19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Балтийская мечта"

Архивная публикация 2005 года: "Балтийская мечта"

«Газпром» вплотную приблизился к реализации своего самого амбициозного проекта последних лет — строительству Северо-Европейского газопровода. На прошлой неделе в присутствии глав России и ФРГ — Владимира Путина и Герхарда Шредера — монополия подписала соглашение с немецкими концернами BASF и E.ON о строительстве трубопровода, который напрямую выведет российский газ на рынки Европы.Подписанное соглашение подразумевает, что «Газпром», BASF и E.ON создадут совместное предприятие North European Gas Pipeline Company, в котором российскому гиганту будет принадлежать 51% акций, а его партнерам — по 24,5%.

©
«Газпром» вплотную приблизился к реализации своего самого амбициозного проекта последних лет — строительству Северо-Европейского газопровода. На прошлой неделе в присутствии глав России и ФРГ — Владимира Путина и Герхарда Шредера — монополия подписала соглашение с немецкими концернами BASF и E.ON о строительстве трубопровода, который напрямую выведет российский газ на рынки Европы.Подписанное соглашение подразумевает, что «Газпром», BASF и E.ON создадут совместное предприятие North European Gas Pipeline Company, в котором российскому гиганту будет принадлежать 51% акций, а его партнерам — по 24,5%.

Проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ), безусловно, одно из самых амбициозных начинаний «Газпрома». Его реализация должна помочь компании укрепить свое положение на европейском рынке и завоевать рынок Великобритании. К тому же СЕГ позволит «Газпрому» избавиться от основной «головной боли», которая давно досаждает монополисту. После реализации проекта компания получит прямой выход на европейские рынки: на пути СЕГ отсутствуют какие-либо транзитные государства. Это снижает не только так называемые страновые риски, но и стоимость транспортировки газа (отсутствие транзитных пошлин).

©
Газопровод планируется запустить в 2010 году, он пройдет от Выборга до побережья Германии (район города Грайфсвальда) по дну Балтийского моря. От основной трубы планируется построить морские газопроводы-отводы для подачи газа потребителям Финляндии, Швеции, Великобритании и, возможно, других стран региона. Первоначально мощность газопровода оценивалась от 19 млрд. до 30 млрд. кубометров газа в год. Сейчас речь идет о том, что на первом этапе планируется строительство одной нитки газопровода пропускной способностью около 27,5 млрд. куб. м. Кроме того, проект предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ до 55 млрд. куб. м. Длина газопровода превысит 1,2 тыс. км, а стоимость проекта оценивается «Газпромом» в 4 млрд. евро. Главной ресурсной базой для СЕГ определено Южно-Русское месторождение, доказанные запасы которого оцениваются более чем в 700 млрд. кубометров газа.

Есть ли спрос?

©
Главной проблемой проекта СЕГ, разрабатываемого с 1997 года, была и, возможно, остается проблема сбыта российского газа на европейском рынке. Представители немецких компаний довольно долго присматривались к СЕГ, избегая каких-либо конкретных договоренностей. Еще в прошлом году председатель правления Е.ON Ruhrgas доктор Буркхард Бергманн признавался, что у его компании нет конкретных решений насчет СЕГ. «Мы пока размышляем», — резюмировал глава немецкой компании. Первыми размышлять закончили в BASF, сейчас последние сомнения отпали и у Е.ON.

Сегодня ежегодный объем потребления газа в Европе оценивается приблизительно в 530 млрд. куб. м. В прошлом году «Газпром» через свою 100-процентную «дочку» «Газэкспорт» экспортировал 140,5 млрд. куб. м газа. При этом, как отмечают эксперты и с чем согласны в газовом монополисте, объем экспорта хоть и растет (в 2003 году было поставлено 132 млрд. куб. м, а план на 2005 год установлен на уровне 145 млрд. куб. м), но общая доля России на рынке остается практически неизменной. В Европе в целом это около 25%, а в западно-европейских странах почти 30%.

По оценке председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, «на долю российского газа приходится в настоящее время 26% его потребления в Европе и около 40% европейского импорта». На данном этапе большая часть газа продается по долгосрочным (до 25 лет) контрактам. Оставшиеся три четверти европейского рынка делят Норвегия, Голландия, Великобритания, Алжир и ряд других стран. Весьма перспективными считаются поставки из Ливии, Ирана, Средней Азии. Существует также значительное количество производителей сжиженного природного газа (СПГ).

При этом собственное производство в Европе будет с каждым годом сокращаться, а потребность в импорте газа, соответственно, нарастать. По прогнозам аналитиков, на европейском газовом рынке к 2010 году рост потребления сверх действующих соглашений может составить порядка 100 млрд. куб. м. Эксперты прогнозируют, что дефицит природного газа в 15 странах—членах ЕС возрастет до 37 млн. тонн нефтяного эквивалента к 2010 году и до 231 млн. тонн к 2025 году. Потребление природного газа, которое в 2003 году составило 355 млн. тонн нефтяного эквивалента, в 2010 году увеличится до 436 млн. тонн и до 500 млн. тонн в 2025 году. Одновременно собственное производство в 15 европейских государствах будет сокращаться: если сегодня здесь добывается почти 200 млн. тонн нефтяного эквивалента, то к 2010 году добыча упадет до 178 млн. тонн, а к 2025-му — до 67 млн. тонн.

Особая цель «Газпрома» — Великобритания. По оценке британского Министерства торговли и промышленности, к 2010 году объем добычи в стране будет составлять 80 млрд. куб. м газа в год, при том что потребление окажется на уровне 120 млрд. куб. м. «Газпром» планирует покрыть четверть этого 40-миллиардного дефицита, то есть 10 млрд. кубометров. В текущем году российская компания намерена поставить на британские острова через свои дочерние предприятия примерно 4 млрд. куб. м газа.

Таким образом, потенциальный рынок сбыта выглядит весьма неплохо. Кроме того, в «Газпроме» уверяют, что те объемы поставок газа, которые в компании планируется осуществлять по Северо-Европейскому газопроводу, не просто прогноз, а уже подтвержденный спрос: достигнуты предварительные договоренности со странами-импортерами. «Газпром» скорректировал планы экспорта газа по трубопроводам на европейский рынок в сторону увеличения — со 180 млрд. до 190 млрд. куб. м к 2010 году.

В то же время рассчитывать на скольконибудь серьезное увеличение своей доли на европейском рынке монополии не приходится.

Во-первых, политика ЕС по газовому рынку подразумевает ограничение доли одного поставщика и продвижение принципа диверсификации поставок. Во-вторых, быстро нарастить мощности компания вряд ли сумеет. Газопровод Ямал—Европа, обеспечивающий поставки российского газа в Европу через Польшу, еще не полностью введен в эксплуатацию, к строительству СЕГ приступят только в этом году, а мощностей по производству СПГ вообще пока нет. Конкуренты же не дремлют и будут отбирать часть растущего рынка. Но все сходятся на том, что нынешние позиции на европейском рынке «Газпром», безусловно, удержит.

СЕГодняшние риски

©
Между тем сказать, что проект СЕГ не испытывает никаких проблем, нельзя. Хотя он и поддерживается Европейским союзом, отдельные страны—члены ЕС и российские соседи активно ему противодействуют.

Речь идет о прибалтийских республиках, Украине, Белоруссии и Польше. Эти страны не хотят, чтобы столь выгодный объект, как газопровод, шел напрямую из России в Германию, минуя чью бы то ни было территорию. Ведь в таком случае страны-транзитеры лишаются тарифов, которые платит «Газпром» за прокачку российского газа, и сотен миллионов долларов инвестиций в собственную газовую инфраструктуру.

Кроме того, на Украине и в Польше опасаются и другой напасти — снижения поставок со стороны российской монополии и, соответственно, проблем с обеспечением своих потребностей в газе.

Правда, в «Газпроме» утверждают, что объем поставок и транзита через Украину, Белоруссию и Польшу после строительства Северо-Европейского газопровода не снизится, поскольку у компании есть возможность наращивать объемы поставок по всем имеющимся и проектируемым направлениям.

В то же время подчеркивается, что в планах «Газпрома» — наращивать объемы транзита и по другим направлениям. Диверсификация маршрутов транспортировки — это всегда большой плюс, который среди прочего позволяет обеспечить надежность и гибкость поставок, возможность переброски потоков с одного направления на другое. А это, как утверждают в компании, очень важный фактор в газовом бизнесе.

Представители газового монополиста подчеркивают, что в случае с СЕГ правильнее говорить не о возможной конкуренции с другими маршрутами, а о тех дополнительных плюсах и преимуществах, которые Россия получает благодаря созданию нового маршрута транспортировки, повышающего гибкость и надежность поставок газа в Европу.

Справедливости ради заметим, что за этими обтекаемыми формулировками страны-транзитеры вполне могут углядеть угрозу своим интересам. По крайней мере, они могут предположить, что российская сторона фактически предупреждает: в случае возникновения каких-либо проблем с соседями она может скорректировать свои газовые потоки, идущие через действующие газопроводы.

Кстати, в Польше очень надеются, что в случае, если Герхарда Шредера на посту канцлера сменит Ангела Меркель (18 сентября нынешнего года в Германии пройдут парламентские выборы. — «Профиль»), проект Северо-Европейского газопровода будет положен под сукно. Одновременно некоторые эксперты ожидают, что после начала активной фазы строительства СЕГ балтийские республики поднимут вопросы экологической безопасности проекта. Однако представители немецких компаний и аналитики скептически оценивают такой вариант развития событий: политика политикой, а денежки, как известно, врозь. Тем более что на руку «Газпрому» играет и другой немаловажный фактор: как отмечают эксперты в Германии, Россия даже во времена СССР была надежным партнером, а сейчас в условиях нестабильной политической ситуации в ряде транзитных стран (например, в тех же Белоруссии и Украине) наличие прямого канала поставок газа в Европу было бы весьма кстати. Тем не менее проблем с реализацией СЕГ придется преодолеть немало, и здесь может пригодиться нынешний вес и влияние Германии в Европе.

Помимо политических и страновых рисков у СЕГ есть еще одна проблема — финансовая. «Газпром» сегодня имеет очень внушительную задолженность — свыше $18 млрд. Из них иностранным кредиторам компания должна порядка $15 млрд.

При этом не стоит забывать и о том, что на ближайшее будущее монополист планирует весьма дорогие покупки. Так, предполагаемая сделка по приобретению «Газпромом» «Сибнефти» оценивается в $10—12 млрд. У компании есть только половина этой суммы, которую она должна получить от государства за 10,74% своих акций. Занять «Газпрому» придется около $5 млрд. СЕГ же пока оценивается в 4 млрд. евро. Но аналитики считают, что в перспективе эта цифра может вырасти.

Платить по долгам придется много, но кредиторы деньги российской компании дадут. Кредитный рейтинг «Газпрома» высок, капитализация на прошлой неделе достигла $100 млрд., да и компания государственная. То есть ее долги — это фактически долги всей страны.

Так что, похоже, балтийская мечта «Газпрома» теперь уж точно может превратиться в реальность.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».