19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Чиновник за стеклом"

Архивная публикация 2007 года: "Чиновник за стеклом"

Чтобы искоренить коррупцию, Минэкономразвития намерено установить в кабинетах чиновников камеры слежения, записывать их разговоры на пленку, а также поощрять в ведомствах систему доносительства бюрократов друг на друга.Последние три года Минэкономразвития составляет план проведения административной реформы. В плане непременно присутствует графа «Противодействие коррупции». Из года в год ведомство копировало предложения по борьбе со взяточничеством. До сих пор ничего оригинального в них не было. Каждому ведомству и региону предлагалось составить свою программу по борьбе с коррупцией и создать структуры, которые бы оценивали принимаемые законопроекты на «взяткоемкость».

Проще говоря, бюрократам упорно предлагали придумать способы борьбы с самими собой. И все же смельчаки нашлись...

За три года административной реформы только три региона и три ведомства оформили свои предложения по борьбе с коррупцией. На их основе МЭРТ и решило разработать специальную общероссийскую программу по искоренению порока. Идеи внесли оживление в ряды чиновников...

И подглядывать, и подслушивать

В рекомендациях, имеющихся в распоряжении «Профиля», предлагается фактически сделать из жизни российского чиновника сериал «За стеклом». Во-первых, ведомство Германа Грефа в деле слежки за нечистыми на руку чиновниками советует использовать «записывающие устройства»: записывать телефонные разговоры чиновников и установить в их кабинетах камеры слежения. То есть Греф решил творчески развить постулат своего руководителя о том, что «вас позвали подглядывать, а вы подслушиваете», сделав его всеобъемлющим.

Правда, делать это рекомендуется лишь в «потенциально коррупционных ситуациях». В предложениях МЭРТ не расшифровывается, какие кабинеты, ведомства и отделы стоит отнести к потенциально взяткоемким, а какие нет. Видимо, борьба вокруг формулировок впереди. А ведь подчас именно расплывчатость понятий и есть первый шаг к «потенциально коррупционной ситуации». Так что с определениями экономистам надо поторопиться.

Во-вторых, предлагается в каждом ведомстве и регионе организовать «систему внутреннего информирования о коррупционном поведении». Она будет включать в себя анализ жалоб и предложений, поступающих от граждан, фирм, а также от самих чиновников. В планах МЭРТ ввести обязательную ротацию госслужащих согласно утверждаемому графику, но «с сохранением их должности». То есть каждый чиновник, занимая тот или иной пост, будет знать, сколько он на нем пробудет и куда его «переназначат». А заодно будет знать, кого назначат на его место.

Есть в предложениях и идеи нравственного порядка. Так, МЭРТ ратует за организацию «курсов повышения квалификации госслужащих в области этического образования», чтобы на выходе создалась «полноценная этическая инфраструктура».

Хватит мыть руки!

— Речь, как я понимаю, идет не о тотальном оборудовании всех кабинетов чиновников видео- и аудиоконтролем, а лишь специально выделенных помещений для общения с гражданами, — говорит председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков. — Телефоны доверия — также необходимая и вполне вписывающаяся в правовые стандарты практика. Если у человека вымогают взятку, он должен иметь возможность защитить свои права. Необходимо принимать меры и к тому, чтобы разорвать «круговую поруку» чиновников, искоренить принцип «рука руку моет». Если чиновник информирует о коллегах, погрязших во взяточничестве, это не доносительство, а ответственная гражданская позиция. При этом, конечно, должны быть предусмотрены и соответствующие санкции за клевету, чтобы исключить соблазн использовать это для сведения счетов.

Однако предложения Минэкономразвития этим не ограничиваются. Ведомство Грефа предлагает создать «обособленные антикоррупционные структурные подразделения», которые и будут надзирать за всеми бюрократами. Эти таинственные подразделения, по замыслу МЭРТ, должны быть наделены беспрецедентными функциями: «собирать и анализировать информацию о признаках и фактах коррупционной деятельности»; внедрять технические меры контроля; ограничивать доступ к информации, выявлять причины и условия, способствующие незаконному расходованию бюджетных средств. В полномочия структур также будет включена проверка персональных данных, представляемых кандидатами при поступлении на госслужбу. Эти же «структурные подразделения» станут проверять, соответствуют ли действительности декларации чиновников о доходах, устанавливать наличие «конфликта интересов» и «мониторить имущественное положение должностных лиц».

Плакаты вешать

В правительстве России ощущается явный скепсис в отношении идей МЭРТ.

— Я не очень понимаю, какие функции будут возложены на «отдельную структуру», — негодует высокопоставленный чиновник аппарата. — Чем она будет заниматься? Оперативно-розыскной деятельностью? По закону это функции правоохранительных органов. Будет собирать жалобы у населения? Так для этого есть телефоны доверия и отделы писем и жалоб. Вывешивать плакаты: «Не бери взятки!»? Что это будет за структура?

Директор департамента госрегулирования экономики МЭРТ Андрей Шаров, курирующий разработку антикоррупционной программы, отказался разговаривать на эту тему. В МЭРТ сообщили, что точная дата внесения документа в правительство пока неизвестна.
А была ли программа? В деле борьбы с коррупцией МЭРТ ссылается на опыт трех ведомств: Рособоронзаказа, Федеральной антимонопольной и Федеральной регистрационной служб. Дескать, они еще в 2006 году разработали и внедрили антикоррупционные программы. Можно было бы предположить, что там более определенно расскажут о планах МЭРТ по обузданию коррупции.

— У нас есть управление защиты гостайны и специальной и мобилизационной работы. Оно занимается антикоррупционными вопросами, — подтвердили в Росрегистрации. — Но никаких предложений по борьбе с коррупцией в МЭРТ мы не направляли.

По словам источника «Профиля» в Росрегистрации, предложения по обузданию коррупции в этом году должны были обсуждаться в службе.

— Но потом у нас поменялся руководитель, «в живых» остался один заместитель, который исполняет обязанности пяти человек, — сетует источник. — В настоящий момент никаких документов и планов по борьбе с коррупцией, за исключением черновых набросков, у нас нет.

Рвение же МЭРТ в деле проталкивания антикоррупционных мер эксперты объясняют просто. На разработку различных регламентов в рамках административной реформы выделяются средства. Формально любая государственная организация должна провести конкурс и найти компанию, которая будет разрабатывать антикоррупционные программы. Речь идет о сотнях миллионов рублей в год. И курировать всю работу на подготовительном этапе должно именно Минэкономразвития.

***

Эксперты, давно имеющие дело с МЭРТ, говорят: предложения Грефа традиционно зажигательны и свежи, но всегда требуют колоссальной доработки именно в плане того, как они лягут на исполнительскую практику в России. С взяткоборством, похоже, получилось то же самое: идеи новы и оригинальны, но неисполнимы по своей сути. Впрочем, и новизна условна: конфликт интересов, взяткоемкие отрасли и ситуации активно обсуждались еще четыре года назад. За это время по отчетности ситуация, может, и улучшилась. Однако в разговорах людей и представителей компаний слышно, увы, лишь одно: берут по полной, все и много.

Чтобы искоренить коррупцию, Минэкономразвития намерено установить в кабинетах чиновников камеры слежения, записывать их разговоры на пленку, а также поощрять в ведомствах систему доносительства бюрократов друг на друга.Последние три года Минэкономразвития составляет план проведения административной реформы. В плане непременно присутствует графа «Противодействие коррупции». Из года в год ведомство копировало предложения по борьбе со взяточничеством. До сих пор ничего оригинального в них не было. Каждому ведомству и региону предлагалось составить свою программу по борьбе с коррупцией и создать структуры, которые бы оценивали принимаемые законопроекты на «взяткоемкость».

Проще говоря, бюрократам упорно предлагали придумать способы борьбы с самими собой. И все же смельчаки нашлись...

За три года административной реформы только три региона и три ведомства оформили свои предложения по борьбе с коррупцией. На их основе МЭРТ и решило разработать специальную общероссийскую программу по искоренению порока. Идеи внесли оживление в ряды чиновников...

И подглядывать, и подслушивать

В рекомендациях, имеющихся в распоряжении «Профиля», предлагается фактически сделать из жизни российского чиновника сериал «За стеклом». Во-первых, ведомство Германа Грефа в деле слежки за нечистыми на руку чиновниками советует использовать «записывающие устройства»: записывать телефонные разговоры чиновников и установить в их кабинетах камеры слежения. То есть Греф решил творчески развить постулат своего руководителя о том, что «вас позвали подглядывать, а вы подслушиваете», сделав его всеобъемлющим.

Правда, делать это рекомендуется лишь в «потенциально коррупционных ситуациях». В предложениях МЭРТ не расшифровывается, какие кабинеты, ведомства и отделы стоит отнести к потенциально взяткоемким, а какие нет. Видимо, борьба вокруг формулировок впереди. А ведь подчас именно расплывчатость понятий и есть первый шаг к «потенциально коррупционной ситуации». Так что с определениями экономистам надо поторопиться.

Во-вторых, предлагается в каждом ведомстве и регионе организовать «систему внутреннего информирования о коррупционном поведении». Она будет включать в себя анализ жалоб и предложений, поступающих от граждан, фирм, а также от самих чиновников. В планах МЭРТ ввести обязательную ротацию госслужащих согласно утверждаемому графику, но «с сохранением их должности». То есть каждый чиновник, занимая тот или иной пост, будет знать, сколько он на нем пробудет и куда его «переназначат». А заодно будет знать, кого назначат на его место.

Есть в предложениях и идеи нравственного порядка. Так, МЭРТ ратует за организацию «курсов повышения квалификации госслужащих в области этического образования», чтобы на выходе создалась «полноценная этическая инфраструктура».

Хватит мыть руки!

— Речь, как я понимаю, идет не о тотальном оборудовании всех кабинетов чиновников видео- и аудиоконтролем, а лишь специально выделенных помещений для общения с гражданами, — говорит председатель комиссии Госдумы по противодействию коррупции Михаил Гришанков. — Телефоны доверия — также необходимая и вполне вписывающаяся в правовые стандарты практика. Если у человека вымогают взятку, он должен иметь возможность защитить свои права. Необходимо принимать меры и к тому, чтобы разорвать «круговую поруку» чиновников, искоренить принцип «рука руку моет». Если чиновник информирует о коллегах, погрязших во взяточничестве, это не доносительство, а ответственная гражданская позиция. При этом, конечно, должны быть предусмотрены и соответствующие санкции за клевету, чтобы исключить соблазн использовать это для сведения счетов.

Однако предложения Минэкономразвития этим не ограничиваются. Ведомство Грефа предлагает создать «обособленные антикоррупционные структурные подразделения», которые и будут надзирать за всеми бюрократами. Эти таинственные подразделения, по замыслу МЭРТ, должны быть наделены беспрецедентными функциями: «собирать и анализировать информацию о признаках и фактах коррупционной деятельности»; внедрять технические меры контроля; ограничивать доступ к информации, выявлять причины и условия, способствующие незаконному расходованию бюджетных средств. В полномочия структур также будет включена проверка персональных данных, представляемых кандидатами при поступлении на госслужбу. Эти же «структурные подразделения» станут проверять, соответствуют ли действительности декларации чиновников о доходах, устанавливать наличие «конфликта интересов» и «мониторить имущественное положение должностных лиц».

Плакаты вешать

В правительстве России ощущается явный скепсис в отношении идей МЭРТ.

— Я не очень понимаю, какие функции будут возложены на «отдельную структуру», — негодует высокопоставленный чиновник аппарата. — Чем она будет заниматься? Оперативно-розыскной деятельностью? По закону это функции правоохранительных органов. Будет собирать жалобы у населения? Так для этого есть телефоны доверия и отделы писем и жалоб. Вывешивать плакаты: «Не бери взятки!»? Что это будет за структура?

Директор департамента госрегулирования экономики МЭРТ Андрей Шаров, курирующий разработку антикоррупционной программы, отказался разговаривать на эту тему. В МЭРТ сообщили, что точная дата внесения документа в правительство пока неизвестна.
А была ли программа? В деле борьбы с коррупцией МЭРТ ссылается на опыт трех ведомств: Рособоронзаказа, Федеральной антимонопольной и Федеральной регистрационной служб. Дескать, они еще в 2006 году разработали и внедрили антикоррупционные программы. Можно было бы предположить, что там более определенно расскажут о планах МЭРТ по обузданию коррупции.

— У нас есть управление защиты гостайны и специальной и мобилизационной работы. Оно занимается антикоррупционными вопросами, — подтвердили в Росрегистрации. — Но никаких предложений по борьбе с коррупцией в МЭРТ мы не направляли.

По словам источника «Профиля» в Росрегистрации, предложения по обузданию коррупции в этом году должны были обсуждаться в службе.

— Но потом у нас поменялся руководитель, «в живых» остался один заместитель, который исполняет обязанности пяти человек, — сетует источник. — В настоящий момент никаких документов и планов по борьбе с коррупцией, за исключением черновых набросков, у нас нет.

Рвение же МЭРТ в деле проталкивания антикоррупционных мер эксперты объясняют просто. На разработку различных регламентов в рамках административной реформы выделяются средства. Формально любая государственная организация должна провести конкурс и найти компанию, которая будет разрабатывать антикоррупционные программы. Речь идет о сотнях миллионов рублей в год. И курировать всю работу на подготовительном этапе должно именно Минэкономразвития.

***

Эксперты, давно имеющие дело с МЭРТ, говорят: предложения Грефа традиционно зажигательны и свежи, но всегда требуют колоссальной доработки именно в плане того, как они лягут на исполнительскую практику в России. С взяткоборством, похоже, получилось то же самое: идеи новы и оригинальны, но неисполнимы по своей сути. Впрочем, и новизна условна: конфликт интересов, взяткоемкие отрасли и ситуации активно обсуждались еще четыре года назад. За это время по отчетности ситуация, может, и улучшилась. Однако в разговорах людей и представителей компаний слышно, увы, лишь одно: берут по полной, все и много.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».