5 мая 2024
USD 91.69 -0.36 EUR 98.56 -0.08
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Без фиговых листков"

Архивная публикация 2003 года: "Без фиговых листков"

На парламентских выборах 2003 года однопартийная система, взлелеянная в прошлые годы, неожиданно была лишена гражданами России обоих демократических фиговых листков. Похоже, государству без фигового листка оказалось холодновато и странно под взглядами окружающих (хотя все, казалось бы, не дети и знают, что за фасадом управляемой демократии находится именно то, что должно).Однако каким бы успешным ни было новое либеральное прикрытие однопартийного "срама", таковой все равно никуда не денется. Мы только что видели его в деле - на принятии без обсуждения откровенно некачественного бюджета-2004 и на спешной либерализации валютного регулирования, напоминающей продолжение расплаты с бизнесом за лояльность в деле Ходорковского.

©
На парламентских выборах 2003 года однопартийная система, взлелеянная в прошлые годы, неожиданно была лишена гражданами России обоих демократических фиговых листков. Похоже, государству без фигового листка оказалось холодновато и странно под взглядами окружающих (хотя все, казалось бы, не дети и знают, что за фасадом управляемой демократии находится именно то, что должно).
©
Однако каким бы успешным ни было новое либеральное прикрытие однопартийного "срама", таковой все равно никуда не денется. Мы только что видели его в деле - на принятии без обсуждения откровенно некачественного бюджета-2004 и на спешной либерализации валютного регулирования, напоминающей продолжение расплаты с бизнесом за лояльность в деле Ходорковского.

Концентрация власти для решения серьезной задачи (в нашем случае - модернизации) не порок, но естественная управленческая реакция, наблюдаемая и в корпорациях, и в демократиях. Недостаточно развитые общества, как некогда Россию, может свести судорога авторитаризма, при которой высокая концентрация власти сохраняется и после преодоления кризиса, в итоге тормозя развитие.

Но для нас это проблема завтрашнего дня. Беда в ином - в качестве власти, демонстрирующей свою органическую неспособность решить ни одну из значимых проблем даже в сказочно благоприятных условиях дорогой нефти.

Она может подешеветь раньше, чем мы надеемся, потому что это необходимо Бушу для победы на выборах-2004, а США (и особенно республиканцы) сегодня обладают необходимыми инструментами воздействия на мировой рынок. Низкие цены на нефть нужны Бушу как можно раньше, чтобы избиратели успели ощутить выгоды от этого, - и падение может начаться сразу же по завершении отопительного сезона, уже в апреле.

Для России оно будет означать системное нарастание всех экономических трудностей, на которое однопартийная система из-за своей ограниченности не сможет найти ответа. При этом конституционное большинство лишь усугубит ее слабость, не оставляя места даже для виртуального, процедурного, информационного противодействия и, соответственно, окончательно оставляя ее без обратной связи с обществом.

Существенными проблемами станут также объективная необходимость поддерживать лояльную часть бизнеса (в первую очередь силовых олигархов), но главное - жгучий соблазн реализовать имеющуюся власть и оставить свой след в истории. В конце концов, конституционное большинство не украшение, а инструмент, и создавалось оно - вопреки всем предвыборным заверениям - не для разглядывания и хранения, но для использования.

Власть, как и во второй половине 1980-х годов, может не устоять перед искушением ответить на растущие экономические проблемы глубокими политическими преобразованиями (в том числе и призванными отвлечь внимание от реальных трудностей).

Задача представителей общества в этих условиях будет одна - не допустить развала России. Сегодня масса инициативных людей занимает низкий старт в предвкушении возможностей, которые откроют перед ними экономические трудности и вероятная политическая модернизация во второй половине следующего путинского срока.

В этом нет ничего плохого, если эта масса не повторит ошибку нынешних вождей и будет помнить о своей ответственности за выработку стратегических ориентиров развития страны. Тогда и однопартийная система, выполнив свою модернизационную задачу, трансформируется в демократию.

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, председатель президиума Института проблем глобализации, доктор экономических наук.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».