26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Екатерина Великая для связи"

Архивная публикация 2006 года: "Екатерина Великая для связи"

Россия переживает потребительский бум, однако покупают россияне все больше импортные товары. РСПП решил показать, что и отечественные предприниматели могут эффективно работать и выпускать качественные продукты.

«Японский борец сумо и наш боксер-третьеразрядник встретились на ринге. После первого удара японец оказался в отключке, а когда пришел в себя, спросил: «Что это было?» «Рессора от трактора «Беларусь», — ответил наш».

Этим анекдотом президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин фактически открыл церемонию награждения десятого конкурса «Лучшие российские предприятия» на выставке «Покупайте российское» в Москве. Глава РСПП явно хотел подчеркнуть смекалистость российских предпринимателей, которые всегда находят выход из положения даже в неравной конкурентной борьбе.

Потребитель прежде всего

Кстати, сегодня для России, вступающей в ВТО, этот старый анекдот обретает новое звучание. Ведь темпы роста импорта у нас составляют примерно 20% в год, в то время как экспорт растет всего на 5%. То есть российским промышленникам и предпринимателям надо срочно искать новые аргументы, чтобы не отставать от иностранцев на общем рынке. «Мы проигрываем в основном по качеству. Надо обратить внимание на то, что мешает российским товарам стать привлекательными для покупателя по сравнению с импортом, а также выстроить систему устранения трудностей, которые мешают принципам конкуренции», — считает Александр Шохин.

Рост ритейла в России три года подряд составляет почти 20%. Это говорит о колоссальном росте потребления в стране. Однако эти рекорды россияне ставят, покупая в основном импортные товары.

По мнению организаторов выставки «Покупайте российское» и конкурса «Лучшие российские предприятия», эти мероприятия должны показать, что отечественные предприятия могут эффективно работать и у России есть продукция, конкурентная как по качеству, так и по цене.

«Мы пытаемся обратить внимание на эту продукцию и таким образом компенсировать пробелы в головах наших директоров, связанные с маркетингом, продвижением. Опыт наших предприятий в этой области исторически катастрофически мал, — объясняет руководитель программы «Покупайте российское» Игорь Филоненко. — И наши чиновники иногда недооценивают то, что у нас есть качественные товары. Например, многие носят отечественные костюмы, сшитые той же фабрикой «Большевичка» под квазииностранными марками, и даже не осознают, что они российские».

Два юбилея

Конкурс проводится в России вот уже десять лет подряд Российским союзом промышленников и предпринимателей и Экспертным институтом РСПП. При этом его еще патронирует и правительство РФ. В этом году главный приз — бронзовая «Екатерина Великая», которая стала символом поддержки промышленности и свободной торговли в России, — был вручен 27 победителям, выбранным из более чем 2500 отечественных производственных предприятий, включенных организаторами в исходную выборку конкурса. Выборка составлялась из наиболее заметных предприятий десяти основных отраслей промышленности и связи из всех регионов России и охватила свыше 80% структуры промышленности РФ. Участники конкурса включаются в выборку на бесплатной и беззаявительной основе благодаря тому, что конкурс проводит РСПП при поддержке видных представителей бизнес-сообщества. Причем по правилам конкурса партнеры не могут принимать участие в соревнованиях.

Судило состязание весьма представительное жюри, в которое вошли зампред правительства РФ Александр Жуков, президент РСПП Александр Шохин, президент Экспертного института РСПП Евгений Ясин, заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко, заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов, зампред комитета Государственной думы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, председатель совета директоров ОАО «Акционерная финансовая корпорация «Система» Владимир Евтушенков, генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи Александр Потемкин и другие.

Победитель должен был показать наибольшую динамику развития и эффективность работы в 2005-2006 годах. Для определения лидера традиционно использовалась методика комплексной оценки экономического состояния предприятия, разработанная Экспертным институтом (ЭКСИН-рейтинг). А в качестве материалов для оценки брались финансово-экономические показатели предприятий, которые они сами передавали в Росстат. Есть у этих показателей и прикладное значение: авторы методики убеждены, что на основе ЭКСИН-рейтинга инвесторы и бизнес-партнеры российских предприятий могут решать, можно ли иметь с ними дело. Да и сами предприятия могут определять свое место в отрасли, в регионе, использовать эту информацию для собственного продвижения и даже потешить собственное самолюбие, находя себя в справочнике «1000 лучших предприятий России».

В этом году конкурс совпал с празднованием 15-летия самого РСПП. Кстати, как рассказал заместитель директора Экспертного института Виктор Верещагин, 10 лет назад, когда конкурс «Лучшие российские предприятия» только задумывался, одной из его задач было продвижение принципов, близких РСПП, таких, как эффективное производство, устойчивость развития бизнеса, информационная открытость. Сегодня все это звучит довольно банально, но можно вспомнить, что десять лет назад даже появление рекламы воспринималось как наводка для рэкета. За эти годы подход к выбору лучших предприятий существенно изменился. «Критериями отбора в основных номинациях всегда были динамичное развитие и высокая финансовая эффективность. В предыдущие годы по этим номинациям награды вручали отдельно, — рассказывает Верещагин. — В этом году мы попробовали оба критерия объединить в одной номинации — «Предприятие-лидер». В ней предприятия рассматривались вне зависимости от отраслевой принадлежности, а победили те, что набрали наивысшее значение ЭКСИН-рейтинга: ОАО «Межрегиональный транзиттелеком», ОАО «Комбинат «Кмаруда», ООО «Западно-Малобалыкское», ОАО «Кучуксульфат», ОАО «Черногорэнерго», производственно-внедренческое ООО «Фирма «Техноавиа», ОАО «Уральская кузница», ООО «Аннинское молоко», ОАО «Вологодский комбинат древесных плит» и ОАО «Серебряковцемент».


В рамках отраслевых групп были вручены награды «Лидер отрасли». Так, в области энергетики победило ОАО «Татэнерго», легкой промышленности — ОАО «Егорьевск-обувь», лесной и деревообрабатывающей — ООО «Сыктывкарский фанерный завод», пищевой — ЗАО «Атрус», топливной — ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Кстати, при отборе победителей их досье проходило дополнительную экспертизу в соответствующих министерствах, ведомствах и прочих компетентных органах на предмет наличия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, налоговых претензий и иных проблем, которые возникали у предприятия в течение рассматриваемого периода.

За последние годы конкурс оброс новыми, специальными номинациями, которые позволяют поощрять компании в наиболее значимых для страны направлениях. Так, в 2000 году были введены номинации «За эффективную экологическую политику», «За эффективное решение социально-реабилитационных программ для инвалидов», «За наиболее эффективное управление персоналом». В 2001-м — «Самая эффективно развивающаяся малая фирма», «За прогрессивный менеджмент», «За безупречную деловую репутацию», «За наибольшую информационную открытость». В прошлом году появилась номинация «За высокую социальную результативность». В этом году введены номинации «За успешное привлечение иностранных инвестиций в российскую промышленность», «За полноту раскрытия финансовой отчетности» и «За лучший деловой климат в регионе».

И это тоже всего лишь очередной этап. «Сегодня нужно перейти к следующему этапу развития экономики — интегрироваться в мировую экономику, — призвал предпринимателей по итогам конкурса профессор ГУ — Высшая школа экономики Владимир Лысенко. — По последним рейтингам конкурентоспособности Россия заняла лишь 67-е место, опустившись на 10 пунктов по сравнению с прошлым годом. В этой ситуации, сохраняя все позиции и ценности, которые мы защищали 10 лет, считать, обособившись, что мы сами с усами, уже невозможно. Надо устанавливать тесные связи с Евросоюзом, чтобы окончательно не отстать».

Россия переживает потребительский бум, однако покупают россияне все больше импортные товары. РСПП решил показать, что и отечественные предприниматели могут эффективно работать и выпускать качественные продукты.

«Японский борец сумо и наш боксер-третьеразрядник встретились на ринге. После первого удара японец оказался в отключке, а когда пришел в себя, спросил: «Что это было?» «Рессора от трактора «Беларусь», — ответил наш».

Этим анекдотом президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин фактически открыл церемонию награждения десятого конкурса «Лучшие российские предприятия» на выставке «Покупайте российское» в Москве. Глава РСПП явно хотел подчеркнуть смекалистость российских предпринимателей, которые всегда находят выход из положения даже в неравной конкурентной борьбе.

Потребитель прежде всего

Кстати, сегодня для России, вступающей в ВТО, этот старый анекдот обретает новое звучание. Ведь темпы роста импорта у нас составляют примерно 20% в год, в то время как экспорт растет всего на 5%. То есть российским промышленникам и предпринимателям надо срочно искать новые аргументы, чтобы не отставать от иностранцев на общем рынке. «Мы проигрываем в основном по качеству. Надо обратить внимание на то, что мешает российским товарам стать привлекательными для покупателя по сравнению с импортом, а также выстроить систему устранения трудностей, которые мешают принципам конкуренции», — считает Александр Шохин.

Рост ритейла в России три года подряд составляет почти 20%. Это говорит о колоссальном росте потребления в стране. Однако эти рекорды россияне ставят, покупая в основном импортные товары.

По мнению организаторов выставки «Покупайте российское» и конкурса «Лучшие российские предприятия», эти мероприятия должны показать, что отечественные предприятия могут эффективно работать и у России есть продукция, конкурентная как по качеству, так и по цене.

«Мы пытаемся обратить внимание на эту продукцию и таким образом компенсировать пробелы в головах наших директоров, связанные с маркетингом, продвижением. Опыт наших предприятий в этой области исторически катастрофически мал, — объясняет руководитель программы «Покупайте российское» Игорь Филоненко. — И наши чиновники иногда недооценивают то, что у нас есть качественные товары. Например, многие носят отечественные костюмы, сшитые той же фабрикой «Большевичка» под квазииностранными марками, и даже не осознают, что они российские».

Два юбилея

Конкурс проводится в России вот уже десять лет подряд Российским союзом промышленников и предпринимателей и Экспертным институтом РСПП. При этом его еще патронирует и правительство РФ. В этом году главный приз — бронзовая «Екатерина Великая», которая стала символом поддержки промышленности и свободной торговли в России, — был вручен 27 победителям, выбранным из более чем 2500 отечественных производственных предприятий, включенных организаторами в исходную выборку конкурса. Выборка составлялась из наиболее заметных предприятий десяти основных отраслей промышленности и связи из всех регионов России и охватила свыше 80% структуры промышленности РФ. Участники конкурса включаются в выборку на бесплатной и беззаявительной основе благодаря тому, что конкурс проводит РСПП при поддержке видных представителей бизнес-сообщества. Причем по правилам конкурса партнеры не могут принимать участие в соревнованиях.

Судило состязание весьма представительное жюри, в которое вошли зампред правительства РФ Александр Жуков, президент РСПП Александр Шохин, президент Экспертного института РСПП Евгений Ясин, заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко, заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов, зампред комитета Государственной думы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, председатель совета директоров ОАО «Акционерная финансовая корпорация «Система» Владимир Евтушенков, генеральный директор Московской межбанковской валютной биржи Александр Потемкин и другие.

Победитель должен был показать наибольшую динамику развития и эффективность работы в 2005-2006 годах. Для определения лидера традиционно использовалась методика комплексной оценки экономического состояния предприятия, разработанная Экспертным институтом (ЭКСИН-рейтинг). А в качестве материалов для оценки брались финансово-экономические показатели предприятий, которые они сами передавали в Росстат. Есть у этих показателей и прикладное значение: авторы методики убеждены, что на основе ЭКСИН-рейтинга инвесторы и бизнес-партнеры российских предприятий могут решать, можно ли иметь с ними дело. Да и сами предприятия могут определять свое место в отрасли, в регионе, использовать эту информацию для собственного продвижения и даже потешить собственное самолюбие, находя себя в справочнике «1000 лучших предприятий России».

В этом году конкурс совпал с празднованием 15-летия самого РСПП. Кстати, как рассказал заместитель директора Экспертного института Виктор Верещагин, 10 лет назад, когда конкурс «Лучшие российские предприятия» только задумывался, одной из его задач было продвижение принципов, близких РСПП, таких, как эффективное производство, устойчивость развития бизнеса, информационная открытость. Сегодня все это звучит довольно банально, но можно вспомнить, что десять лет назад даже появление рекламы воспринималось как наводка для рэкета. За эти годы подход к выбору лучших предприятий существенно изменился. «Критериями отбора в основных номинациях всегда были динамичное развитие и высокая финансовая эффективность. В предыдущие годы по этим номинациям награды вручали отдельно, — рассказывает Верещагин. — В этом году мы попробовали оба критерия объединить в одной номинации — «Предприятие-лидер». В ней предприятия рассматривались вне зависимости от отраслевой принадлежности, а победили те, что набрали наивысшее значение ЭКСИН-рейтинга: ОАО «Межрегиональный транзиттелеком», ОАО «Комбинат «Кмаруда», ООО «Западно-Малобалыкское», ОАО «Кучуксульфат», ОАО «Черногорэнерго», производственно-внедренческое ООО «Фирма «Техноавиа», ОАО «Уральская кузница», ООО «Аннинское молоко», ОАО «Вологодский комбинат древесных плит» и ОАО «Серебряковцемент».


В рамках отраслевых групп были вручены награды «Лидер отрасли». Так, в области энергетики победило ОАО «Татэнерго», легкой промышленности — ОАО «Егорьевск-обувь», лесной и деревообрабатывающей — ООО «Сыктывкарский фанерный завод», пищевой — ЗАО «Атрус», топливной — ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Кстати, при отборе победителей их досье проходило дополнительную экспертизу в соответствующих министерствах, ведомствах и прочих компетентных органах на предмет наличия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, налоговых претензий и иных проблем, которые возникали у предприятия в течение рассматриваемого периода.

За последние годы конкурс оброс новыми, специальными номинациями, которые позволяют поощрять компании в наиболее значимых для страны направлениях. Так, в 2000 году были введены номинации «За эффективную экологическую политику», «За эффективное решение социально-реабилитационных программ для инвалидов», «За наиболее эффективное управление персоналом». В 2001-м — «Самая эффективно развивающаяся малая фирма», «За прогрессивный менеджмент», «За безупречную деловую репутацию», «За наибольшую информационную открытость». В прошлом году появилась номинация «За высокую социальную результативность». В этом году введены номинации «За успешное привлечение иностранных инвестиций в российскую промышленность», «За полноту раскрытия финансовой отчетности» и «За лучший деловой климат в регионе».

И это тоже всего лишь очередной этап. «Сегодня нужно перейти к следующему этапу развития экономики — интегрироваться в мировую экономику, — призвал предпринимателей по итогам конкурса профессор ГУ — Высшая школа экономики Владимир Лысенко. — По последним рейтингам конкурентоспособности Россия заняла лишь 67-е место, опустившись на 10 пунктов по сравнению с прошлым годом. В этой ситуации, сохраняя все позиции и ценности, которые мы защищали 10 лет, считать, обособившись, что мы сами с усами, уже невозможно. Надо устанавливать тесные связи с Евросоюзом, чтобы окончательно не отстать».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».