Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Балтийская мечта"

«Газпром» вплотную приблизился к реализации своего самого амбициозного проекта последних лет — строительству Северо-Европейского газопровода. На прошлой неделе в присутствии глав России и ФРГ — Владимира Путина и Герхарда Шредера — монополия подписала соглашение с немецкими концернами BASF и E.ON о строительстве трубопровода, который напрямую выведет российский газ на рынки Европы.Подписанное соглашение подразумевает, что «Газпром», BASF и E.ON создадут совместное предприятие North European Gas Pipeline Company, в котором российскому гиганту будет принадлежать 51% акций, а его партнерам — по 24,5%.

Проект Северо-Европейского газопровода (СЕГ), безусловно, одно из самых амбициозных начинаний «Газпрома». Его реализация должна помочь компании укрепить свое положение на европейском рынке и завоевать рынок Великобритании. К тому же СЕГ позволит «Газпрому» избавиться от основной «головной боли», которая давно досаждает монополисту. После реализации проекта компания получит прямой выход на европейские рынки: на пути СЕГ отсутствуют какие-либо транзитные государства. Это снижает не только так называемые страновые риски, но и стоимость транспортировки газа (отсутствие транзитных пошлин).

Газопровод планируется запустить в 2010 году, он пройдет от Выборга до побережья Германии (район города Грайфсвальда) по дну Балтийского моря. От основной трубы планируется построить морские газопроводы-отводы для подачи газа потребителям Финляндии, Швеции, Великобритании и, возможно, других стран региона. Первоначально мощность газопровода оценивалась от 19 млрд. до 30 млрд. кубометров газа в год. Сейчас речь идет о том, что на первом этапе планируется строительство одной нитки газопровода пропускной способностью около 27,5 млрд. куб. м. Кроме того, проект предусматривает строительство второй нитки газопровода и увеличение пропускной способности СЕГ до 55 млрд. куб. м. Длина газопровода превысит 1,2 тыс. км, а стоимость проекта оценивается «Газпромом» в 4 млрд. евро. Главной ресурсной базой для СЕГ определено Южно-Русское месторождение, доказанные запасы которого оцениваются более чем в 700 млрд. кубометров газа.

Есть ли спрос?

Главной проблемой проекта СЕГ, разрабатываемого с 1997 года, была и, возможно, остается проблема сбыта российского газа на европейском рынке. Представители немецких компаний довольно долго присматривались к СЕГ, избегая каких-либо конкретных договоренностей. Еще в прошлом году председатель правления Е.ON Ruhrgas доктор Буркхард Бергманн признавался, что у его компании нет конкретных решений насчет СЕГ. «Мы пока размышляем», — резюмировал глава немецкой компании. Первыми размышлять закончили в BASF, сейчас последние сомнения отпали и у Е.ON.

Сегодня ежегодный объем потребления газа в Европе оценивается приблизительно в 530 млрд. куб. м. В прошлом году «Газпром» через свою 100-процентную «дочку» «Газэкспорт» экспортировал 140,5 млрд. куб. м газа. При этом, как отмечают эксперты и с чем согласны в газовом монополисте, объем экспорта хоть и растет (в 2003 году было поставлено 132 млрд. куб. м, а план на 2005 год установлен на уровне 145 млрд. куб. м), но общая доля России на рынке остается практически неизменной. В Европе в целом это около 25%, а в западно-европейских странах почти 30%.

По оценке председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, «на долю российского газа приходится в настоящее время 26% его потребления в Европе и около 40% европейского импорта». На данном этапе большая часть газа продается по долгосрочным (до 25 лет) контрактам. Оставшиеся три четверти европейского рынка делят Норвегия, Голландия, Великобритания, Алжир и ряд других стран. Весьма перспективными считаются поставки из Ливии, Ирана, Средней Азии. Существует также значительное количество производителей сжиженного природного газа (СПГ).

При этом собственное производство в Европе будет с каждым годом сокращаться, а потребность в импорте газа, соответственно, нарастать. По прогнозам аналитиков, на европейском газовом рынке к 2010 году рост потребления сверх действующих соглашений может составить порядка 100 млрд. куб. м. Эксперты прогнозируют, что дефицит природного газа в 15 странах—членах ЕС возрастет до 37 млн. тонн нефтяного эквивалента к 2010 году и до 231 млн. тонн к 2025 году. Потребление природного газа, которое в 2003 году составило 355 млн. тонн нефтяного эквивалента, в 2010 году увеличится до 436 млн. тонн и до 500 млн. тонн в 2025 году. Одновременно собственное производство в 15 европейских государствах будет сокращаться: если сегодня здесь добывается почти 200 млн. тонн нефтяного эквивалента, то к 2010 году добыча упадет до 178 млн. тонн, а к 2025-му — до 67 млн. тонн.

Особая цель «Газпрома» — Великобритания. По оценке британского Министерства торговли и промышленности, к 2010 году объем добычи в стране будет составлять 80 млрд. куб. м газа в год, при том что потребление окажется на уровне 120 млрд. куб. м. «Газпром» планирует покрыть четверть этого 40-миллиардного дефицита, то есть 10 млрд. кубометров. В текущем году российская компания намерена поставить на британские острова через свои дочерние предприятия примерно 4 млрд. куб. м газа.

Таким образом, потенциальный рынок сбыта выглядит весьма неплохо. Кроме того, в «Газпроме» уверяют, что те объемы поставок газа, которые в компании планируется осуществлять по Северо-Европейскому газопроводу, не просто прогноз, а уже подтвержденный спрос: достигнуты предварительные договоренности со странами-импортерами. «Газпром» скорректировал планы экспорта газа по трубопроводам на европейский рынок в сторону увеличения — со 180 млрд. до 190 млрд. куб. м к 2010 году.

В то же время рассчитывать на скольконибудь серьезное увеличение своей доли на европейском рынке монополии не приходится.

Во-первых, политика ЕС по газовому рынку подразумевает ограничение доли одного поставщика и продвижение принципа диверсификации поставок. Во-вторых, быстро нарастить мощности компания вряд ли сумеет. Газопровод Ямал—Европа, обеспечивающий поставки российского газа в Европу через Польшу, еще не полностью введен в эксплуатацию, к строительству СЕГ приступят только в этом году, а мощностей по производству СПГ вообще пока нет. Конкуренты же не дремлют и будут отбирать часть растущего рынка. Но все сходятся на том, что нынешние позиции на европейском рынке «Газпром», безусловно, удержит.

СЕГодняшние риски

Между тем сказать, что проект СЕГ не испытывает никаких проблем, нельзя. Хотя он и поддерживается Европейским союзом, отдельные страны—члены ЕС и российские соседи активно ему противодействуют.

Речь идет о прибалтийских республиках, Украине, Белоруссии и Польше. Эти страны не хотят, чтобы столь выгодный объект, как газопровод, шел напрямую из России в Германию, минуя чью бы то ни было территорию. Ведь в таком случае страны-транзитеры лишаются тарифов, которые платит «Газпром» за прокачку российского газа, и сотен миллионов долларов инвестиций в собственную газовую инфраструктуру.

Кроме того, на Украине и в Польше опасаются и другой напасти — снижения поставок со стороны российской монополии и, соответственно, проблем с обеспечением своих потребностей в газе.

Правда, в «Газпроме» утверждают, что объем поставок и транзита через Украину, Белоруссию и Польшу после строительства Северо-Европейского газопровода не снизится, поскольку у компании есть возможность наращивать объемы поставок по всем имеющимся и проектируемым направлениям.

В то же время подчеркивается, что в планах «Газпрома» — наращивать объемы транзита и по другим направлениям. Диверсификация маршрутов транспортировки — это всегда большой плюс, который среди прочего позволяет обеспечить надежность и гибкость поставок, возможность переброски потоков с одного направления на другое. А это, как утверждают в компании, очень важный фактор в газовом бизнесе.

Представители газового монополиста подчеркивают, что в случае с СЕГ правильнее говорить не о возможной конкуренции с другими маршрутами, а о тех дополнительных плюсах и преимуществах, которые Россия получает благодаря созданию нового маршрута транспортировки, повышающего гибкость и надежность поставок газа в Европу.

Справедливости ради заметим, что за этими обтекаемыми формулировками страны-транзитеры вполне могут углядеть угрозу своим интересам. По крайней мере, они могут предположить, что российская сторона фактически предупреждает: в случае возникновения каких-либо проблем с соседями она может скорректировать свои газовые потоки, идущие через действующие газопроводы.

Кстати, в Польше очень надеются, что в случае, если Герхарда Шредера на посту канцлера сменит Ангела Меркель (18 сентября нынешнего года в Германии пройдут парламентские выборы. — «Профиль»), проект Северо-Европейского газопровода будет положен под сукно. Одновременно некоторые эксперты ожидают, что после начала активной фазы строительства СЕГ балтийские республики поднимут вопросы экологической безопасности проекта. Однако представители немецких компаний и аналитики скептически оценивают такой вариант развития событий: политика политикой, а денежки, как известно, врозь. Тем более что на руку «Газпрому» играет и другой немаловажный фактор: как отмечают эксперты в Германии, Россия даже во времена СССР была надежным партнером, а сейчас в условиях нестабильной политической ситуации в ряде транзитных стран (например, в тех же Белоруссии и Украине) наличие прямого канала поставок газа в Европу было бы весьма кстати. Тем не менее проблем с реализацией СЕГ придется преодолеть немало, и здесь может пригодиться нынешний вес и влияние Германии в Европе.

Помимо политических и страновых рисков у СЕГ есть еще одна проблема — финансовая. «Газпром» сегодня имеет очень внушительную задолженность — свыше $18 млрд. Из них иностранным кредиторам компания должна порядка $15 млрд.

При этом не стоит забывать и о том, что на ближайшее будущее монополист планирует весьма дорогие покупки. Так, предполагаемая сделка по приобретению «Газпромом» «Сибнефти» оценивается в $10—12 млрд. У компании есть только половина этой суммы, которую она должна получить от государства за 10,74% своих акций. Занять «Газпрому» придется около $5 млрд. СЕГ же пока оценивается в 4 млрд. евро. Но аналитики считают, что в перспективе эта цифра может вырасти.

Платить по долгам придется много, но кредиторы деньги российской компании дадут. Кредитный рейтинг «Газпрома» высок, капитализация на прошлой неделе достигла $100 млрд., да и компания государственная. То есть ее долги — это фактически долги всей страны.

Так что, похоже, балтийская мечта «Газпрома» теперь уж точно может превратиться в реальность.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK