27 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Дорогие дороги"

Архивная публикация 2007 года: "Дорогие дороги"

Состояние дорог, как известно, является одним из ключевых препятствий для экономического роста нашей страны. О том, какие усилия предпринимаются властями для решения дорожных проблем, «Профилю» рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Олег БЕЛОЗЕРОВ.— Олег Валентинович, в Послании Федеральному собранию президент пообещал выделить дополнительно на строительство дорог в городах 100 млрд. рублей. Много это или мало? И сколько вообще необходимо средств, чтобы решить дорожную проблему в России?

— Мы проводили подобные расчеты, потребности для развития дорожной инфраструктуры составляют гигантскую сумму — более 50 трлн. рублей. Это те деньги, которые реально необходимы для того, чтобы отремонтировать все дороги, нуждающиеся в ремонте, и построить порядка 600 тыс. километров новых автодорог, которых сегодня не хватает России для обеспечения потребности в перевозках автотранспортом людей и грузов.

Но это отдаленная перспектива. Сегодня мы ставим более реальные задачи. Прежде всего — остановить разрушение действующей дорожной сети, привести ее в нормативное состояние. То есть решить проблемы с аварийностью российских дорог и с миллиардами рублей, замороженных в десятилетиями строящихся важнейших, имеющих общенациональное значение объектах. Например, с магистралью «Дон» да и другими магистральными дорогами, не справляющимися с транспортными потоками, о которых говорится в Послании президента. На эти цели и должны быть направлены упомянутые вами дополнительные 100 млрд. рублей.

— Теперь о наболевшем: о пробках на дорогах. Скажите, эта проблема, на ваш взгляд, имеет какое-нибудь решение?

— Представьте себе, только за первый квартал этого года рост продаж новых автомобилей по сравнению с прошлым годом составил примерно 70%. Существующая дорожная сеть просто не в состоянии обслужить такое количество транспортных средств. Естественно, это приводит к многочасовым заторам. Проблема вышла за границы городов. Зона повышенной перегрузки дорог движением простирается иногда на десятки километров от формальной границы города.

Решить эти проблемы, замкнувшись в границах городов, невозможно. Люди из пригородов ежедневно ездят на работу в город, многие горожане переехали за город на жительство. Огромные потоки тяжелых транзитных грузовых автомобилей в отсутствие обходных дорог вынуждены двигаться по улицам городов. Поэтому существенная часть выделяемых дополнительных средств будет направлена на развитие улично-дорожной сети городов, на строительство обходов населенных пунктов.

В 2007 году консолидированные расходы бюджета страны и субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство составляют около 470 млрд. рублей. И дополнительные 100 млрд. будут очень весомым вкладом в развитие дорог. Кроме того, деньги пойдут в развитие дорожной инфраструктуры. Мы должны готовить новые кадры, производственные ресурсы, в значительной степени утраченные за годы хронического недофинансирования дорожной отрасли. Так что проблема пробок на дорогах слишком глубокая и системная. Понадобятся время и наши совместные усилия, чтобы исправить ситуацию. Думаю, это произойдет в ближайшие семь лет.

— Поясните, в чем именно будут заключаться усилия Росавтодора?

— К решению проблемы пробок Росавтодор подходит комплексно. Сейчас многие участки дорог используются не только и не столько для проезда транспорта, как того требуют Правила дорожного движения. Дороги, проходящие в населенных пунктах, в пригородной зоне городов, у придорожных комплексов, обслуживают торговые и другие предприятия в качестве стоянки для их клиентов и мест разгрузки товаров. На дорогах устроено множество несанкционированных и необустроенных въездов с площадок, от магазинов, предприятий. В результате средняя скорость движения падает, возникают новые участки концентрации ДТП, в том числе с участием пешеходов. Росавтодор приводит дороги в соответствие с нормативными требованиями и в этой части. Осуществлена проверка размещения объектов придорожного сервиса и выездов с них на основные федеральные дороги, по результатам выдаются соответствующие предписания владельцам объектов, направляются обращения как в органы местного самоуправления, так и в прокуратуру. В результате в 2006 году ликвидировано 8,4 тыс. несанкционированных съездов с федеральных автодорог. Однако просто запретить въезд с таких объектов нельзя, ведь нужно обеспечить их дорожное обслуживание. Поэтому сейчас по ряду магистральных дорог готовятся программы упорядочения расположения съездов.

Но прежде всего для решения проблем пробок нужно повышать пропускную способность дорожной сети — расширять имеющиеся дороги, строить новые развязки, транспортные обходы, выезды из городов. Все это — ключевые задачи Росавтодора в области строительства, которые решаются как за счет средств федерального бюджета, так и при помощи механизмов частно-государственного партнерства.

— Вы имеете в виду строительство платных дорог?

— Да. Сегодня большая часть проектов строительства автомобильных дорог в местах, где интенсивность движения транспорта превысила все возможные нормативы, может реализовываться на концессионной основе.

Недавно приняты распоряжения правительства Российской Федерации о строительстве на подходах к Москве на концессионной основе дублеров автомобильных дорог Москва—Санкт-Петербург и Москва—Минск, рассматривается проект строительства Центральной кольцевой автодороги, которая поможет избавить Москву от транзитного транспорта. Реализация всех этих проектов, в успехе которых я не сомневаюсь, станет важным шагом к решению проблемы пробок в московском регионе.

Кроме того, концессионные проекты предполагают приход крупных иностранных компаний на рынок дорожного строительства, с ними придут и современные технологии. И не только в области строительства, где отечественные компании все чаще показывают высокую конкурентоспособность, но и в области корпоративного управления, менеджмента качества. Думаю, конкуренция и сотрудничество с западными подрядчиками будут способствовать улучшению качества строительства дорог в России.

— Учитывая высокую стоимость строительства дорог, насколько адекватной возможностям жителей России будет стоимость проезда по платным автодорогам?

— В проектах и бизнес-планах платных дорог размер предполагаемой платы за проезд определяется так, чтобы она не превышала выгод, которые получит пользователь, выбравший платный маршрут, от увеличения скорости доставки грузов и пассажиров, от снижения расходов на эксплуатацию и ремонт автомобилей.

Сейчас проводится первый концессионный конкурс на право строительства Западного скоростного диаметра. На конкурс подали заявки 4 консорциума крупных компаний, это свидетельствует о том, что наши расчеты вполне адекватны. Так что проезд по платным дорогам жителям России будет по карману.

— Какие механизмы вы видите для того, чтобы увеличить финансирование эксплуатации дорог?

— На сегодня важнейшей задачей в области оптимизации финансирования дорожных работ является переход к обеспечению финансирования содержания дорог в соответствии с нормативами. В бюджетном Послании президент указал четкий срок реализации этой задачи — 2011 год.

Цель подобной оптимизации — обеспечить такой уровень финансирования, который позволит нам сохранить действующую дорожную сеть, а в перспективе, с переходом на долгосрочное бюджетное планирование, даст возможность перейти к долгосрочным контрактам на содержание дорог. Предметом таких контрактов станет не ремонт конкретных ям и выбоин на дороге, а обеспечение потребительских свойств значительных участков дорог.

Подрядчик будет заинтересован проводить ремонт с использованием лучших материалов и технологий, ведь чем меньше ему придется чинить дорогу, тем больше денег он заработает. В результате в выигрыше будет потребитель, ведь он оценивает качество работы дорожников не по количеству ремонтных бригад на дороге, а по качеству дорожного покрытия.

— Что может сделать Росавтодор для того, чтобы российские дороги наконец перестали быть болевой точкой страны?

— Необходимо реформировать все стороны дорожного хозяйства, включая систему планирования, управления и финансирования дорожно-эксплуатационных работ. В первую очередь мы должны иметь возможность заключения долгосрочных контрактов в отрасли и как следствие долгосрочные гарантии качества выполненных работ со стороны подрядных организаций, а также систему эффективного контроля за их исполнением со стороны органов управления дорожным хозяйством.

— Между Росавтодором и представителями бизнеса есть понимание, как вместе прийти к лучшим результатам?

— Мы приходим к нему постепенно. Например, в конце мая — начале июня в Сочи состоится Первый международный транспортный форум, на котором мы сможем лучше обсудить все проблемы и выработать взаимоприемлемые решения.

— Что дает Росавтодору участие в подобных мероприятиях?

— Форум в Сочи — это авторитетная и масштабная площадка для демонстрации мощи транспортного потенциала России, а также профессионального обсуждения актуальных вопросов и проблем развития транспортной отрасли. Выставка «Транспорт России-2007» задумана как презентация ежегодных итогов работы отрасли в рамках реализации Транспортной федеральной целевой программы. Впервые в таком объеме и такой полноте будут представлены последние технические достижения в области всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры России. На выставке пройдет презентация ряда инфраструктурных проектов, которые будут включены в разрабатываемую Минтрансом новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 гг.». Наша задача — представить новые инвестиционные проекты, продемонстрировать результаты своей деятельности, заявить о своих планах.

Состояние дорог, как известно, является одним из ключевых препятствий для экономического роста нашей страны. О том, какие усилия предпринимаются властями для решения дорожных проблем, «Профилю» рассказал руководитель Федерального дорожного агентства Олег БЕЛОЗЕРОВ.— Олег Валентинович, в Послании Федеральному собранию президент пообещал выделить дополнительно на строительство дорог в городах 100 млрд. рублей. Много это или мало? И сколько вообще необходимо средств, чтобы решить дорожную проблему в России?

— Мы проводили подобные расчеты, потребности для развития дорожной инфраструктуры составляют гигантскую сумму — более 50 трлн. рублей. Это те деньги, которые реально необходимы для того, чтобы отремонтировать все дороги, нуждающиеся в ремонте, и построить порядка 600 тыс. километров новых автодорог, которых сегодня не хватает России для обеспечения потребности в перевозках автотранспортом людей и грузов.

Но это отдаленная перспектива. Сегодня мы ставим более реальные задачи. Прежде всего — остановить разрушение действующей дорожной сети, привести ее в нормативное состояние. То есть решить проблемы с аварийностью российских дорог и с миллиардами рублей, замороженных в десятилетиями строящихся важнейших, имеющих общенациональное значение объектах. Например, с магистралью «Дон» да и другими магистральными дорогами, не справляющимися с транспортными потоками, о которых говорится в Послании президента. На эти цели и должны быть направлены упомянутые вами дополнительные 100 млрд. рублей.

— Теперь о наболевшем: о пробках на дорогах. Скажите, эта проблема, на ваш взгляд, имеет какое-нибудь решение?

— Представьте себе, только за первый квартал этого года рост продаж новых автомобилей по сравнению с прошлым годом составил примерно 70%. Существующая дорожная сеть просто не в состоянии обслужить такое количество транспортных средств. Естественно, это приводит к многочасовым заторам. Проблема вышла за границы городов. Зона повышенной перегрузки дорог движением простирается иногда на десятки километров от формальной границы города.

Решить эти проблемы, замкнувшись в границах городов, невозможно. Люди из пригородов ежедневно ездят на работу в город, многие горожане переехали за город на жительство. Огромные потоки тяжелых транзитных грузовых автомобилей в отсутствие обходных дорог вынуждены двигаться по улицам городов. Поэтому существенная часть выделяемых дополнительных средств будет направлена на развитие улично-дорожной сети городов, на строительство обходов населенных пунктов.

В 2007 году консолидированные расходы бюджета страны и субъектов Российской Федерации на дорожное хозяйство составляют около 470 млрд. рублей. И дополнительные 100 млрд. будут очень весомым вкладом в развитие дорог. Кроме того, деньги пойдут в развитие дорожной инфраструктуры. Мы должны готовить новые кадры, производственные ресурсы, в значительной степени утраченные за годы хронического недофинансирования дорожной отрасли. Так что проблема пробок на дорогах слишком глубокая и системная. Понадобятся время и наши совместные усилия, чтобы исправить ситуацию. Думаю, это произойдет в ближайшие семь лет.

— Поясните, в чем именно будут заключаться усилия Росавтодора?

— К решению проблемы пробок Росавтодор подходит комплексно. Сейчас многие участки дорог используются не только и не столько для проезда транспорта, как того требуют Правила дорожного движения. Дороги, проходящие в населенных пунктах, в пригородной зоне городов, у придорожных комплексов, обслуживают торговые и другие предприятия в качестве стоянки для их клиентов и мест разгрузки товаров. На дорогах устроено множество несанкционированных и необустроенных въездов с площадок, от магазинов, предприятий. В результате средняя скорость движения падает, возникают новые участки концентрации ДТП, в том числе с участием пешеходов. Росавтодор приводит дороги в соответствие с нормативными требованиями и в этой части. Осуществлена проверка размещения объектов придорожного сервиса и выездов с них на основные федеральные дороги, по результатам выдаются соответствующие предписания владельцам объектов, направляются обращения как в органы местного самоуправления, так и в прокуратуру. В результате в 2006 году ликвидировано 8,4 тыс. несанкционированных съездов с федеральных автодорог. Однако просто запретить въезд с таких объектов нельзя, ведь нужно обеспечить их дорожное обслуживание. Поэтому сейчас по ряду магистральных дорог готовятся программы упорядочения расположения съездов.

Но прежде всего для решения проблем пробок нужно повышать пропускную способность дорожной сети — расширять имеющиеся дороги, строить новые развязки, транспортные обходы, выезды из городов. Все это — ключевые задачи Росавтодора в области строительства, которые решаются как за счет средств федерального бюджета, так и при помощи механизмов частно-государственного партнерства.

— Вы имеете в виду строительство платных дорог?

— Да. Сегодня большая часть проектов строительства автомобильных дорог в местах, где интенсивность движения транспорта превысила все возможные нормативы, может реализовываться на концессионной основе.

Недавно приняты распоряжения правительства Российской Федерации о строительстве на подходах к Москве на концессионной основе дублеров автомобильных дорог Москва—Санкт-Петербург и Москва—Минск, рассматривается проект строительства Центральной кольцевой автодороги, которая поможет избавить Москву от транзитного транспорта. Реализация всех этих проектов, в успехе которых я не сомневаюсь, станет важным шагом к решению проблемы пробок в московском регионе.

Кроме того, концессионные проекты предполагают приход крупных иностранных компаний на рынок дорожного строительства, с ними придут и современные технологии. И не только в области строительства, где отечественные компании все чаще показывают высокую конкурентоспособность, но и в области корпоративного управления, менеджмента качества. Думаю, конкуренция и сотрудничество с западными подрядчиками будут способствовать улучшению качества строительства дорог в России.

— Учитывая высокую стоимость строительства дорог, насколько адекватной возможностям жителей России будет стоимость проезда по платным автодорогам?

— В проектах и бизнес-планах платных дорог размер предполагаемой платы за проезд определяется так, чтобы она не превышала выгод, которые получит пользователь, выбравший платный маршрут, от увеличения скорости доставки грузов и пассажиров, от снижения расходов на эксплуатацию и ремонт автомобилей.

Сейчас проводится первый концессионный конкурс на право строительства Западного скоростного диаметра. На конкурс подали заявки 4 консорциума крупных компаний, это свидетельствует о том, что наши расчеты вполне адекватны. Так что проезд по платным дорогам жителям России будет по карману.

— Какие механизмы вы видите для того, чтобы увеличить финансирование эксплуатации дорог?

— На сегодня важнейшей задачей в области оптимизации финансирования дорожных работ является переход к обеспечению финансирования содержания дорог в соответствии с нормативами. В бюджетном Послании президент указал четкий срок реализации этой задачи — 2011 год.

Цель подобной оптимизации — обеспечить такой уровень финансирования, который позволит нам сохранить действующую дорожную сеть, а в перспективе, с переходом на долгосрочное бюджетное планирование, даст возможность перейти к долгосрочным контрактам на содержание дорог. Предметом таких контрактов станет не ремонт конкретных ям и выбоин на дороге, а обеспечение потребительских свойств значительных участков дорог.

Подрядчик будет заинтересован проводить ремонт с использованием лучших материалов и технологий, ведь чем меньше ему придется чинить дорогу, тем больше денег он заработает. В результате в выигрыше будет потребитель, ведь он оценивает качество работы дорожников не по количеству ремонтных бригад на дороге, а по качеству дорожного покрытия.

— Что может сделать Росавтодор для того, чтобы российские дороги наконец перестали быть болевой точкой страны?

— Необходимо реформировать все стороны дорожного хозяйства, включая систему планирования, управления и финансирования дорожно-эксплуатационных работ. В первую очередь мы должны иметь возможность заключения долгосрочных контрактов в отрасли и как следствие долгосрочные гарантии качества выполненных работ со стороны подрядных организаций, а также систему эффективного контроля за их исполнением со стороны органов управления дорожным хозяйством.

— Между Росавтодором и представителями бизнеса есть понимание, как вместе прийти к лучшим результатам?

— Мы приходим к нему постепенно. Например, в конце мая — начале июня в Сочи состоится Первый международный транспортный форум, на котором мы сможем лучше обсудить все проблемы и выработать взаимоприемлемые решения.

— Что дает Росавтодору участие в подобных мероприятиях?

— Форум в Сочи — это авторитетная и масштабная площадка для демонстрации мощи транспортного потенциала России, а также профессионального обсуждения актуальных вопросов и проблем развития транспортной отрасли. Выставка «Транспорт России-2007» задумана как презентация ежегодных итогов работы отрасли в рамках реализации Транспортной федеральной целевой программы. Впервые в таком объеме и такой полноте будут представлены последние технические достижения в области всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры России. На выставке пройдет презентация ряда инфраструктурных проектов, которые будут включены в разрабатываемую Минтрансом новую федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010—2015 гг.». Наша задача — представить новые инвестиционные проекты, продемонстрировать результаты своей деятельности, заявить о своих планах.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».