19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ДЕНЬГИ ПОД МЫШКОЙ"

Архивная публикация 2010 года: "ДЕНЬГИ ПОД МЫШКОЙ"

Обороты российского рынка интернет-эквайринга ежегодно удваиваются. Оплата покупок в Интернете с помощью банковских карточек становится привычкой. Результаты онлайн-опроса, проведенно-го исследовательс-ким холдингом "Ромир" в конце 2009 года, показали, что в России оплата наличными постепенно теряет популярность, и одновременно растет доверие к расчетам через Интернет. За год число людей, доверяющих электронным расчетам, возросло почти в 4 раза - с 10% до 38%. Вместе с тем количество отечественных банков, предоставляющих услугу интернет-эквайринга, можно пересчитать по пальцам. Одним из первых был Альфа-банк, подключившийся к интернет-эквайрингу десять лет назад. О выгодах этой составляющей электронной коммерции, а также о настоящем и будущем интернет-эквайринга "Профилю" рассказал директор процессингового центра, ви-це-президент Альфа-банка Вилен ТИМИРЯЗЕВ.
- Вилен Виленович, каков оборот российского рынка интернет-эквайринга? До западных показателей нам еще далеко?
- Сейчас, по различным оценкам, это около $1 млрд. Рост этого рынка - 100% в год. То есть он ежегодно увеличивается в два раза. А вот сравнивать наш рынок с западным не совсем корректно. Наши показатели будут в десятки раз ниже. Просто в Европе и Америке банковской картой оплачивается до 90% покупок в Интернете, а у нас 90% населения снимают с карточек в банкоматах наличные деньги, чтобы потом расплатиться ими даже в магазинах, где принимаются к оплате те же самые карты. Так что рынок пока не насыщен, но готовность уже есть. Рано или поздно мы выйдем, к примеру, на заданные доли по авиаперевозчикам, когда их уровень оплаты по карточкам сравняется с мировым. Ведь понятно, что количество авиаперевозчиков быстро расти не будет, а значит, вот он и порог насыщения.
- А какова доля Альфа-банка на этом рынке?
- В прошлом году наш оборот интернет-эквайринга по международной платежной системе Visa составил около $100 млн. Как банк-эквайер, принимающий эти карточки, мы по количеству транзакций находимся на первом месте, а по объему транзакций - на втором.
Доля карточек, эмитированных Альфа-банком в MasterCard, в денежном обороте составляет на данный момент 30%. Здесь мы, кстати, занимаем лидирующую позицию. То есть именно наши клиенты чаще всего платят карточками в Интернете. Сейчас мы вышли на оборот в интернет-эквайринге в сумме по Visa и MasterCard, превышающий $25 млн в месяц.
- Расскажите о преимуществах интер-нет-эквайринга.
- Во-первых, это удобно для покупателя - можно делать покупки не выходя из дома. Во-вторых, выгодно для продавца - он мо-жет значитель-но сократить издержки по содержанию, например, офиса и персонала. Как следствие - предложение более конкурентоспособной цены покупателю. Поэтому не случайно наибольший приток клиентов к нам на обслуживание в рамках интернет-эквайринга случился именно в кризис.
- Помимо упомянутых вами авиаперевозчиков, кто еще проявляет интерес к интернет-эквайрингу?
- К нам обращаются практически все, кто занимается электронной коммерцией, в том числе и в сфере услуг. Сейчас, например, уже многие туроператоры в связке с продажей билетов предлагают бронирование отелей. Прибегают к этому и страховые компании, особенно в случаях, когда при оформлении полиса, скажем, ОСАГО, нет необходимости обязательного присутствия клиента в офисе. Естественно, это и телеком - от сотовых операторов до провайдеров широкополосного доступа. Следующее направление, которое пока развито очень слабо, но имеет хорошие перспективы, - это оплата коммунальных услуг. Пусть об этом и говорилось очень давно, но реально рынок начинает формироваться только сейчас.
Ну и, конечно, серьезный интерес к интернет-эквайрингу, по понятным причинам, у ритейлеров. Тем более сейчас, когда оборот реальной розничной торговли снижается (по данным Росстата, в 2009 году на 5,7% меньше по сравнению с 2008 годом), а интернет-розница, напротив, растет. По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли, прирост оборота за год составил свыше 40%.
- Если интерес к этому бизнесу так велик, то почему конкуренция среди банков в виртуальном пространстве почти не ощущается?
- Просто для оказания услуги интернет-эквайринга банку необходимо проделать ряд довольно сложных процедур. Прежде всего, полу-чить лицензию на эту деятельность, затем крайне жела-тельно внедрить специализиро-ванные техноло-гии обеспечения информацион-ной безопасности транзакций как минимум от двух крупнейших международных платеж-ных систем - Visa и MasterCard. Так, например, Альфа-банк оказался единственным банком в России, который смог внедрить абсолютно защищенный канал для обработки карт в Интернете, основанный на спецификации SET (Secure Electronic Transaction). Необходимы также довольно серьезные вложения в разработку инфраструктуры, тех-нологию и процессы. Все эти затраты окупаются только при существенных оборотах.
- И какова цена вопроса?
- Средний тариф - это 3,5% от стоимости покупки плюс 10 центов за транзакцию. Ставки понижения прописаны в зависимости от увеличения оборота. Потом это ведь не просто комиссия - мы же не забираем какую-то часть от прибыли, мы предлагаем некий продукт, ориентированный на наших клиентов. Это и серьезная система мониторинга, которая снижает риски компании, и круглосуточный сервис. Это целый комплекс, который четко строится. Другой вопрос, что, например, для крупной авиакомпании это будет одна комиссия - ниже озвученной цифры, - а для маленького интернет-магазина, торгующего цветами, естественно, выше. Причем в последнем случае перед подключением такого клиента к услуге интернет-эквайринга мы хорошенько изучим его бизнес, его подходы к вопросам безопасности и т.д. То есть мы не рассылаем предложения направо и налево; не подписываем договоры сразу, пока не примем окончательное решение, будем ли мы работать с клиентом или нет. Для нас репутационные риски - очень серьезная вещь.
Кстати, с учетом того, что доля пластиковых карточек, выпущенных Альфа-банком, достаточно велика, мы можем индивидуально устанавливать для крупных игроков меньший размер комиссии по нашим картам.
- Скажем, я со своей компанией прошел вашу проверку и стал клиентом интернет-эквайринга в Альфа-банке. Потребуется ли мне какое-нибудь дополнительное оборудование, например?
- Физически никакого нового оборудования не надо. Вам будет направлена техническая спецификация, по которой ваша IT-система должна быть интегрирована с нашим процессингом. Ну и необходимо открыть расчетный счет в нашем банке.
Все оборудование, вся технологическая часть располагается внутри банковской системы, а значит, находится под общебанковской защитой, многоуровневой и надежной. К сожалению, есть и такие клиенты, которые сначала говорят: нам главное - комиссия, мол, в другом банке нам предложили меньше. И они идут туда. Но там за эту комиссию они только имеют возможность проводить операции, но не получат ни сервиса, ни нормального фрод-мониторинга. Да, они могут сэкономить несколько десятых долей этой комиссии, но потеряют несколько процентов от оборота по мошенничеству. А это абсолютно несоразмерные суммы. У нас достаточно много примеров, когда клиенты в итоге возвращались к нам.
- Интернет-эквайринг действительно и удобен, и выгоден, но что все-таки будет гарантировать безопасность операций?
- Для минимизации рисков как покупателей-владельцев карт, так и продавцов, сейчас существуют стандарты, базирующиеся на формате 3D-Secure, - брендах Verified by Visa и Secure Code для MasterCard, позволяющие банкам проводить идентификацию и аутентификацию своих клиентов.
Существенно снижают риск мошенничества и сеансовые коды, которые передаются с помощью SMS. Это одноразовый пароль, который нужно ввести для подтверждения транзакции.
С одной стороны, существуют различные внедренные механизмы организационно-технологического характера, снижающие возможные риски; с другой стороны, каждый банк развивает собственную систему борьбы с мошенничеством. В этом направлении мы продвинулись очень далеко, поэтому можем проводить в Интернете транзакции для наших клиентов - как физических лиц, так и магазинов, - с минимальным риском. Так, мы предлагаем своим клиентам за ту же самую комиссию, без всяких доплат, многоэшелонную систему безопасности. Первый рубеж мы стараемся выстраивать на стороне клиента, на стороне магазина. Сотрудники магазина проходят у нас обучение, узнают как выявить мошенничествов электронной коммерции, как его анализировать, после чего уже на своей стороне, работая с заказами по Интернету, они могут проводить некое предварительное от-сеивание. Второй эшелон - уже на уровне нашего интернет-шлюза, где мы видим данные по заказу: IP компьютера, адрес, где он установлен, разные контактные данные клиента, другие сведения, которые собираются в момент оформления заказа. И следующий эшелон - финансовый - тоже на стороне банка. Это работа только с финансовыми данными: номер карты, сумма, данные банка, который выпустил карту, и еще несколько параметров. И вот в комплексе, объединяя все эти фильтры, система достаточно точно определяет рисковую составляющую той или иной транзакции. В результате уровень мошенничества в электронной коммерции составляет у нас всего 0,007% от оборота. Согласитесь - ничтожно мало, особенно если учитывать, что на заре формирования, например, e-ticket-бизнеса в России показатели были гораздо выше - 10-15%. Мы сейчас отмечаем уже не процентное соотношение, а количество попыток - единицы в месяц. Причем, оговорюсь, не успешных (для мошенников, естественно), а просто попыток.

Обороты российского рынка интернет-эквайринга ежегодно удваиваются. Оплата покупок в Интернете с помощью банковских карточек становится привычкой. Результаты онлайн-опроса, проведенно-го исследовательс-ким холдингом "Ромир" в конце 2009 года, показали, что в России оплата наличными постепенно теряет популярность, и одновременно растет доверие к расчетам через Интернет. За год число людей, доверяющих электронным расчетам, возросло почти в 4 раза - с 10% до 38%. Вместе с тем количество отечественных банков, предоставляющих услугу интернет-эквайринга, можно пересчитать по пальцам. Одним из первых был Альфа-банк, подключившийся к интернет-эквайрингу десять лет назад. О выгодах этой составляющей электронной коммерции, а также о настоящем и будущем интернет-эквайринга "Профилю" рассказал директор процессингового центра, ви-це-президент Альфа-банка Вилен ТИМИРЯЗЕВ.
- Вилен Виленович, каков оборот российского рынка интернет-эквайринга? До западных показателей нам еще далеко?
- Сейчас, по различным оценкам, это около $1 млрд. Рост этого рынка - 100% в год. То есть он ежегодно увеличивается в два раза. А вот сравнивать наш рынок с западным не совсем корректно. Наши показатели будут в десятки раз ниже. Просто в Европе и Америке банковской картой оплачивается до 90% покупок в Интернете, а у нас 90% населения снимают с карточек в банкоматах наличные деньги, чтобы потом расплатиться ими даже в магазинах, где принимаются к оплате те же самые карты. Так что рынок пока не насыщен, но готовность уже есть. Рано или поздно мы выйдем, к примеру, на заданные доли по авиаперевозчикам, когда их уровень оплаты по карточкам сравняется с мировым. Ведь понятно, что количество авиаперевозчиков быстро расти не будет, а значит, вот он и порог насыщения.
- А какова доля Альфа-банка на этом рынке?
- В прошлом году наш оборот интернет-эквайринга по международной платежной системе Visa составил около $100 млн. Как банк-эквайер, принимающий эти карточки, мы по количеству транзакций находимся на первом месте, а по объему транзакций - на втором.
Доля карточек, эмитированных Альфа-банком в MasterCard, в денежном обороте составляет на данный момент 30%. Здесь мы, кстати, занимаем лидирующую позицию. То есть именно наши клиенты чаще всего платят карточками в Интернете. Сейчас мы вышли на оборот в интернет-эквайринге в сумме по Visa и MasterCard, превышающий $25 млн в месяц.
- Расскажите о преимуществах интер-нет-эквайринга.
- Во-первых, это удобно для покупателя - можно делать покупки не выходя из дома. Во-вторых, выгодно для продавца - он мо-жет значитель-но сократить издержки по содержанию, например, офиса и персонала. Как следствие - предложение более конкурентоспособной цены покупателю. Поэтому не случайно наибольший приток клиентов к нам на обслуживание в рамках интернет-эквайринга случился именно в кризис.
- Помимо упомянутых вами авиаперевозчиков, кто еще проявляет интерес к интернет-эквайрингу?
- К нам обращаются практически все, кто занимается электронной коммерцией, в том числе и в сфере услуг. Сейчас, например, уже многие туроператоры в связке с продажей билетов предлагают бронирование отелей. Прибегают к этому и страховые компании, особенно в случаях, когда при оформлении полиса, скажем, ОСАГО, нет необходимости обязательного присутствия клиента в офисе. Естественно, это и телеком - от сотовых операторов до провайдеров широкополосного доступа. Следующее направление, которое пока развито очень слабо, но имеет хорошие перспективы, - это оплата коммунальных услуг. Пусть об этом и говорилось очень давно, но реально рынок начинает формироваться только сейчас.
Ну и, конечно, серьезный интерес к интернет-эквайрингу, по понятным причинам, у ритейлеров. Тем более сейчас, когда оборот реальной розничной торговли снижается (по данным Росстата, в 2009 году на 5,7% меньше по сравнению с 2008 годом), а интернет-розница, напротив, растет. По оценкам Национальной ассоциации участников электронной торговли, прирост оборота за год составил свыше 40%.
- Если интерес к этому бизнесу так велик, то почему конкуренция среди банков в виртуальном пространстве почти не ощущается?
- Просто для оказания услуги интернет-эквайринга банку необходимо проделать ряд довольно сложных процедур. Прежде всего, полу-чить лицензию на эту деятельность, затем крайне жела-тельно внедрить специализиро-ванные техноло-гии обеспечения информацион-ной безопасности транзакций как минимум от двух крупнейших международных платеж-ных систем - Visa и MasterCard. Так, например, Альфа-банк оказался единственным банком в России, который смог внедрить абсолютно защищенный канал для обработки карт в Интернете, основанный на спецификации SET (Secure Electronic Transaction). Необходимы также довольно серьезные вложения в разработку инфраструктуры, тех-нологию и процессы. Все эти затраты окупаются только при существенных оборотах.
- И какова цена вопроса?
- Средний тариф - это 3,5% от стоимости покупки плюс 10 центов за транзакцию. Ставки понижения прописаны в зависимости от увеличения оборота. Потом это ведь не просто комиссия - мы же не забираем какую-то часть от прибыли, мы предлагаем некий продукт, ориентированный на наших клиентов. Это и серьезная система мониторинга, которая снижает риски компании, и круглосуточный сервис. Это целый комплекс, который четко строится. Другой вопрос, что, например, для крупной авиакомпании это будет одна комиссия - ниже озвученной цифры, - а для маленького интернет-магазина, торгующего цветами, естественно, выше. Причем в последнем случае перед подключением такого клиента к услуге интернет-эквайринга мы хорошенько изучим его бизнес, его подходы к вопросам безопасности и т.д. То есть мы не рассылаем предложения направо и налево; не подписываем договоры сразу, пока не примем окончательное решение, будем ли мы работать с клиентом или нет. Для нас репутационные риски - очень серьезная вещь.
Кстати, с учетом того, что доля пластиковых карточек, выпущенных Альфа-банком, достаточно велика, мы можем индивидуально устанавливать для крупных игроков меньший размер комиссии по нашим картам.
- Скажем, я со своей компанией прошел вашу проверку и стал клиентом интернет-эквайринга в Альфа-банке. Потребуется ли мне какое-нибудь дополнительное оборудование, например?
- Физически никакого нового оборудования не надо. Вам будет направлена техническая спецификация, по которой ваша IT-система должна быть интегрирована с нашим процессингом. Ну и необходимо открыть расчетный счет в нашем банке.
Все оборудование, вся технологическая часть располагается внутри банковской системы, а значит, находится под общебанковской защитой, многоуровневой и надежной. К сожалению, есть и такие клиенты, которые сначала говорят: нам главное - комиссия, мол, в другом банке нам предложили меньше. И они идут туда. Но там за эту комиссию они только имеют возможность проводить операции, но не получат ни сервиса, ни нормального фрод-мониторинга. Да, они могут сэкономить несколько десятых долей этой комиссии, но потеряют несколько процентов от оборота по мошенничеству. А это абсолютно несоразмерные суммы. У нас достаточно много примеров, когда клиенты в итоге возвращались к нам.
- Интернет-эквайринг действительно и удобен, и выгоден, но что все-таки будет гарантировать безопасность операций?
- Для минимизации рисков как покупателей-владельцев карт, так и продавцов, сейчас существуют стандарты, базирующиеся на формате 3D-Secure, - брендах Verified by Visa и Secure Code для MasterCard, позволяющие банкам проводить идентификацию и аутентификацию своих клиентов.
Существенно снижают риск мошенничества и сеансовые коды, которые передаются с помощью SMS. Это одноразовый пароль, который нужно ввести для подтверждения транзакции.
С одной стороны, существуют различные внедренные механизмы организационно-технологического характера, снижающие возможные риски; с другой стороны, каждый банк развивает собственную систему борьбы с мошенничеством. В этом направлении мы продвинулись очень далеко, поэтому можем проводить в Интернете транзакции для наших клиентов - как физических лиц, так и магазинов, - с минимальным риском. Так, мы предлагаем своим клиентам за ту же самую комиссию, без всяких доплат, многоэшелонную систему безопасности. Первый рубеж мы стараемся выстраивать на стороне клиента, на стороне магазина. Сотрудники магазина проходят у нас обучение, узнают как выявить мошенничествов электронной коммерции, как его анализировать, после чего уже на своей стороне, работая с заказами по Интернету, они могут проводить некое предварительное от-сеивание. Второй эшелон - уже на уровне нашего интернет-шлюза, где мы видим данные по заказу: IP компьютера, адрес, где он установлен, разные контактные данные клиента, другие сведения, которые собираются в момент оформления заказа. И следующий эшелон - финансовый - тоже на стороне банка. Это работа только с финансовыми данными: номер карты, сумма, данные банка, который выпустил карту, и еще несколько параметров. И вот в комплексе, объединяя все эти фильтры, система достаточно точно определяет рисковую составляющую той или иной транзакции. В результате уровень мошенничества в электронной коммерции составляет у нас всего 0,007% от оборота. Согласитесь - ничтожно мало, особенно если учитывать, что на заре формирования, например, e-ticket-бизнеса в России показатели были гораздо выше - 10-15%. Мы сейчас отмечаем уже не процентное соотношение, а количество попыток - единицы в месяц. Причем, оговорюсь, не успешных (для мошенников, естественно), а просто попыток.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».