26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Бензин, зерно, мясо -- далее везде"

Архивная публикация 2002 года: "Бензин, зерно, мясо -- далее везде"

Двухлетняя эра затишья на бензиновом рынке кончилась. Уже два месяца цены на топливо галопируют со скоростью от 10 до 30 процентов в неделю. Литр "народной" марки А-92 уже стоит больше 9 рублей, а к осени, по прогнозам, его цена перевалит за 10 рублей. Причина скачек -- роковое стечение обстоятельств. Часть обстоятельств -- объективно-экономические, с которыми бороться трудно. Другая, и немалая, часть -- идиотски-бюрократические, с которыми бороться просто бессмысленно.Парадокс нынешней ситуации в том, что еще в марте (два месяца назад) нефтяники говорили о затоваривании рынка. Нефть внутри страны продавалась по ценам ниже себестоимости (меньше 1000 рублей за тонну), все резервуары были залиты бензином и нефтью, бензин понемногу дешевел. И вдруг буквально за несколько недель затоваривание превратилось чуть ли не в дефицит. Из регионов полетели взволнованные сообщения о поведении граждан в ситуации нестабильности. В селе Новопавловском Курской области сотрудниками ГИБДД была задержана машина ГАЗ-53, водитель которой пытался транспортировать из курортного Железноводска в приграничную с Чечней станицу Курскую 4840 литров бензина А-92. А в Кузбассе около 100 заправок перестали торговать самым ходовым бензином. По словам президента Союза владельцев АЗС и поставщиков нефтепродуктов Кузбасса Алексея Харченко, в этом виновата "Сибнефть", задирающая оптовые цены на свободном рынке и одновременно демпингующая на своих заправках.
Рынок исполнен драматизма и конфликтов. По мнению представителей крупных нефтяных компаний, инициатива повышения цен исходит от независимых продавцов топлива. "Напрямую нефтяные компании контролируют всего 15% розничного рынка страны, -- заявил глава пресс-службы ЮКОСа Александр Шадрин. -- Остальное контролирует мелкий бизнес, который и является инициатором повышения цен". "Причиной повышения цен стало удорожание в оптовом звене, -- возражает президент Российского топливного союза Сергей Борисов. -- Крупные нефтяные компании занимают на рынке практически монопольное положение, и это очень опасно".
На самом деле, конечно, не эта коллизия является для топливных цен определяющей. К примеру, рынки двух практически независимых от крупных игроков регионов -- краснодарского и питерского (доля независимых продавцов на них составляет более 70%) -- по ценам никак не отличаются от соседей, оккупированных ВИНКами (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями). Независимо от того, кто является владельцем бензоколонок, реально российский рынок все равно контролируют семь крупнейших нефтяных компаний через принадлежащие им полтора десятка НПЗ (см. карту).
В крупных компаниях называют веские экономические причины, обусловившие нынешний рост цен. Говорят о том, что больше двух лет на бензиновых ценах не сказывались ни инфляция (по 20% в год), ни возросшие тарифы естественных монополий. И что давно пора было бы их отразить. Все это, конечно, так. Однако тот факт, что "эффект отражения" наступил именно сейчас и настолько резко, говорит о том, что в этой истории есть другие сюжеты, сыгравшие в повышении цен важную роль. Мы приведем два из них. И хотя авторами обоих явилось российское правительство, один сюжет оказался для нефтяников вполне приятным, а другой -- совсем наоборот. Но финал обоих стал крайне грустным для всех.
Сюжет первый. Радость нефтяника

История началась в декабре прошлого года. Под угрозой падения мировых цен на нефть Россия вступила в сговор с Организацией стран-экспортеров (ОПЕК) на предмет сокращения объемов российского экспорта. Ужаться россияне обязались существенно: на фоне 8-процентного роста добычи нефти в первом квартале 2002 года страна намеревалась сократить экспорт на 5%. И хотя эти обещания были выполнены не до конца, для внутреннего российского рынка последствия их оказались весьма ощутимыми -- именно это сокращение привело к затовариванию, баснословно низкой оптовой ценой на нефть и небольшому зимнему снижению цен в рознице. В результате даже крупнейший транснациональный "ЛУКойл", ранее единственный из всех нефтяников, кто поддерживал курс на дружбу с ОПЕК, запросил пощады.
Помогла Америка. Уже с декабря на самом высоком уровне -- в правительстве США -- стали звучать призывы к России стать гарантом энергетической стабильности в мире. Это значит -- отказаться от соглашений с ОПЕК, увеличить экспорт и, не боясь ничего, вытеснять недавних партнеров с европейских и американских рынков. Ближе к весне аргументы американцев взяли верх.
В марте премьер-министр Касьянов объявил о том, что принятые на себя ограничения Россия во втором квартале, возможно, и будет соблюдать, но при определенных условиях может и пересмотреть. То, что реальный пересмотр уже произошел и прямо об этом не говорится только из соображений приличия, сомнений не вызывало.
Минэнерго снизило плановые задания для НПЗ (т.е. задания по переработке нефти для внутреннего рынка) с 45 млн. тонн нефти в первом квартале до 44,6 млн. тонн во втором, а высвободившаяся нефть должна была пойти на экспорт. В итоге за рубеж этой весной ушло на 25% больше нефти, чем прошлой (9% из них пришлось на увеличение экспорта в дальнее зарубежье, остальное -- в страны СНГ). На российских заводах производство бензина сократилось на 8%, зато его экспорт вырос аж на 13%. Тут сыграло свою роль и то, что зимой, жалея пострадавших от ОПЕК нефтяников, правительство сократило квоты и пошлины на экспорт нефтепродуктов. Весной повод для жалости вроде как исчез, но льготы остались, а на мировом рынке нефтепродуктов как раз сложилась хорошая конъюнктура. В итоге зимние запасы разошлись с фантастической скоростью.
Для нефтяников все это были, безусловно, радостные события. Однако, меняя внешнеполитический курс и открывая ворота экспорту, правительство напрочь забыло о весне. Дело в том, что каждой весной за счет посевной и выхода из зимовья автовладельцев-"подснежников" потребление продуктов нефтепереработки увеличивается на 20--25%. Однако в нынешнем году на нефтяном рынке игра велась настолько крупная, что об этом обстоятельстве никто даже не вспомнил.
Сюжет второй. Печаль

Угроза над нефтяниками нависла еще два года назад. Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию озвучил намерение избавиться от самого нерыночного оборотного налога -- на пользователей автодорог, который носил целевой характер пополнения региональных дорожных фондов. Законодателям было предложено рассмотреть варианты замены выпадающих доходов. В течение двух лет законодатели всеми силами пытались уклониться от борьбы с этим нерыночным налогом. Однако в марте нынешнего года процесс борьбы с ним безнадежно активизировался. В Госдуму был внесен пакет поправок к Налоговому кодексу, имеющих целью компенсировать сокращение для бюджетов всех уровней.
В пакете -- перераспределение налога на прибыль и земельного налога в пользу региональных бюджетов, повышение акцизов на табак, водку, новый транспортный налог и новый акциз на бензин. Что касается продавцов моторного топлива, то их порадовали перспективой увеличения акциза аж на 70%.
Конечно, поднялся ропот. Однако министр Кудрин оборвал прения, попеняв нефтяникам за то, что не так давно они пролоббировали снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, -- теперь пошлины не назначаются произвольно правительственной комиссией, а привязаны жестко к мировой цене на нефть. Нефтяников можно было и понять: с этим нововведением они избавились от удовольствия периодического общения с комиссией Христенко и обеспечили лучшую возможность прогнозировать свои затраты. Однако министр финансов понимать их отказался. С его точки зрения, российский бюджет при системе, когда пошлина на нефтепродукты составляет не более 90% от пошлины на нефть (а та, в свою очередь, коррелирует с ценой Brent), потеряет огромные деньги. Откуда взялись расчетные цифры потерь (около $500 млн.), не совсем понятно. Ведь комиссия Христенко назначала пошлины практически произвольно. Однако спорить с правительством никто не решился.
Возможно, после того, как дискуссия приняла столь недружелюбный оборот, нефтяники начали искать новые аргументы. Самый веский из них -- конечно же, цена бензина. Скорее всего, он и был использован: цены на бензин начали расти как раз в разгар дискуссии с правительством.
И Боже упаси обвинять нефтяников в каком-либо сговоре. История нефтяного рынка показывает, что всякие попытки сговоров между компаниями проваливались, как только интересы их хоть чуть-чуть расходились. Однако в ситуации противостояния с правительством по столь для всех острому вопросу могла ведь одна и та же, не такая уж и сложная мысль прийти в голову разным, объединенным общей задачей людям. Это тем более похоже на правду, что два года назад ситуация была абсолютно такой же: как только правительство озвучило идею поднять акцизы, цена тут же взлетела.
Благодаря найденным аргументам для нефтяников дискуссия закончилась более или менее благополучно: законодатели испытали все положенные им эмоции, и ко второму чтению предложение по увеличению акциза ужалось уже до 40%. Но снова печалит факт, что законодатели не учли возможных встречных аргументов своих оппонентов.
Принцип домино

"То, что российский рынок дистанцию от избытка до дефицита проходит за 2--3 недели, очень опасно, -- говорит начальник управления маркетинга "ЛУКойла" Марк Каганский. -- Причина тому -- нехватка мощностей для хранения нефтепродуктов, а также нехватка подвижного состава МПС -- бензин бывает просто невозможно доставить потребителю".
Но главной причиной такого положения вещей, похоже, являются проблемы с адекватными действиями правительства по регулированию рынка.
Пока что примеры попыток регулирования адекватностью, в общем, не отличаются. И это относится не только к федеральному правительству. Правительство Башкортостана, например, проявило чудеса адекватности и в марте нынешнего года просто законодательно заморозило цены на бензин, чтобы граждане встретили праздник Курултай в добром расположении духа. Однако настоящий-то праздник эти два месяца был у соседней Челябинской области, которая вся стояла в очередях на башкирских заправках -- там бензин стоил на два рубля дешевле, чем на родине.
Эксперты сходятся на том, что для предотвращения шока правительству нужно было умнее обращаться с квотами и пошлинами и искать для своих налоговых инициатив более подходящее время. Впрочем, можно было бы использовать и другие способы борьбы. Например, для регулирования бензинового рынка разумно было бы задействовать механизм товарных интервенций. "Объемы хранения нефтепродуктов "Росрезерва" вполне позволяют такие интервенции осуществлять, однако механизм регулирования рынка с помощью наших запасов просто не разработан", -- говорит начальник управления нефтепродуктов "Росрезерва" Максим Цыганов.
На самом деле то, что автолюбители будут платить другие деньги за бензин, обидно, но с этим придется смириться. Тем более что все потрясения для рынка уже позади -- в оптовом звене цены расти практически перестали, а в розничном -- вот-вот прекратят. Скорее всего, к осени А-92 будет стоить свыше 10 рублей, А-95 -- чуть больше 11 рублей. Однако для экономики в целом такой рост в весеннюю пору -- событие огорчительное. Ведь повышение цены на топливо немедленно отражается на ценах многих других рынков. Так, около 30% цены зерна составляет как раз стоимость ГСМ. А если учесть, что нынешний урожай будет меньше рекордного прошлогоднего, и прибавить к этому существенный рост расходов на ГСМ, несложно догадаться, что зерно будет дороже. Что повлечет за собой рост цен на мясном рынке и т.п.
Не так давно ВЦИОМ опросил население, ждет ли оно подорожания жизни и что именно, по мнению народа, должно подорожать. Народ подорожания ждет -- по его разумению, цены вырастут на все. Особенно -- на продукты питания. Анализ одного только бензинового рынка показывает, что интуиция народ не обманывает.

Динамика цен на бензин ($/л)

Двухлетняя эра затишья на бензиновом рынке кончилась. Уже два месяца цены на топливо галопируют со скоростью от 10 до 30 процентов в неделю. Литр "народной" марки А-92 уже стоит больше 9 рублей, а к осени, по прогнозам, его цена перевалит за 10 рублей. Причина скачек -- роковое стечение обстоятельств. Часть обстоятельств -- объективно-экономические, с которыми бороться трудно. Другая, и немалая, часть -- идиотски-бюрократические, с которыми бороться просто бессмысленно.Парадокс нынешней ситуации в том, что еще в марте (два месяца назад) нефтяники говорили о затоваривании рынка. Нефть внутри страны продавалась по ценам ниже себестоимости (меньше 1000 рублей за тонну), все резервуары были залиты бензином и нефтью, бензин понемногу дешевел. И вдруг буквально за несколько недель затоваривание превратилось чуть ли не в дефицит. Из регионов полетели взволнованные сообщения о поведении граждан в ситуации нестабильности. В селе Новопавловском Курской области сотрудниками ГИБДД была задержана машина ГАЗ-53, водитель которой пытался транспортировать из курортного Железноводска в приграничную с Чечней станицу Курскую 4840 литров бензина А-92. А в Кузбассе около 100 заправок перестали торговать самым ходовым бензином. По словам президента Союза владельцев АЗС и поставщиков нефтепродуктов Кузбасса Алексея Харченко, в этом виновата "Сибнефть", задирающая оптовые цены на свободном рынке и одновременно демпингующая на своих заправках.

Рынок исполнен драматизма и конфликтов. По мнению представителей крупных нефтяных компаний, инициатива повышения цен исходит от независимых продавцов топлива. "Напрямую нефтяные компании контролируют всего 15% розничного рынка страны, -- заявил глава пресс-службы ЮКОСа Александр Шадрин. -- Остальное контролирует мелкий бизнес, который и является инициатором повышения цен". "Причиной повышения цен стало удорожание в оптовом звене, -- возражает президент Российского топливного союза Сергей Борисов. -- Крупные нефтяные компании занимают на рынке практически монопольное положение, и это очень опасно".

На самом деле, конечно, не эта коллизия является для топливных цен определяющей. К примеру, рынки двух практически независимых от крупных игроков регионов -- краснодарского и питерского (доля независимых продавцов на них составляет более 70%) -- по ценам никак не отличаются от соседей, оккупированных ВИНКами (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями). Независимо от того, кто является владельцем бензоколонок, реально российский рынок все равно контролируют семь крупнейших нефтяных компаний через принадлежащие им полтора десятка НПЗ (см. карту).

В крупных компаниях называют веские экономические причины, обусловившие нынешний рост цен. Говорят о том, что больше двух лет на бензиновых ценах не сказывались ни инфляция (по 20% в год), ни возросшие тарифы естественных монополий. И что давно пора было бы их отразить. Все это, конечно, так. Однако тот факт, что "эффект отражения" наступил именно сейчас и настолько резко, говорит о том, что в этой истории есть другие сюжеты, сыгравшие в повышении цен важную роль. Мы приведем два из них. И хотя авторами обоих явилось российское правительство, один сюжет оказался для нефтяников вполне приятным, а другой -- совсем наоборот. Но финал обоих стал крайне грустным для всех.

Сюжет первый. Радость нефтяника


История началась в декабре прошлого года. Под угрозой падения мировых цен на нефть Россия вступила в сговор с Организацией стран-экспортеров (ОПЕК) на предмет сокращения объемов российского экспорта. Ужаться россияне обязались существенно: на фоне 8-процентного роста добычи нефти в первом квартале 2002 года страна намеревалась сократить экспорт на 5%. И хотя эти обещания были выполнены не до конца, для внутреннего российского рынка последствия их оказались весьма ощутимыми -- именно это сокращение привело к затовариванию, баснословно низкой оптовой ценой на нефть и небольшому зимнему снижению цен в рознице. В результате даже крупнейший транснациональный "ЛУКойл", ранее единственный из всех нефтяников, кто поддерживал курс на дружбу с ОПЕК, запросил пощады.

Помогла Америка. Уже с декабря на самом высоком уровне -- в правительстве США -- стали звучать призывы к России стать гарантом энергетической стабильности в мире. Это значит -- отказаться от соглашений с ОПЕК, увеличить экспорт и, не боясь ничего, вытеснять недавних партнеров с европейских и американских рынков. Ближе к весне аргументы американцев взяли верх.

В марте премьер-министр Касьянов объявил о том, что принятые на себя ограничения Россия во втором квартале, возможно, и будет соблюдать, но при определенных условиях может и пересмотреть. То, что реальный пересмотр уже произошел и прямо об этом не говорится только из соображений приличия, сомнений не вызывало.

Минэнерго снизило плановые задания для НПЗ (т.е. задания по переработке нефти для внутреннего рынка) с 45 млн. тонн нефти в первом квартале до 44,6 млн. тонн во втором, а высвободившаяся нефть должна была пойти на экспорт. В итоге за рубеж этой весной ушло на 25% больше нефти, чем прошлой (9% из них пришлось на увеличение экспорта в дальнее зарубежье, остальное -- в страны СНГ). На российских заводах производство бензина сократилось на 8%, зато его экспорт вырос аж на 13%. Тут сыграло свою роль и то, что зимой, жалея пострадавших от ОПЕК нефтяников, правительство сократило квоты и пошлины на экспорт нефтепродуктов. Весной повод для жалости вроде как исчез, но льготы остались, а на мировом рынке нефтепродуктов как раз сложилась хорошая конъюнктура. В итоге зимние запасы разошлись с фантастической скоростью.

Для нефтяников все это были, безусловно, радостные события. Однако, меняя внешнеполитический курс и открывая ворота экспорту, правительство напрочь забыло о весне. Дело в том, что каждой весной за счет посевной и выхода из зимовья автовладельцев-"подснежников" потребление продуктов нефтепереработки увеличивается на 20--25%. Однако в нынешнем году на нефтяном рынке игра велась настолько крупная, что об этом обстоятельстве никто даже не вспомнил.

Сюжет второй. Печаль


Угроза над нефтяниками нависла еще два года назад. Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию озвучил намерение избавиться от самого нерыночного оборотного налога -- на пользователей автодорог, который носил целевой характер пополнения региональных дорожных фондов. Законодателям было предложено рассмотреть варианты замены выпадающих доходов. В течение двух лет законодатели всеми силами пытались уклониться от борьбы с этим нерыночным налогом. Однако в марте нынешнего года процесс борьбы с ним безнадежно активизировался. В Госдуму был внесен пакет поправок к Налоговому кодексу, имеющих целью компенсировать сокращение для бюджетов всех уровней.

В пакете -- перераспределение налога на прибыль и земельного налога в пользу региональных бюджетов, повышение акцизов на табак, водку, новый транспортный налог и новый акциз на бензин. Что касается продавцов моторного топлива, то их порадовали перспективой увеличения акциза аж на 70%.

Конечно, поднялся ропот. Однако министр Кудрин оборвал прения, попеняв нефтяникам за то, что не так давно они пролоббировали снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, -- теперь пошлины не назначаются произвольно правительственной комиссией, а привязаны жестко к мировой цене на нефть. Нефтяников можно было и понять: с этим нововведением они избавились от удовольствия периодического общения с комиссией Христенко и обеспечили лучшую возможность прогнозировать свои затраты. Однако министр финансов понимать их отказался. С его точки зрения, российский бюджет при системе, когда пошлина на нефтепродукты составляет не более 90% от пошлины на нефть (а та, в свою очередь, коррелирует с ценой Brent), потеряет огромные деньги. Откуда взялись расчетные цифры потерь (около $500 млн.), не совсем понятно. Ведь комиссия Христенко назначала пошлины практически произвольно. Однако спорить с правительством никто не решился.

Возможно, после того, как дискуссия приняла столь недружелюбный оборот, нефтяники начали искать новые аргументы. Самый веский из них -- конечно же, цена бензина. Скорее всего, он и был использован: цены на бензин начали расти как раз в разгар дискуссии с правительством.

И Боже упаси обвинять нефтяников в каком-либо сговоре. История нефтяного рынка показывает, что всякие попытки сговоров между компаниями проваливались, как только интересы их хоть чуть-чуть расходились. Однако в ситуации противостояния с правительством по столь для всех острому вопросу могла ведь одна и та же, не такая уж и сложная мысль прийти в голову разным, объединенным общей задачей людям. Это тем более похоже на правду, что два года назад ситуация была абсолютно такой же: как только правительство озвучило идею поднять акцизы, цена тут же взлетела.

Благодаря найденным аргументам для нефтяников дискуссия закончилась более или менее благополучно: законодатели испытали все положенные им эмоции, и ко второму чтению предложение по увеличению акциза ужалось уже до 40%. Но снова печалит факт, что законодатели не учли возможных встречных аргументов своих оппонентов.

Принцип домино


"То, что российский рынок дистанцию от избытка до дефицита проходит за 2--3 недели, очень опасно, -- говорит начальник управления маркетинга "ЛУКойла" Марк Каганский. -- Причина тому -- нехватка мощностей для хранения нефтепродуктов, а также нехватка подвижного состава МПС -- бензин бывает просто невозможно доставить потребителю".

Но главной причиной такого положения вещей, похоже, являются проблемы с адекватными действиями правительства по регулированию рынка.

Пока что примеры попыток регулирования адекватностью, в общем, не отличаются. И это относится не только к федеральному правительству. Правительство Башкортостана, например, проявило чудеса адекватности и в марте нынешнего года просто законодательно заморозило цены на бензин, чтобы граждане встретили праздник Курултай в добром расположении духа. Однако настоящий-то праздник эти два месяца был у соседней Челябинской области, которая вся стояла в очередях на башкирских заправках -- там бензин стоил на два рубля дешевле, чем на родине.

Эксперты сходятся на том, что для предотвращения шока правительству нужно было умнее обращаться с квотами и пошлинами и искать для своих налоговых инициатив более подходящее время. Впрочем, можно было бы использовать и другие способы борьбы. Например, для регулирования бензинового рынка разумно было бы задействовать механизм товарных интервенций. "Объемы хранения нефтепродуктов "Росрезерва" вполне позволяют такие интервенции осуществлять, однако механизм регулирования рынка с помощью наших запасов просто не разработан", -- говорит начальник управления нефтепродуктов "Росрезерва" Максим Цыганов.

На самом деле то, что автолюбители будут платить другие деньги за бензин, обидно, но с этим придется смириться. Тем более что все потрясения для рынка уже позади -- в оптовом звене цены расти практически перестали, а в розничном -- вот-вот прекратят. Скорее всего, к осени А-92 будет стоить свыше 10 рублей, А-95 -- чуть больше 11 рублей. Однако для экономики в целом такой рост в весеннюю пору -- событие огорчительное. Ведь повышение цены на топливо немедленно отражается на ценах многих других рынков. Так, около 30% цены зерна составляет как раз стоимость ГСМ. А если учесть, что нынешний урожай будет меньше рекордного прошлогоднего, и прибавить к этому существенный рост расходов на ГСМ, несложно догадаться, что зерно будет дороже. Что повлечет за собой рост цен на мясном рынке и т.п.

Не так давно ВЦИОМ опросил население, ждет ли оно подорожания жизни и что именно, по мнению народа, должно подорожать. Народ подорожания ждет -- по его разумению, цены вырастут на все. Особенно -- на продукты питания. Анализ одного только бензинового рынка показывает, что интуиция народ не обманывает.


Динамика цен на бензин ($/л)

1997

Март0,367

Июнь0,363

Сентябрь0,410

Декабрь0,403

1998

Март0,385

Июнь0,355

Сентябрь0,181

Декабрь0,145

1999

Январь0,126

Февраль0,119

Март0,129

Апрель0,144

Май0,172

Июнь0,186

Июль0,186

Август0,230

Сентябрь0,267

Октябрь0,264

Ноябрь0,255

Декабрь0,249

2000

Январь0,234

Февраль0,229

Март0,226

Апрель0,224

Май0,223

Июнь0,219

Июль0,218

Август0,225

Сентябрь0,266

Октябрь0,296

Ноябрь0,296

Декабрь0,293

2001

Январь0,290

Февраль0,287

Март0,286

Апрель0,285

Май0,282

Июнь0,281

Июль0,278

Август0,277

Сентябрь0,276

Октябрь0,273

Ноябрь0,271

Декабрь0,270

2002

Январь0,266

Февраль0,261

Март0,258

Апрель0,256

Май0,262

Июнь0,299

ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».