26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Бизнес на отдыхе"

Архивная публикация 2002 года: "Бизнес на отдыхе"

Один квадратный километр территории Франции ежегодно посещают 294,1 иностранных туриста. На один российский квадратный километр приезжают посмотреть 0,4 туриста в год. В конце мая российское правительство собирается устранить это вопиющее безобразие и утвердить концепцию развития туризма в стране.Образ советского туриста в растянутых трениках с приемником VEF в авоське давно ушел в прошлое. После падения железного занавеса потоки соотечественников ринулись осваивать запретную заграницу. Популярность отдыха внутри страны сошла практически на нет. Причем не только среди соотечественников, но и среди иностранцев. Понятно, что ехать в голодную медвежью Россию с постоянными путчами и русской мафией цивилизованным европейцам было как-то страшновато. В результате за последние 15 лет российская туристическая инфраструктура пришла в полный упадок. Приличные гостиницы есть лишь в столицах да в трех-четырех городах-миллионниках, заполняемость гостиниц составляет в среднем 42%. Доля России в обороте мирового туристического рынка составляет сейчас менее 1%.
Однако в России есть уникальный потенциал для развития самых "модных" направлений туризма. Весь мир сейчас помешался на экологическом туризме, а Россия с ее необъятными просторами и благополучно вымершей промышленностью с точки зрения экологии даст сто очков вперед любой европейской стране. На втором месте в мире стоит культурно-познавательный туризм, где нам тоже равных не много.
Российский турбизнес, где в последние годы обострилась конкуренция и появились действительно крупные компании с большими оборотами, довольно давно пытался осваивать "внутренние" направления. Этому способствовала и некоторая политическая стабилизация, которая привлекала в страну иностранцев, и кризис 1998 года. который заставил многих россиян забыть об изрядно подорожавшей загранице (кстати, 90% туристов в Европе составляют сами европейцы).
В процессе этого освоения собственной территории выяснилось, что при всех прелестях и красотах русской природы и архитектуры, например Золотого кольца, всякая инфраструктура там отсутствует полностью. Это касается и состояния гостиниц, дорог, коммуникаций, и отсутствия квалифицированного персонала. Поэтому удовлетворить растущий спрос на внутренний туризм компании сейчас не могут в силу, как говорится, объективных причин.
Концептуальный подход

В этот самый момент и появилась (явно не без помощи отраслевых лоббистов) государственная концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года. Автором ее, как и многих других концепций, стало ведомство Германа Грефа.
Основной упор, понятно, делается на развитие внутреннего туризма. Как обычно, речь не идет о масштабных государственных инвестициях. Предусматривается лишь выделение $4,6 млн. в год на имиджевую рекламу страны за рубежом. Это вполне распространенная мировая практика. Во всем мире вложения в рекламу являются основной частью госинвестиций в туризм. Например, Германия вкладывает в национальный туризм $27 млн. (из них в рекламу -- $12 млн.), Франция -- $58 млн. ($57 млн. соответственно), а Финляндия -- $21 млн. общих инвестиций (в том числе в рекламу -- $18 млн.).
Проблему развития инфраструктуры государство собирается решать лишь с помощью "координации усилий" различных ведомств "содействовать привлечению инвестиций" в отрасль. Для чего предполагается провести инвентаризацию "туристического" госимущества -- гостиничных комплексов, санаториев и т.д., которые затем либо акционируют, либо продадут. Затем будет разработана программа создания новых туристических гостиниц (сейчас в России крайняя нехватка 2- и 3-звездочных отелей, соответствующих мировым стандартам), строительство которых, понятно, возложено на плечи частных инвесторов и региональных бюджетов. Стимулировать инвестиции должна будет развитая инфраструктура -- государство берет на себя строительство дорог, аэропортов, водопроводов и прочих благ цивилизации. Правда, за счет каких средств такое строительство будет проводиться, пока не ясно. Видимо, речь идет о все той же координации усилий ведомств, то есть, проще говоря, о переориентации уже запланированных работ на "туристические" направления. На региональные власти ложится и обязанность реставрировать памятники архитектуры.
Власти надеются, что если концепция будет реализована, Россия через 10--15 лет сможет принимать до 40 млн. туристов в год и переместится на 5-е место в мире по "туробороту".
Маленьким будет трудно

Однако реализация этой концепции может впрямую затронуть и существующую индустрию, то есть те компании, которые работают "на выезд". Вступивший недавно в силу "Закон о лицензировании" ввел систему двойного лицензирования. Туроператоры (работающие с турагентствами) теперь должны получать лицензию в МЭРТ, а турагентства (работающие с частными клиентами) -- в местных органах власти. Следующим шагом должно стать введение финансовой ответственности туроператоров, размер которой ($50--80 тыс.) и ее форма (страхование, банковское поручительство и т.д.) сейчас обсуждаются.
Очевидно, что такой шаг приведет к неизбежному укрупнению турбизнеса и поглощению мелких компаний крупными. Возможно, это будет стимулировать создание крупных турхолдингов, включающих в себя собственно турагентства, гостиничные сети, транспортные и авиакомпании. Именно по такому пути уже давно идет турбизнес в Европе. Однако российские компании опасаются, что передел рынка пойдет по "административному" сценарию и преференции получат компании, имеющие наиболее сильные лоббистские возможности.
Скорее всего, рядовому туристу это ничем не грозит. Возможно, исчезновение "мелочевки" приведет к незначительному повышению цен крупными компаниями, но при этом наверняка уменьшится риск оказаться владельцем тура в несуществующий отель, который продала вам фирма "Рога и копыта". Однако очевидно, что хозяевам небольших компаний (особенно региональных) будет несладко и, возможно, придется переквалифицироваться в управдомы.

Распределение выездного потока по целям поездок (тыс. поездок)

Один квадратный километр территории Франции ежегодно посещают 294,1 иностранных туриста. На один российский квадратный километр приезжают посмотреть 0,4 туриста в год. В конце мая российское правительство собирается устранить это вопиющее безобразие и утвердить концепцию развития туризма в стране.Образ советского туриста в растянутых трениках с приемником VEF в авоське давно ушел в прошлое. После падения железного занавеса потоки соотечественников ринулись осваивать запретную заграницу. Популярность отдыха внутри страны сошла практически на нет. Причем не только среди соотечественников, но и среди иностранцев. Понятно, что ехать в голодную медвежью Россию с постоянными путчами и русской мафией цивилизованным европейцам было как-то страшновато. В результате за последние 15 лет российская туристическая инфраструктура пришла в полный упадок. Приличные гостиницы есть лишь в столицах да в трех-четырех городах-миллионниках, заполняемость гостиниц составляет в среднем 42%. Доля России в обороте мирового туристического рынка составляет сейчас менее 1%.

Однако в России есть уникальный потенциал для развития самых "модных" направлений туризма. Весь мир сейчас помешался на экологическом туризме, а Россия с ее необъятными просторами и благополучно вымершей промышленностью с точки зрения экологии даст сто очков вперед любой европейской стране. На втором месте в мире стоит культурно-познавательный туризм, где нам тоже равных не много.

Российский турбизнес, где в последние годы обострилась конкуренция и появились действительно крупные компании с большими оборотами, довольно давно пытался осваивать "внутренние" направления. Этому способствовала и некоторая политическая стабилизация, которая привлекала в страну иностранцев, и кризис 1998 года. который заставил многих россиян забыть об изрядно подорожавшей загранице (кстати, 90% туристов в Европе составляют сами европейцы).

В процессе этого освоения собственной территории выяснилось, что при всех прелестях и красотах русской природы и архитектуры, например Золотого кольца, всякая инфраструктура там отсутствует полностью. Это касается и состояния гостиниц, дорог, коммуникаций, и отсутствия квалифицированного персонала. Поэтому удовлетворить растущий спрос на внутренний туризм компании сейчас не могут в силу, как говорится, объективных причин.

Концептуальный подход


В этот самый момент и появилась (явно не без помощи отраслевых лоббистов) государственная концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года. Автором ее, как и многих других концепций, стало ведомство Германа Грефа.

Основной упор, понятно, делается на развитие внутреннего туризма. Как обычно, речь не идет о масштабных государственных инвестициях. Предусматривается лишь выделение $4,6 млн. в год на имиджевую рекламу страны за рубежом. Это вполне распространенная мировая практика. Во всем мире вложения в рекламу являются основной частью госинвестиций в туризм. Например, Германия вкладывает в национальный туризм $27 млн. (из них в рекламу -- $12 млн.), Франция -- $58 млн. ($57 млн. соответственно), а Финляндия -- $21 млн. общих инвестиций (в том числе в рекламу -- $18 млн.).

Проблему развития инфраструктуры государство собирается решать лишь с помощью "координации усилий" различных ведомств "содействовать привлечению инвестиций" в отрасль. Для чего предполагается провести инвентаризацию "туристического" госимущества -- гостиничных комплексов, санаториев и т.д., которые затем либо акционируют, либо продадут. Затем будет разработана программа создания новых туристических гостиниц (сейчас в России крайняя нехватка 2- и 3-звездочных отелей, соответствующих мировым стандартам), строительство которых, понятно, возложено на плечи частных инвесторов и региональных бюджетов. Стимулировать инвестиции должна будет развитая инфраструктура -- государство берет на себя строительство дорог, аэропортов, водопроводов и прочих благ цивилизации. Правда, за счет каких средств такое строительство будет проводиться, пока не ясно. Видимо, речь идет о все той же координации усилий ведомств, то есть, проще говоря, о переориентации уже запланированных работ на "туристические" направления. На региональные власти ложится и обязанность реставрировать памятники архитектуры.

Власти надеются, что если концепция будет реализована, Россия через 10--15 лет сможет принимать до 40 млн. туристов в год и переместится на 5-е место в мире по "туробороту".

Маленьким будет трудно


Однако реализация этой концепции может впрямую затронуть и существующую индустрию, то есть те компании, которые работают "на выезд". Вступивший недавно в силу "Закон о лицензировании" ввел систему двойного лицензирования. Туроператоры (работающие с турагентствами) теперь должны получать лицензию в МЭРТ, а турагентства (работающие с частными клиентами) -- в местных органах власти. Следующим шагом должно стать введение финансовой ответственности туроператоров, размер которой ($50--80 тыс.) и ее форма (страхование, банковское поручительство и т.д.) сейчас обсуждаются.

Очевидно, что такой шаг приведет к неизбежному укрупнению турбизнеса и поглощению мелких компаний крупными. Возможно, это будет стимулировать создание крупных турхолдингов, включающих в себя собственно турагентства, гостиничные сети, транспортные и авиакомпании. Именно по такому пути уже давно идет турбизнес в Европе. Однако российские компании опасаются, что передел рынка пойдет по "административному" сценарию и преференции получат компании, имеющие наиболее сильные лоббистские возможности.

Скорее всего, рядовому туристу это ничем не грозит. Возможно, исчезновение "мелочевки" приведет к незначительному повышению цен крупными компаниями, но при этом наверняка уменьшится риск оказаться владельцем тура в несуществующий отель, который продала вам фирма "Рога и копыта". Однако очевидно, что хозяевам небольших компаний (особенно региональных) будет несладко и, возможно, придется переквалифицироваться в управдомы.


Распределение выездного потока по целям поездок (тыс. поездок)

Цели поездок2000 год2001 год

Общий выездной поток18370,617938,8

Деловая2163,02528,7

Отдых4485,34191,4

Частная10087,59490,0

в.т.ч. В страны дальнего зарубежья9818,510402,4

Деловая1610,81951,0

Отдых4251,93971,6

Частная2866,83172,3

Самые популярные направления у россиян в последние годы

СтранаЧисло туристов (тыс. чел.)

Польша704,9

Китай677,3

Турция625,5

Испания221,2

Финляндия213,9

Германия174,2

Египет156,8

Кипр126,8

Италия115,2

ОАЭ94,6

Болгария84,3

Франция74,8

Литва73,6

Греция58,0

Чехия49,4

Великобритания34,9

Швейцария33,3

Таиланд32,7

Хорватия25,9

Тунис25,7

Численность иностранных туристов в России по годам

ГодЧисло туристов (млн. чел.)

19895,9

19905,5

19915,3

19922,5

19942,6

19954,6

19964,9

19975,6

19986,2

19997,1

20006,8

20017,4

Численность иностранных туристов в России по странам

СтранаЧисло туристов (тыс. чел.)

Финляндия1290

Польша890

Китай460

Германия415

США210

Великобритания139

Италия110

Франция107

Испания32

Инвестиции в туриндустрию и доход от него по странам

СтранаИнвестиции ($ млн.)Доход ($ млрд.)

Австралия8810

Корея637

Австрия5813

Германия2718

Франция5822

Венгрия216

МАРИЯ МИКЕЛИ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».