучение, в виде финансовой помощи. За десять лет для начинающих студентов ставка дисконта выросла на 54,5 п.п.

Несмотря на это, за последние 10 лет учащихся в колледжах стало меньше на 15%. Согласно отчету Национального исследовательского студенческого центра обмена информацией (National Student Clearinghouse – NSC), в США общее число студентов сократилось только за один год на 685 тыс. (4,1%). Гораздо больше учащихся из малообеспеченных семей бросают колледж, чем возвращаются в него.

Эксперты фиксируют тенденцию: молодые люди отказываются от того, что предлагает высшее образование. Для молодежи все более привлекательными становятся профессии, не требующие высшего образования. Популяризируется идея о том, что квалифицированным профессионалом может быть и тот, кто никогда не учился в вузе, но собрал нужные компетенции из разных источников – укороченных курсов, мастер-классов и путем самообразования. Рост расходов на очное обучение на 190%, а также галопирующий рост стоимости получения степени бакалавра (на 1000% с 1978 года) помимо прочего осложняют положение вузов, которые финансово проигрывают, поскольку сертифицированные короткие программы дешевле полных университетских курсов.

Человек, бросивший среднюю школу или колледж ради вышеописанных форм образования, рискует до конца жизни получать минимальную зарплату либо стать хроническим безработным. Он перестает видеть перспективы на рынке труда, не создает семью, перестает верить в «общество равных возможностей». При распространении среди молодых американцев нежелания получать высшее образование вероятен риск эрозии качества человеческого капитала, инвестиции в который всегда оказывали большее воздействие на темпы экономического роста, чем инвестиции в физический капитал.

Автор – ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль