25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Дьявол в доме"

Архивная публикация 2006 года: "Дьявол в доме"

У свекровей и тещ дурная слава — и неспроста. В разных культурах, как показывают исторические данные и исследования, проведенные по всему миру — от Германии до Индии, — свекрови и тещи одинаково портят жизнь своим невесткам и зятьям. Похоже, ученые-эволюционисты теперь знают, почему это происходит. «Свекровью» в Германии называют медицинскую скобку, которая четырьмя острыми крючками скрепляет эластичный бинт. «Свекровкиным креслом» прозвали колючую маммилярию, кактус. А острые листья другого комнатного растения, сансевиерии, широко известны как «свекровкин язык».

В каждой свекрови есть что-то от бестии — таково представление, прочно закрепившееся в головах у людей. Это находит свое отражение во множестве шуток и анекдотов, вроде такого: «Почему свекрови не попадают на небеса? — Потому что драконы так высоко не летают».

В качестве причины распада семьи 7% разведенных женщин называют ведьму, скрывающуюся под обличьем матери мужа, пишет в своей книге «Дорогая, злая свекровь»* психоаналитик из Берлина Эва Егги. Что характерно, 93% мужчин находили вполне дружелюбные определения для матерей своих бывших супруг, в то время как даже половина женщин не могла заставить себя произнести хоть что-то хорошее про свекровь. Чаще всего звучали такие эпитеты, как «метелка», «змея», «ворчливая коза».

«В подавляющем большинстве случаев, — поясняет Егги, — проблемы с матерями супругов бывают у женщин, а не у мужчин. В литературе тоже доминирует сюжет о злой свекрови и нелюбимой невестке. Только в прошлом году на экраны вышли сразу три фильма, где смакуются затяжные бабские бои на семейных фронтах. Самый драматичный из них — «Если свекровь — монстр», в нем Джейн Фонда мучает, бьет и обманывает избранницу своего сына, которую играет Дженнифер Лопес.

Реальная жизнь подтверждает то, о чем нам рассказывают произведения искусства. Это теперь хорошо знает Рут Галль, которая более 10 лет назад основала в Аугсбурге первую в Германии группу психологической взаимопомощи для невесток. Десятки тысяч женщин рассказывали там о своих бедах. «Фантазия, с какой свекрови придумывают способы, чтобы отделаться от нас, постылых бабенок, мешающих им жить, поистине безгранична», — подытоживает Галль.

Так, невесткам приходилось выслушивать от свекровей определения вроде «грязная свинья», «стерва, помешанная на сексе», «алчная дрянь». Мать мужа может вскрывать невесткины письма, проверять, сколько денег она снимает со счета, отравлять ее цветы и рвать белье, которое сушится на веревке. Галль известны даже случаи, когда «милая мамочка подстраивала разбойное нападение на невестку и даже нанимала киллера, чтобы ее устранить».

Исследователи подтверждают слова Галль: дурная слава, закрепившаяся за свекровями, — это не просто фольклор. Корень конфликтов с невестками уходит в глубины эволюционного наследия человека. «Почти всюду и всегда эти отношения бывают натянутыми, как минимум на «подкожном» уровне», — говорит Эккарт Фоланд, социобиолог Университета Гисена.

Недавно опубликованная Фоландом в соавторстве с другими учеными книга «Свекрови и тещи»**, рассказывающая об эволюции «института бабушек», полностью развенчивает образ уютной доброй бабули с пучком седых волос и вязаньем на коленях. Новейшие исследования показали: подчас страдают даже внуки. В Гамбии и Японии, Эфиопии и Германии бабушкам со стороны отца, как правило, довольно безразличны его дети. Более того, бабуля может даже принести в дом смерть. К такому заключению пришли Фоланд и эволюционист Ян Байзе на основе исследования 23 тыс. семей сельскохозяйственных рабочих в Круммгерне, области в Восточной Фрисландии. Анализ церковных книг ХVIII—ХIХ веков показал: мертворожденных детей было больше в тех молодых семьях, которые жили рядом с бабушкой со стороны отца. Если же самой бабули уже не было в живых, дети рождались мертвыми намного реже. Никто и не предполагал, сколько правды заключено в старинной поговорке «Мать мужа — дьявол в доме».

Как такое возможно? — спросили себя исследователи. Ведь и бабки, и деды должны быть, собственно говоря, заинтересованы в том, чтобы все их дети — и сыновья, и дочери — прилежно производили и выращивали здоровое потомство, необходимое для продолжения рода.

Ответ на этот вопрос можно получить, если разгадать еще более сложную загадку: зачем вообще женщина так долго живет бесплодной? Более трети своей жизни женщины существуют на земле, будучи неспособными производить потомство. Даже шимпанзе, ближайшие родственники человека, не живут до старости бесполезной с точки зрения размножения жизнью. Но возьмем, например, китов — их самки могут достичь 80 или даже 90 лет, а ведь к этому моменту с рождения их последнего детеныша проходит уже не меньше четырех десятилетий.

Собственно говоря, наиболее полезной для эволюции была бы женская особь, способная рожать детей до самой смерти. Тогда бы все ее потомки обладали геном постоянной плодовитости и передавали его своим потомкам. Через много поколений носители этого гена выиграли бы эволюционную борьбу против других, неплодовитых, видов благодаря одной своей многочисленности.

Ответ на эту загадку известен под названием «гипотеза бабки». Согласно этой гипотезе женщины только выигрывают от того, что в последнюю треть своей жизни им приходится отказываться от отнимающих все физические силы беременностей и вскармливания детей. Потому что тогда женщины могут посвятить свои силы, знания и время внукам, которые благодаря этому выживут и продолжат род. Так бабки обеспечивают передачу своих генов следующему поколению — и оправдывают свою долгую жизнь, считает канадский исследователь китов Ланс Барретт-Леннар.

Желая узнать, где кроются эволюционные корни роли женщины как бабушки, антропологи предпочитают исследовать современные кланы. Потому что в Папуа-Новой Гвинее или Танзании люди живут сейчас так же, как они жили тысячи лет назад, занимаясь охотой, собирательством или земледелием.

В результате таких исследований «гипотеза бабки» получила множество подтверждений. Первое из них было найдено уже в начале 90-х годов американским антропологом Кирстен Хоукс. Она установила, что дети танзанийского племени хадза, занимающегося охотой и собирательством, росли здоровыми в условиях саванны лишь тогда, когда их бабки искали для них коренья.

У детей народа оромо (Южная Эфиопия) шансы выжить тоже повышаются главным образом в тех случаях, когда о них заботится бабушка. Такие результаты дало недавнее исследование, целью которого было установить роль бабки в семье. При этом старая женщина вовсе не обязательно ухаживает за малышами, установили британские исследовательницы Рут Мейс и Маири Гибсон. Наоборот, она берет на себя тяжелую работу по дому, освобождая от нее мать: мелет маис, собирает хворост, таскает воду.

Насколько важна роль бабушки, доказала финский биолог Миркка Лахденперя из Университета Турку: чем дольше живет после менопаузы бабушка, тем больше у нее появляется потомков, которые продолжат род, — как показал анализ исторических данных по демографии сельских местностей Финляндии и Канады, у нее рождаются примерно два внука каждые десять лет. Если молодые родители чувствовали поддержку бабки, они раньше начинали заводить детей, сокращали периоды между зачатиями, а у внуков было больше шансов выжить. Если же умирал дед, то на число детей это влияния не оказывало.

«Эффект бабушки» можно даже использовать при оказании помощи развивающимся странам, утверждает экономист Эстер Дуфло из Массачусетского института технологий. Она выяснила, что пенсия по старости, выплачиваемая в Южной Африке чернокожим беднякам, почти полностью уходит на поддержание здоровья внуков. Но речь идет только о пенсии бабушки. Что касается денег деда, то внукам из них не достается ни гроша. Особенно благотворно бабушкина забота сказывается на девочках: обычно слабенькие и страдающие от недоедания, они, вырастая, вдруг превращаются в статных девушек.

Перетекание денег от старшего поколения к младшему имеет большое значение и в Германии: по крайней мере еще в 90-х годах 40% людей старше 70 баловали своих внуков, выделяя им в среднем около 1500 евро в год. А Немецкий институт молодежи установил, что бабушка играет важную роль в воспитании каждого второго ребенка дошкольного или школьного возраста. «Когда люди принимают решение о том, рожать ли им ребенка, эти частные формы взаимопомощи в семье зачастую для них важнее, чем возможности присмотра за ребенком, которые предлагаются государством и обществом», — говорится в документах о ходе обсуждения недавнего доклада правительства о положении престарелых людей.

«Наличие бабушки существенно повышает шансы ребенка на выживание, — считает Ян Байзе из Института им. Макса Планка по демографическим исследованиям в Ростоке. — Хотя в основном это относится к бабушкам по материнской линии». Во всех случаях, когда исследователи обращали внимание на высокий уровень благополучия внуков, выяснялось, что о них заботятся именно мамины мамы.

Например, у народа оромо прилежная помощница бабушка предпочитает навещать семью дочери в соседней деревне, чем семью сына, живущего поблизости. Если бабушка жива, дети ее дочери вырастают более здоровыми, а главное, у них больше шансов пережить три первых, самых трудных, года в своей жизни в местности со скудной растительностью, при постоянной нехватке воды. Что касается детей, живущих в непосредственной близости от родителей отца, то они даже испытывают повышенный риск умереть в младенческом возрасте.

Похожие наблюдения сделал и Байзе, исследовав данные из Квебека, относящиеся к ХVIII—ХIХ векам, когда этот регион только начал заселяться. «Из всех бабушек и дедушек по-настоящему помогала молодой семье одна лишь бабка со стороны матери», — рассказывает он. И это была серьезная помощь: бабушка спасала от обычной для тех времен ранней смерти каждого третьего годовалого малыша и примерно каждого четвертого или пятого ребенка двух лет.

Примерно в год и три месяца детей отнимали от груди, и здесь, как считает Байзе, не обходилось без знаний и опыта бабушки. «Возможно, она брала на себя заботу о ребенке, в то время как мать постепенно возвращалась к своим обычным делам».

В современном индустриальном обществе грудные дети умирают очень редко. Однако эволюционное наследие сказывается на семейных отношениях в Германии и сегодня, считает психолог Харальд Ойлер из Университета Касселя. Проведенный им опрос показал, что больше всех о внуках заботится бабка по материнской линии, за ней следует ее муж, и только потом — бабка со стороны отца. При этом не имеет значения, как далеко от внуков живут бабушки и дедушки.

Обычно бабушка дарит детям своей дочери больше подарков и проводит с ними больше времени, чем с детьми сына, она также, как правило, бывает готова, если необходимо, усыновить ребенка. Это сказывается и на отношении внуков: только 12—14% опрошенных сказали, что больше любят бабушку со стороны отца. Чаще всего ее называют просто «другая бабушка» или «бабушка из Ганновера», в то время как мамина мама — это «бабуля» или «любимая бабушка».

Что же происходит со свекровями? Почему они предпочитают помогать дочерям, а не невесткам? Ответ, считают эволюционисты, кроется в древней мужской проблеме — неуверенности в своем отцовстве: «ребенок мамин и, возможно, папин». Так, бабушка может быть уверена, что ребенок дочери несет ее гены. Но разве можно быть уверенной в том, что невестка не принесла в семью кукушкина ребенка? Зачем вкладывать силы в это существо? Одного этого хватает для вечного недоверия между свекровью и невесткой.

Однако в Круммгерне, о котором мы рассказывали выше, царила строгая кальвинистская атмосфера. «Свекрови могли быть абсолютно уверены в том, что жены их сыновей не подкинут им в гнездо кукушонка», — говорит социобиолог Фоланд. А большое число мертворожденных детей и высокую детскую смертность он объясняет тем, что родители молодых мужчин не слишком-то заботились о здоровье невесток: умрет одна — найдется другая. Так что невестка идеально подходила для тяжелой работы по дому — часто в ущерб ее здоровью. «Ну скажите честно, — рассуждает Фоланд, — когда весной надо выгонять стадо на выпас, кого вы пошлете — вашу беременную дочь или вашу беременную невестку?»

Ну а если случайно один ребенок рождался мертвым, потому что мать не выдерживала постоянной физической и психологической нагрузки — что ж, не беда. Она ведь снова забеременеет. Исследование, проведенное среди индийских бенгальцев, показало, что свекрови и правда научились повышать плодовитость своих невесток — за счет их здоровья.

Но неужели биология действительно определяет жесткость или мягкость отношения свекрови к невестке? Или эволюционисты переоценивают значение своих толкований эволюционного процесса?

Психотерапевт Егги считает, что больше всего усложняют отношения свекрови и невестки структура современной семьи и ее проблемы. Так, супруга сына попадает в самый центр «сложного переплетения чувств». «При определенных обстоятельствах невестка становится заложницей противоречий, существовавших до ее появления между свекровью и ее дочкой», — отмечает Егги.

«Я не считаю биологическое объяснение неправильным», — говорит Мартин Коли, социолог Европейского института высшей школы во Флоренции. Однако существует и «крайне убедительное» социологическое толкование явления: «Ожидается, что если женщине нужна помощь с детьми, она обратится к самому близкому ей человеку. А это с гораздо большей вероятностью будет ее родная мать, чем свекровь».

Таким образом, проблема кроется не в свекровях, а в невестках: они просто не подпускают «бабушку из Ганновера» к своим драгоценным чадам. А если бабушке что-то разрешили, значит, она просто обязана это делать.

Данную гипотезу подтверждает случай, произошедший в Берлине: пожилая женщина, безнадежно поссорившаяся с сыном, взяла к себе его беременную жену. Родился ребенок, и она помогает его растить. Но действительно ли это ее внук? Сама пожилая женщина признает, что была бы не прочь узнать результаты теста на отцовство.

* Эва Егги. «Дорогая, злая свекровь». Дюссельдорф, издательство «Вальтер».

** Эккарт Фоланд, Атанасиос Казиотис, Вульф Шифенхефель. «Свекрови и тещи». Нью-Брансвик, Рутгерс-университет.

У свекровей и тещ дурная слава — и неспроста. В разных культурах, как показывают исторические данные и исследования, проведенные по всему миру — от Германии до Индии, — свекрови и тещи одинаково портят жизнь своим невесткам и зятьям. Похоже, ученые-эволюционисты теперь знают, почему это происходит. «Свекровью» в Германии называют медицинскую скобку, которая четырьмя острыми крючками скрепляет эластичный бинт. «Свекровкиным креслом» прозвали колючую маммилярию, кактус. А острые листья другого комнатного растения, сансевиерии, широко известны как «свекровкин язык».

В каждой свекрови есть что-то от бестии — таково представление, прочно закрепившееся в головах у людей. Это находит свое отражение во множестве шуток и анекдотов, вроде такого: «Почему свекрови не попадают на небеса? — Потому что драконы так высоко не летают».

В качестве причины распада семьи 7% разведенных женщин называют ведьму, скрывающуюся под обличьем матери мужа, пишет в своей книге «Дорогая, злая свекровь»* психоаналитик из Берлина Эва Егги. Что характерно, 93% мужчин находили вполне дружелюбные определения для матерей своих бывших супруг, в то время как даже половина женщин не могла заставить себя произнести хоть что-то хорошее про свекровь. Чаще всего звучали такие эпитеты, как «метелка», «змея», «ворчливая коза».

«В подавляющем большинстве случаев, — поясняет Егги, — проблемы с матерями супругов бывают у женщин, а не у мужчин. В литературе тоже доминирует сюжет о злой свекрови и нелюбимой невестке. Только в прошлом году на экраны вышли сразу три фильма, где смакуются затяжные бабские бои на семейных фронтах. Самый драматичный из них — «Если свекровь — монстр», в нем Джейн Фонда мучает, бьет и обманывает избранницу своего сына, которую играет Дженнифер Лопес.

Реальная жизнь подтверждает то, о чем нам рассказывают произведения искусства. Это теперь хорошо знает Рут Галль, которая более 10 лет назад основала в Аугсбурге первую в Германии группу психологической взаимопомощи для невесток. Десятки тысяч женщин рассказывали там о своих бедах. «Фантазия, с какой свекрови придумывают способы, чтобы отделаться от нас, постылых бабенок, мешающих им жить, поистине безгранична», — подытоживает Галль.

Так, невесткам приходилось выслушивать от свекровей определения вроде «грязная свинья», «стерва, помешанная на сексе», «алчная дрянь». Мать мужа может вскрывать невесткины письма, проверять, сколько денег она снимает со счета, отравлять ее цветы и рвать белье, которое сушится на веревке. Галль известны даже случаи, когда «милая мамочка подстраивала разбойное нападение на невестку и даже нанимала киллера, чтобы ее устранить».

Исследователи подтверждают слова Галль: дурная слава, закрепившаяся за свекровями, — это не просто фольклор. Корень конфликтов с невестками уходит в глубины эволюционного наследия человека. «Почти всюду и всегда эти отношения бывают натянутыми, как минимум на «подкожном» уровне», — говорит Эккарт Фоланд, социобиолог Университета Гисена.

Недавно опубликованная Фоландом в соавторстве с другими учеными книга «Свекрови и тещи»**, рассказывающая об эволюции «института бабушек», полностью развенчивает образ уютной доброй бабули с пучком седых волос и вязаньем на коленях. Новейшие исследования показали: подчас страдают даже внуки. В Гамбии и Японии, Эфиопии и Германии бабушкам со стороны отца, как правило, довольно безразличны его дети. Более того, бабуля может даже принести в дом смерть. К такому заключению пришли Фоланд и эволюционист Ян Байзе на основе исследования 23 тыс. семей сельскохозяйственных рабочих в Круммгерне, области в Восточной Фрисландии. Анализ церковных книг ХVIII—ХIХ веков показал: мертворожденных детей было больше в тех молодых семьях, которые жили рядом с бабушкой со стороны отца. Если же самой бабули уже не было в живых, дети рождались мертвыми намного реже. Никто и не предполагал, сколько правды заключено в старинной поговорке «Мать мужа — дьявол в доме».

Как такое возможно? — спросили себя исследователи. Ведь и бабки, и деды должны быть, собственно говоря, заинтересованы в том, чтобы все их дети — и сыновья, и дочери — прилежно производили и выращивали здоровое потомство, необходимое для продолжения рода.

Ответ на этот вопрос можно получить, если разгадать еще более сложную загадку: зачем вообще женщина так долго живет бесплодной? Более трети своей жизни женщины существуют на земле, будучи неспособными производить потомство. Даже шимпанзе, ближайшие родственники человека, не живут до старости бесполезной с точки зрения размножения жизнью. Но возьмем, например, китов — их самки могут достичь 80 или даже 90 лет, а ведь к этому моменту с рождения их последнего детеныша проходит уже не меньше четырех десятилетий.

Собственно говоря, наиболее полезной для эволюции была бы женская особь, способная рожать детей до самой смерти. Тогда бы все ее потомки обладали геном постоянной плодовитости и передавали его своим потомкам. Через много поколений носители этого гена выиграли бы эволюционную борьбу против других, неплодовитых, видов благодаря одной своей многочисленности.

Ответ на эту загадку известен под названием «гипотеза бабки». Согласно этой гипотезе женщины только выигрывают от того, что в последнюю треть своей жизни им приходится отказываться от отнимающих все физические силы беременностей и вскармливания детей. Потому что тогда женщины могут посвятить свои силы, знания и время внукам, которые благодаря этому выживут и продолжат род. Так бабки обеспечивают передачу своих генов следующему поколению — и оправдывают свою долгую жизнь, считает канадский исследователь китов Ланс Барретт-Леннар.

Желая узнать, где кроются эволюционные корни роли женщины как бабушки, антропологи предпочитают исследовать современные кланы. Потому что в Папуа-Новой Гвинее или Танзании люди живут сейчас так же, как они жили тысячи лет назад, занимаясь охотой, собирательством или земледелием.

В результате таких исследований «гипотеза бабки» получила множество подтверждений. Первое из них было найдено уже в начале 90-х годов американским антропологом Кирстен Хоукс. Она установила, что дети танзанийского племени хадза, занимающегося охотой и собирательством, росли здоровыми в условиях саванны лишь тогда, когда их бабки искали для них коренья.

У детей народа оромо (Южная Эфиопия) шансы выжить тоже повышаются главным образом в тех случаях, когда о них заботится бабушка. Такие результаты дало недавнее исследование, целью которого было установить роль бабки в семье. При этом старая женщина вовсе не обязательно ухаживает за малышами, установили британские исследовательницы Рут Мейс и Маири Гибсон. Наоборот, она берет на себя тяжелую работу по дому, освобождая от нее мать: мелет маис, собирает хворост, таскает воду.

Насколько важна роль бабушки, доказала финский биолог Миркка Лахденперя из Университета Турку: чем дольше живет после менопаузы бабушка, тем больше у нее появляется потомков, которые продолжат род, — как показал анализ исторических данных по демографии сельских местностей Финляндии и Канады, у нее рождаются примерно два внука каждые десять лет. Если молодые родители чувствовали поддержку бабки, они раньше начинали заводить детей, сокращали периоды между зачатиями, а у внуков было больше шансов выжить. Если же умирал дед, то на число детей это влияния не оказывало.

«Эффект бабушки» можно даже использовать при оказании помощи развивающимся странам, утверждает экономист Эстер Дуфло из Массачусетского института технологий. Она выяснила, что пенсия по старости, выплачиваемая в Южной Африке чернокожим беднякам, почти полностью уходит на поддержание здоровья внуков. Но речь идет только о пенсии бабушки. Что касается денег деда, то внукам из них не достается ни гроша. Особенно благотворно бабушкина забота сказывается на девочках: обычно слабенькие и страдающие от недоедания, они, вырастая, вдруг превращаются в статных девушек.

Перетекание денег от старшего поколения к младшему имеет большое значение и в Германии: по крайней мере еще в 90-х годах 40% людей старше 70 баловали своих внуков, выделяя им в среднем около 1500 евро в год. А Немецкий институт молодежи установил, что бабушка играет важную роль в воспитании каждого второго ребенка дошкольного или школьного возраста. «Когда люди принимают решение о том, рожать ли им ребенка, эти частные формы взаимопомощи в семье зачастую для них важнее, чем возможности присмотра за ребенком, которые предлагаются государством и обществом», — говорится в документах о ходе обсуждения недавнего доклада правительства о положении престарелых людей.

«Наличие бабушки существенно повышает шансы ребенка на выживание, — считает Ян Байзе из Института им. Макса Планка по демографическим исследованиям в Ростоке. — Хотя в основном это относится к бабушкам по материнской линии». Во всех случаях, когда исследователи обращали внимание на высокий уровень благополучия внуков, выяснялось, что о них заботятся именно мамины мамы.

Например, у народа оромо прилежная помощница бабушка предпочитает навещать семью дочери в соседней деревне, чем семью сына, живущего поблизости. Если бабушка жива, дети ее дочери вырастают более здоровыми, а главное, у них больше шансов пережить три первых, самых трудных, года в своей жизни в местности со скудной растительностью, при постоянной нехватке воды. Что касается детей, живущих в непосредственной близости от родителей отца, то они даже испытывают повышенный риск умереть в младенческом возрасте.

Похожие наблюдения сделал и Байзе, исследовав данные из Квебека, относящиеся к ХVIII—ХIХ векам, когда этот регион только начал заселяться. «Из всех бабушек и дедушек по-настоящему помогала молодой семье одна лишь бабка со стороны матери», — рассказывает он. И это была серьезная помощь: бабушка спасала от обычной для тех времен ранней смерти каждого третьего годовалого малыша и примерно каждого четвертого или пятого ребенка двух лет.

Примерно в год и три месяца детей отнимали от груди, и здесь, как считает Байзе, не обходилось без знаний и опыта бабушки. «Возможно, она брала на себя заботу о ребенке, в то время как мать постепенно возвращалась к своим обычным делам».

В современном индустриальном обществе грудные дети умирают очень редко. Однако эволюционное наследие сказывается на семейных отношениях в Германии и сегодня, считает психолог Харальд Ойлер из Университета Касселя. Проведенный им опрос показал, что больше всех о внуках заботится бабка по материнской линии, за ней следует ее муж, и только потом — бабка со стороны отца. При этом не имеет значения, как далеко от внуков живут бабушки и дедушки.

Обычно бабушка дарит детям своей дочери больше подарков и проводит с ними больше времени, чем с детьми сына, она также, как правило, бывает готова, если необходимо, усыновить ребенка. Это сказывается и на отношении внуков: только 12—14% опрошенных сказали, что больше любят бабушку со стороны отца. Чаще всего ее называют просто «другая бабушка» или «бабушка из Ганновера», в то время как мамина мама — это «бабуля» или «любимая бабушка».

Что же происходит со свекровями? Почему они предпочитают помогать дочерям, а не невесткам? Ответ, считают эволюционисты, кроется в древней мужской проблеме — неуверенности в своем отцовстве: «ребенок мамин и, возможно, папин». Так, бабушка может быть уверена, что ребенок дочери несет ее гены. Но разве можно быть уверенной в том, что невестка не принесла в семью кукушкина ребенка? Зачем вкладывать силы в это существо? Одного этого хватает для вечного недоверия между свекровью и невесткой.

Однако в Круммгерне, о котором мы рассказывали выше, царила строгая кальвинистская атмосфера. «Свекрови могли быть абсолютно уверены в том, что жены их сыновей не подкинут им в гнездо кукушонка», — говорит социобиолог Фоланд. А большое число мертворожденных детей и высокую детскую смертность он объясняет тем, что родители молодых мужчин не слишком-то заботились о здоровье невесток: умрет одна — найдется другая. Так что невестка идеально подходила для тяжелой работы по дому — часто в ущерб ее здоровью. «Ну скажите честно, — рассуждает Фоланд, — когда весной надо выгонять стадо на выпас, кого вы пошлете — вашу беременную дочь или вашу беременную невестку?»

Ну а если случайно один ребенок рождался мертвым, потому что мать не выдерживала постоянной физической и психологической нагрузки — что ж, не беда. Она ведь снова забеременеет. Исследование, проведенное среди индийских бенгальцев, показало, что свекрови и правда научились повышать плодовитость своих невесток — за счет их здоровья.

Но неужели биология действительно определяет жесткость или мягкость отношения свекрови к невестке? Или эволюционисты переоценивают значение своих толкований эволюционного процесса?

Психотерапевт Егги считает, что больше всего усложняют отношения свекрови и невестки структура современной семьи и ее проблемы. Так, супруга сына попадает в самый центр «сложного переплетения чувств». «При определенных обстоятельствах невестка становится заложницей противоречий, существовавших до ее появления между свекровью и ее дочкой», — отмечает Егги.

«Я не считаю биологическое объяснение неправильным», — говорит Мартин Коли, социолог Европейского института высшей школы во Флоренции. Однако существует и «крайне убедительное» социологическое толкование явления: «Ожидается, что если женщине нужна помощь с детьми, она обратится к самому близкому ей человеку. А это с гораздо большей вероятностью будет ее родная мать, чем свекровь».

Таким образом, проблема кроется не в свекровях, а в невестках: они просто не подпускают «бабушку из Ганновера» к своим драгоценным чадам. А если бабушке что-то разрешили, значит, она просто обязана это делать.

Данную гипотезу подтверждает случай, произошедший в Берлине: пожилая женщина, безнадежно поссорившаяся с сыном, взяла к себе его беременную жену. Родился ребенок, и она помогает его растить. Но действительно ли это ее внук? Сама пожилая женщина признает, что была бы не прочь узнать результаты теста на отцовство.

* Эва Егги. «Дорогая, злая свекровь». Дюссельдорф, издательство «Вальтер».

** Эккарт Фоланд, Атанасиос Казиотис, Вульф Шифенхефель. «Свекрови и тещи». Нью-Брансвик, Рутгерс-университет.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».