26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: ""Даешь Запад!""

Архивная публикация 2002 года: ""Даешь Запад!""

$200 млрд. на развитие Чунцина -- и в Китае появится новый центр тяжести?До недавнего времени Чунцин мало чем отличался от доброго десятка других китайских городов. В 1500 километрах от Шанхая, в глубине континентального Китая множество грязных, серых зданий взбирались по крутым берегам Янцзы. Тучи дыма от цементных заводов и сталелитейных комбинатов закрывали небо; заводы производили машины, мотоциклы и оборудование для тяжелой промышленности.
Но обычности Чунцина пришел конец. Город стал центром амбициозной китайской программы "Даешь Запад!", ориентированной на развитие огромных территорий внутреннего Китая. За следующие десять лет центральное правительство планирует инвестировать в Чунцин, равный по площади трем Бельгиям, до $200 млрд. Основная часть средств будет вложена в строительство дорог, железнодорожной сети, аэропортов и другой инфраструктуры. "Через 10 лет Чунцин выйдет на уровень сегодняшнего Шанхая, -- решительно заявляет вице-мэр Хуань Цзифан (Huang Qifan). Хуань знает наверняка. Он руководил не менее амбициозным проектом волшебного превращения Шанхая из заброшенного оплота капитализма в центр международной торговли. Год назад Хуаня перевели в Чунцин с заданием повторить успех Шанхая.
Судя по утыканному подъемными кранами горизонту, Хуань старается изо всех сил. Большая часть города превратилась в строительную площадку: старые дома уступают место новому многоэтажному жилью. Над проезжей частью высятся бетонные опоры новой пассажирской рельсовой дороги. По широким бульварам и новым мостам через Янцзы через весь город свободно течет поток такси, автобусов и все чаще -- личных машин. В прошлом году благодаря государственным инвестициям экономика региона выросла на 9%. По прогнозам Хуаня, начиная с этого года "довольно долго" темпы роста будут выше 10% в год.
Ежегодно выделяя Чунцину $20 млрд., Пекин надеется придать импульс развитию местной экономики. Крестьяне перестанут выращивать рис и возьмутся за фрукты, овощи и прочую сельхозпродукцию с высокой прибавочной стоимостью, потому что она быстрее будет попадать на рынок. Рабочие места в строительстве дадут доход рабочим. Новые квартиры создадут класс домовладельцев, которые поддержат потребительский спрос, наполняя свое жилье холодильниками и телевизорами. Эта тактика сработала в Шанхае и по всему побережью.
Несомненно, Чунцин -- не Шанхай, и вся история может закончиться ничем. Коррупция и низкое качество строительства -- бич многих проектов по развитию инфраструктуры в КНР. Что еще хуже -- у Китая могут просто закончиться деньги, потому что налоговые поступления отстают от роста бюджетных расходов. Экономист Salomon Smith Barney Йипинь Хуань (Yiping Huang) отмечает, что, как ожидается, в этом году дефицит госбюджета может составить 4,3% от ВВП, а не 3%, как предполагалось. "Китаю пора начинать сокращать бюджетное финансирование крупных инвестиционных программ, начатых пять лет назад", -- говорит он.
Китай заявляет, что у него перед глазами -- работающая модель: Соединенные Штаты. Руководство страны изучило работу Tennessee Valley Authority (созданный в 1933 году орган, реализовавший множество строительных проектов, связанных с гидроэлектростанциями и ирригацией. -- "Профиль"), Civilian Conservation Corps (правительственное агентство для проведения работ на общественных объектах с привлечением безработных в 1933--1943 годах. -- "Профиль") и систему автомобильных дорог между штатами (начала строиться в 50-е годы, соединяет большинство городов Америки с населением более 50 000 человек. -- "Профиль"). Китайское руководство уверено, что политика "Даешь Запад!" сделает то же для экономики КНР. Несмотря на стремление привлечь иностранных инвесторов, ставка делается в основном на развитие внутреннего рынка. "По мере реализации программы "Даешь Запад!", -- отмечает другой вице-мэр Чунцина, Чжао Гунь Цзинь (Zhao Gong Qing), -- внутренний спрос в Китае будет стимулировать дальнейшее развитие".
Последний раз мир вспоминал о Чунцине в 40-е годы. Тогда он был известен как Чункин. Во время войны город был столицей гоминьдановского правительства Чан Кайши. По ночам его утюжили японские бомбардировщики. Они прилетали со своих баз в низовьях реки, используя серебряную ленту Янцзы в качестве ориентира. А самолеты союзников с оружием и продовольствием прилетали со стороны Гималаев. С той поры город переживал взлеты и падения, но в принципе его практически не задели масштабные экономические перемены в стране после 1978 года.
Ситуация изменилась после вывода Чунцина из-под юрисдикции властей провинции Сычуань в 1997 году. Пекин присвоил ему статус муниципалитета центрального подчинения. Несмотря на то, что называется Чунцин городом, две трети из 31 млн. его жителей -- крестьяне. Добираться из центра до самых дальних окраин приходится почти 14 часов. На ближайшие два года намечено строительство сети дорог стоимостью $360 млн. Это сократит время в пути до 8 часов.
Чунцину не добиться успеха без хорошего сообщения с другими частями страны. Если Шанхай -- это финансовый центр Китая, своего рода китайский Нью-Йорк, то Чунцин намерен стать китайским Чикаго, центром материально-технического обеспечения и производства. Поэтому ведется строительство скоростных железнодорожных путей и автострад для связи с соседними провинциями. И все, от партийных руководителей до мэров, ищут, как привлечь иностранный капитал. "Здесь много возможностей для бизнеса", -- говорит Жень Хо (Zheng Ho), 47-летний секретарь райкома партии в промышленном районе Чжулуньпо.
Отцы города уже добились определенных успехов. В прошлом году Ford Motor Co. вложила в совместное предприятие с Changan Automobile Co. $98 млн. Со следующего года Ford намеревается собирать здесь до 50 000 компактных автомобилей ежегодно. Приход Ford стимулировал появление доброго десятка производителей автомобильных комплектующих. Чунцинская Yangfeng Industry Co., при поддержке тайваньской промышленной группы, вложит $7 млн. в совместное предприятие по производству сидений, рулевого управления и приборных досок, которые намеревается поставлять Ford.
На подходе и другие проекты. В октябре гонконгский магнат Винсент Ло (Vincent Lo) привезет в Чунцин делегацию потенциальных инвесторов. Ло вложил $175 млн. в недвижимость в Шанхае и верит, что успех шанхайского района Пудонг, где за последнее десятилетие выросли десятки небоскребов, может быть повторен на 1500 км западнее. "Во внутреннем Китае -- большое пространство для роста", -- считает он.
Повышают прибыльность инвестиций и предлагаемые Пекином стимулы. На первом месте -- освобождение от налогов на пять лет и фиксированный 15-процентный налог после этого срока для инвесторов в приоритетные отрасли, список которых весьма велик. Это меньше половины от 33-процентного стандартного налога для компаний в Китае и даже меньше, чем в Гонконге. Еще есть специальный орган для помощи инвесторам в преодолении бюрократических рогаток.
Это не означает, что трудностей в Чунцине нет. Инвесторов особенно огорчает непредсказуемость налоговиков, весьма произвольно решающих, какая из компаний имеет право на льготы. "Вы никогда не знаете, когда они передумали, -- отмечает один иностранный инвестор, -- и вдруг приходится разбираться с задолженностью по налогам". Большой проблемой остается загрязнение окружающей среды. Всего 10 лет назад в этом городе шли черные дожди. Ситуация постепенно нормализуется благодаря закрытию устаревших металлургических предприятий, запрету на использование угля в быту и отказу от этилированного бензина. Но до полного решения проблемы еще очень далеко, и степень загрязнения воды и воздуха здесь по-прежнему выше, чем в Пекине или Шанхае.
Шанхаю еще можно не оглядываться через плечо -- пока. Но, располагая бюджетным финансированием в $200 млрд., Чунцину было бы стыдно не пробиться в высшую лигу в ближайшие десять лет.

Марк Клиффорд (Mark L. Clifford) в Чунцине с Декстером Робертсом (Dexter Roberts) в Пекине. -- Business Week.

$200 млрд. на развитие Чунцина -- и в Китае появится новый центр тяжести?До недавнего времени Чунцин мало чем отличался от доброго десятка других китайских городов. В 1500 километрах от Шанхая, в глубине континентального Китая множество грязных, серых зданий взбирались по крутым берегам Янцзы. Тучи дыма от цементных заводов и сталелитейных комбинатов закрывали небо; заводы производили машины, мотоциклы и оборудование для тяжелой промышленности.

Но обычности Чунцина пришел конец. Город стал центром амбициозной китайской программы "Даешь Запад!", ориентированной на развитие огромных территорий внутреннего Китая. За следующие десять лет центральное правительство планирует инвестировать в Чунцин, равный по площади трем Бельгиям, до $200 млрд. Основная часть средств будет вложена в строительство дорог, железнодорожной сети, аэропортов и другой инфраструктуры. "Через 10 лет Чунцин выйдет на уровень сегодняшнего Шанхая, -- решительно заявляет вице-мэр Хуань Цзифан (Huang Qifan). Хуань знает наверняка. Он руководил не менее амбициозным проектом волшебного превращения Шанхая из заброшенного оплота капитализма в центр международной торговли. Год назад Хуаня перевели в Чунцин с заданием повторить успех Шанхая.

Судя по утыканному подъемными кранами горизонту, Хуань старается изо всех сил. Большая часть города превратилась в строительную площадку: старые дома уступают место новому многоэтажному жилью. Над проезжей частью высятся бетонные опоры новой пассажирской рельсовой дороги. По широким бульварам и новым мостам через Янцзы через весь город свободно течет поток такси, автобусов и все чаще -- личных машин. В прошлом году благодаря государственным инвестициям экономика региона выросла на 9%. По прогнозам Хуаня, начиная с этого года "довольно долго" темпы роста будут выше 10% в год.

Ежегодно выделяя Чунцину $20 млрд., Пекин надеется придать импульс развитию местной экономики. Крестьяне перестанут выращивать рис и возьмутся за фрукты, овощи и прочую сельхозпродукцию с высокой прибавочной стоимостью, потому что она быстрее будет попадать на рынок. Рабочие места в строительстве дадут доход рабочим. Новые квартиры создадут класс домовладельцев, которые поддержат потребительский спрос, наполняя свое жилье холодильниками и телевизорами. Эта тактика сработала в Шанхае и по всему побережью.

Несомненно, Чунцин -- не Шанхай, и вся история может закончиться ничем. Коррупция и низкое качество строительства -- бич многих проектов по развитию инфраструктуры в КНР. Что еще хуже -- у Китая могут просто закончиться деньги, потому что налоговые поступления отстают от роста бюджетных расходов. Экономист Salomon Smith Barney Йипинь Хуань (Yiping Huang) отмечает, что, как ожидается, в этом году дефицит госбюджета может составить 4,3% от ВВП, а не 3%, как предполагалось. "Китаю пора начинать сокращать бюджетное финансирование крупных инвестиционных программ, начатых пять лет назад", -- говорит он.

Китай заявляет, что у него перед глазами -- работающая модель: Соединенные Штаты. Руководство страны изучило работу Tennessee Valley Authority (созданный в 1933 году орган, реализовавший множество строительных проектов, связанных с гидроэлектростанциями и ирригацией. -- "Профиль"), Civilian Conservation Corps (правительственное агентство для проведения работ на общественных объектах с привлечением безработных в 1933--1943 годах. -- "Профиль") и систему автомобильных дорог между штатами (начала строиться в 50-е годы, соединяет большинство городов Америки с населением более 50 000 человек. -- "Профиль"). Китайское руководство уверено, что политика "Даешь Запад!" сделает то же для экономики КНР. Несмотря на стремление привлечь иностранных инвесторов, ставка делается в основном на развитие внутреннего рынка. "По мере реализации программы "Даешь Запад!", -- отмечает другой вице-мэр Чунцина, Чжао Гунь Цзинь (Zhao Gong Qing), -- внутренний спрос в Китае будет стимулировать дальнейшее развитие".

Последний раз мир вспоминал о Чунцине в 40-е годы. Тогда он был известен как Чункин. Во время войны город был столицей гоминьдановского правительства Чан Кайши. По ночам его утюжили японские бомбардировщики. Они прилетали со своих баз в низовьях реки, используя серебряную ленту Янцзы в качестве ориентира. А самолеты союзников с оружием и продовольствием прилетали со стороны Гималаев. С той поры город переживал взлеты и падения, но в принципе его практически не задели масштабные экономические перемены в стране после 1978 года.

Ситуация изменилась после вывода Чунцина из-под юрисдикции властей провинции Сычуань в 1997 году. Пекин присвоил ему статус муниципалитета центрального подчинения. Несмотря на то, что называется Чунцин городом, две трети из 31 млн. его жителей -- крестьяне. Добираться из центра до самых дальних окраин приходится почти 14 часов. На ближайшие два года намечено строительство сети дорог стоимостью $360 млн. Это сократит время в пути до 8 часов.

Чунцину не добиться успеха без хорошего сообщения с другими частями страны. Если Шанхай -- это финансовый центр Китая, своего рода китайский Нью-Йорк, то Чунцин намерен стать китайским Чикаго, центром материально-технического обеспечения и производства. Поэтому ведется строительство скоростных железнодорожных путей и автострад для связи с соседними провинциями. И все, от партийных руководителей до мэров, ищут, как привлечь иностранный капитал. "Здесь много возможностей для бизнеса", -- говорит Жень Хо (Zheng Ho), 47-летний секретарь райкома партии в промышленном районе Чжулуньпо.

Отцы города уже добились определенных успехов. В прошлом году Ford Motor Co. вложила в совместное предприятие с Changan Automobile Co. $98 млн. Со следующего года Ford намеревается собирать здесь до 50 000 компактных автомобилей ежегодно. Приход Ford стимулировал появление доброго десятка производителей автомобильных комплектующих. Чунцинская Yangfeng Industry Co., при поддержке тайваньской промышленной группы, вложит $7 млн. в совместное предприятие по производству сидений, рулевого управления и приборных досок, которые намеревается поставлять Ford.

На подходе и другие проекты. В октябре гонконгский магнат Винсент Ло (Vincent Lo) привезет в Чунцин делегацию потенциальных инвесторов. Ло вложил $175 млн. в недвижимость в Шанхае и верит, что успех шанхайского района Пудонг, где за последнее десятилетие выросли десятки небоскребов, может быть повторен на 1500 км западнее. "Во внутреннем Китае -- большое пространство для роста", -- считает он.

Повышают прибыльность инвестиций и предлагаемые Пекином стимулы. На первом месте -- освобождение от налогов на пять лет и фиксированный 15-процентный налог после этого срока для инвесторов в приоритетные отрасли, список которых весьма велик. Это меньше половины от 33-процентного стандартного налога для компаний в Китае и даже меньше, чем в Гонконге. Еще есть специальный орган для помощи инвесторам в преодолении бюрократических рогаток.

Это не означает, что трудностей в Чунцине нет. Инвесторов особенно огорчает непредсказуемость налоговиков, весьма произвольно решающих, какая из компаний имеет право на льготы. "Вы никогда не знаете, когда они передумали, -- отмечает один иностранный инвестор, -- и вдруг приходится разбираться с задолженностью по налогам". Большой проблемой остается загрязнение окружающей среды. Всего 10 лет назад в этом городе шли черные дожди. Ситуация постепенно нормализуется благодаря закрытию устаревших металлургических предприятий, запрету на использование угля в быту и отказу от этилированного бензина. Но до полного решения проблемы еще очень далеко, и степень загрязнения воды и воздуха здесь по-прежнему выше, чем в Пекине или Шанхае.

Шанхаю еще можно не оглядываться через плечо -- пока. Но, располагая бюджетным финансированием в $200 млрд., Чунцину было бы стыдно не пробиться в высшую лигу в ближайшие десять лет.


Марк Клиффорд (Mark L. Clifford) в Чунцине с Декстером Робертсом (Dexter Roberts) в Пекине. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».