Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Бриллиантовый дым"

После долгого спора Еврокомиссии с китами мировой алмазной индустрии — De Beers и «АЛРОСА» — появилась надежда, что европейские власти все-таки пойдут на уступки этим компаниям. Как говорят на рынке, ради этого De Beers готова пожертвовать частью своей прибыли.История с претензиями Еврокомиссии к двум крупнейшим в мире производителям алмазов — южно-африканской De Beers и российской «АЛРОСА» (на обе компании в совокупности приходится более 70% мировой добычи этих драгоценных камней) — уже успела обрасти длинной бородой. Напомним, что в январе 2003 года Еврокомиссия направила в адрес «АЛРОСА» и De Beers «Заявления о возражениях», касавшиеся соглашения, которое было подписано двумя лидерами рынка в декабре 2001 года. По этому соглашению «АЛРОСА» в течение пяти лет намеревалась поставить De Beers алмазы на общую сумму $4 млрд. Однако ЕК посчитала, что такое сотрудничество противоречит элементарным понятиям о рыночной конкуренции. Вместо того чтобы конкурировать с De Beers (около 50% мировой добычи алмазов), «АЛРОСА» (более 20% добычи) выступала его крупнейшим и безропотным поставщиком.

Еврокомиссия, разумеется, заблокировала соглашение De Beers и «АЛРОСА», потребовав от компаний привести его в соответствие с антимонопольным законодательством Евросоюза. Таким образом, стороны конфликта находятся в стадии вялотекущего «конструктивного диалога» с января 2003 года и пока так и не пришли к какому-либо решению.

На прошлой неделе появилась надежда, что заблокированное соглашение между De Beers и «АЛРОСА» все же заработает. Пресс-секретарь Еврокомиссии Амелия Торрес заявила британской газете Financial Times, что предложения по урегулированию конфликта от компаний получены и, как отмечает британское издание, все спорные вопросы будут решены в ближайшее время. Правда, никаких конкретных сроков газета при этом не приводит.

Время выбирать камни

Однако, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Не исключено, что заявления представителей Еврокомиссии, опубликованные Financial Times, вовсе не сулят быстрого разрешения конфликта ЕК с De Beers и «АЛРОСА». Подобные слова звучали и раньше. Например, всего два месяца назад представители «АЛРОСА» уверяли «Профиль», что все противоречия с Еврокомиссией будут вот-вот преодолены. Теперь же, когда сама ЕК заявляет, что дело пошло на лад, в «АЛРОСА», напротив, воздерживаются от оптимистичных прогнозов. «Мы представили Еврокомиссии свои предложения по выходу из создавшейся ситуации и дожидаемся на них ответа. Вот и все, что произошло. Лично я не склонен утверждать, что мы вплотную приблизились к разрешению конфликта», — заявил «Профилю» вице-президент «АЛРОСА» Сергей Улин. В том же духе комментируют ситуацию и в De Beers. По словам главы московского офиса De Beers Реймонда Кларка, свои предложения De Beers и «АЛРОСА» представили Еврокомиссии на трехсторонней встрече, которая прошла две недели назад, и теперь ждут, будут ли они одобрены. «Остается лишь надеяться на то, что одобрение займет несколько недель, а не несколько месяцев», — грустно пошутил г-н Кларк в беседе с «Профилем».

При этом и в De Beers, и в «АЛРОСА» не уточняют, в чем именно заключаются их предложения. Сергей Улин вообще говорит, что «это и не столь важно», ведь «важнее то, какое решение в конечном счете примет комиссия».

Между тем эксперты рынка уже неоднократно говорили о том, что De Beers и «АЛРОСА», возможно, придется сократить годовую торговую квоту, предусмотренную соглашением от 2001 года. Напомним, что, согласно этому документу, «АЛРОСА» намеревалась в течение пяти лет ежегодно продавать алмазы De Beers на сумму $800 млн. По мнению экспертов, Еврокомиссия вполне может снизить эту планку до $600—650 млн. Но эта мера не ослабит монополию De Beers на мировом рынке. Даже сейчас, когда декабрьское соглашение 2001 года заблокировано ЕК, De Beers и «АЛРОСА» продолжают сотрудничество по принципу «свободный продавец—свободный покупатель». Иными словами, «АЛРОСА» продает De Beers алмазы, не имея перед южно-африканской компанией жестких обязательств по ежегодным объемам продаж. По данным «Профиля», за 2003 год «АЛРОСА» продала De Beers камней на $635 млн. Выходит, возможное снижение квот Еврокомиссией просто оставит положение дел на рынке в том виде, в каком оно существует и сегодня.

Однако, как сообщили «Профилю» сразу два источника, знакомые с ситуацией, сейчас обсуждается и другой вариант, по которому квота в $800 млн. все же будет сохранена, а вот прибыль De Beers при этом может сократиться. «Все решают финансы. Сейчас речь идет о пересмотре среза (продуктовой линейки. — «Профиль») покупаемых De Beers алмазов. Срез может быть пересмотрен таким образом, что доходы De Beers от дальнейшей перепродажи алмазов упадут и сверхприбылей монополист не получит. Насколько мне известно, предварительные договоренности по этому варианту достигнуты, но на бумаге это никак не оформлено», — говорит один из участников рынка. Его слова подтверждает другой источник, также пожелавший сохранить анонимность: «Похоже, что в рамках действующей квоты De Beers обяжут покупать у «АЛРОСА» не только качественные дорогие алмазы, перепродавать которые наиболее выгодно, но и очень мелкие — дешевые камни. Это некачественное сырье, с которым никто в мире не хочет иметь дело. Их огранка рентабельна лишь в странах с дешевой рабочей силой, например в Индии, а полученный в результате огранки продукт все равно обладает низким качеством. Торговать такими камнями — себе дороже. Но все же нельзя исключать, что De Beers пойдет на покупку этих камней ради сохранения соглашения с «АЛРОСА».

Поясним, что сейчас «АЛРОСА» продает De Beers весь спектр алмазов, за исключением очень крупных камней (более 10 каратов; цена на них начинается от $500 за карат) и слишком мелких и некачественных, цена на которые не превышает $7 за карат. Последняя категория камней, по мнению собеседников «Профиля», может быть включена в срез поставляемых De Beers. Насколько ощутимо это ударит по карману De Beers, сейчас оценить сложно, поскольку неизвестен предполагаемый объем закупок мелких алмазов. Впрочем, в «АЛРОСА» всю версию с дешевыми камнями от начала и до конца лаконично назвали «полной чушью», а в De Beers вообще предпочли воздержаться от комментариев.

Связанные одной цепью

Надо сказать, что и De Beers, и «АЛРОСА» чрезвычайно важно добиться от Еврокомиссии «размораживания» злополучного соглашения. De Beers, конечно, остается непререкаемым авторитетом и безусловным лидером рынка, но, как отмечают во Всемирном алмазном совете (Нью-Йорк), в последнее время позиции компании заметно пошатнулись. Еще не так давно на нее приходилось 75% мировой добычи и рынок был фактически под ее полным контролем. De Beers добилась этого благодаря тому, что скупала алмазы повсюду (в числе поставщиков компании числились Намибия, Ботсвана, Танзания, ЮАР), а также занималась добычей самостоятельно и всегда традиционно выступала в роли некоего аккумулятора и распределителя алмазов на рынке, естественно, регулируя на нем и ценовую политику.

Однако в последние годы такие страны, как Ангола, Канада, Австралия и др., раньше продававшие алмазы исключительно De Beers, стали налаживать собственные каналы сбыта и выходить на рынок в качестве самостоятельных игроков. Сейчас экс-партнеры De Beers — компании BHP Billiton (Канада) и Rio Tinto (Австралия) — стали ее прямыми конкурентами. Поэтому на свое соглашение c «АЛРОСА», которое заблокировано Еврокомиссией, De Beers возлагала большие надежды. Как говорят эксперты, оно позволило бы монополисту нарастить свою долю рынка с нынешних 50% до 60%.

При этом торговое соглашение «АЛРОСА» с De Beers является практически главным фактором стабильности на мировом алмазном рынке. Без него De Beers не сможет в достаточной мере регулировать рынок и удерживать на нем цены, учитывающие все издержки на добычу алмазов. А нерегулируемые поставки алмазов в итоге чреваты перезатовариванием: банки перестают кредитовать огранщиков, те, в свою очередь, снижают объемы закупок драгоценных камней. Соответственно, на рынке наблюдаются ценовые скачки, начинаются перебои в получении денег за поставки и т.д. Понятно, что подобная ситуация грозит неприятными последствиями практически всем алмазодобывающим странам.

«АЛРОСА», в свою очередь, также не меньше заинтересована в сотрудничестве с De Beers. Российской компании выгодно экспортировать алмазы через мирового монополиста, поскольку собственная сбытовая сеть «АЛРОСА» развита недостаточно. По оценкам самой компании, создание полноценной сети может обойтись ей в $0,5 млрд., а развитие займет в лучшем случае 3—5 лет. Так что пока у «АЛРОСА» нет альтернативы De Beers.

Более того, тот самый $4-миллиардный контракт 2001 года открывал перед «АЛРОСА» двери к дешевым западным кредитам под обеспечение этого договора. А в «замороженном» виде это соглашение основанием для сокращения процентных ставок по кредитам не является. Сейчас же «АЛРОСА» как раз занимается реструктуризацией своего кредитного портфеля (около $1 млрд.) — меняет краткосрочные обязательства на долгосрочные. И дешевые «длинные» деньги компании сейчас бы не помешали.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK