Наверх
5 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Чиновник над космосом"

Что такое Мом? Любое дитя без запинки скажет, что это дядя доктор, он лекарства от кашля рекламирует. Эрудированный человек скажет: Мом — это древнегреческое божество насмешек, которое было связано с мрачными космическими силами и оказалось изгнанным с Олимпа. И уже почти никто не помнит, что был и реальный могущественный МОМ — Министерство общего машиностроения. Под этим страшным шифром скрывалась космическая индустрия СССР.Но могущественного МОМа на государственном Олимпе давно нет, предприятия космической индустрии обрели самостоятельность, действуют разобщенно, а функции Роскосмоса скромны и не позволяют выстроить единую политику. Эксперты в один голос говорят, что космонавтике необходим мощный холдинг, наподобие того, что создается в авиапроме на базе «Сухого». Но в космической отрасли каждый генеральный конструктор мнит себя наместником, на уступки никто идти не желает.

В США в космической индустрии силы сконцентрированы всего в двух корпорациях — «Локхид-Мартин» и «Боинг», последний поглотил, если кто не знает, популярный у киноманов «Хьюз», дитя чудаковатого миллионера, изображенного Ди Каприо. США контролируют около 80% всех космических стартов в мире, определяя в том числе и российскую квоту по коммерческим запускам. Государство контролирует ситуацию на авиакосмическом рынке, который считается сферой национальных интересов. Недавно были отменены результаты тендера — по нему «Боинг» получил 75% государственных заказов на старты, — поскольку компания подпала под подозрение в нечистоплотных отношениях с чиновниками. Впрочем, если бы у нас по этой причине тендеры и аукционы отменялись, все они длились бы до той поры, пока Вселенная не прекратит расширяться. Еще более интересно другое: американцы, впав в беспокойство по поводу того, что производственные мощности окажутся незагруженными, думают, как бы при исполнении госзаказов объединить вместе силы «Локхид-Мартин» и «Боинга», которому можно доверить даже изготовление чужой ракеты «Атлас-5».

Мировой рынок космических стартов стратегически важен, но экономически вялый. Количество заказов не растет, тем не менее стоимость спутников из-за резкого роста страховки подскочила. Ни Китай, ни Индия с их демпинговыми ценами, но низкой надежностью ракет еще долго не смогут стать конкурентами США и России. Европейская ракета «Ариан-5» оказалась слишком дорогой и летает вопреки экономике только из общеевропейских амбиций. И вот абсурд: у США на весь мировой космос две компании, которые идут к сближению, у Европы — одна, а у России — множество независимых предприятий с разрозненными интересами. Эти предприятия пребывают в постоянной борьбе за тощий бюджетный пирог и перебивают друг у друга коммерческие заказы, что приводит к демпингу и потере прибыли.

Мировой рынок коммерческих космических стартов достиг $1 млрд. в год. В основном это крупные спутники тяжелее 3 тонн. Более половины рынка контролирует International Launch Services при участии «Локхид-Мартин» с ракетой «Атлас-5», ГКНПЦ имени Хруничева с ракетой «Протон» и РКК «Энергия». Второй крупный игрок — Sea Launch с участием «Боинга», Норвегии, построившей морскую платформу, Украины с ракетой «Зенит» и российского РКК «Энергия». В первой структуре предприятиям России принадлежит 49% акций, во втором — 25%. Участие во втором проекте поощряет наши амбиции, но прибыли не дает, удается лишь возвращать кредитный долг. Зато конкуренция привела к снижению цен за старты и потере Россией за 10 лет $600 млн. Чиновники никогда не делали попытку оценить приобретения и убытки России от попытки угнаться за двумя зайцами. Может быть, берега вдали сладкие и бежать следует, но сначала стоило бы маршрут изучить…

Или зачем, к примеру, мы подписались под строительством нового космодрома во французской Гвиане, откуда будут стартовать наши же «Союзы»? Зачем помогаем Индии подняться в космос, поручая, будто сами не можем, вывести на орбиту свои спутники? Зачем согласились на строительство на Байконуре стартового комплекса для украинской ракеты «Зенит», которая является главным конкурентом новой российской «Ангаре-3»? И даже обещали Украине коммерческие нагрузки и госзаказы по российской программе. В США, кстати, иностранным ракетам категорически запрещено выполнять госзаказы.

Может, все дело в том, что космос кажется нам безразмерным? Но космический рынок очень узок — мы мечемся с одного фуршета на другой, хватаем куски и рискуем оказаться с пустым и невесомым желудком.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK