Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Двигатели для прогресса"

Над чем, собственно, и думают конструкторы двигателей всех известных автоконцернов. О результатах их мыслительной деятельности, воплощенных в последних моделях иномарок, наш рассказ.Более ста лет прошло с того момента, как немецкий инженер Карл Бенц впервые испугал публику, появившись на улице в необычной трехколесной повозке, которая, к изумлению толпы, двигалась без участия лошади. В движение чудо-повозку приводил первый в истории двигатель внутреннего сгорания.
У современных автолюбителей первый автомобильный двигатель вызвал бы в лучшем случае улыбку: тарахтя так, что некоторые благородные дамы падали в обморок, двигатель Бенца имел всего один цилиндр, обладал мощностью всего в 2 лошадиные силы и мог «разгонять» первый в мире автомобиль до скорости аж в 16 км/ч.
Наследники этого чуда тогдашней техники — двигатели современных машин — могут похвастаться гораздо более внушительными результатами.
Мотор большого города

Совершенствование «сердца» автомобиля может идти и идет сразу по нескольким направлениям: повышение мощности, снижение расхода горючего, уменьшение габаритов самого двигателя и т.д. Понятно, что в идеале все эти задачи должны решаться сразу. Однако не получается. В зависимости от типа и назначения машины инженеры обращают первоочередное внимание на разные цели. Так, если речь идет о спортивной модели, то в первую очередь совершенствования коснутся динамических (мощностных) показателей, а снижение потребления топлива отойдет на второй план. И наоборот, если модернизируется двигатель массовой недорогой модели, то главной задачей станет как раз повышение экономичности.
В сегменте самых доступных, так называемых городских автомобилей (то есть используемых прежде всего для поездок по загруженным городским трассам, где особо не погоняешь) производители продолжают оснащать свою продукцию малолитражными двигателями.
Дмитрий Балобаев, старший менеджер по продажам компании «Автоцентр Шкода», официального дилера Skoda в России: «Последние модели так называемых городских машин с более скромными по объему двигателями имеют ряд преимуществ. Прежде всего, они экономичны и потребляют гораздо меньше бензина, чем моторы машин среднего и представительского классов. Кроме того, они меньше загрязняют окружающую среду, что также немаловажно в условиях перенаселенного мегаполиса.
Ну а что касается кажущегося недостатка — небольшой мощности моторов таких машин, — то этот недостаток весьма спорен. Ведь большинство городских автомобилей имеют относительно легкий вес, с которым малолитражные моторы великолепно справляются, превращая машину в резвое и юркое транспортное средство».
Большинство последних новинок в сегменте так называемых городских автомобилей комплектуется моторами с рабочим объемом 1,0 —1,4 литра. Еще несколько лет назад такой мотор под капотом машины означал следующее: низкая, до 50 л.с., мощность, скорость разгона до 100 км/ч в лучшем случае достигала 20—25 секунд и, как результат, — плохие динамические свойства машины. Сейчас положение изменилось.
Так, настоящий хит последних продаж в России — автомобиль Skoda Fabia, оснащаемый двигателем с рабочим объемом в 1,4 литра, — способен развить скорость до 175 км/ч (что даже для загородной трассы более чем достаточно), но при этом весьма экономен — расходует на 100 км пути всего около 7 литров топлива. Стоит эта новинка, пришедшая недавно на смену популярной Skoda Felicia, от $9,4 тыс. (в базовой комплектации в «Автоцентре Шкода»).
Уникальный в своем классе двигатель имеет другая новинка российского рынка — машина Opel Corsa. Этот компактный городской автомобиль оснащается мотором с рабочим объемом всего 1,2 литра и благодаря ряду технических усовершенствований (например, улучшенной системе впрыска топлива) имеет весьма завидную мощность в 75 л.с. (это, например, на 5 л.с. больше, чем у самого распространенного 1,5-литрового мотора российских «Жигулей»). Благодаря такому мотору новая Corsa способна вести себя в городском потоке весьма динамично, разгоняясь с места до 100 км/ч за 13 секунд. Привлекательны и показатели экономичности нового мотора немецкой машины — 6,3 литра на 100 км в смешанном (город плюс загородная трасса) цикле. Цена новинки — $11,5—14 тыс.
Подвергли серьезной модификации «сердце» своей малолитражки Peugeot 206 и французские автопроизводители. На эту машину устанавливаются моторы так называемой серии TU, которые отличаются рядом усовершенствований — в частности, улучшенной системой зажигания, системой снижения трения поршневой группы, а также уменьшенной за счет применения новых, более легких материалов массой. В результате новый Peugeot при двигателе в 1,2 литра потребляет сущую малость — чуть более 5 литров на 100 км в смешанном режиме. И при этом разгоняется до 100 км/ч за 15 секунд. Цена Peugeot 206 — от $8,8 тыс.
До последней капли

Существенным снижением уровня потребления бензина отличаются и последние модели машин среднего класса, оснащенные двигателями в 1,6—2,2 литра.
Так, новинка от Nissan — Nissan Almera Tino с бензиновым двигателем объемом в 1,8 литра — сделана с использованием последних хитроумных технологий, призванных повысить уровень экономичности, а также экологичности нового мотора. Новый «движок» Nissan, в частности, оснащен системой так называемого вихревого контрольного клапана. Это устройство во время движения машины создает в камере сгорания двигателя дополнительные воздушные потоки, что способствует более полному сжиганию топлива и снижает токсичность выхлопа. В результате мотор мощностью в 114 л.с. потребляет в комбинированном цикле всего 7,8 литра на 100 км (еще пару лет назад движок такого класса «съедал» 9—10 литров), а его 60-литрового топливного бака хватит, чтобы доехать из Москвы до Санкт-Петербурга — более чем на 700 км. Цена новой Almera Tino — $20—25 тысяч.
Двигатели последних моделей Opel серии Ecotес оснащены компьютерной регулировкой системы впрыска. В результате такого активного вмешательства компьютерных «мозгов» расход топлива заметно уменьшается. Например, оснащенная новым 1,8-литровым мотором Opel Vectra при мощности в 125 л.с. потребует на преодоление 100-километровой дистанции в смешанном режиме всего около 8 литров горючего. Кроме того, двигатель оснащен системой так называемых двух валов противовращения, благодаря которым практически сведены к нулю создаваемые мотором вибрации. Цена нового Opel Ecotес — $18—20 тыс.
Эх, прокачу!

Не остались в стороне от общей страсти к совершенствованию и последние новинки в классе дорогих автомобилей, оснащаемые двигателями с объемом в 3—6 литров.
Прежде всего, конструкторы работают над тем, чтобы сделать мотор как можно более компактным. Если раньше цилиндры двигателя для компактности располагали не в один ряд, а в два, в форме буквы V, то сейчас некоторые производители пошли еще дальше, размещая основные агрегаты мотора уже в три ряда — в форме латинской W.
Таким мотором, например, оснащается новая модель Volkswagen Passat W8, продажи которой в России начнутся в самое ближайшее время.
Вадим Баранов, менеджер по поставкам компании «Диверс Моторс», официального дилера Volkswagen в России: «Новые конструктивные особенности W-образного двигателя существенно улучшают ряд потребительских качеств автомобиля. Теперь супермощный восьмицилиндровый двигатель не только занимает существенно меньше места в моторном отсеке, но и имеет намного меньшую массу. В результате оснащенная таким относительно легким и одновременно мощным мотором машина по своей динамике сравнима с настоящим ураганом».
Новый W-образный восьмицилиндровый двигатель Volkswagen Passat W8 имеет рабочий объем в 4 литра и мощность в 275 л.с. И хотя новый Volkswagen Passat, cкорее, не спортивный автомобиль, а машина представительского класса, она способна носиться по дорогам почти со скоростью ветра (в честь которого, собственно, и названа): до 100 км/ч она разгоняется за 6,9 секунды. Дополнительную устойчивость на дороге добавляет и полный привод, а также электронная противозаносная система, которыми оснащаются все машины новой марки. Ожидаемая цена Volkswagen Passat W8 составит $45—55 тыс.
Другая автомобильная новинка с W-образным двигателем — уже продающийся в России представительский седан Audi А8 6.0 W12. В моторе новинки в четыре ряда расположены уже не 8, а 12 цилиндров. Новая Audi позиционируется производителями как самая мощная в мире легковая машина. Действительно, мотор с объемом 6 литров имеет мощность в 420 л.с. Для разгона с 0 до100 км/ч новой Ауди А8 нужно всего 5,8 секунды, а до 200 км/ч — 20 секунд.
Ну а уже через 38 секунд этот автомобиль достигает своей максимальной скорости в 250 км/ч (в принципе, машина может ехать и быстрее, но ее максимальная скорость специально ограничена электроникой в целях безопасности). Цена новинки в столичных автосалонах в зависимости от комплектации составляет $90—120 тыс.
Вера Перунова, начальник отдела маркетинга и корпоративных коммуникаций компании «АЗР Автомобиль — звезда Руси», официального дилера Mercedes-Benz: «Какой русский не любит быстрой езды? Это замечание классика находит прямое отражение в состоянии российского автомобильного рынка. В России неизменным спросом пользуются спортивные машины, оснащенные двигателями с высокими динамическими показателями, которые совершенствуются год от года».
Одна из ярких новинок среди машин, предназначенных для езды с ветерком, — это новая модель Mercedes-Benz SL 500. Внешне обновленный вариант легендарного двухместного «мерса» отличается более плавными линиями, а также тем, что теперь при желании прокатиться с открытым верхом не нужно будет откручивать крышу гаечным ключом в гараже, а достаточно нажать кнопку — жесткий верх машины плавно уберется сам.
Однако главная «изюминка» авто — это новый двигатель. Он имеет объем в 5 литров (мощность 306 л.с.) и разгоняется до «сотни» всего за 6,3 секунды.
Усовершенствованы и системы безопасности. Машина, в частности, оснащена специальной электронной системой, способной, например, на крутом повороте притормаживать каждое из колес таким образом, чтобы избежать опасного заноса. А усовершенствованная тормозная система при экстренном торможении поможет водителю усилить давление на педаль тормоза (цена новинки, например, в компании «АЗР» — $80—90 тыс.).
Скоростные характеристики новой машины Mercedes-Benz SL 500 — не предел. Желающим иметь под собой еще более резвого «коня» адресована «тюнинговая» версия этого же автомобиля, Mercedes-Benz SL 55 AMG, которая появится на российском рынке в начале следующего года.
Объем ее двигателя увеличен до 5,5 литра, а мощность составляет 476 л.с. Обогнать такую машину, например, трогаясь со светофора, будет почти невозможно: она разгоняется до 100 км/ч за 4,7 секунды. Ожидаемая цена новинки в салоне «АЗР» $110 — 115 тыс.
Несвечной заводик

Мощный и экономичный бензиновый двигатель — это хорошо. Однако не стоит забывать и о существовании принципиально другого типа автомобильного мотора — дизельного. В последнее время эти двигатели совершенствуются настолько стремительно, что многие говорят чуть ли не о мировой дизельной революции.
Максим Петухов, директор компании «Алеа-Моторс», официального дилера Volkswagen в России: «В развитых странах спрос на дизельные двигатели постоянно растет. Например, в Европе уже около 40% машин имеют именно дизельные агрегаты. В России же — не более 5%. Впрочем, спрос на дизели неуклонно начинает расти и у нас».
Дизельный двигатель был изобретен в 1892 году немецким ученым Рудольфом Дизелем. Как известно, топливная смесь в этом типе мотора возгорается не с помощью свечей зажигания, а от сильного сжатия. Дизель имеет ряд преимуществ. Прежде всего — это экономичность. Расход топлива у дизельных моторов чуть ли не в два раза меньше бензиновых аналогов. Да и само по себе дизельное топливо дешевле бензина (в России эта разница составляет минимум 15%). Вдобавок к этому дизельные моторы считаются более долговечными и надежными, чем их бензиновые «собратья».
С другой стороны, к общепризнанным недостаткам дизелей относится более высокая стоимость (последние модели дизельных иномарок в среднем на $1—2 тысячи дороже аналогичных моделей с бензиновыми моторами). Также бытует мнение, что дизельный мотор недостаточно динамичен: опытные автолюбители знают, что машины с дизельными движками «туповаты» на разгон и в динамике уступают своим бензиновым конкурентам.
Впрочем, в последних новинках этот недостаток, похоже, успешно преодолевается.
Например, новейший дизельный двигатель Volkswagen 1,9 TDI (96 kWt), устанавливаемый на модели Volkswagen Golf, Golf Variant, Bora и Passat, отличается усовершенствованной системой впрыска топлива, которая повышает давление при впрыске горючего в цилиндры. В результате растет и мощность, и динамичность, и экономичность двигателя.
Новый дизельный движок Volkswagen имеет мощность 130 л.с. и способен разогнатьcя до 100 км/ч за 9,6 cекунды (переднеприводные модели Volkswagen Golf с механической коробкой переключения передач), что уже вполне соизмеримо с динамикой мощных бензиновых моторов. При этом такой движок «ест» почти в полтора-два раза меньше топлива, чем его бензиновый аналог (5,2 литра на 100 км в смешанном цикле). Средняя цена новых моделей Volkswagen Golf, Bora, Passat c двигателем 1,9 TDI (96 kWt), например, в салонах «Диверс Моторс» или «Алеа Моторс» составляет соответственно от $16,5, $18,5 и $22 тыс.
Другая примечательная дизельная новинка на российском авторынке — турбодизельный двигатель Nissan, устанавливаемый, в частности, на новейшую модель компактного внедорожника Nissan X-Trail. Этот мотор с рабочим объемом 2,2 литра отличается применением технологии непосредственного впрыска, при которой впрыск топлива осуществляется прямо в камеру сгорания, а не смешивается с воздухом вне цилиндра, как это происходит на обычных дизельных «движках».
Упомянутое нововведение позволило увеличить мощность двигателя (до 114 л.с.), а также снизить потребление топлива на 15%. Дизельный джип может разогнаться до 100 км/ч за 13 секунд, а расход у нового Nissan X-Trail (цена которого составляет около $30 тыс.) в комбинированном цикле равен 6,4 литра на 100 км. Таким образом, на одном 60-литровом баке можно «отмахать» почти 900 км, доехав без заправок, например, из Москвы до российско-финской границы.

Основные технические характеристики новых моделей иномарок, представленных в автосалонах Москвы

~0102~Марка, модель автомобиля~0102~Цена ($)~0102~Тип кузова, количество дверей/мест~0102~Цвет~0201~Двигатель~0201~Трансмиссия~1701~Комплектация~0102~Фирма-продавец, телефон
Тип*Число цилиндров — рабочий объем (куб. см.) — мощность (л. с.)Привод **Коробка передач ***АБСПодушка безопасностиГидроусилитель руляРегулируемая рулевая колонкаОхранная системаИммобилайзерЦентральный замокКондиционерКлимат-контрольАудиосистемаКруиз-контрольКожаный салонЭлектрический привод зеркалЭлектрические стеклоподъемникиПодогрев сиденийЛюк в крышеЛегкосплавные диски
Mercedes-Benz S320L91 200Седан 4/5CеребристыйБ6 — 3199 — 226ЗА*******~*******~*ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933—66—16
Mercedes-Benz SLK230 K46 000Родстер 2/2СинийБ4 — 2299 — 196ЗА*****************ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933—66—16
Mercedes-Benz МL 270 CDI56 600Внедорожник 5/5Изумрудно-черныйД5 — 2699 — 1644х4А*******~*********ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933—66—16
Mercedes-Benz С L200K45 800Купе 3/4СеребристыйБ4 — 1997 — 164ЗА*****************ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933-66-16
Mercedes-Benz С 32 AMG78 600Седан 4/5CеребристыйБ6 — 3199 — 359ЗА*****************ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933—66—16
Mercedes-Benz ML270CDI54 800Внедорожник 5/5СеребристыйД5 — 2699 — 163ЗА*******~*********ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933—66—16
Mercedes-Benz СLK32065 200Купе 2/4CеребристыйБ6 — 3199 — 226ЗА*****************ЗАО «АЗР Автомобиль — звезда Руси» 933—66—16
Skoda Fabia Basic 1,08000Хэтчбек 5/5На выборБ4 — 1000 — 50ПМ~~~*~*~~~~~~~~~~~«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Skoda Fabia Сlassic 1,49450Хэтчбек 5/5На выборБ4 — 1400 — 60ПМ~***~*~~~~~~~~~~~«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Skoda Fabia Сombi 1,452 900Комби 5/5На выборБ4 — 1400 — 60ПМ~***~*~~~~~~~~~~~«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Skoda Fabia Sedan 1,460 900Хэтчбек 5/5На выборБ4 — 1400 — 60ПМ~~**~*~~~~~~~~~~~«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Skoda Octavia Сlassic 1,630 900Седан 5/5На выборБ4 — 1600 — 75ПМ~~**~*~~~~~~~~~~~«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Skoda Octavia Ambiente 1,639 900Хэтчбек 5/5На выборБ4 — 1600 — 101ПМ~*****~~*~~**~~~~«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Skoda Octavia Eleganse 1,868 200Хэтчбек 5/5На выборБ4 — 1600 — 150ПМ~***~***~*~~**~~*«Автоцентр Шкода» 788—68—68
Volkswagen Golf 1,414 970Хэтчбек 5/5ЧерныйБ4 — 1398 — 75ПМ****~*~*~~~~~~~~~«Диверс Моторс» 788—07—78
Volkswagen Polo Classic 1,613 350Седан, 4/5Серебристый, Темно-серый, ЧерныйБ4 — 1596 — 101ПМ****~*~*~4 динамика~~**~~~«Диверс Моторс» 788—07—78
Volkswagen Golf 1,9ТDI16950Хэтчбек 5/5CеребристыйД4 — 1898 — 110ПМ*******~*~~~***~~«Алеа-Моторс» 903—03—73, 903—11—74
Volkswagen Bora 1,619 500Хэтчбек 5/5На выборБ4 — 1595 — 102ПА*******~*~~~***~~«Алеа-Моторс» 903—03—73, 903—11—74
Volkswagen Bora 1,618 270Седан, 4/5СинийБ4 — 1596 — 101ПМ****~**~*~~~***~~«Диверс Моторс» 788—07—78
Volkswagen Passat 1,8T Tiptronic26 560Седан, 4/5Cиний, Серебристый, Бежевый, ЗеленыйТБ6 — 1798 — 150ПА*******~*~~~***~~«Диверс Моторс» 788—07—78
Volkswagen Passat 1,8T22 980Седан, 4/5На выборТБ4 — 1798 — 150ПМ****~**~*~~~***~~«Диверс Моторс» 788—07—78
Volkswagen Passat 1,8T29 280Седан, 4/5Синий, Зеленый, СеребристыйТБ4 — 1798 — 150ПМ********~********«Диверс Моторс» 788—07—78
Volkswagen Passat 1,9TDI23 350Седан, 4/5ЧерныйД4 — 1898 — 130ПМ*******~**~~**~~~«Алеа-Моторс» 903—03—73, 903—11—74
Volkswagen Passat 1,8T25 950Седан, 4/5ОливковыйБ4 — 1781 — 150ПА*******~*~~****~~«Алеа-Моторс» 903—03—73, 903—11—74
Volkswagen Sharan 1,8 T28 980Мини-вэн, 5/5Серебристый, темно-синий, черныйБ4 — 1798 — 150ПМ********~~~~***~~«Диверс Моторс» 788—07—78

* Б — бензиновый с впрыском, ТБ — бензиновый с турбонаддувом, БК — бензиновый с компрессором, Д — дизельный, ТД — дизельный с турбонаддувом.

** П — передний, З — задний, 4х4 — полный.

*** М — механическая, А — автоматическая.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK