Наверх
16 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Цвет доллара"

На прошлой неделе «зеленые» устроили очередную акцию в поддержку Киотского протокола. Было бы странно, не сделай они этого. Подобные театрализованные представления обеспечивают им не только моральное, но и материально удовлетворение.На Западе экологическое движение уже много лет назад стало реальной экономической и политической силой. В России всевозможные «зеленые» в последние годы тоже набирают силу. С ними считаются, на их поддержку опираются при проведении своих пиаровский акций крупные компании и политические деятели. Периодически именно под их давлением срываются крупные инвестиционные проекты. Однако хотя эти организации принято называть экологическими, к настоящей науке — экологии — они имеют очень опосредованное отношение. Ученые-экологи на площади с лозунгами не выходят и мусор в парках по выходным не собирают. «Зеленых», посвятивших себя делу защиты окружающей среды на общественной ниве, правильнее называть экологистами.
В обывательском представлении это слегка сумасшедшие любители природы, которые приковывают себя цепями к деревьям, не давая пустить на пиломатериалы вековое наследие Отчизны, или кидаются наперерез китобойным судам, подставляя себя под гарпуны вместо морских гигантов. И это почти правда. На Западе (да и у нас) среди обладателей членских билетов того же «Гринписа» немало экзальтированных граждан, которым подобные акции помогают получить так необходимый им адреналин. Между тем пока эпатированные соратники обеспечивают зрелищную массовку, основной костяк этих организаций успешно решает вполне понятные проблемы правительств и крупных корпораций, а заодно поправляет собственные финансовые дела.
Зеленый пиар

Имея меркантильный интерес к природе, можно вполне легально и абсолютно безопасно подзаработать. Экологисты, надежно приватизировавшие образ борцов «за природу-мать», теперь успешно приторговывают своей «зеленой крышей». В последнее время она идет нарасхват в бизнесе. Так, одной из новых и перспективных линий развития рекламного искусства стало участие предпринимателя или политика в экологическом движении. Существует даже специально разработанный комплекс мероприятий по «озеленению» нужного лица. Сюда входит поддержка экологической прессы, развитие экологической рекламы путем популяризации коммерческих проектов охраны природы, организация экологических акций и марафонов (типа «Караван жизни», «Очистим Эльбрус»), спонсорство, учреждение премий.
Например, для укрепления своего позитивного имиджа в глазах потребителей автоконцерн Ford недавно спонсировал американскому национальному географическому обществу съемки 26-серийного документального фильма Earthplus о защите окружающей среды. Новая PR-кампания Ford’а призвана показать, что вопросы загрязнения окружающей среды не безразличны менеджменту и отныне являются ключевыми элементами стратегии компании на рынке. Средства на съемки фильма были взяты из бюджета на рекламу.
На все эти прелести денег уходит немало, но они окупаются сторицей. Например, экологическая составляющая рекламы заставила потребителей в Европе спокойней отнестись к необходимости платить больше за неэтилированные бензины и более экологичные модели автомобилей. А озабоченные охраной природы граждане в равной степени могут быть склонны к покупке новых товаров и продуктов из натуральных материалов, безвредных для здоровья, и из материалов искусственных, исключающих необходимость изымать живые компоненты из природы (синтетические меха, косметика, не требующая, скажем, продуктов китобойного промысла, и т.д.).
Не дружить с экологистами может быть гораздо накладнее. С помощью организуемых ими PR-акций даже самый благополучный промышленный объект превращается за считанные месяцы в потенциальный Чернобыль. Доказать заказ практически невозможно, а эффект превосходит все ожидания. Самым ярким примером такой настораживающей зеленой активности сегодня может служить деятельность калининградской группы «Экозащита» (активно поддерживаемой основанным Борисом Березовским Фондом гражданских свобод) против балтийского проекта «ЛУКойла». При положительном заключении государственной экологической экспертизы компания заканчивает оборудовать на морском шельфе месторождение Кравцовское (Д-6). Но «зеленые», несмотря на все заключения государственных экспертов, уверяют, что хрупкая экология Балтийского региона российских нефтяников не перенесет. При этом представители «Экозащиты» абсолютно спокойно относятся к тому, что в нефтяном регионе помимо России стараются закрепиться другие страны. К примеру, Литва, которая планирует бурение разведывательных скважин в Куршском заливе, в 8 километрах от природного памятника Куршская коса.
Сотрудничество с активистами зеленого движения способно принести хорошие дивиденды и государственным чиновникам, и политикам. Сейчас при желании «зеленым» можно заказать практически любую музыку, вплоть до мотивов, полностью опровергающих их же собственные постулаты. Так, 6 апреля 2001 года, за две недели до рассмотрения Думой во втором чтении пакета законопроектов о ввозе ядерных отходов, информационные агентства распространили сенсационное сообщение: «Общероссийские общественные экологические организации — за ввоз отработанного ядерного топлива». Заявление, составленное из минатомовских пресс-релизов, было подписано руководителями общественных организаций — партии «Кедр» и Российского экологического конгресса.
Впрочем, внутри зеленого сообщества этот документ как раз особого удивления не вызвал: по мнению его участников, обе подписавшие его структуры давно уже пользовались устойчивой репутацией подсадных, которых зовут всякий раз, когда власти нужно изобразить общественную поддержку сомнительного и не очень «экологически чистого» проекта. Изобретение это не новое. В развитых странах подобного рода услуги, получившие название greenwash («зеленая отмывка»), давно и хорошо известны — их заказчиками являются в основном крупные корпорации.
Несмотря на такое тесное сотрудничество с большим капиталом и большими госструктурами, «зеленые» прочно сохраняют реноме левоориентированного движения. То есть организации, денно и нощно с этим самым капиталом борющейся. Так что бесконечные скандальные акции «зеленых» обеспечивают им не только хороший заработок, но еще и красивый пиар.

ЕВГЕНИЯ ЛЕНЦ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK