26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Деньги без политики"

Архивная публикация 2001 года: "Деньги без политики"

МВФ необходимо вспомнить о своей главной задаче -- разрешении и предотвращении глобальных финансовых кризисов.Администрация США, ведя войну с терроризмом, использует все имеющиеся в ее распоряжении средства. И это вполне можно понять. Но МВФ при этом надо оставить в покое.
Ежегодная сессия МВФ планировалась на конец сентября в Вашингтоне. И ее предполагавшуюся повестку дня можно было охарактеризовать как "Назад, к основам!". Руководство фонда признавало, что их организация занимается слишком многим. Она была создана в 1944 году для того, чтобы урегулировать кризисы, потенциально опасные для мировой финансовой системы. Вместо этого МВФ превратился в некую мегабюрократию, которая в десятках развивающихся стран пытается контролировать все -- от торговой политики до социальных программ. Таким образом, МВФ стал громоотводом для правых и для левых. И заслужил репутацию организации, тратящей слишком много времени на обслуживание американских интересов.
При новом управляющем директоре Хорсте Колере (Horst Kohler), который пришел на эту должность в начале 2000 года, фонд начал масштабную ревизию своей политики. Он намерен сократить количество обременительных дополнительных факторов, связанных с его кредитами. МВФ также хотел бы больше сконцентрироваться на своей главной задаче -- разрешении и предотвращении финансовых кризисов. "Если фонд будет заниматься слишком многим, это приведет просто к распылению усилий", -- считает Масуд Ахмед (Masood Ahmed), руководитель работы по пересмотру политики фонда.
Но теперь, когда известно, что отложенная сессия МВФ состоится 17 ноября в Оттаве, дискуссия на эту тему отойдет на второй план. Главным станет вопрос о вкладе фонда в борьбу с отмыванием денег и финансированием террористических организаций. МВФ совершенно справедливо не проявляет желания выполнять именно такие задачи, потому что они ничего общего не имеют с его целями. МВФ хотят также заставить собрать миллиарды долларов для Пакистана, чтобы вознаградить генерала Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf) за его поддержку военной акции в Афганистане, главную роль в которой играют США. И, как сообщают дипломатические источники, США хотят, чтобы МВФ получил гарантии от Индонезии, что она прекратит финансировать мусульманских радикалов.
Нельзя, чтобы МВФ выглядел как инструмент внешней политики Запада, если только фонд стремится вернуть доверие к себе как финансовому и экономическому советнику. В 90-е годы МВФ испортил свою репутацию, применяя двойные стандарты: те получатели его кредитов, в ком Запад видел стратегических союзников, например Россия, демонстрировали лишь видимость реформ и им это сходило с рук. И совсем не так МВФ относился к таким странам, как Индонезия. Для нее политически неприемлемым было выполнение более 100 условий, которыми МВФ оговорил предоставление ей помощи в 1998 году. Многие из этих условий были продиктованы США, которые таким образом стремились расчистить рынки для своего экспорта.
Даже реформатору Колеру довольно трудно избежать давления геополитики на дела фонда. Вызывавшие много споров 8 миллиардов долларов для Аргентины, решение о выделении которых принято в августе, были реально выделены только после того, как руководители латиноамериканских государств предупредили Буша о том, что, если он "сдаст" Буэнос-Айрес, это станет ударом по позициям США в Южной Америке. С трудом верится и в то, что возросшая помощь МВФ Турции не связана с членством страны в НАТО и ее согласием на использование турецких авиабаз американцами.
Непростой поворот

США весьма заинтересованы в использовании средств фонда в своих целях. У фонда есть 79 миллиардов долларов, которые могут быть использованы на военные нужды, в то время как сам Вашингтон (в связи с проведенными в 90-х годах сокращениями ассигнований на помощь зарубежным странам) располагает меньшими средствами для поддержки своих традиционных и новых союзников. "Администрация США не очень хочет обращаться в конгресс за деньгами на финансирование внешней политики, -- считает Аллен Мелтцер (Allen H. Meltzer), возглавлявший в 1999 году специальное исследование конгресса по перестройке МВФ. -- Поэтому, -- говорит он, -- мы используем международные институты".
Смешивать политику и кредиты рискованно. Возьмите, например, Пакистан. МВФ был близок к тому, чтобы одобрить выделение новых кредитов Исламабаду еще до 11 сентября. Причиной тому были успехи Пакистана в сборе налогов и снижении уровня инфляции. Теперь, вероятно, Пакистан получит еще больше денег. А если страна откажется от реформ, пока США все еще будут вести войну? Перекроет ли МВФ поступление этих денег? Да ни за что. И это будет плохим примером для других стран.
Безусловно, Вашингтону следует быть щедрым по отношению к нуждающимся странам, которые служат его интересам. Но вознаграждение должно приходить по линии помощи иностранным государствам. А МВФ нужно сосредоточиться на внутренних реформах, которые приведут к укреплению роли фонда как стража мировой финансовой системы. Сегодня эта задача важна как никогда.

Пит Энгардио (Pete Engardio) освещает проблемы мировой экономики из Нью-Йорка. -- Business Week.

МВФ необходимо вспомнить о своей главной задаче -- разрешении и предотвращении глобальных финансовых кризисов.Администрация США, ведя войну с терроризмом, использует все имеющиеся в ее распоряжении средства. И это вполне можно понять. Но МВФ при этом надо оставить в покое.

Ежегодная сессия МВФ планировалась на конец сентября в Вашингтоне. И ее предполагавшуюся повестку дня можно было охарактеризовать как "Назад, к основам!". Руководство фонда признавало, что их организация занимается слишком многим. Она была создана в 1944 году для того, чтобы урегулировать кризисы, потенциально опасные для мировой финансовой системы. Вместо этого МВФ превратился в некую мегабюрократию, которая в десятках развивающихся стран пытается контролировать все -- от торговой политики до социальных программ. Таким образом, МВФ стал громоотводом для правых и для левых. И заслужил репутацию организации, тратящей слишком много времени на обслуживание американских интересов.

При новом управляющем директоре Хорсте Колере (Horst Kohler), который пришел на эту должность в начале 2000 года, фонд начал масштабную ревизию своей политики. Он намерен сократить количество обременительных дополнительных факторов, связанных с его кредитами. МВФ также хотел бы больше сконцентрироваться на своей главной задаче -- разрешении и предотвращении финансовых кризисов. "Если фонд будет заниматься слишком многим, это приведет просто к распылению усилий", -- считает Масуд Ахмед (Masood Ahmed), руководитель работы по пересмотру политики фонда.

Но теперь, когда известно, что отложенная сессия МВФ состоится 17 ноября в Оттаве, дискуссия на эту тему отойдет на второй план. Главным станет вопрос о вкладе фонда в борьбу с отмыванием денег и финансированием террористических организаций. МВФ совершенно справедливо не проявляет желания выполнять именно такие задачи, потому что они ничего общего не имеют с его целями. МВФ хотят также заставить собрать миллиарды долларов для Пакистана, чтобы вознаградить генерала Первеза Мушаррафа (Pervez Musharraf) за его поддержку военной акции в Афганистане, главную роль в которой играют США. И, как сообщают дипломатические источники, США хотят, чтобы МВФ получил гарантии от Индонезии, что она прекратит финансировать мусульманских радикалов.

Нельзя, чтобы МВФ выглядел как инструмент внешней политики Запада, если только фонд стремится вернуть доверие к себе как финансовому и экономическому советнику. В 90-е годы МВФ испортил свою репутацию, применяя двойные стандарты: те получатели его кредитов, в ком Запад видел стратегических союзников, например Россия, демонстрировали лишь видимость реформ и им это сходило с рук. И совсем не так МВФ относился к таким странам, как Индонезия. Для нее политически неприемлемым было выполнение более 100 условий, которыми МВФ оговорил предоставление ей помощи в 1998 году. Многие из этих условий были продиктованы США, которые таким образом стремились расчистить рынки для своего экспорта.

Даже реформатору Колеру довольно трудно избежать давления геополитики на дела фонда. Вызывавшие много споров 8 миллиардов долларов для Аргентины, решение о выделении которых принято в августе, были реально выделены только после того, как руководители латиноамериканских государств предупредили Буша о том, что, если он "сдаст" Буэнос-Айрес, это станет ударом по позициям США в Южной Америке. С трудом верится и в то, что возросшая помощь МВФ Турции не связана с членством страны в НАТО и ее согласием на использование турецких авиабаз американцами.

Непростой поворот


США весьма заинтересованы в использовании средств фонда в своих целях. У фонда есть 79 миллиардов долларов, которые могут быть использованы на военные нужды, в то время как сам Вашингтон (в связи с проведенными в 90-х годах сокращениями ассигнований на помощь зарубежным странам) располагает меньшими средствами для поддержки своих традиционных и новых союзников. "Администрация США не очень хочет обращаться в конгресс за деньгами на финансирование внешней политики, -- считает Аллен Мелтцер (Allen H. Meltzer), возглавлявший в 1999 году специальное исследование конгресса по перестройке МВФ. -- Поэтому, -- говорит он, -- мы используем международные институты".

Смешивать политику и кредиты рискованно. Возьмите, например, Пакистан. МВФ был близок к тому, чтобы одобрить выделение новых кредитов Исламабаду еще до 11 сентября. Причиной тому были успехи Пакистана в сборе налогов и снижении уровня инфляции. Теперь, вероятно, Пакистан получит еще больше денег. А если страна откажется от реформ, пока США все еще будут вести войну? Перекроет ли МВФ поступление этих денег? Да ни за что. И это будет плохим примером для других стран.

Безусловно, Вашингтону следует быть щедрым по отношению к нуждающимся странам, которые служат его интересам. Но вознаграждение должно приходить по линии помощи иностранным государствам. А МВФ нужно сосредоточиться на внутренних реформах, которые приведут к укреплению роли фонда как стража мировой финансовой системы. Сегодня эта задача важна как никогда.


Пит Энгардио (Pete Engardio) освещает проблемы мировой экономики из Нью-Йорка. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».