Архивная публикация 2002 года: "Цены из провинциальной жизни"
Если кто-то думает, что рост цен в России определяется сугубо экономическими причинами, то он глубоко заблуждается. Идеальную модель отечественной инфляции дает Чукотка, где цены практически не растут, потому что здесь почти ничего не покупают.Считается, что политика -- это концентрированное выражение экономики. В нынешней России дело зачастую обстоит прямо наоборот. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается из анализа роста цен в наших регионах.
И впрямь, если бы экономика определяла политику, то наибольший и наименьший темпы инфляции на потребительском рынке объяснялись бы очень просто. Стабильное наращивание промышленного и/или сельскохозяйственного производства (как вариант -- регулярные поступления от экспорта сырья) влечет за собой повышение доходов населения. А где повышаются доходы, там больше тратят, и как результат -- рост цен. Такой логикой легко объясняются самые заметные темпы инфляции за прошлый год в Красноярском (производство алюминия на экспорт) и Краснодарском (сельское хозяйство) краях, в Московской и Челябинской областях (промышленное производство), в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах (нефть, газ).
Однако вышеизложенной сугубо экономической логикой темп роста цен, превышающий средний по России уровень, в Ульяновской области или Ингушетии объяснить никак нельзя. Ни подъема производства, ни повышения доходов населения здесь не наблюдается. Напротив, уровень жизни в этих регионах ниже среднероссийской планки. Откуда же тогда "повышенная" инфляция? Ее причины по большей части политические. Для Игушетии это затяжной политический кризис, кульминацией которого стала отставка в декабре минувшего года президента Руслана Аушева. Для родины Ильича -- приход к власти нового губернатора, который, в отличие от своего предшественника-коммуниста, решил отпустить цены на волю.
Кстати, именно административно-политическим воздействием можно объяснить один из самых низких по России рост цен в минувшем году в Якутии. Здешний -- теперь уже бывший -- "вождь" Михаил Николаев в преддверии намеченных на декабрь президентских выборов приложил максимум усилий для "замораживания" стоимости потребительской корзины.
Все вышеизложенное подталкивает к одной мысли: с точки зрения влияния экономики и политики на инфляцию идеальной моделью для России следует считать Чукотку, где за политику отвечает бывший (или действующий?) "олигарх" Роман Абрамович, а потребительская корзина пополняется в основном за счет продуктов оленеводства, что делает стоимость оной корзины практически независимой от темпов инфляции.
Индексы потребительских цен в регионах РФ на 1 декабря 2001 года по отношению к 1 декабря 2000 года (в %)
Если кто-то думает, что рост цен в России определяется сугубо экономическими причинами, то он глубоко заблуждается. Идеальную модель отечественной инфляции дает Чукотка, где цены практически не растут, потому что здесь почти ничего не покупают.Считается, что политика -- это концентрированное выражение экономики. В нынешней России дело зачастую обстоит прямо наоборот. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается из анализа роста цен в наших регионах.
И впрямь, если бы экономика определяла политику, то наибольший и наименьший темпы инфляции на потребительском рынке объяснялись бы очень просто. Стабильное наращивание промышленного и/или сельскохозяйственного производства (как вариант -- регулярные поступления от экспорта сырья) влечет за собой повышение доходов населения. А где повышаются доходы, там больше тратят, и как результат -- рост цен. Такой логикой легко объясняются самые заметные темпы инфляции за прошлый год в Красноярском (производство алюминия на экспорт) и Краснодарском (сельское хозяйство) краях, в Московской и Челябинской областях (промышленное производство), в Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах (нефть, газ).
Однако вышеизложенной сугубо экономической логикой темп роста цен, превышающий средний по России уровень, в Ульяновской области или Ингушетии объяснить никак нельзя. Ни подъема производства, ни повышения доходов населения здесь не наблюдается. Напротив, уровень жизни в этих регионах ниже среднероссийской планки. Откуда же тогда "повышенная" инфляция? Ее причины по большей части политические. Для Игушетии это затяжной политический кризис, кульминацией которого стала отставка в декабре минувшего года президента Руслана Аушева. Для родины Ильича -- приход к власти нового губернатора, который, в отличие от своего предшественника-коммуниста, решил отпустить цены на волю.
Кстати, именно административно-политическим воздействием можно объяснить один из самых низких по России рост цен в минувшем году в Якутии. Здешний -- теперь уже бывший -- "вождь" Михаил Николаев в преддверии намеченных на декабрь президентских выборов приложил максимум усилий для "замораживания" стоимости потребительской корзины.
Все вышеизложенное подталкивает к одной мысли: с точки зрения влияния экономики и политики на инфляцию идеальной моделью для России следует считать Чукотку, где за политику отвечает бывший (или действующий?) "олигарх" Роман Абрамович, а потребительская корзина пополняется в основном за счет продуктов оленеводства, что делает стоимость оной корзины практически независимой от темпов инфляции.
Индексы потребительских цен в регионах РФ на 1 декабря 2001 года по отношению к 1 декабря 2000 года (в %)
Место | Регион | Индекс |
---|---|---|
1 | Республика Ингушетия | 131,6 |
2 | Эвенкийский авт. округ | 128,0 |
3 | Ульяновская область | 126,5 |
4 | Курганская область | 125,8 |
5 | Челябинская область | 123,5 |
6 | Хабаровский край | 121,9 |
7 | Пермская область | 121,6 |
8 | Красноярский край | 121,6 |
9 | Томская область | 121,6 |
10 | Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ | 121,2 |
11 | Мурманская область | 120,8 |
12 | Ямало-Ненецкий авт. округ | 120,3 |
13 | Краснодарский край | 120,2 |
14 | Курская область | 120,0 |
15 | Московская область | 120,0 |
16 | Республика Адыгея | 119,5 |
17 | Ярославская область | 119,4 |
18 | Кабардино-Балкарская Республика | 119,3 |
19 | Республика Коми | 119,2 |
20 | Республика Бурятия | 119,2 |
... | ||
69 | Республика Северная Осетия--Алания | 115.1 |
70 | Липецкая область | 114,9 |
71 | Смоленская область | 114,8 |
72 | Оренбургская область | 114,7 |
73 | Тамбовская область | 114,2 |
74 | Ненецкий авт. округ | 114,2 |
75 | Орловская область | 114,1 |
76 | Вологодская область | 114,1 |
77 | Камчатская область | 114,1 |
78 | Омская область | 113,9 |
79 | Иркутская область | 113,6 |
80 | Республика Дагестан | 113,2 |
81 | Республика Тыва | 113,2 |
82 | Республика Калмыкия | 113,0 |
83 | Новосибирская область | 112,7 |
84 | Агинский Бурятский авт. округ | 112,6 |
85 | Республика Алтай | 112,4 |
86 | Республика Саха (Якутия) | 111,8 |
87 | Усть-Ордынский Бурятский авт. округ | 109,4 |
88 | Чукотский авт. округ | 107,1 |
Данные по Чеченской Республике отсутствуют.
НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».