Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИГРАФИЯ"

Чтобы выжить, типографии вынуждены брать на себя не свойственные им функции.    Издатели и полиграфические комбинаты готовятся к открытию в начале сентября XXII Московской международной книжной выставки-ярмарки. Ярмарка — хорошая возможность остаться на плаву. «Обвал книжного рынка произошел весной — в начале лета. Объем заказов уменьшился минимум на треть. Расценки на печать упали более чем на 25%, что меньше себестоимости работ», — поясняет гендиректор Можайскогополиграфического комбината (МПК) Евгений Фельдман.
   Участники рынка пытаются адаптироваться к низкому спросу. Так, издателям с хорошей репутацией типографии стали отгружать продукцию с оплатой в рассрочку. Точно так же производители бумаги кредитуют типографии, соглашаясь месяцами ждать оплаты своего товара. «Это очень важно, — говорит Евгений Фельдман, — ведь бумага составляет около 50% в себестоимости производства книги». Чтобы выжить, пришлось оптимизировать штат сотрудников и сокращать зарплаты. До кризиса на комбинате работало 800 сотрудников, теперь их осталось около 550. Директор считает эту численность и штатную структуру оптимальной. До кризиса средняя зарплата на МПК равнялась 18-19 тыс. рублей, теперь — около 9-10 тыс. рублей (зарплата составляет 30% стоимости полиграфических услуг).
   Однако этих мер оказалось недостаточно. Чтобы ускорить поступление денег от заказчиков, типографии берут на себя не свойственные им ранее функции и разрабатывают новые финансовые схемы. «Жизнь заставила нас принципиально перестроить отношения с заказчиками. В новом сезоне, начинающемся в сентябре, мы будем делать ставку на комплексные услуги. Часть этих услуг мы предлагали и ранее, но это были разовые предложения, которые не делались системно», — продолжает глава МПК.
   Так, Можайский полиграфический комбинат предлагает складские услуги. Теперь заказчику не нужно заниматься вывозом тиражей, можно хранить его в помещениях МПК, равно как и продукцию, напечатанную в других типографиях. Обычно издатель работает с несколькими типографиями, и ему удобно пользоваться операционным складом, на котором будет формироваться ассортиментная подборка. Комбинат осуществляет доставку продукции со складов в любую точку СНГ. «Это очень удобная логистическая услуга, ведь издатели получают возможность минимизировать расходы по содержанию персонала и дополнительных помещений и территорий, стоимость которых в Москве несоизмерима со стоимостью на периферии», — говорит эксперт. Крупные комбинаты в России, основанные еще в советское время, владеют большими земельными участками, зданиями, которые можно использовать для открытия новых производств. Например, МПК предложил ряду издательств основать совместное производство книжек с элементами игрушки, которые делаются полуручным способом. Пока в России нет таких производств. Однако главной остается проблема бесперебойного финансирования. Руководство МПК провело переговоры с крупными торговыми компаниями и дистрибьюторами: теперь комбинат будет содействовать издателям в распространении их продукции. «Мы понимаем, что деньги в итоге остаются у распространителя:магазина, ларька, оптовика, торговой сети. И мы будем влиять на процесс распространения и тем самым контролировать продажи, делать их эффективными. Потому что, как только товар застревает на торговой точке, возникает нехватка денег, которая по цепочке передается и нам. Предоставляя рассрочку, товарный кредит нашему заказчику, издателю, мы понимаем, что фактически кредитуем распространителя. Поэтому мы хотим тоже участвовать в сбыте», — поясняет Евгений Фельдман. Таким образом, комбинат закономерно берет на себя функции вертикально интегрированной компании. Теперь он занимается допечатными работами, собственно печатью, хранением и логистикой, а также продажами. Поможет ли ему это выйти из кризиса? С августа деятельность компании стала рентабельной, но, возможно, это объясняется традиционным сезонным всплеском заказов перед новым учебным годом. «Устойчиво наше положение или нет, мы поймем к ноябрю, когда сезонный фактор перестанет работать», — говорит Фельдман. Для закрепления достигнутого МПК примет активное участие в предстоящей Московской книжной ярмарке и для привлечения посетителей на свой стенд будет распространять подарочные купоны, предоставляющие 35-процентную скидку на полиграфические услуги.

   МОЖАЙСКИЙ ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ был создан 35 лет назад. Это последняя типография высокого уровня, построенная в СССР. Комбинат должен был выпускать книги на 59 языках для распространения за границей. Сегодня на долю комбината приходится 7% российского рынка книжной печати. Помимо печатания книг МПК развивает новые направления деятельности. Так было создано мощное журнально-рекламное производство.

   ЕВГЕНИЙ ФЕЛЬДМАН: «РЕЗКИЙ ОБВАЛ КНИЖНОГО РЫНКА ПРОИЗОШЕЛ В НАЧАЛЕ ВЕСНЫ И ЗАХВАТИЛ НАЧАЛО ЛЕТА. ОБЪЕМ ЗАКАЗОВ УМЕНЬШИЛСЯ МИНИМУМ НА ТРЕТЬ».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK