Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "«ЧУДОВИЩНОЕ СВИНСТВО»"

Разлив нефти в Мексиканском заливе грозит стать крупнейшей экологической катастрофой в истории США. На устранение утечек из скважины затонувшей буровой платформы Deepwater Horizon могут уйти месяцы. Возможно, добыча нефти на шельфе слишком опасна?    Линию фронта в войне против нефти формируют оранжевые ленты из прочной резины, удерживаемые на плаву специальной пеной. Рабочие на причале компании Bud’s Boat Rental Service метр за метром грузят их на борт «Мисс Кэтрин» — судна снабжения, обычно доставляющего на нефтедобывающие платформы персонал и расходные материалы.
   Капитан Леонард Меррел угрюмо смотрит на своих моряков и морщит нос. Крепчающий ветер с моря доносит тяжелый запах сырой нефти. «Там происходит действительно чудовищное свинство, — говорит американец с огрубевшим лицом. Он работает в прибрежном городишке Венис в юго-восточной части дельты Миссисипи. — Такого я отродясь не видал».
   Скоро Меррел отчалит в очередной раз, чтобы доставить боновые заграждения к Саус-Пасу. Там боны перегрузят на более компактные суда, чтобы наконец развернуть их в море перед самым побережьем Луизианы.
   Мускулистые моряки работают без спешки и разговоров. Они понимают: силы нужно беречь. Борьба может завершиться нескоро.
   Штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу, борются с последствиями разлива нефти, который грозит стать крупнейшей эко-логической катастрофой в американской истории. С тех пор как 22 апреля в прибрежных водах взорвалась и затем затонула буровая платформа Deepwater Horizon, эксплуатация которой осуществлялась по заказу BP, в море у берегов Луизианы, Миссисипи, Алабамы и Флориды выливалось около 800 тыс. л сырой нефти в день.
   29 апреля, раньше, чем ожидалось, нефтяное пятно достигло дельты Миссисипи всего в нескольких милях от Вениса. В штате уже действовало чрезвычайное положение. Незадолго до этого нефтяной гигант BP был вынужден признать, что остановить загрязнение моря нефтью собственными силами не в состоянии.
   «Нам все равно, откуда придет решение», — расписался в своей беспомощности представитель BP на передней линии фронта Даг Саттлс. Главное, заявил он, чтобы как можно быстрее придумать, как подобраться к подводной скважине, из которой фонтанирует нефть. От кого они будут исходить, неважно. В частности, эксперты предлагают подводить диспергаторы, разлагающие нефть, на глубину около 1500 м в непосредственной близости от трех мест протечки — методика совершенно новая и пока не разрешенная к применению.
   Кто отвечает за аварию, стоившую жизни 11 нефтяникам? Что ждет болота и засоленные луга в низовьях Миссисипи, которые входят в число наиболее ценных прибрежных экосистем Соединенных Штатов? Наконец, насколько пострадает рейтинг Барака Обамы? Не далее как в конце марта президент США объявил о предстоящем открытии для нефтедобычи на шельфе части акваторий у северных берегов Аляски, вдоль Атлантического побережья и на востоке Мексиканского залива. Реализация плана приостановлена до расследования причин ката строфы, в результате которой затонула буровая платформа Deepwater Horizon. Вашингтону приходится объясняться, почему правительство столь нерасторопно среагировало на кризисную ситуацию и предоставило BP бороться с нефтяным пятном в одиночку.
   Для штатов, расположенных на побережье Мексиканского залива, ЧП не может не повлечь катастрофических последствий, тяжесть которых почувствует на себе вся страна. Регион считается одним из важнейших рыбопромысловых районов планеты. Именно здесь отлавливается львиная доля рыбы и ракообразных, поставляемых на рынок американскими рыболовами. 1 мая должен был начаться сезон устриц. «Стартовый выстрел» для отлова креветок ожидался в середине мая. Десятки катеров недвижимо стоят в порту Вениса.
   «Пожалуй, здесь отлавливается лучшая в мире рыба, лучшие устрицы и лучшие креветки, — говорит владелец Bud’s Boat Service Рой Марено. — Если нефтяное пятно доползет досюда, об этом на какое-то время придется забыть». Нефть может поставить крест на целой отрасли экономики.
   «Эти акватории обладают необычайной важностью для размножения рыб и многих других видов морских животных», — подтверждает Кен Литценбергер из местного отделения Службы управления ресурсами рыб, диких животных и растений США. На последней неделе апреля он и его коллеги спешно ограждали бонами наиболее критичные районы.
   Около 95% рыбного промысла США в Мексиканском заливе зависит от болот и рукавов в дельте Миссисипи. Неглубокие водоемы, сверкающая поверхность которых буквально испещрена небольшими островками и песчаными отмелями, являются своего рода яслями для сотен видов рыб и ракообразных. Беда приключилась в период, как нельзя менее благоприятный для животного мира. На самом южном из Бретонских островов начинается брачный сезон величественных бурых пеликанов. Здесь же обитают такие береговые птицы, как черный водорез или американская малая крачка. А на загрязненные нефтью пляжи скоро выползут откладывать яйца головастые морские черепахи.
   «Это один из важнейших биотопов на побережье США, — рассказывает Уэс Таннелл, биолог из Института исследований Мексиканского залива им. Эда Харта в техасском городке Корпус-Кристи. — Если нефть достигнет болот, то сначала вымрет растительность, а следом и животные».
{PAGE}
   В то время как с пляжей сравнительно нетрудно собрать вязкие комки нефти, очистить берега густо разветвленных протоков в дельте Миссисипи практически невозможно. Восстановление хрупкой экосистемы может занять до 10 лет.
   При этом водно-болотные угодья выполняют еще одну важную функцию: они защищают регион от разрушительных последствий ураганов. Растительность выступает в роли природного волнореза и останавливает вздымаемые ветром океанские волны. Если нефть уничтожит прибрежные травы и кустарники, путь стихии не будет преграждать ничто.
   В открытом море последствия тоже могут оказаться катастрофическими. В конце апреля вблизи берегов видели нескольких кашалотов. «Эти места — важное место обитания морских млекопитающих, многих видов морских черепах и всемирно известных китовых акул, которые водятся в Мексиканском заливе, — рассказывает Аарон Вайлс из Коалиции по возрождению Мексиканского залива из Нового Орлеана. — Это катастрофа библейских масштабов».
   Кто виноват? Президент США Барак Обама уже заявил, что BP придется сполна заплатить за ущерб. Однако британский концерн перекладывает ответственность за аварию на швейцарскую компанию Transocean, которая осуществляла эксплуатацию буровой платформы Deepwater Horizon по заказу нефтяного гиганта. По всей вероятности, суммы исков будут выражаться в миллиардах. Первые рыболовы, раненые нефтяники и родственники жертв уже подали в суд на соответствующие нефтедобывающие компании; в числе первых истцов Нэтэли Рошто, супруга нефтяника Шейна Рошто, погибшего вместе с 10 другими рабочими при крушении буровой платформы.
   Как говорится в исковом заявлении, Transocean и BP нарушили ряд предписаний береговой охраны и правительственной Службы управления минеральными ресурсами США, пренебрегли безопасностью персонала. Иск направлен и против компании Halliburton, сотрудники которой перед взрывом выполняли работы по цементированию скважины. Утверждается, что работы были выполнены «ненадлежащим образом и халатно».
   Halliburton обвинения отвергает. Тем не менее представители компании подтвердили, что фирма действительно осуществляла работы на скважине. Цементирование подводных скважин считается проблематичной операцией и называется в качестве вероятной причины взрывов в прошлом. Через трещины в цементе газ может вырываться из скважины под высоким давлением и воспламеняться.
   Еще в прошлом году Служба управления минеральными ресурсами США предложила новые правила техники безопасности для бурения на шельфе, что было обусловлено результатами ис-следования, выявившего мног-очисленные аварии. Ряд нефтяных компаний, в том числе BP, раскритиковали их как излишне детальные. «Добровольные программы» отрасли обеспечивают весьма существенные успехи, заявили тогда представители BP.
   В последние годы с деятельностью концерна BP уже было связано несколько инцидентов. Так, в результате взрыва на нефтеперегонном заводе BP в Техасе в 2005 году погибли 15 работников. Концерн выплатил штраф в размере $87 млн. Сегодня обсуждается, не было ли допущено халатных оплошностей и при эксплуатации Deepwater Horizon. Очевидно, что буровая платформа не имела дополнительного аварийного выключателя, ко-торый задействовал бы так называемый противовыбросовый превентор (правда, в США его наличие правилами не предусматривается). Назначение превентора в том, чтобы «заглушить» нефтяной фонтан в непосредственной близости от скважины.
   «В вопросах техники безопасности за BP уже отмечались проколы, — говорит Роберт Брайс из расположенного в Нью-Йорке Манхэттенского института политических исследований. — И это еще один серьезный удар». Добыча нефти на шельфе — «лотерея на высшем уровне», убежден эксперт в области энергетики. А подобные аварии «не просто обеспечивают соответствующим компаниям плохой пиар, но свидетельствуют о никудышном руководстве».
   Насколько велика опасность, связанная с бурением нефтяных скважин на шельфе на глубине 1500 м? Нефтедобывающая платформа Deepwater Horizon, построенная совсем недавно, в 2001 году, и стоившая $600 млн, была одной из самых современных буровых платформ в мире. Установленный ею рекорд до сих пор не был побит: бур вошел в толщу земной коры на глубину свыше 9 км. Однако из-за непредсказуемости морских течений, экстремально высокого давления и низких температур подобные начинания связаны едва ли с меньшими трудностями, чем высадка на Луне.
   «Концерны создали миф, будто нефтедобыча на шельфе — занятие безопасное, — критикует ситуацию сенатор от Демократической партии Роберт Мемендез. — Последняя авария напоминает, насколько такое мнение далеко от истины».
   С течением времени надежда на скорое устранение течей становилась все более слабой. Активация противовыбросового превентора с помощью дистанционно управляемых подводных роботов была бы равнозначна чуду.
   В качестве альтернативы BP заказала три гигантских «колокола», которые сейчас изготавливаются в прибрежном городишке Порт-Форчун. Их предполагается закрепить на морском дне над местами течей и обеспечить контролируемый отвод нефти к поверхности, где ее можно будет закачивать в танкеры.
   Вместе с тем специалисты приступили к бурению на морском дне наклонной разгрузочной скважины. Инженеры надеются, что смогут сбоку войти в скважину, пробуренную платформой Deepwater Horizon. Как предполагается, это позволит ввести в ствол цемент и таким образом заглушить нефтяной фонтан.
   Увы, все эти меры требуют слишком много времени. На полное устранение течей могут потребоваться месяцы.Пока же остается лишь сдерживать расползание нефтяного пятна. Более 1000 добровольцев помогают удалять с морской поверхности нефть, бьющую словно из рога изобилия, разлагать ее при помощи химикатов или сжигать прямо в открытом море.
   К порту Вениса один за другим подъезжают автомобили, кузова которых до верха загружены боновыми заграждениями. Связки тонкого искусственного волокна, именуемые «помпонами» и предназначенные для адсорбирования нефти, штабелями лежат на причале. К отчаянию местных жителей примешивается негодование.
   «Это как с ураганом «Катрин», — возмущается Джон Тесвич из Вениса, владелец устричной фермы. Тогда предупреждали о рядовом урагане, нынешнее нефтяное пятно поначалу рассматривали просто как очередной разлив. «Когда выясняется, насколько плохи дела, то оказывается, что уже слишком поздно».
   «Почему все это продолжается столько времени? — вопрошает 53-летний мужчина. По его лицу видно, что он еще не до конца осознал всю серьезность происходящего. — Почему до сих пор не могут остановить нефть?»

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK