Архивная публикация 2002 года: "Бизнес на отдыхе"
Один квадратный километр территории Франции ежегодно посещают 294,1 иностранных туриста. На один российский квадратный километр приезжают посмотреть 0,4 туриста в год. В конце мая российское правительство собирается устранить это вопиющее безобразие и утвердить концепцию развития туризма в стране.Образ советского туриста в растянутых трениках с приемником VEF в авоське давно ушел в прошлое. После падения железного занавеса потоки соотечественников ринулись осваивать запретную заграницу. Популярность отдыха внутри страны сошла практически на нет. Причем не только среди соотечественников, но и среди иностранцев. Понятно, что ехать в голодную медвежью Россию с постоянными путчами и русской мафией цивилизованным европейцам было как-то страшновато. В результате за последние 15 лет российская туристическая инфраструктура пришла в полный упадок. Приличные гостиницы есть лишь в столицах да в трех-четырех городах-миллионниках, заполняемость гостиниц составляет в среднем 42%. Доля России в обороте мирового туристического рынка составляет сейчас менее 1%.
Однако в России есть уникальный потенциал для развития самых "модных" направлений туризма. Весь мир сейчас помешался на экологическом туризме, а Россия с ее необъятными просторами и благополучно вымершей промышленностью с точки зрения экологии даст сто очков вперед любой европейской стране. На втором месте в мире стоит культурно-познавательный туризм, где нам тоже равных не много.
Российский турбизнес, где в последние годы обострилась конкуренция и появились действительно крупные компании с большими оборотами, довольно давно пытался осваивать "внутренние" направления. Этому способствовала и некоторая политическая стабилизация, которая привлекала в страну иностранцев, и кризис 1998 года. который заставил многих россиян забыть об изрядно подорожавшей загранице (кстати, 90% туристов в Европе составляют сами европейцы).
В процессе этого освоения собственной территории выяснилось, что при всех прелестях и красотах русской природы и архитектуры, например Золотого кольца, всякая инфраструктура там отсутствует полностью. Это касается и состояния гостиниц, дорог, коммуникаций, и отсутствия квалифицированного персонала. Поэтому удовлетворить растущий спрос на внутренний туризм компании сейчас не могут в силу, как говорится, объективных причин.
Концептуальный подход
В этот самый момент и появилась (явно не без помощи отраслевых лоббистов) государственная концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года. Автором ее, как и многих других концепций, стало ведомство Германа Грефа.
Основной упор, понятно, делается на развитие внутреннего туризма. Как обычно, речь не идет о масштабных государственных инвестициях. Предусматривается лишь выделение $4,6 млн. в год на имиджевую рекламу страны за рубежом. Это вполне распространенная мировая практика. Во всем мире вложения в рекламу являются основной частью госинвестиций в туризм. Например, Германия вкладывает в национальный туризм $27 млн. (из них в рекламу -- $12 млн.), Франция -- $58 млн. ($57 млн. соответственно), а Финляндия -- $21 млн. общих инвестиций (в том числе в рекламу -- $18 млн.).
Проблему развития инфраструктуры государство собирается решать лишь с помощью "координации усилий" различных ведомств "содействовать привлечению инвестиций" в отрасль. Для чего предполагается провести инвентаризацию "туристического" госимущества -- гостиничных комплексов, санаториев и т.д., которые затем либо акционируют, либо продадут. Затем будет разработана программа создания новых туристических гостиниц (сейчас в России крайняя нехватка 2- и 3-звездочных отелей, соответствующих мировым стандартам), строительство которых, понятно, возложено на плечи частных инвесторов и региональных бюджетов. Стимулировать инвестиции должна будет развитая инфраструктура -- государство берет на себя строительство дорог, аэропортов, водопроводов и прочих благ цивилизации. Правда, за счет каких средств такое строительство будет проводиться, пока не ясно. Видимо, речь идет о все той же координации усилий ведомств, то есть, проще говоря, о переориентации уже запланированных работ на "туристические" направления. На региональные власти ложится и обязанность реставрировать памятники архитектуры.
Власти надеются, что если концепция будет реализована, Россия через 10--15 лет сможет принимать до 40 млн. туристов в год и переместится на 5-е место в мире по "туробороту".
Маленьким будет трудно
Однако реализация этой концепции может впрямую затронуть и существующую индустрию, то есть те компании, которые работают "на выезд". Вступивший недавно в силу "Закон о лицензировании" ввел систему двойного лицензирования. Туроператоры (работающие с турагентствами) теперь должны получать лицензию в МЭРТ, а турагентства (работающие с частными клиентами) -- в местных органах власти. Следующим шагом должно стать введение финансовой ответственности туроператоров, размер которой ($50--80 тыс.) и ее форма (страхование, банковское поручительство и т.д.) сейчас обсуждаются.
Очевидно, что такой шаг приведет к неизбежному укрупнению турбизнеса и поглощению мелких компаний крупными. Возможно, это будет стимулировать создание крупных турхолдингов, включающих в себя собственно турагентства, гостиничные сети, транспортные и авиакомпании. Именно по такому пути уже давно идет турбизнес в Европе. Однако российские компании опасаются, что передел рынка пойдет по "административному" сценарию и преференции получат компании, имеющие наиболее сильные лоббистские возможности.
Скорее всего, рядовому туристу это ничем не грозит. Возможно, исчезновение "мелочевки" приведет к незначительному повышению цен крупными компаниями, но при этом наверняка уменьшится риск оказаться владельцем тура в несуществующий отель, который продала вам фирма "Рога и копыта". Однако очевидно, что хозяевам небольших компаний (особенно региональных) будет несладко и, возможно, придется переквалифицироваться в управдомы.
Распределение выездного потока по целям поездок (тыс. поездок)
Один квадратный километр территории Франции ежегодно посещают 294,1 иностранных туриста. На один российский квадратный километр приезжают посмотреть 0,4 туриста в год. В конце мая российское правительство собирается устранить это вопиющее безобразие и утвердить концепцию развития туризма в стране.Образ советского туриста в растянутых трениках с приемником VEF в авоське давно ушел в прошлое. После падения железного занавеса потоки соотечественников ринулись осваивать запретную заграницу. Популярность отдыха внутри страны сошла практически на нет. Причем не только среди соотечественников, но и среди иностранцев. Понятно, что ехать в голодную медвежью Россию с постоянными путчами и русской мафией цивилизованным европейцам было как-то страшновато. В результате за последние 15 лет российская туристическая инфраструктура пришла в полный упадок. Приличные гостиницы есть лишь в столицах да в трех-четырех городах-миллионниках, заполняемость гостиниц составляет в среднем 42%. Доля России в обороте мирового туристического рынка составляет сейчас менее 1%.
Однако в России есть уникальный потенциал для развития самых "модных" направлений туризма. Весь мир сейчас помешался на экологическом туризме, а Россия с ее необъятными просторами и благополучно вымершей промышленностью с точки зрения экологии даст сто очков вперед любой европейской стране. На втором месте в мире стоит культурно-познавательный туризм, где нам тоже равных не много.
Российский турбизнес, где в последние годы обострилась конкуренция и появились действительно крупные компании с большими оборотами, довольно давно пытался осваивать "внутренние" направления. Этому способствовала и некоторая политическая стабилизация, которая привлекала в страну иностранцев, и кризис 1998 года. который заставил многих россиян забыть об изрядно подорожавшей загранице (кстати, 90% туристов в Европе составляют сами европейцы).
В процессе этого освоения собственной территории выяснилось, что при всех прелестях и красотах русской природы и архитектуры, например Золотого кольца, всякая инфраструктура там отсутствует полностью. Это касается и состояния гостиниц, дорог, коммуникаций, и отсутствия квалифицированного персонала. Поэтому удовлетворить растущий спрос на внутренний туризм компании сейчас не могут в силу, как говорится, объективных причин.
Концептуальный подход
В этот самый момент и появилась (явно не без помощи отраслевых лоббистов) государственная концепция развития туризма в РФ на период до 2005 года. Автором ее, как и многих других концепций, стало ведомство Германа Грефа.
Основной упор, понятно, делается на развитие внутреннего туризма. Как обычно, речь не идет о масштабных государственных инвестициях. Предусматривается лишь выделение $4,6 млн. в год на имиджевую рекламу страны за рубежом. Это вполне распространенная мировая практика. Во всем мире вложения в рекламу являются основной частью госинвестиций в туризм. Например, Германия вкладывает в национальный туризм $27 млн. (из них в рекламу -- $12 млн.), Франция -- $58 млн. ($57 млн. соответственно), а Финляндия -- $21 млн. общих инвестиций (в том числе в рекламу -- $18 млн.).
Проблему развития инфраструктуры государство собирается решать лишь с помощью "координации усилий" различных ведомств "содействовать привлечению инвестиций" в отрасль. Для чего предполагается провести инвентаризацию "туристического" госимущества -- гостиничных комплексов, санаториев и т.д., которые затем либо акционируют, либо продадут. Затем будет разработана программа создания новых туристических гостиниц (сейчас в России крайняя нехватка 2- и 3-звездочных отелей, соответствующих мировым стандартам), строительство которых, понятно, возложено на плечи частных инвесторов и региональных бюджетов. Стимулировать инвестиции должна будет развитая инфраструктура -- государство берет на себя строительство дорог, аэропортов, водопроводов и прочих благ цивилизации. Правда, за счет каких средств такое строительство будет проводиться, пока не ясно. Видимо, речь идет о все той же координации усилий ведомств, то есть, проще говоря, о переориентации уже запланированных работ на "туристические" направления. На региональные власти ложится и обязанность реставрировать памятники архитектуры.
Власти надеются, что если концепция будет реализована, Россия через 10--15 лет сможет принимать до 40 млн. туристов в год и переместится на 5-е место в мире по "туробороту".
Маленьким будет трудно
Однако реализация этой концепции может впрямую затронуть и существующую индустрию, то есть те компании, которые работают "на выезд". Вступивший недавно в силу "Закон о лицензировании" ввел систему двойного лицензирования. Туроператоры (работающие с турагентствами) теперь должны получать лицензию в МЭРТ, а турагентства (работающие с частными клиентами) -- в местных органах власти. Следующим шагом должно стать введение финансовой ответственности туроператоров, размер которой ($50--80 тыс.) и ее форма (страхование, банковское поручительство и т.д.) сейчас обсуждаются.
Очевидно, что такой шаг приведет к неизбежному укрупнению турбизнеса и поглощению мелких компаний крупными. Возможно, это будет стимулировать создание крупных турхолдингов, включающих в себя собственно турагентства, гостиничные сети, транспортные и авиакомпании. Именно по такому пути уже давно идет турбизнес в Европе. Однако российские компании опасаются, что передел рынка пойдет по "административному" сценарию и преференции получат компании, имеющие наиболее сильные лоббистские возможности.
Скорее всего, рядовому туристу это ничем не грозит. Возможно, исчезновение "мелочевки" приведет к незначительному повышению цен крупными компаниями, но при этом наверняка уменьшится риск оказаться владельцем тура в несуществующий отель, который продала вам фирма "Рога и копыта". Однако очевидно, что хозяевам небольших компаний (особенно региональных) будет несладко и, возможно, придется переквалифицироваться в управдомы.
Распределение выездного потока по целям поездок (тыс. поездок)
Цели поездок | 2000 год | 2001 год |
---|---|---|
Общий выездной поток | 18370,6 | 17938,8 |
Деловая | 2163,0 | 2528,7 |
Отдых | 4485,3 | 4191,4 |
Частная | 10087,5 | 9490,0 |
в.т.ч. В страны дальнего зарубежья | 9818,5 | 10402,4 |
Деловая | 1610,8 | 1951,0 |
Отдых | 4251,9 | 3971,6 |
Частная | 2866,8 | 3172,3 |
Самые популярные направления у россиян в последние годы
Страна | Число туристов (тыс. чел.) |
---|---|
Польша | 704,9 |
Китай | 677,3 |
Турция | 625,5 |
Испания | 221,2 |
Финляндия | 213,9 |
Германия | 174,2 |
Египет | 156,8 |
Кипр | 126,8 |
Италия | 115,2 |
ОАЭ | 94,6 |
Болгария | 84,3 |
Франция | 74,8 |
Литва | 73,6 |
Греция | 58,0 |
Чехия | 49,4 |
Великобритания | 34,9 |
Швейцария | 33,3 |
Таиланд | 32,7 |
Хорватия | 25,9 |
Тунис | 25,7 |
Численность иностранных туристов в России по годам
Год | Число туристов (млн. чел.) |
---|---|
1989 | 5,9 |
1990 | 5,5 |
1991 | 5,3 |
1992 | 2,5 |
1994 | 2,6 |
1995 | 4,6 |
1996 | 4,9 |
1997 | 5,6 |
1998 | 6,2 |
1999 | 7,1 |
2000 | 6,8 |
2001 | 7,4 |
Численность иностранных туристов в России по странам
Страна | Число туристов (тыс. чел.) |
---|---|
Финляндия | 1290 |
Польша | 890 |
Китай | 460 |
Германия | 415 |
США | 210 |
Великобритания | 139 |
Италия | 110 |
Франция | 107 |
Испания | 32 |
Инвестиции в туриндустрию и доход от него по странам
Страна | Инвестиции ($ млн.) | Доход ($ млрд.) |
---|---|---|
Австралия | 88 | 10 |
Корея | 63 | 7 |
Австрия | 58 | 13 |
Германия | 27 | 18 |
Франция | 58 | 22 |
Венгрия | 21 | 6 |
МАРИЯ МИКЕЛИ
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».