26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Дело пахнет керосином"

Архивная публикация 2011 года: "Дело пахнет керосином"

На российском топливном рынке не было бы проблем, если бы не избыточное госрегулирование. Проблема нехватки авиакеросина в аэропортах, о которой так много говорится в последние дни, абсолютно типична для российского топливного рынка и не имеет под собой фундаментальных оснований. Начать с того, что сама информация о возникшем дефиците была раздута фактически из ничего. Толчком для ее распространения послужило сообщение, что произошла задержка цистерн с топливом в "Шереметьево". Даже в Минэнерго сейчас говорят, что на рынке авиатоплива ничего страшного не происходит.
Однако же у государства возник повод обратить свой взгляд на этот сектор и выразить сожаление по поводу отсутствия в России практики заключения долгосрочных договоров между аэропортами и нефтяными компаниями. Сейчас договоры заключаются на месяц. Минимальный запас топлива в аэропортах составляет три дня (что, кстати, вполне нормально). И вот власти уже говорят, что норматив может быть увеличен до семи-восьми суток. Это означает, что опять включается "ручной режим" - по приказу сверху будут увеличены поставки. Я считаю, что это откровенное заблуждение. Раньше почему-то хватало емкостей, а теперь перестало хватать? Такого быть не может. Очевидно, что дело не в объемах. Как можно заставить аэропорты и нефтяников заключать долгосрочные договоры, тоже неясно. Это же хозяйствующие субъекты, и навязывание им каких-либо мер я считаю неприемлемым. Надо понять, почему они сами не идут на систему длинных договоров, почему им это невыгодно. Если же мы вводим "ручной режим", тогда давайте признаем, что у нас не рыночная экономика, а госрегулирование.
Начинается и традиционный поиск виноватых. Министр транспорта Игорь Левитин считает ответственной Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Этого я не понимаю. Нефтяникам это в нынешних условиях просто не нужно, да и биржи как таковой у нас нет. У меня нет рецепта, как найти выход из этого тупика, но одно я знаю точно: надо прекратить административно вмешиваться в рыночные отношения, признать биржевую цену рыночной без оговорок, тогда и появится стимул выхода на биржу. У нас же когда цена низкая, ФАС говорит, что она биржевая, как только она по объективным причинам поднимается, ФАС говорит: "Сегодня она уже не рыночная, потому что должна быть ниже".
Проблема эта, конечно, касается далеко не только керосина, но и всех нефтепродуктов. Самый яркий пример, который ощущают на себе все, - бензин. Возьмем, к примеру, кризис начала этого года. В принципе в осенне-зимний период цены на бензин всегда традиционно идут вниз - и в силу снижения спроса, и в силу сокращения экспорта. У нас все вышло наоборот. Причина - принятое решение о ежегодном увеличении акцизов. На эту причину наложилось введение нового техрегламента на топливо. В результате налоговая нагрузка на нефтяные компании выросла в пересчете на литр бензина почти на 2 рубля. Цены начали расти, и это вызвало недовольство регуляторов. За этим последовало административное вмешательство. Наверное, все помнят, как 8 февраля премьер Владимир Путин потребовал снизить цены. И потом он чуть ли не каждую нефтяную компанию допрашивал: "Вы снизили цены?" И каждый стремился доказать, что сделал это еще вчера.
Результаты этого вмешательства мы расхлебываем до сих пор, хоть и прошло больше полугода. До сих пор нефтяники, вытянувшись в струнку, держат низкие розничные цены при росте цен оптовых. Независимый сектор в связи с этим практически самоликвидируется. Если же решение о повышении акцизов в следующем году еще почти на 2 рубля в пересчете на литр опять будет принято, то становится вообще непонятно, как будет развиваться ситуация. С одной стороны, ясно, что, раз налоги увеличатся, должна увеличиться цена. С другой стороны, в предвыборный год это чревато недовольством населения, чего власти допустить не захотят. Остается либо снова вводить "ручной режим", который может обернуться дефицитом, либо все же отменить решение об увеличении акцизов. Не зря сейчас уже все, кроме Министерства финансов, говорят, что сделать это необходимо.

На российском топливном рынке не было бы проблем, если бы не избыточное госрегулирование. Проблема нехватки авиакеросина в аэропортах, о которой так много говорится в последние дни, абсолютно типична для российского топливного рынка и не имеет под собой фундаментальных оснований. Начать с того, что сама информация о возникшем дефиците была раздута фактически из ничего. Толчком для ее распространения послужило сообщение, что произошла задержка цистерн с топливом в "Шереметьево". Даже в Минэнерго сейчас говорят, что на рынке авиатоплива ничего страшного не происходит.
Однако же у государства возник повод обратить свой взгляд на этот сектор и выразить сожаление по поводу отсутствия в России практики заключения долгосрочных договоров между аэропортами и нефтяными компаниями. Сейчас договоры заключаются на месяц. Минимальный запас топлива в аэропортах составляет три дня (что, кстати, вполне нормально). И вот власти уже говорят, что норматив может быть увеличен до семи-восьми суток. Это означает, что опять включается "ручной режим" - по приказу сверху будут увеличены поставки. Я считаю, что это откровенное заблуждение. Раньше почему-то хватало емкостей, а теперь перестало хватать? Такого быть не может. Очевидно, что дело не в объемах. Как можно заставить аэропорты и нефтяников заключать долгосрочные договоры, тоже неясно. Это же хозяйствующие субъекты, и навязывание им каких-либо мер я считаю неприемлемым. Надо понять, почему они сами не идут на систему длинных договоров, почему им это невыгодно. Если же мы вводим "ручной режим", тогда давайте признаем, что у нас не рыночная экономика, а госрегулирование.
Начинается и традиционный поиск виноватых. Министр транспорта Игорь Левитин считает ответственной Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Этого я не понимаю. Нефтяникам это в нынешних условиях просто не нужно, да и биржи как таковой у нас нет. У меня нет рецепта, как найти выход из этого тупика, но одно я знаю точно: надо прекратить административно вмешиваться в рыночные отношения, признать биржевую цену рыночной без оговорок, тогда и появится стимул выхода на биржу. У нас же когда цена низкая, ФАС говорит, что она биржевая, как только она по объективным причинам поднимается, ФАС говорит: "Сегодня она уже не рыночная, потому что должна быть ниже".
Проблема эта, конечно, касается далеко не только керосина, но и всех нефтепродуктов. Самый яркий пример, который ощущают на себе все, - бензин. Возьмем, к примеру, кризис начала этого года. В принципе в осенне-зимний период цены на бензин всегда традиционно идут вниз - и в силу снижения спроса, и в силу сокращения экспорта. У нас все вышло наоборот. Причина - принятое решение о ежегодном увеличении акцизов. На эту причину наложилось введение нового техрегламента на топливо. В результате налоговая нагрузка на нефтяные компании выросла в пересчете на литр бензина почти на 2 рубля. Цены начали расти, и это вызвало недовольство регуляторов. За этим последовало административное вмешательство. Наверное, все помнят, как 8 февраля премьер Владимир Путин потребовал снизить цены. И потом он чуть ли не каждую нефтяную компанию допрашивал: "Вы снизили цены?" И каждый стремился доказать, что сделал это еще вчера.
Результаты этого вмешательства мы расхлебываем до сих пор, хоть и прошло больше полугода. До сих пор нефтяники, вытянувшись в струнку, держат низкие розничные цены при росте цен оптовых. Независимый сектор в связи с этим практически самоликвидируется. Если же решение о повышении акцизов в следующем году еще почти на 2 рубля в пересчете на литр опять будет принято, то становится вообще непонятно, как будет развиваться ситуация. С одной стороны, ясно, что, раз налоги увеличатся, должна увеличиться цена. С другой стороны, в предвыборный год это чревато недовольством населения, чего власти допустить не захотят. Остается либо снова вводить "ручной режим", который может обернуться дефицитом, либо все же отменить решение об увеличении акцизов. Не зря сейчас уже все, кроме Министерства финансов, говорят, что сделать это необходимо.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».