Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Бизнес на отдыхе"

Один квадратный километр территории Франции ежегодно посещают 294,1 иностранных туриста. На один российский квадратный километр приезжают посмотреть 0,4 туриста в год. В конце мая российское правительство собирается устранить это вопиющее безобразие и утвердить концепцию развития туризма в стране.Образ советского туриста в растянутых трениках с приемником VEF в авоське давно ушел в прошлое. После падения железного занавеса потоки соотечественников ринулись осваивать запретную заграницу. Популярность отдыха внутри страны сошла практически на нет. Причем не только среди соотечественников, но и среди иностранцев. Понятно, что ехать в голодную медвежью Россию с постоянными путчами и русской мафией цивилизованным европейцам было как-то страшновато. В результате за последние 15 лет российская туристическая инфраструктура пришла в полный упадок. Приличные гостиницы есть лишь в столицах да в трех-четырех городах-миллионниках, заполняемость гостиниц составляет в среднем 42%. Доля России в обороте мирового туристического рынка составляет сейчас менее 1%.
Однако в России есть уникальный потенциал для развития самых «модных» направлений туризма. Весь мир сейчас помешался на экологическом туризме, а Россия с ее необъятными просторами и благополучно вымершей промышленностью с точки зрения экологии даст сто очков вперед любой европейской стране. На втором месте в мире стоит культурно-познавательный туризм, где нам тоже равных не много.
Российский турбизнес, где в последние годы обострилась конкуренция и появились действительно крупные компании с большими оборотами, довольно давно пытался осваивать «внутренние» направления. Этому способствовала и некоторая политическая стабилизация, которая привлекала в страну иностранцев, и кризис 1998 года. который заставил многих россиян забыть об изрядно подорожавшей загранице (кстати, 90% туристов в Европе составляют сами европейцы).
В процессе этого освоения собственной территории выяснилось, что при всех прелестях и красотах русской природы и архитектуры, например Золотого кольца, всякая инфраструктура там отсутствует полностью. Это касается и состояния гостиниц, дорог, коммуникаций, и отсутствия квалифицированного персонала. Поэтому удовлетворить растущий спрос на внутренний туризм компании сейчас не могут в силу, как говорится, объективных причин.
Концептуальный подход

В этот самый момент и появилась (явно не без помощи отраслевых лоббистов) государственная концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года. Автором ее, как и многих других концепций, стало ведомство Германа Грефа.
Основной упор, понятно, делается на развитие внутреннего туризма. Как обычно, речь не идет о масштабных государственных инвестициях. Предусматривается лишь выделение $4,6 млн. в год на имиджевую рекламу страны за рубежом. Это вполне распространенная мировая практика. Во всем мире вложения в рекламу являются основной частью госинвестиций в туризм. Например, Германия вкладывает в национальный туризм $27 млн. (из них в рекламу — $12 млн.), Франция — $58 млн. ($57 млн. соответственно), а Финляндия — $21 млн. общих инвестиций (в том числе в рекламу — $18 млн.).
Проблему развития инфраструктуры государство собирается решать лишь с помощью «координации усилий» различных ведомств «содействовать привлечению инвестиций» в отрасль. Для чего предполагается провести инвентаризацию «туристического» госимущества — гостиничных комплексов, санаториев и т.д., которые затем либо акционируют, либо продадут. Затем будет разработана программа создания новых туристических гостиниц (сейчас в России крайняя нехватка 2- и 3-звездочных отелей, соответствующих мировым стандартам), строительство которых, понятно, возложено на плечи частных инвесторов и региональных бюджетов. Стимулировать инвестиции должна будет развитая инфраструктура — государство берет на себя строительство дорог, аэропортов, водопроводов и прочих благ цивилизации. Правда, за счет каких средств такое строительство будет проводиться, пока не ясно. Видимо, речь идет о все той же координации усилий ведомств, то есть, проще говоря, о переориентации уже запланированных работ на «туристические» направления. На региональные власти ложится и обязанность реставрировать памятники архитектуры.
Власти надеются, что если концепция будет реализована, Россия через 10—15 лет сможет принимать до 40 млн. туристов в год и переместится на 5-е место в мире по «туробороту».
Маленьким будет трудно

Однако реализация этой концепции может впрямую затронуть и существующую индустрию, то есть те компании, которые работают «на выезд». Вступивший недавно в силу «Закон о лицензировании» ввел систему двойного лицензирования. Туроператоры (работающие с турагентствами) теперь должны получать лицензию в МЭРТ, а турагентства (работающие с частными клиентами) — в местных органах власти. Следующим шагом должно стать введение финансовой ответственности туроператоров, размер которой ($50—80 тыс.) и ее форма (страхование, банковское поручительство и т.д.) сейчас обсуждаются.
Очевидно, что такой шаг приведет к неизбежному укрупнению турбизнеса и поглощению мелких компаний крупными. Возможно, это будет стимулировать создание крупных турхолдингов, включающих в себя собственно турагентства, гостиничные сети, транспортные и авиакомпании. Именно по такому пути уже давно идет турбизнес в Европе. Однако российские компании опасаются, что передел рынка пойдет по «административному» сценарию и преференции получат компании, имеющие наиболее сильные лоббистские возможности.
Скорее всего, рядовому туристу это ничем не грозит. Возможно, исчезновение «мелочевки» приведет к незначительному повышению цен крупными компаниями, но при этом наверняка уменьшится риск оказаться владельцем тура в несуществующий отель, который продала вам фирма «Рога и копыта». Однако очевидно, что хозяевам небольших компаний (особенно региональных) будет несладко и, возможно, придется переквалифицироваться в управдомы.

Распределение выездного потока по целям поездок (тыс. поездок)

Цели поездок2000 год2001 год
Общий выездной поток18370,617938,8
Деловая2163,02528,7
Отдых4485,34191,4
Частная10087,59490,0
в.т.ч. В страны дальнего зарубежья9818,510402,4
Деловая1610,81951,0
Отдых4251,93971,6
Частная2866,83172,3

Самые популярные направления у россиян в последние годы

СтранаЧисло туристов (тыс. чел.)
Польша704,9
Китай677,3
Турция625,5
Испания221,2
Финляндия213,9
Германия174,2
Египет156,8
Кипр126,8
Италия115,2
ОАЭ94,6
Болгария84,3
Франция74,8
Литва73,6
Греция58,0
Чехия49,4
Великобритания34,9
Швейцария33,3
Таиланд32,7
Хорватия25,9
Тунис25,7

Численность иностранных туристов в России по годам

ГодЧисло туристов (млн. чел.)
19895,9
19905,5
19915,3
19922,5
19942,6
19954,6
19964,9
19975,6
19986,2
19997,1
20006,8
20017,4

Численность иностранных туристов в России по странам

СтранаЧисло туристов (тыс. чел.)
Финляндия1290
Польша890
Китай460
Германия415
США210
Великобритания139
Италия110
Франция107
Испания32

Инвестиции в туриндустрию и доход от него по странам

СтранаИнвестиции ($ млн.)Доход ($ млрд.)
Австралия8810
Корея637
Австрия5813
Германия2718
Франция5822
Венгрия216

МАРИЯ МИКЕЛИ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK