28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Ба, знакомые все лица!"

Архивная публикация 2004 года: "Ба, знакомые все лица!"

&nbsp Исторический музей показывает первые русские портреты XVI-XVII веков в экспозиции "Эпоха парсуны". Задумай такую выставку какой-нибудь голландский или итальянский музей, ему бы пришлось снять как минимум квартал, дабы уместить всех живописных королей, герцогов, советников герцогов, римских пап плюс еще благородных дам и многочисленную челядь с портретами неизвестных. В Москве на все про все понадобился один зал (перекрытый внутренний двор Исторического музея). В нем выставлено 100 досок с потемневшими лицами тех, чьи имена и даты правлений студенты-историки безуспешно пытаются вызубрить перед сессией: эдакая доска почета государства российского от Ивана Грозного до Петра Первого. Теперь для заучивания можно пользоваться аутентичной иллюстрацией: вот вам и Михаил Федорыч (первый Романов) в паре с Алексеем Михайловичем (батюшкой Петра Великого), поблизости Наталья Нарышкина (матушка Петра) и тут же невесть откуда взявшийся вологодский купец, запечатленный подобострастным изографом. Заметим: все они выведены такими, какими их видели (либо воображали) современники.

&nbsp

©
Исторический музей показывает первые русские портреты XVI-XVII веков в экспозиции "Эпоха парсуны". Задумай такую выставку какой-нибудь голландский или итальянский музей, ему бы пришлось снять как минимум квартал, дабы уместить всех живописных королей, герцогов, советников герцогов, римских пап плюс еще благородных дам и многочисленную челядь с портретами неизвестных. В Москве на все про все понадобился один зал (перекрытый внутренний двор Исторического музея). В нем выставлено 100 досок с потемневшими лицами тех, чьи имена и даты правлений студенты-историки безуспешно пытаются вызубрить перед сессией: эдакая доска почета государства российского от Ивана Грозного до Петра Первого. Теперь для заучивания можно пользоваться аутентичной иллюстрацией: вот вам и Михаил Федорыч (первый Романов) в паре с Алексеем Михайловичем (батюшкой Петра Великого), поблизости Наталья Нарышкина (матушка Петра) и тут же невесть откуда взявшийся вологодский купец, запечатленный подобострастным изографом. Заметим: все они выведены такими, какими их видели (либо воображали) современники.

Самыми интересными и редкими являются два образа: надгробная доска с парным изображением в полный рост царя Василия III и его небесного покровителя Василия Великого 1540 года и привезенный из Копенгагена иконный портрет Ивана Грозного (1630-е годы). Насчет копенгагенского портрета до сих пор идут споры: точно ли это Иван IV? Не обычная ли это икона с ликом Иоанна Богослова? Не слишком ли ранняя дата поставлена западными искусствоведами? Подобные споры - обычное дело, когда речь заходит о ранних русских портретах. Ведь они как раз находятся на пересечении иконы и картины: несут на себе, с одной стороны, канонические стандарты святого образа, с другой - европейские веяния (вроде пухлых щечек, написанных лаковыми красками). Оттого нередко поверх изображений государей писался лик какого-нибудь святого и докопаться до исторической правды можно только после долгой реставрации.

Для гибрида из иконописи и первых светских личин в XIX веке придуман странный термин - парсуна. Происходит он от слова "персона" и является чистой воды научным ляпом (типа "звучит на древнерусский манер"), но давно уже прижился и обозначает целый пласт русского искусства, самый спорный и неизученный. Короче, какие персоны, такие и парсуны - не любили наши государственники позировать, оттого богомазы и писали их "царями небесными" с царством "не от мира сего". После этого начинаешь понимать Петра Первого, которому захотелось за церковной копотью и метровыми бородами рассмотреть лица своих подданных.

Соловьев

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама