26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Чечня эпохи возрождения"

Архивная публикация 2001 года: "Чечня эпохи возрождения"

Можно ли добиться того, чтобы "Восстановление Чечни-2" не повторило опыт 1995--1996 годов, когда бесследно исчезли выделенные на возрождение мятежной территории почти $2 млрд.? И что для это нужно сделать?Заместитель полномочного представителя президента в Южном административном округе Сергей Епифанцев: "Схема финансирования Чеченской Республики довольно сложна. Это связано прежде всего с тем, что там нет банковской системы. Поэтому все деньги пока идут через военно-полевые отделения Центрального банка, которые в состоянии обеспечить физическую доставку денег по адресу -- представителям администрации, исполнителям и т.п.
Кроме того, каждое ведомство использовало и использует собственные схемы финансирования своих объектов. К примеру, РАО ЕЭС, которое восстанавливает энергоснабжение республики зачастую из своих денег. Кстати, за электричество до сих пор в Чечне никто не платит, и задолженность по нему сейчас составляет миллиарды рублей.
Так же ведет себя МПС. Для восстановления линий связи в Чечне это министерство привлекало компанию Global One, которая также работает в долг, то есть не получает реальных денег за свои услуги.
Сегодня, когда есть уже администрация Кадырова, Минфин и казначейство имеют все возможности выстроить нормальную схему финансирования.
Что касается эффективности использования этих средств, то тут, конечно, вопросы есть. Но неверным было бы утверждать, что Чечня -- это такая черная дыра, куда можно вкачивать любые суммы, которые там бесследно исчезают. Последний год показал, что хозяйство республики восстанавливается на деле, а не только по финансовым отчетам об "освоении" средств. Так, в ряде районов урожай озимых в этом году был больше, чем в советские времена. В Ножай-Юртовском районе вырастили 67 тонн табака, восстанавливаются виноградники. Между прочим, ни одно поле озимых не сгорело. Ни один виноградник не вырубили.
В республике начинают собирать налоги. Ведь торговля, АЗС, автосервисы и т.п. работают. Начали действовать школы и высшие учебные заведения. В Грозненском университете уже сейчас учатся 9 тысяч человек.
Уверен, что, если будет определен список первоочередных, жизненно важных программ, которые действительно будут таковыми, проконтролировать их финансирование вполне возможно".

Александр Андреев, аудитор Счетной палаты РФ: "Начнем с того, что обеспечивать нормальное функционирование экономики на территории, где фактически идет война, очень сложно. Да, безусловно, открытые военные действия уже не ведутся. Но все элементы партизанской войны присутствуют. Понятно, что в такой ситуации, во-первых, восстановление объектов народного хозяйства затруднено, во-вторых, есть большой соблазн ничего не восстанавливать, а все списать на действия боевиков. Несколько лет назад именно так и происходило. Злоупотребления имели чудовищный размах. На сторону уходили огромные суммы.
Нужно сказать, что сейчас ситуация улучшилась. Безусловно, злоупотребления есть. Но по большей части они касаются не прямого воровства, а нецелевого использования средств. То есть деньги были получены, более того, они были потрачены на те или иные нужды республики, и это все подтверждено документами. Но на самом деле предназначались они для совершенно других нужд. Можно долго рассуждать, что было важнее. Но факт остается фактом: нецелевое использование средств -- это действительно большая проблема.
Если говорить о механизмах, предотвращающих злоупотребления, то прежде всего необходимо, чтобы территориальное управление Федерального казначейства, Контрольно-ревизионное управление Минфина, другие контролирующие органы переместились из Москвы в Чеченскую Республику. Сидеть в Москве, заключать договоры с московскими же фирмами на восстановление республики -- это не подход.
Второе важное условие -- создание рабочих мест и обеспечение занятости местного населения. Это касается как тех, кто живет в республике, так и беженцев. Их десятки тысяч по всей России. Давайте будем заключать договоры с ними, предоставлять им деньги либо строительные материалы, чтобы они сами восстанавливали свои дома, свои города и поселки. Я вас уверяю, это будет эффективно.
И, естественно, нужны целевые программы финансирования и крайне жесткий контроль за использованием средств. Контроль федеральный. При наличии, как это сейчас модно говорить, политической воли такой контроль обеспечить можно".

Александр Шохин, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям: "Деньги, безусловно, нельзя давать в одни руки. Они нужны и военным, и структурам, организующим жизнь беженцев на сопредельных территориях. Нужны они и чеченцам. Но здесь, думаю, целесообразно было бы предоставлять средства непосредственно главам районов Чечни, фактически минуя республиканский уровень, напрямую. Причем подходить к каждому району сугубо индивидуально. То есть выделять деньги в зависимости от того, насколько велика опасность их разворовывания и попадания в руки боевиков.
Нужно определить несколько "образцово-показательных" районов, администрация которых способна обеспечить контроль и прозрачность финансовых потоков. И эти районы должны служить примером для других, чтобы было понятно, как нужно себя вести, чтобы получить федеральные средства".

Шамиль Бено, полномочный представитель Чеченской Республики при президенте РФ: "В нынешнем году планируется выделить Чечне 14,7 млрд. рублей. В эту сумму входят выплаты бюджетникам, финансирование федеральных программ, средства различных ведомств.
Что касается денег бюджетникам, то здесь практически нет проблем с контролем. Определены ставки, порядок выплат. Масштабных злоупотреблений здесь быть не может. Ведь люди прекрасно знают, кто, сколько и когда должен получить.
Выводы Счетной палаты о том, что местные власти завышают число студентов и пенсионеров, на мой взгляд, ошибочны. Они основывались на том, что в Чечне не может быть студентов, потому что в таких условиях учиться нельзя. Однако в республике сейчас действительно более 11 тысяч очников и 8 тысяч заочников. Это факт, и его можно легко проверить.
Что касается программ восстановления здравоохранения, помощи беженцам, то средствами, выделяемыми на них, распоряжаются федеральные министерства. Они же контролируют расходование средств. Хотя мы считаем, что контроль за расходованием этих средств должен быть с двух сторон. За администрацией нужно оставить право определять необходимость финансирования той или иной программы и право контролировать выполнение работ. Это позволит свести на нет злоупотребления со стороны федеральных структур.
Я считаю, что при выборе исполнителей восстановительных работ министерства и ведомства должны по мере возможностей привлекать местное население. Это позволит решить проблему занятости и таким образом снять социальную напряженность. Ведь зачастую молодые ребята идут к боевикам просто потому, что у них нет другого источника дохода. Кроме того, такой подход повысит доверие местного населения к федеральным властям.
Однако насколько эффективны будут действия центра, станет ясно к концу весны. Я считаю, что политика по отношению к Чеченской Республике -- один из главных индикаторов того, в каком направлении развивается Россия как государство. Если будет взят курс на жесткое федеральное управление, если центр будет игнорировать руководство республики и работать, например, только с лояльными властями муниципального уровня, это будет означать, что взят курс на колонизацию Чечни. Тогда нам нужно уходить в отставку.
Если же мы будем обеспечивать восстановление экономики совместными усилиями и под обоюдным контролем, тогда можно будет говорить о том, что центральные власти действительно готовы возродить конституционный порядок.
Главным же индикатором правильности использования средств и их грамотного контроля будет экономическая и социальная стабилизация в республике".

Можно ли добиться того, чтобы "Восстановление Чечни-2" не повторило опыт 1995--1996 годов, когда бесследно исчезли выделенные на возрождение мятежной территории почти $2 млрд.? И что для это нужно сделать?Заместитель полномочного представителя президента в Южном административном округе Сергей Епифанцев: "Схема финансирования Чеченской Республики довольно сложна. Это связано прежде всего с тем, что там нет банковской системы. Поэтому все деньги пока идут через военно-полевые отделения Центрального банка, которые в состоянии обеспечить физическую доставку денег по адресу -- представителям администрации, исполнителям и т.п.

Кроме того, каждое ведомство использовало и использует собственные схемы финансирования своих объектов. К примеру, РАО ЕЭС, которое восстанавливает энергоснабжение республики зачастую из своих денег. Кстати, за электричество до сих пор в Чечне никто не платит, и задолженность по нему сейчас составляет миллиарды рублей.

Так же ведет себя МПС. Для восстановления линий связи в Чечне это министерство привлекало компанию Global One, которая также работает в долг, то есть не получает реальных денег за свои услуги.

Сегодня, когда есть уже администрация Кадырова, Минфин и казначейство имеют все возможности выстроить нормальную схему финансирования.

Что касается эффективности использования этих средств, то тут, конечно, вопросы есть. Но неверным было бы утверждать, что Чечня -- это такая черная дыра, куда можно вкачивать любые суммы, которые там бесследно исчезают. Последний год показал, что хозяйство республики восстанавливается на деле, а не только по финансовым отчетам об "освоении" средств. Так, в ряде районов урожай озимых в этом году был больше, чем в советские времена. В Ножай-Юртовском районе вырастили 67 тонн табака, восстанавливаются виноградники. Между прочим, ни одно поле озимых не сгорело. Ни один виноградник не вырубили.

В республике начинают собирать налоги. Ведь торговля, АЗС, автосервисы и т.п. работают. Начали действовать школы и высшие учебные заведения. В Грозненском университете уже сейчас учатся 9 тысяч человек.

Уверен, что, если будет определен список первоочередных, жизненно важных программ, которые действительно будут таковыми, проконтролировать их финансирование вполне возможно".


Александр Андреев, аудитор Счетной палаты РФ: "Начнем с того, что обеспечивать нормальное функционирование экономики на территории, где фактически идет война, очень сложно. Да, безусловно, открытые военные действия уже не ведутся. Но все элементы партизанской войны присутствуют. Понятно, что в такой ситуации, во-первых, восстановление объектов народного хозяйства затруднено, во-вторых, есть большой соблазн ничего не восстанавливать, а все списать на действия боевиков. Несколько лет назад именно так и происходило. Злоупотребления имели чудовищный размах. На сторону уходили огромные суммы.

Нужно сказать, что сейчас ситуация улучшилась. Безусловно, злоупотребления есть. Но по большей части они касаются не прямого воровства, а нецелевого использования средств. То есть деньги были получены, более того, они были потрачены на те или иные нужды республики, и это все подтверждено документами. Но на самом деле предназначались они для совершенно других нужд. Можно долго рассуждать, что было важнее. Но факт остается фактом: нецелевое использование средств -- это действительно большая проблема.

Если говорить о механизмах, предотвращающих злоупотребления, то прежде всего необходимо, чтобы территориальное управление Федерального казначейства, Контрольно-ревизионное управление Минфина, другие контролирующие органы переместились из Москвы в Чеченскую Республику. Сидеть в Москве, заключать договоры с московскими же фирмами на восстановление республики -- это не подход.

Второе важное условие -- создание рабочих мест и обеспечение занятости местного населения. Это касается как тех, кто живет в республике, так и беженцев. Их десятки тысяч по всей России. Давайте будем заключать договоры с ними, предоставлять им деньги либо строительные материалы, чтобы они сами восстанавливали свои дома, свои города и поселки. Я вас уверяю, это будет эффективно.

И, естественно, нужны целевые программы финансирования и крайне жесткий контроль за использованием средств. Контроль федеральный. При наличии, как это сейчас модно говорить, политической воли такой контроль обеспечить можно".


Александр Шохин, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям: "Деньги, безусловно, нельзя давать в одни руки. Они нужны и военным, и структурам, организующим жизнь беженцев на сопредельных территориях. Нужны они и чеченцам. Но здесь, думаю, целесообразно было бы предоставлять средства непосредственно главам районов Чечни, фактически минуя республиканский уровень, напрямую. Причем подходить к каждому району сугубо индивидуально. То есть выделять деньги в зависимости от того, насколько велика опасность их разворовывания и попадания в руки боевиков.

Нужно определить несколько "образцово-показательных" районов, администрация которых способна обеспечить контроль и прозрачность финансовых потоков. И эти районы должны служить примером для других, чтобы было понятно, как нужно себя вести, чтобы получить федеральные средства".


Шамиль Бено, полномочный представитель Чеченской Республики при президенте РФ: "В нынешнем году планируется выделить Чечне 14,7 млрд. рублей. В эту сумму входят выплаты бюджетникам, финансирование федеральных программ, средства различных ведомств.

Что касается денег бюджетникам, то здесь практически нет проблем с контролем. Определены ставки, порядок выплат. Масштабных злоупотреблений здесь быть не может. Ведь люди прекрасно знают, кто, сколько и когда должен получить.

Выводы Счетной палаты о том, что местные власти завышают число студентов и пенсионеров, на мой взгляд, ошибочны. Они основывались на том, что в Чечне не может быть студентов, потому что в таких условиях учиться нельзя. Однако в республике сейчас действительно более 11 тысяч очников и 8 тысяч заочников. Это факт, и его можно легко проверить.

Что касается программ восстановления здравоохранения, помощи беженцам, то средствами, выделяемыми на них, распоряжаются федеральные министерства. Они же контролируют расходование средств. Хотя мы считаем, что контроль за расходованием этих средств должен быть с двух сторон. За администрацией нужно оставить право определять необходимость финансирования той или иной программы и право контролировать выполнение работ. Это позволит свести на нет злоупотребления со стороны федеральных структур.

Я считаю, что при выборе исполнителей восстановительных работ министерства и ведомства должны по мере возможностей привлекать местное население. Это позволит решить проблему занятости и таким образом снять социальную напряженность. Ведь зачастую молодые ребята идут к боевикам просто потому, что у них нет другого источника дохода. Кроме того, такой подход повысит доверие местного населения к федеральным властям.

Однако насколько эффективны будут действия центра, станет ясно к концу весны. Я считаю, что политика по отношению к Чеченской Республике -- один из главных индикаторов того, в каком направлении развивается Россия как государство. Если будет взят курс на жесткое федеральное управление, если центр будет игнорировать руководство республики и работать, например, только с лояльными властями муниципального уровня, это будет означать, что взят курс на колонизацию Чечни. Тогда нам нужно уходить в отставку.

Если же мы будем обеспечивать восстановление экономики совместными усилиями и под обоюдным контролем, тогда можно будет говорить о том, что центральные власти действительно готовы возродить конституционный порядок.

Главным же индикатором правильности использования средств и их грамотного контроля будет экономическая и социальная стабилизация в республике".

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».