Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Бриллианты. Они и во время кризиса — бриллианты"

Экономические кризисы заставляют людей острее чувствовать шаткость бытия и задумываться над будущим. Будущее же, как многие понимают, зависит от опоры. Моральные устои, конечно, важны. Но не менее важна материальная подпорка

В периоды кризисов, таких, какой сотрясает ныне мировую экономику, граждан различных государств, чья экономика базируется не на натуральном производстве, бросает то в жар, то в холод. Они много потеряли на падении стоимости так называемых ценных бумаг – акций, которые стремительно обесценились. Люди в панике бросались в обменные пункты, где скупали доллары и евро. Потом пришло время избавляться от «твердых» друзей человека, поскольку и рубль неожиданно пошел вверх.
Ювелирные магазины зазывали клиентов посулами и обещаниями выгодности приобретений изделий, выполненных в золоте. 
Но беда у нас, в России, в том, что в отличие от многих стран Востока приобретенное ювелирное украшение, как правило, принимается уже как лом, то есть по бросовой цене. Это практически исключает возможность извлечь прибыль из перепродажи золота, если это не золотые слитки.
И если это не бриллианты. Не бриллиантовая пыль, или осколки. А именно бриллианты – драгоценные каменья, пусть даже и миниатюрные.
Так, совсем недавно в Лондоне на аукционе Sothby’s за колоссальную цену в $9,5 миллиона «ушел» голубой бриллиант чистейшей воды весом всего семь карат (1 карат = 0,2 грамма)
Недаром незабвенная Мерилин Монро любила высказываться в том смысле, что бриллианты – это ничто иное как «лучшие друзья девушки».
Голливудская «звезда», видимо, знала в них толк и понимала скрытый в блеске драгоценных каменьев смысл «страхового полиса» на крутых виражах жизни.
Но и без практичных напутствий Мерилин люди давно догадывались о полезных свойствах алмазов: верили в них как в выгодные инструменты инвестирования свободных средств и в присутствие в них, как, впрочем, и в других драгоценных каменьях, мистических свойств.
Эта непоколебимая вера диктовала запрет на изменение природной формы путем огранки или даже полировки, а затем и как в не подверженное инфляции выгодное вложение денег или про запас – «на черный день».
Отсюда проистекает величайшая культура и история обработки алмазов.
В настоящее время общепринятым считается, что первые попытки полировки кристаллов алмаза были осуществлены в начале XIV века в Европе. 
Вот как специалисты трактуют понятие алмаза и «бриллианта».
В русском языке бриллиантом принято называть обработанный алмаз, на который с соблюдением определенных геометрических пропорций нанесены различного вида грани. 
Авторы некоторых литературных трудов «бриллиантом» называют только алмазы, ограненные по круглой форме, что является принципиально неверным.
Название «бриллиант» в русский язык перешло от французского brillance.
Это означает «мерцание» или «игру света» как результат дисперсионного эффекта, который в алмазе проявляется особенно сильно. 
Это свойство ограненного алмаза характерно для любой формы огранки, поэтому название бриллиант справедливо применять к любой форме, виду или типу огранки. В зарубежной литературе для ограненного алмаза обычно используют сложные термины «polished diamond» или «finished diamond», понимая под простым термином «diamond» сырой необработанный алмаз.
Одним из крупнейших современных центров торговли и обработки алмазов по праву считается бывшая английская колония Гонконг и поспешающие за ним гранильные фабрики на материке – в континентальной части КНР. 
Со времен великого итальянского путешественника Марко Поло чужеземцы восхищаются искусством китайских ювелиров. 
Не зря, поэтому, Гонконг занимает ведущее место в мире по экспорту драгоценностей и часов как неотъемлемой части ювелирного дела, соревнуясь с Италией, родиной Марко, и Швейцарией.
Не случайно анклав, именуемый с 1997 года Специальным административным районом КНР Сянган, держит первое место на планете по поставкам на внешние рынки украшений с искусственными камнями и бижутерии.
Стремясь высоко держать звание мирового лидера в ювелирном деле, Гонконг ежегодно проводит несколько весьма престижных международных ярмарок-продаж ювелирных изделий и часов. 
Ювелирные ярмарки Гонконга — крупнейшие в Азии. Самая знаменитая из европейских — базельская в Швейцарии. В США — в Лас-Вегасе.
Экспортные доходы Гонконга от ювелирного дела исчисляются в среднем примерно в $2,5 миллиарда в год.
Туда, в туристические зоны мегаполиса устремляются за искрящимся переливами товаром туристы со всего света. 
В Гонконге ювелирные лавки и магазины, включая оптовиков, попадаются столь же часто, как и отделения банков — Гонконг хорошо известен в качестве крупнейшего в мире финансового центра.
Излучаемый витринами дорогой бриллиантовый и золотой блеск слепит глаза, а женщины при этом начинают испытывать легко объяснимое волнение и головокружение.
Дабы проникнуться атмосферой ювелирной торговли, нужно непременно побывать на одной из ярмарок-продаж. 
Итак, вы попадаете под своды гонконгского международного выставочного конференц-центра — Hong Kong International Convention & Exhibition Center, где исключительно и проводятся подобные ювелирные ежегодные «слеты».
Бурлящей, по-деловому собранной для бизнесменов и праздничной для покупателей-любителей выглядит любая гонконгская мирового уровня ярмарка-продажа ювелирных изделий, часов, аксессуаров.
Изысканность китайского ювелирного стиля и сравнительная дешевизна изделий мастеров Гонконга манят сюда торговцев со всего мира.
В дни ежегодных ярмарок они устраивают настоящее паломничество.
Как правило, торговля идет с большими скидками, что, учитывая соотношение курсов валют, весьма привлекательно для оптовых покупателей. 
Как признаются купцы из России, из-за высокого курса евро закупать подобные товары в Европе стало крайне невыгодно. 
Вот и тянутся на ярмарки в Гонконге торговцы из России и других концов света. 
Бродя между «грядками», то есть между торгово-выставочными рядами, буквально заваленными продукцией ювелирных фабрик и заводов, не мог отказать себе в удовольствии — да где же такое возможно, Господи?! — чтобы не запустить руку по локоть в прохладные жемчуга, россыпи «побрякушек» из поделочных и полудрагоценных камней. 
На «грядках» лежат увязанные, словно пучки укропа или лука, и такие же зеленые бусы из малахита, авантюрина, нефрита. 
Нитки красных кораллов и всевозможные поделки из него, издалека похожие на рассыпанную во множестве морковь или гирлянды красного перца на рынке. 
Будто горох вроссыпь и в больших полиэтиленовых кульках — речной жемчуг разных оттенков и цветов. 
От классического перламутрового до какого-нибудь фиолетового или бежевого. То есть, подобрать себе в тон под сумочку, туфельки, ремешок — нет проблем. 
Все это добро — оптовыми вязанками, да в таком изобилии, что для удобства товары разложены в пластиковые лотки, как на овощных и рыбных рынках.
А вот и они, переливающиеся радугой огней бриллианты…
Вообще-то, в целях сохранения здоровья в помещения выставок-продаж ювелирных изделий нужно входить в затемненных солнечных очках, дабы «уберечь» глаза от излучаемого драгоценностями ослепительного сияния. 
Впечатлительным посетителям и тем, кто весьма неравнодушен к блеску бриллиантов, рекомендуется также дышать глубже, стимулируя работу сердца.
Гонконгские ювелирные ярмарки традиционно славятся изобилием и разнообразием выставляемой на обозрение продукции.
Бриллианты — от мельчайшей россыпи, подобной манной крупе, до весьма крупных камней — сверкают «кучками» на подносах и в «пиалах» или красуются в гордом одиночестве, которое лишь время от времени тревожат изысканные покупатели: а покажите-ка мне, mister, вот этот экземпляр, please. 
Впрочем, бриллианты не совсем «одиноки». С ними по соседству переливаются гранями другие неоправленные драгоценные камни — рубины, сапфиры, изумруды, их более дешевые «собратья» из клуба минералов. 
Кроме того, здесь продаются платина, золото, серебро, изделия из драгметаллов, аксессуары, шкатулки.
Драгоценные каменья — изумруды, сапфиры, рубины, как и их более дорогие собратья бриллианты, подобраны со вкусом, в соответствии с лучшими ювелирными традициями Востока и Запада, пересекающимися только здесь, в Гонконге.
Ожерелья, браслеты, кулоны, диадемы, серьги, кольца. Оптом и в розницу. 
По цене, приемлемой для рядового покупателя и для богатых клиентов. По цене, очень даже привлекательной для оптовиков, кто свою выгоду всегда видит — особенно при покупке изделий недешевых. 
Как, например, бриллиантовых колье на заказ, партиями не менее 10 штук по $10 тысяч каждое. Меньше нельзя. Десять — минимум. Больше — пожалуйста. Сколько угодно. Никаких ограничений. 
Но, конечно, там, где недорого, покупателей больше всего. Нарасхват идут безделушки, браслетики, брелоки, амулеты из камней, приносящие, согласно китайским поверьям, счастье, удачу, любовь, сохраняющие здоровье, обеспечивающие долголетие. 
Кругом обожаемый китайцами нефрит (jade). 
Блеск бриллиантов, впрочем, как известно, манит не только честный люд, но и воров всех мастей.
Гонконгские ювелирные ярмарки полны историй и рассказов о том, как шайки злоумышленников под видом заинтересованных «клиентов» прямо из-под носа «уводили» у торговцев ящички с бриллиантами на суммы, достигающие $1 миллиона или даже больше. 
Пока одни отвлекают внимание бизнесмена, другие его обкрадывают. Мошенники  не брезгуют ничем – ни дорогими бриллиантами, ни относительно дешевыми украшениями, сгребая все, что «плохо лежит».
В периоды кризисов, когда спрос на драгметаллы и бриллианты растет, жулики  активизируются, что логично. Они тоже хотят «обезопасить» свое будущее.   
Преступники никогда не действуют в одиночку. Под обликом «покупателей» и «посетителей» отвлекают внимание торгующего персонала и, пользуясь ажиотажем, крадут ценности. 
Ведущую роль в кражах играют красивые женщины. Как же без них?
Общие суммы краж исчисляются нередко многими миллионами долларов.
На ярмарках пытаются орудовать колумбийские и другие преступные группировки из Латинской Америки. Порой к ним подключается индо-пакистанская мафия, специализирующаяся на хищениях драгоценностей. 
В целях обезопасить участников торгов и предотвратить скандалы гонконгская полиция в последние годы принялась устанавливать в залах экспозиции специальное оборудование по распознаванию злоумышленников.
Эти электронные приборы способны фиксировать и «считывать» лица людей, как это делается в крупных аэропортах, что помогает выявлять потенциальных криминальных элементов.
Ведется дотошная регистрация в компьютерных системах гонконгской иммиграции на въезд лиц, подозреваемых в принадлежности к устойчивым международным воровским синдикатам со специализацией на ювелирных изделиях. 
В павильонах экспоцентра устанавливают телекамеры открытого и скрытого наблюдения, этажи патрулируют полицейские в форме и в штатском. Входные и служебные документы метят электронными символами. 
У воровства подобного рода есть и иная сторона. Дело в том, что не всех ювелиров «реально грабят».
Некоторые из дельцов, желая избавиться от залежалого и не пользующегося спросом золотого и бриллиантового товара, умышленно идут на подлог и объявляют о мнимых кражах, лишь бы получить страховку за якобы «украденное».
Вот почему из-за значительного числа фиксируемых случаев краж на ярмарках в Гонконге такая всемирно известная и уважаемая страховая лондонская компания как «Ллойдс» (Lloyds) одно время сама стремилась перестраховаться и значительно увеличила суммы страхового взноса для участников гонконгских ювелирных ярмарок. 
Бриллиантовый куш на самом деле весьма велик: международная торговля алмазами и бриллиантами оценивается на планете в $60 миллиардов в год.
Андрей БЫЧКОВ        Гонконг-Москва 
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK