27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Долговой промискуитет"

Архивная публикация 2003 года: "Долговой промискуитет"

Россия готова помочь ЕС финансировать бюджетный дефицит, досрочно погашая свои долги. Да вот незадача -- российский внешний долг растет, опережая темпы роста ВВП, а присвоение ей инвестиционного рейтинга только подхлестнет этот процесс.На недавних встречах с премьером Франции и канцлером Германии российские руководители официально предложили досрочно погасить долги бывшего СССР перед Парижским клубом (стран-кредиторов). Интерес России понятен -- зачем обслуживать долг по "старым", высоким ставкам, когда сегодня на рынках ставки (с учетом инфляции) чуть выше нуля. Более того, многие займы были номинированы в "старых" евровалютах, теперь жестко привязанных к евро. А он дорожает -- следовательно, в долларовом эквиваленте российский долг растет. В I полугодии график платежей исполнялся неукоснительно, но "на бумаге" долг бывшего СССР вырос на $300 млн. Европа же сегодня нуждается в деньгах. Финансовые доноры еврозоны не могут свести бюджет с "разрешенным" дефицитом не более 3%. Значит, по уставу еврозоны ЕЦБ обязан включать механизмы солидарно ответственных валютных интервенций, ранее не опробованный. При мизерных темпах развития экономики время для подобных экспериментов не самое удачное. Конечно, российские долги не спасут Европу, но, как говорится, птичка по зернышку клюет, будь то галльский петух или бундес-орел.
Это предложение по долгам, подкрепленное уверенным прохождением пика платежей 2003 года, намерение сформировать в 2004 году стабфонд, неплохой объем резервов ЦБ (более $60 млрд.) и финрезервов Минфина 2003 года ($5,5 млрд.), естественно, не остались незамеченными мировым денежным рынком.
По ходу свердловской встречи президент не без гордости сообщил канцлеру, что международное агентство Moodys (правда, его название Владимир Путин почему-то постеснялся выговорить в телеэфире) присвоило России рейтинг инвестиционного уровня (Ваа3 по суверенным облигациям).
Это здорово! Не только Россия теперь повышает свой статус на международных рынках капитала, но и ее ведущие компании могут рассчитывать на приток инвестиций и новые зарубежные займы на более выгодных условиях.
Однако, когда речь заходит о реальных рисках, надо иметь в виду, что на круг они могут и вырасти, если повышение рейтинга приведет к снижению порога ответственности заемщика. А на этот счет определенные основания для беспокойства имеются. На прошлой неделе ЦБ подбил платежный баланс по итогам первого полугодия. Выяснилось, что за шесть месяцев внешний долг федеральных органов власти действительно сократился на $3,3 млрд., долг субъектов Федерации остался без изменений. Но при этом задолженность банковской системы выросла на $3,4 млрд., побив по абсолютному уровню рекорд 1998 года. Долги же корпораций выросли аж на $7 млрд.
Причем надо заметить, что сегодня корпоративный долг достиг почти 40% в структуре суммарного долга России и является в этой структуре самой "жирной" статьей. По оценкам, более 3/4 оного связано с компаниями с большой долей госучастия. Более половины российского корпоративного долга приходится на один только "Газпром". Здесь неприятны две вещи. Во-первых, "Газпром" уже прибегал в отношениях с государствам к долговому шантажу и в момент решения вопроса о его реструктуризации, и в дискуссии о росте внутренних тарифов. Во-вторых, из экспресс-опроса специалистов следует, что в 2004 году при таком страновом рейтинге российские корпорации могут назанимать на внешнем рынке еще $30--50 млрд. А вот в состоянии ли будут отдать, если что-нибудь случится с ценами на нефть, специалисты не уверены.
Напомним, что, обсуждая новую редакцию закона о валютном регулировании, ЦБ настаивал на том, что по крайней мере госкомпании, осуществляя заимствования за рубежом, должны создавать внутри страны адекватные резервы. Наши корпорации, естественно, были против. Равно как и иностранные консультанты, пытавшиеся доказать ЦБ, что эти резервы помешают притоку инвестиций в страну. На наш взгляд, резервы как раз должны притоку способствовать, ибо в случае чего они эти инвестиции прогарантируют и помешают их оттоку.
Странно как-то получается. Мы им от всего сердца хотим помочь заткнуть бюджетную дыру, а они нас рейтингом искушают, да еще и резервировать не велят.

Россия готова помочь ЕС финансировать бюджетный дефицит, досрочно погашая свои долги. Да вот незадача -- российский внешний долг растет, опережая темпы роста ВВП, а присвоение ей инвестиционного рейтинга только подхлестнет этот процесс.На недавних встречах с премьером Франции и канцлером Германии российские руководители официально предложили досрочно погасить долги бывшего СССР перед Парижским клубом (стран-кредиторов). Интерес России понятен -- зачем обслуживать долг по "старым", высоким ставкам, когда сегодня на рынках ставки (с учетом инфляции) чуть выше нуля. Более того, многие займы были номинированы в "старых" евровалютах, теперь жестко привязанных к евро. А он дорожает -- следовательно, в долларовом эквиваленте российский долг растет. В I полугодии график платежей исполнялся неукоснительно, но "на бумаге" долг бывшего СССР вырос на $300 млн. Европа же сегодня нуждается в деньгах. Финансовые доноры еврозоны не могут свести бюджет с "разрешенным" дефицитом не более 3%. Значит, по уставу еврозоны ЕЦБ обязан включать механизмы солидарно ответственных валютных интервенций, ранее не опробованный. При мизерных темпах развития экономики время для подобных экспериментов не самое удачное. Конечно, российские долги не спасут Европу, но, как говорится, птичка по зернышку клюет, будь то галльский петух или бундес-орел.

Это предложение по долгам, подкрепленное уверенным прохождением пика платежей 2003 года, намерение сформировать в 2004 году стабфонд, неплохой объем резервов ЦБ (более $60 млрд.) и финрезервов Минфина 2003 года ($5,5 млрд.), естественно, не остались незамеченными мировым денежным рынком.

По ходу свердловской встречи президент не без гордости сообщил канцлеру, что международное агентство Moodys (правда, его название Владимир Путин почему-то постеснялся выговорить в телеэфире) присвоило России рейтинг инвестиционного уровня (Ваа3 по суверенным облигациям).

Это здорово! Не только Россия теперь повышает свой статус на международных рынках капитала, но и ее ведущие компании могут рассчитывать на приток инвестиций и новые зарубежные займы на более выгодных условиях.

Однако, когда речь заходит о реальных рисках, надо иметь в виду, что на круг они могут и вырасти, если повышение рейтинга приведет к снижению порога ответственности заемщика. А на этот счет определенные основания для беспокойства имеются. На прошлой неделе ЦБ подбил платежный баланс по итогам первого полугодия. Выяснилось, что за шесть месяцев внешний долг федеральных органов власти действительно сократился на $3,3 млрд., долг субъектов Федерации остался без изменений. Но при этом задолженность банковской системы выросла на $3,4 млрд., побив по абсолютному уровню рекорд 1998 года. Долги же корпораций выросли аж на $7 млрд.

Причем надо заметить, что сегодня корпоративный долг достиг почти 40% в структуре суммарного долга России и является в этой структуре самой "жирной" статьей. По оценкам, более 3/4 оного связано с компаниями с большой долей госучастия. Более половины российского корпоративного долга приходится на один только "Газпром". Здесь неприятны две вещи. Во-первых, "Газпром" уже прибегал в отношениях с государствам к долговому шантажу и в момент решения вопроса о его реструктуризации, и в дискуссии о росте внутренних тарифов. Во-вторых, из экспресс-опроса специалистов следует, что в 2004 году при таком страновом рейтинге российские корпорации могут назанимать на внешнем рынке еще $30--50 млрд. А вот в состоянии ли будут отдать, если что-нибудь случится с ценами на нефть, специалисты не уверены.

Напомним, что, обсуждая новую редакцию закона о валютном регулировании, ЦБ настаивал на том, что по крайней мере госкомпании, осуществляя заимствования за рубежом, должны создавать внутри страны адекватные резервы. Наши корпорации, естественно, были против. Равно как и иностранные консультанты, пытавшиеся доказать ЦБ, что эти резервы помешают притоку инвестиций в страну. На наш взгляд, резервы как раз должны притоку способствовать, ибо в случае чего они эти инвестиции прогарантируют и помешают их оттоку.

Странно как-то получается. Мы им от всего сердца хотим помочь заткнуть бюджетную дыру, а они нас рейтингом искушают, да еще и резервировать не велят.

НИКИТА КИРИЧЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».