27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Чиновник над космосом"

Архивная публикация 2005 года: "Чиновник над космосом"

Что такое Мом? Любое дитя без запинки скажет, что это дядя доктор, он лекарства от кашля рекламирует. Эрудированный человек скажет: Мом — это древнегреческое божество насмешек, которое было связано с мрачными космическими силами и оказалось изгнанным с Олимпа. И уже почти никто не помнит, что был и реальный могущественный МОМ — Министерство общего машиностроения. Под этим страшным шифром скрывалась космическая индустрия СССР.Но могущественного МОМа на государственном Олимпе давно нет, предприятия космической индустрии обрели самостоятельность, действуют разобщенно, а функции Роскосмоса скромны и не позволяют выстроить единую политику. Эксперты в один голос говорят, что космонавтике необходим мощный холдинг, наподобие того, что создается в авиапроме на базе «Сухого». Но в космической отрасли каждый генеральный конструктор мнит себя наместником, на уступки никто идти не желает.

Что такое Мом? Любое дитя без запинки скажет, что это дядя доктор, он лекарства от кашля рекламирует. Эрудированный человек скажет: Мом — это древнегреческое божество насмешек, которое было связано с мрачными космическими силами и оказалось изгнанным с Олимпа. И уже почти никто не помнит, что был и реальный могущественный МОМ — Министерство общего машиностроения. Под этим страшным шифром скрывалась космическая индустрия СССР.Но могущественного МОМа на государственном Олимпе давно нет, предприятия космической индустрии обрели самостоятельность, действуют разобщенно, а функции Роскосмоса скромны и не позволяют выстроить единую политику. Эксперты в один голос говорят, что космонавтике необходим мощный холдинг, наподобие того, что создается в авиапроме на базе «Сухого». Но в космической отрасли каждый генеральный конструктор мнит себя наместником, на уступки никто идти не желает.

В США в космической индустрии силы сконцентрированы всего в двух корпорациях — «Локхид-Мартин» и «Боинг», последний поглотил, если кто не знает, популярный у киноманов «Хьюз», дитя чудаковатого миллионера, изображенного Ди Каприо. США контролируют около 80% всех космических стартов в мире, определяя в том числе и российскую квоту по коммерческим запускам. Государство контролирует ситуацию на авиакосмическом рынке, который считается сферой национальных интересов. Недавно были отменены результаты тендера — по нему «Боинг» получил 75% государственных заказов на старты, — поскольку компания подпала под подозрение в нечистоплотных отношениях с чиновниками. Впрочем, если бы у нас по этой причине тендеры и аукционы отменялись, все они длились бы до той поры, пока Вселенная не прекратит расширяться. Еще более интересно другое: американцы, впав в беспокойство по поводу того, что производственные мощности окажутся незагруженными, думают, как бы при исполнении госзаказов объединить вместе силы «Локхид-Мартин» и «Боинга», которому можно доверить даже изготовление чужой ракеты «Атлас-5».

Мировой рынок космических стартов стратегически важен, но экономически вялый. Количество заказов не растет, тем не менее стоимость спутников из-за резкого роста страховки подскочила. Ни Китай, ни Индия с их демпинговыми ценами, но низкой надежностью ракет еще долго не смогут стать конкурентами США и России. Европейская ракета «Ариан-5» оказалась слишком дорогой и летает вопреки экономике только из общеевропейских амбиций. И вот абсурд: у США на весь мировой космос две компании, которые идут к сближению, у Европы — одна, а у России — множество независимых предприятий с разрозненными интересами. Эти предприятия пребывают в постоянной борьбе за тощий бюджетный пирог и перебивают друг у друга коммерческие заказы, что приводит к демпингу и потере прибыли.

Мировой рынок коммерческих космических стартов достиг $1 млрд. в год. В основном это крупные спутники тяжелее 3 тонн. Более половины рынка контролирует International Launch Services при участии «Локхид-Мартин» с ракетой «Атлас-5», ГКНПЦ имени Хруничева с ракетой «Протон» и РКК «Энергия». Второй крупный игрок — Sea Launch с участием «Боинга», Норвегии, построившей морскую платформу, Украины с ракетой «Зенит» и российского РКК «Энергия». В первой структуре предприятиям России принадлежит 49% акций, во втором — 25%. Участие во втором проекте поощряет наши амбиции, но прибыли не дает, удается лишь возвращать кредитный долг. Зато конкуренция привела к снижению цен за старты и потере Россией за 10 лет $600 млн. Чиновники никогда не делали попытку оценить приобретения и убытки России от попытки угнаться за двумя зайцами. Может быть, берега вдали сладкие и бежать следует, но сначала стоило бы маршрут изучить…

Или зачем, к примеру, мы подписались под строительством нового космодрома во французской Гвиане, откуда будут стартовать наши же «Союзы»? Зачем помогаем Индии подняться в космос, поручая, будто сами не можем, вывести на орбиту свои спутники? Зачем согласились на строительство на Байконуре стартового комплекса для украинской ракеты «Зенит», которая является главным конкурентом новой российской «Ангаре-3»? И даже обещали Украине коммерческие нагрузки и госзаказы по российской программе. В США, кстати, иностранным ракетам категорически запрещено выполнять госзаказы.

Может, все дело в том, что космос кажется нам безразмерным? Но космический рынок очень узок — мы мечемся с одного фуршета на другой, хватаем куски и рискуем оказаться с пустым и невесомым желудком.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».