Архивная публикация 2002 года: "Бензин, зерно, мясо -- далее везде"
Двухлетняя эра затишья на бензиновом рынке кончилась. Уже два месяца цены на топливо галопируют со скоростью от 10 до 30 процентов в неделю. Литр "народной" марки А-92 уже стоит больше 9 рублей, а к осени, по прогнозам, его цена перевалит за 10 рублей. Причина скачек -- роковое стечение обстоятельств. Часть обстоятельств -- объективно-экономические, с которыми бороться трудно. Другая, и немалая, часть -- идиотски-бюрократические, с которыми бороться просто бессмысленно.Парадокс нынешней ситуации в том, что еще в марте (два месяца назад) нефтяники говорили о затоваривании рынка. Нефть внутри страны продавалась по ценам ниже себестоимости (меньше 1000 рублей за тонну), все резервуары были залиты бензином и нефтью, бензин понемногу дешевел. И вдруг буквально за несколько недель затоваривание превратилось чуть ли не в дефицит. Из регионов полетели взволнованные сообщения о поведении граждан в ситуации нестабильности. В селе Новопавловском Курской области сотрудниками ГИБДД была задержана машина ГАЗ-53, водитель которой пытался транспортировать из курортного Железноводска в приграничную с Чечней станицу Курскую 4840 литров бензина А-92. А в Кузбассе около 100 заправок перестали торговать самым ходовым бензином. По словам президента Союза владельцев АЗС и поставщиков нефтепродуктов Кузбасса Алексея Харченко, в этом виновата "Сибнефть", задирающая оптовые цены на свободном рынке и одновременно демпингующая на своих заправках.
Рынок исполнен драматизма и конфликтов. По мнению представителей крупных нефтяных компаний, инициатива повышения цен исходит от независимых продавцов топлива. "Напрямую нефтяные компании контролируют всего 15% розничного рынка страны, -- заявил глава пресс-службы ЮКОСа Александр Шадрин. -- Остальное контролирует мелкий бизнес, который и является инициатором повышения цен". "Причиной повышения цен стало удорожание в оптовом звене, -- возражает президент Российского топливного союза Сергей Борисов. -- Крупные нефтяные компании занимают на рынке практически монопольное положение, и это очень опасно".
На самом деле, конечно, не эта коллизия является для топливных цен определяющей. К примеру, рынки двух практически независимых от крупных игроков регионов -- краснодарского и питерского (доля независимых продавцов на них составляет более 70%) -- по ценам никак не отличаются от соседей, оккупированных ВИНКами (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями). Независимо от того, кто является владельцем бензоколонок, реально российский рынок все равно контролируют семь крупнейших нефтяных компаний через принадлежащие им полтора десятка НПЗ (см. карту).
В крупных компаниях называют веские экономические причины, обусловившие нынешний рост цен. Говорят о том, что больше двух лет на бензиновых ценах не сказывались ни инфляция (по 20% в год), ни возросшие тарифы естественных монополий. И что давно пора было бы их отразить. Все это, конечно, так. Однако тот факт, что "эффект отражения" наступил именно сейчас и настолько резко, говорит о том, что в этой истории есть другие сюжеты, сыгравшие в повышении цен важную роль. Мы приведем два из них. И хотя авторами обоих явилось российское правительство, один сюжет оказался для нефтяников вполне приятным, а другой -- совсем наоборот. Но финал обоих стал крайне грустным для всех.
Сюжет первый. Радость нефтяника
История началась в декабре прошлого года. Под угрозой падения мировых цен на нефть Россия вступила в сговор с Организацией стран-экспортеров (ОПЕК) на предмет сокращения объемов российского экспорта. Ужаться россияне обязались существенно: на фоне 8-процентного роста добычи нефти в первом квартале 2002 года страна намеревалась сократить экспорт на 5%. И хотя эти обещания были выполнены не до конца, для внутреннего российского рынка последствия их оказались весьма ощутимыми -- именно это сокращение привело к затовариванию, баснословно низкой оптовой ценой на нефть и небольшому зимнему снижению цен в рознице. В результате даже крупнейший транснациональный "ЛУКойл", ранее единственный из всех нефтяников, кто поддерживал курс на дружбу с ОПЕК, запросил пощады.
Помогла Америка. Уже с декабря на самом высоком уровне -- в правительстве США -- стали звучать призывы к России стать гарантом энергетической стабильности в мире. Это значит -- отказаться от соглашений с ОПЕК, увеличить экспорт и, не боясь ничего, вытеснять недавних партнеров с европейских и американских рынков. Ближе к весне аргументы американцев взяли верх.
В марте премьер-министр Касьянов объявил о том, что принятые на себя ограничения Россия во втором квартале, возможно, и будет соблюдать, но при определенных условиях может и пересмотреть. То, что реальный пересмотр уже произошел и прямо об этом не говорится только из соображений приличия, сомнений не вызывало.
Минэнерго снизило плановые задания для НПЗ (т.е. задания по переработке нефти для внутреннего рынка) с 45 млн. тонн нефти в первом квартале до 44,6 млн. тонн во втором, а высвободившаяся нефть должна была пойти на экспорт. В итоге за рубеж этой весной ушло на 25% больше нефти, чем прошлой (9% из них пришлось на увеличение экспорта в дальнее зарубежье, остальное -- в страны СНГ). На российских заводах производство бензина сократилось на 8%, зато его экспорт вырос аж на 13%. Тут сыграло свою роль и то, что зимой, жалея пострадавших от ОПЕК нефтяников, правительство сократило квоты и пошлины на экспорт нефтепродуктов. Весной повод для жалости вроде как исчез, но льготы остались, а на мировом рынке нефтепродуктов как раз сложилась хорошая конъюнктура. В итоге зимние запасы разошлись с фантастической скоростью.
Для нефтяников все это были, безусловно, радостные события. Однако, меняя внешнеполитический курс и открывая ворота экспорту, правительство напрочь забыло о весне. Дело в том, что каждой весной за счет посевной и выхода из зимовья автовладельцев-"подснежников" потребление продуктов нефтепереработки увеличивается на 20--25%. Однако в нынешнем году на нефтяном рынке игра велась настолько крупная, что об этом обстоятельстве никто даже не вспомнил.
Сюжет второй. Печаль
Угроза над нефтяниками нависла еще два года назад. Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию озвучил намерение избавиться от самого нерыночного оборотного налога -- на пользователей автодорог, который носил целевой характер пополнения региональных дорожных фондов. Законодателям было предложено рассмотреть варианты замены выпадающих доходов. В течение двух лет законодатели всеми силами пытались уклониться от борьбы с этим нерыночным налогом. Однако в марте нынешнего года процесс борьбы с ним безнадежно активизировался. В Госдуму был внесен пакет поправок к Налоговому кодексу, имеющих целью компенсировать сокращение для бюджетов всех уровней.
В пакете -- перераспределение налога на прибыль и земельного налога в пользу региональных бюджетов, повышение акцизов на табак, водку, новый транспортный налог и новый акциз на бензин. Что касается продавцов моторного топлива, то их порадовали перспективой увеличения акциза аж на 70%.
Конечно, поднялся ропот. Однако министр Кудрин оборвал прения, попеняв нефтяникам за то, что не так давно они пролоббировали снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, -- теперь пошлины не назначаются произвольно правительственной комиссией, а привязаны жестко к мировой цене на нефть. Нефтяников можно было и понять: с этим нововведением они избавились от удовольствия периодического общения с комиссией Христенко и обеспечили лучшую возможность прогнозировать свои затраты. Однако министр финансов понимать их отказался. С его точки зрения, российский бюджет при системе, когда пошлина на нефтепродукты составляет не более 90% от пошлины на нефть (а та, в свою очередь, коррелирует с ценой Brent), потеряет огромные деньги. Откуда взялись расчетные цифры потерь (около $500 млн.), не совсем понятно. Ведь комиссия Христенко назначала пошлины практически произвольно. Однако спорить с правительством никто не решился.
Возможно, после того, как дискуссия приняла столь недружелюбный оборот, нефтяники начали искать новые аргументы. Самый веский из них -- конечно же, цена бензина. Скорее всего, он и был использован: цены на бензин начали расти как раз в разгар дискуссии с правительством.
И Боже упаси обвинять нефтяников в каком-либо сговоре. История нефтяного рынка показывает, что всякие попытки сговоров между компаниями проваливались, как только интересы их хоть чуть-чуть расходились. Однако в ситуации противостояния с правительством по столь для всех острому вопросу могла ведь одна и та же, не такая уж и сложная мысль прийти в голову разным, объединенным общей задачей людям. Это тем более похоже на правду, что два года назад ситуация была абсолютно такой же: как только правительство озвучило идею поднять акцизы, цена тут же взлетела.
Благодаря найденным аргументам для нефтяников дискуссия закончилась более или менее благополучно: законодатели испытали все положенные им эмоции, и ко второму чтению предложение по увеличению акциза ужалось уже до 40%. Но снова печалит факт, что законодатели не учли возможных встречных аргументов своих оппонентов.
Принцип домино
"То, что российский рынок дистанцию от избытка до дефицита проходит за 2--3 недели, очень опасно, -- говорит начальник управления маркетинга "ЛУКойла" Марк Каганский. -- Причина тому -- нехватка мощностей для хранения нефтепродуктов, а также нехватка подвижного состава МПС -- бензин бывает просто невозможно доставить потребителю".
Но главной причиной такого положения вещей, похоже, являются проблемы с адекватными действиями правительства по регулированию рынка.
Пока что примеры попыток регулирования адекватностью, в общем, не отличаются. И это относится не только к федеральному правительству. Правительство Башкортостана, например, проявило чудеса адекватности и в марте нынешнего года просто законодательно заморозило цены на бензин, чтобы граждане встретили праздник Курултай в добром расположении духа. Однако настоящий-то праздник эти два месяца был у соседней Челябинской области, которая вся стояла в очередях на башкирских заправках -- там бензин стоил на два рубля дешевле, чем на родине.
Эксперты сходятся на том, что для предотвращения шока правительству нужно было умнее обращаться с квотами и пошлинами и искать для своих налоговых инициатив более подходящее время. Впрочем, можно было бы использовать и другие способы борьбы. Например, для регулирования бензинового рынка разумно было бы задействовать механизм товарных интервенций. "Объемы хранения нефтепродуктов "Росрезерва" вполне позволяют такие интервенции осуществлять, однако механизм регулирования рынка с помощью наших запасов просто не разработан", -- говорит начальник управления нефтепродуктов "Росрезерва" Максим Цыганов.
На самом деле то, что автолюбители будут платить другие деньги за бензин, обидно, но с этим придется смириться. Тем более что все потрясения для рынка уже позади -- в оптовом звене цены расти практически перестали, а в розничном -- вот-вот прекратят. Скорее всего, к осени А-92 будет стоить свыше 10 рублей, А-95 -- чуть больше 11 рублей. Однако для экономики в целом такой рост в весеннюю пору -- событие огорчительное. Ведь повышение цены на топливо немедленно отражается на ценах многих других рынков. Так, около 30% цены зерна составляет как раз стоимость ГСМ. А если учесть, что нынешний урожай будет меньше рекордного прошлогоднего, и прибавить к этому существенный рост расходов на ГСМ, несложно догадаться, что зерно будет дороже. Что повлечет за собой рост цен на мясном рынке и т.п.
Не так давно ВЦИОМ опросил население, ждет ли оно подорожания жизни и что именно, по мнению народа, должно подорожать. Народ подорожания ждет -- по его разумению, цены вырастут на все. Особенно -- на продукты питания. Анализ одного только бензинового рынка показывает, что интуиция народ не обманывает.
Динамика цен на бензин ($/л)
Двухлетняя эра затишья на бензиновом рынке кончилась. Уже два месяца цены на топливо галопируют со скоростью от 10 до 30 процентов в неделю. Литр "народной" марки А-92 уже стоит больше 9 рублей, а к осени, по прогнозам, его цена перевалит за 10 рублей. Причина скачек -- роковое стечение обстоятельств. Часть обстоятельств -- объективно-экономические, с которыми бороться трудно. Другая, и немалая, часть -- идиотски-бюрократические, с которыми бороться просто бессмысленно.Парадокс нынешней ситуации в том, что еще в марте (два месяца назад) нефтяники говорили о затоваривании рынка. Нефть внутри страны продавалась по ценам ниже себестоимости (меньше 1000 рублей за тонну), все резервуары были залиты бензином и нефтью, бензин понемногу дешевел. И вдруг буквально за несколько недель затоваривание превратилось чуть ли не в дефицит. Из регионов полетели взволнованные сообщения о поведении граждан в ситуации нестабильности. В селе Новопавловском Курской области сотрудниками ГИБДД была задержана машина ГАЗ-53, водитель которой пытался транспортировать из курортного Железноводска в приграничную с Чечней станицу Курскую 4840 литров бензина А-92. А в Кузбассе около 100 заправок перестали торговать самым ходовым бензином. По словам президента Союза владельцев АЗС и поставщиков нефтепродуктов Кузбасса Алексея Харченко, в этом виновата "Сибнефть", задирающая оптовые цены на свободном рынке и одновременно демпингующая на своих заправках.
Рынок исполнен драматизма и конфликтов. По мнению представителей крупных нефтяных компаний, инициатива повышения цен исходит от независимых продавцов топлива. "Напрямую нефтяные компании контролируют всего 15% розничного рынка страны, -- заявил глава пресс-службы ЮКОСа Александр Шадрин. -- Остальное контролирует мелкий бизнес, который и является инициатором повышения цен". "Причиной повышения цен стало удорожание в оптовом звене, -- возражает президент Российского топливного союза Сергей Борисов. -- Крупные нефтяные компании занимают на рынке практически монопольное положение, и это очень опасно".
На самом деле, конечно, не эта коллизия является для топливных цен определяющей. К примеру, рынки двух практически независимых от крупных игроков регионов -- краснодарского и питерского (доля независимых продавцов на них составляет более 70%) -- по ценам никак не отличаются от соседей, оккупированных ВИНКами (вертикально-интегрированными нефтяными компаниями). Независимо от того, кто является владельцем бензоколонок, реально российский рынок все равно контролируют семь крупнейших нефтяных компаний через принадлежащие им полтора десятка НПЗ (см. карту).
В крупных компаниях называют веские экономические причины, обусловившие нынешний рост цен. Говорят о том, что больше двух лет на бензиновых ценах не сказывались ни инфляция (по 20% в год), ни возросшие тарифы естественных монополий. И что давно пора было бы их отразить. Все это, конечно, так. Однако тот факт, что "эффект отражения" наступил именно сейчас и настолько резко, говорит о том, что в этой истории есть другие сюжеты, сыгравшие в повышении цен важную роль. Мы приведем два из них. И хотя авторами обоих явилось российское правительство, один сюжет оказался для нефтяников вполне приятным, а другой -- совсем наоборот. Но финал обоих стал крайне грустным для всех.
Сюжет первый. Радость нефтяника
История началась в декабре прошлого года. Под угрозой падения мировых цен на нефть Россия вступила в сговор с Организацией стран-экспортеров (ОПЕК) на предмет сокращения объемов российского экспорта. Ужаться россияне обязались существенно: на фоне 8-процентного роста добычи нефти в первом квартале 2002 года страна намеревалась сократить экспорт на 5%. И хотя эти обещания были выполнены не до конца, для внутреннего российского рынка последствия их оказались весьма ощутимыми -- именно это сокращение привело к затовариванию, баснословно низкой оптовой ценой на нефть и небольшому зимнему снижению цен в рознице. В результате даже крупнейший транснациональный "ЛУКойл", ранее единственный из всех нефтяников, кто поддерживал курс на дружбу с ОПЕК, запросил пощады.
Помогла Америка. Уже с декабря на самом высоком уровне -- в правительстве США -- стали звучать призывы к России стать гарантом энергетической стабильности в мире. Это значит -- отказаться от соглашений с ОПЕК, увеличить экспорт и, не боясь ничего, вытеснять недавних партнеров с европейских и американских рынков. Ближе к весне аргументы американцев взяли верх.
В марте премьер-министр Касьянов объявил о том, что принятые на себя ограничения Россия во втором квартале, возможно, и будет соблюдать, но при определенных условиях может и пересмотреть. То, что реальный пересмотр уже произошел и прямо об этом не говорится только из соображений приличия, сомнений не вызывало.
Минэнерго снизило плановые задания для НПЗ (т.е. задания по переработке нефти для внутреннего рынка) с 45 млн. тонн нефти в первом квартале до 44,6 млн. тонн во втором, а высвободившаяся нефть должна была пойти на экспорт. В итоге за рубеж этой весной ушло на 25% больше нефти, чем прошлой (9% из них пришлось на увеличение экспорта в дальнее зарубежье, остальное -- в страны СНГ). На российских заводах производство бензина сократилось на 8%, зато его экспорт вырос аж на 13%. Тут сыграло свою роль и то, что зимой, жалея пострадавших от ОПЕК нефтяников, правительство сократило квоты и пошлины на экспорт нефтепродуктов. Весной повод для жалости вроде как исчез, но льготы остались, а на мировом рынке нефтепродуктов как раз сложилась хорошая конъюнктура. В итоге зимние запасы разошлись с фантастической скоростью.
Для нефтяников все это были, безусловно, радостные события. Однако, меняя внешнеполитический курс и открывая ворота экспорту, правительство напрочь забыло о весне. Дело в том, что каждой весной за счет посевной и выхода из зимовья автовладельцев-"подснежников" потребление продуктов нефтепереработки увеличивается на 20--25%. Однако в нынешнем году на нефтяном рынке игра велась настолько крупная, что об этом обстоятельстве никто даже не вспомнил.
Сюжет второй. Печаль
Угроза над нефтяниками нависла еще два года назад. Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию озвучил намерение избавиться от самого нерыночного оборотного налога -- на пользователей автодорог, который носил целевой характер пополнения региональных дорожных фондов. Законодателям было предложено рассмотреть варианты замены выпадающих доходов. В течение двух лет законодатели всеми силами пытались уклониться от борьбы с этим нерыночным налогом. Однако в марте нынешнего года процесс борьбы с ним безнадежно активизировался. В Госдуму был внесен пакет поправок к Налоговому кодексу, имеющих целью компенсировать сокращение для бюджетов всех уровней.
В пакете -- перераспределение налога на прибыль и земельного налога в пользу региональных бюджетов, повышение акцизов на табак, водку, новый транспортный налог и новый акциз на бензин. Что касается продавцов моторного топлива, то их порадовали перспективой увеличения акциза аж на 70%.
Конечно, поднялся ропот. Однако министр Кудрин оборвал прения, попеняв нефтяникам за то, что не так давно они пролоббировали снижение экспортных пошлин на нефтепродукты, -- теперь пошлины не назначаются произвольно правительственной комиссией, а привязаны жестко к мировой цене на нефть. Нефтяников можно было и понять: с этим нововведением они избавились от удовольствия периодического общения с комиссией Христенко и обеспечили лучшую возможность прогнозировать свои затраты. Однако министр финансов понимать их отказался. С его точки зрения, российский бюджет при системе, когда пошлина на нефтепродукты составляет не более 90% от пошлины на нефть (а та, в свою очередь, коррелирует с ценой Brent), потеряет огромные деньги. Откуда взялись расчетные цифры потерь (около $500 млн.), не совсем понятно. Ведь комиссия Христенко назначала пошлины практически произвольно. Однако спорить с правительством никто не решился.
Возможно, после того, как дискуссия приняла столь недружелюбный оборот, нефтяники начали искать новые аргументы. Самый веский из них -- конечно же, цена бензина. Скорее всего, он и был использован: цены на бензин начали расти как раз в разгар дискуссии с правительством.
И Боже упаси обвинять нефтяников в каком-либо сговоре. История нефтяного рынка показывает, что всякие попытки сговоров между компаниями проваливались, как только интересы их хоть чуть-чуть расходились. Однако в ситуации противостояния с правительством по столь для всех острому вопросу могла ведь одна и та же, не такая уж и сложная мысль прийти в голову разным, объединенным общей задачей людям. Это тем более похоже на правду, что два года назад ситуация была абсолютно такой же: как только правительство озвучило идею поднять акцизы, цена тут же взлетела.
Благодаря найденным аргументам для нефтяников дискуссия закончилась более или менее благополучно: законодатели испытали все положенные им эмоции, и ко второму чтению предложение по увеличению акциза ужалось уже до 40%. Но снова печалит факт, что законодатели не учли возможных встречных аргументов своих оппонентов.
Принцип домино
"То, что российский рынок дистанцию от избытка до дефицита проходит за 2--3 недели, очень опасно, -- говорит начальник управления маркетинга "ЛУКойла" Марк Каганский. -- Причина тому -- нехватка мощностей для хранения нефтепродуктов, а также нехватка подвижного состава МПС -- бензин бывает просто невозможно доставить потребителю".
Но главной причиной такого положения вещей, похоже, являются проблемы с адекватными действиями правительства по регулированию рынка.
Пока что примеры попыток регулирования адекватностью, в общем, не отличаются. И это относится не только к федеральному правительству. Правительство Башкортостана, например, проявило чудеса адекватности и в марте нынешнего года просто законодательно заморозило цены на бензин, чтобы граждане встретили праздник Курултай в добром расположении духа. Однако настоящий-то праздник эти два месяца был у соседней Челябинской области, которая вся стояла в очередях на башкирских заправках -- там бензин стоил на два рубля дешевле, чем на родине.
Эксперты сходятся на том, что для предотвращения шока правительству нужно было умнее обращаться с квотами и пошлинами и искать для своих налоговых инициатив более подходящее время. Впрочем, можно было бы использовать и другие способы борьбы. Например, для регулирования бензинового рынка разумно было бы задействовать механизм товарных интервенций. "Объемы хранения нефтепродуктов "Росрезерва" вполне позволяют такие интервенции осуществлять, однако механизм регулирования рынка с помощью наших запасов просто не разработан", -- говорит начальник управления нефтепродуктов "Росрезерва" Максим Цыганов.
На самом деле то, что автолюбители будут платить другие деньги за бензин, обидно, но с этим придется смириться. Тем более что все потрясения для рынка уже позади -- в оптовом звене цены расти практически перестали, а в розничном -- вот-вот прекратят. Скорее всего, к осени А-92 будет стоить свыше 10 рублей, А-95 -- чуть больше 11 рублей. Однако для экономики в целом такой рост в весеннюю пору -- событие огорчительное. Ведь повышение цены на топливо немедленно отражается на ценах многих других рынков. Так, около 30% цены зерна составляет как раз стоимость ГСМ. А если учесть, что нынешний урожай будет меньше рекордного прошлогоднего, и прибавить к этому существенный рост расходов на ГСМ, несложно догадаться, что зерно будет дороже. Что повлечет за собой рост цен на мясном рынке и т.п.
Не так давно ВЦИОМ опросил население, ждет ли оно подорожания жизни и что именно, по мнению народа, должно подорожать. Народ подорожания ждет -- по его разумению, цены вырастут на все. Особенно -- на продукты питания. Анализ одного только бензинового рынка показывает, что интуиция народ не обманывает.
Динамика цен на бензин ($/л)
1997 | |
Март | 0,367 |
Июнь | 0,363 |
Сентябрь | 0,410 |
Декабрь | 0,403 |
1998 | |
Март | 0,385 |
Июнь | 0,355 |
Сентябрь | 0,181 |
Декабрь | 0,145 |
1999 | |
Январь | 0,126 |
Февраль | 0,119 |
Март | 0,129 |
Апрель | 0,144 |
Май | 0,172 |
Июнь | 0,186 |
Июль | 0,186 |
Август | 0,230 |
Сентябрь | 0,267 |
Октябрь | 0,264 |
Ноябрь | 0,255 |
Декабрь | 0,249 |
2000 | |
Январь | 0,234 |
Февраль | 0,229 |
Март | 0,226 |
Апрель | 0,224 |
Май | 0,223 |
Июнь | 0,219 |
Июль | 0,218 |
Август | 0,225 |
Сентябрь | 0,266 |
Октябрь | 0,296 |
Ноябрь | 0,296 |
Декабрь | 0,293 |
2001 | |
Январь | 0,290 |
Февраль | 0,287 |
Март | 0,286 |
Апрель | 0,285 |
Май | 0,282 |
Июнь | 0,281 |
Июль | 0,278 |
Август | 0,277 |
Сентябрь | 0,276 |
Октябрь | 0,273 |
Ноябрь | 0,271 |
Декабрь | 0,270 |
2002 | |
Январь | 0,266 |
Февраль | 0,261 |
Март | 0,258 |
Апрель | 0,256 |
Май | 0,262 |
Июнь | 0,299 |
ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».