5 июля 2025
USD 78.84 +0.05 EUR 93.01 -0.12
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2007 года: "Еще десятилетие можно управлять"

Архивная публикация 2007 года: "Еще десятилетие можно управлять"

В минувшую среду, когда возобновилась прокачка российской нефти по нефтепроводу «Дружба», в Брюсселе глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу презентовал новую энергетическую стратегию Евросоюза до 2020 года.В случае ее принятия страны будут действовать согласованно для снижения роста энергозависимости Европы от «ненадежных поставщиков». Но сможет ли Европа в будущем действительно уменьшить уровень зависимости от РФ в поставках нефти и газа?

Ответ на этот вопрос подразумевает два аспекта. Первый связан с реалистичной долгосрочной оценкой как самой возможности избавления Европы от российских поставок энергоносителей, так и экономической целесообразности этого. В этом смысле в 20—30-летней перспективе у Европы нет шансов избежать необходимости покупать крупные объемы энергоресурсов у России. Основные неразрабатываемые сегодня мировые запасы газа находятся у нас — на Ямале и арктическом шельфе. Кроме того, вряд ли тотальное избавление от российских энергопоставок экономически целесообразно: РФ — наиболее близко расположенный к Европе и естественный энергетический партнер. Да и риски типа российско-украинского газового инцидента в 2006 году и нынешнего российско-белорусского нефтяного в стоимостном выражении не столь велики.

Но пока добыча в Северном море упала не так сильно, уголь продолжает играть серьезную роль в европейском энергетическом балансе, развиваются альтернативные поставки нефти и газа (в том числе в виде сжиженного природного газа — СПГ) из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Роль России как поставщика, по идее, должна возрастать в будущем, но будет ли она расти в ближайшие годы с учетом последних тенденций — большой вопрос.

Основные опасения у европейских стран в последнее время были из-за поставок газа. Во-первых, здесь наиболее сильны риски их возможного прерывания как по производственно-экономическим (падение добычи на основных месторождениях «Газпрома» и отсутствие достаточных инвестиций в разработку новых), так и по политическим причинам. Однако так ли зависимость Европы от российского газа сильна на самом деле? Есть ощущение, что как минимум в 10-летней перспективе она вполне преодолима. Если смотреть не на его долю в газовом импорте ЕС, а на долю в общем энергопотреблении, то в большинстве стран Европы она невелика, а в Западной Европе вообще менее 10%. Достаточно серьезно зависят от нашего газа лишь Венгрия и Болгария. Но они прежде других получат новые возможности для закупок газа после ввода газопроводных систем, обеспечивающих его доставку из Азербайджана и Ирана.

То есть Европа вполне может управлять рисками зависимости от импорта газа из РФ, по крайней мере, в ближайшие 10—15 лет. Для этого европейцам нужно добиваться, чтобы доля импорта газа из России не превышала 10% в структуре энергобаланса каждой из стран ЕС. Это вполне возможно, тем более что Западная Европа активно развивает импорт СПГ (Катар, Алжир, Ливия, Египет, Нигерия идр.), замещая падение добычи в Северном море.

Что касается зависимости от российской нефти, то здесь все еще проще. После арабского эмбарго 1973—1974 годов в западном мире были приняты беспрецедентные меры по созданию системы защиты от подобных кризисов. Было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), управляющее международной системой обеспечения безопасности поставок нефти в странах Запада. В соответствии с нормативами МЭА страны—нетто-импортеры нефти обязаны поддерживать стратегические и коммерческие запасы нефти в объеме, достаточном для удовлетворения своих потребностей примерно на 90 дней. Такая система, по сути, перекладывает основные краткосрочные риски прерывания поставок нефти на поставщика. Что показал и российско-белорусский конфликт: краткосрочные перебои в поставках хоть и неприятны, но не смертельны.

Не нужно забывать и о том, что нефть, в отличие от газа, — глобальный товар, купить его можно где угодно (завоз нефти с Ближнего Востока танкерами в Гданьск ненамного дороже импорта из России). Так что серьезные последствия для Европы возможны лишь в случае длительной и полной остановки российского экспорта, а это вряд ли возможно.

Так что на дистанции 10—15 лет зависимость ЕС от поставок российских нефти и газа управляема. У Европы есть и достаточный выбор поставщиков, и пока достаточный собственный потенциал, чтобы в эти важные годы попытаться воздействовать на Россию с целью понудить ее отказаться от агрессивных методов энергетической экспансии.

В минувшую среду, когда возобновилась прокачка российской нефти по нефтепроводу «Дружба», в Брюсселе глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу презентовал новую энергетическую стратегию Евросоюза до 2020 года.В случае ее принятия страны будут действовать согласованно для снижения роста энергозависимости Европы от «ненадежных поставщиков». Но сможет ли Европа в будущем действительно уменьшить уровень зависимости от РФ в поставках нефти и газа?

Ответ на этот вопрос подразумевает два аспекта. Первый связан с реалистичной долгосрочной оценкой как самой возможности избавления Европы от российских поставок энергоносителей, так и экономической целесообразности этого. В этом смысле в 20—30-летней перспективе у Европы нет шансов избежать необходимости покупать крупные объемы энергоресурсов у России. Основные неразрабатываемые сегодня мировые запасы газа находятся у нас — на Ямале и арктическом шельфе. Кроме того, вряд ли тотальное избавление от российских энергопоставок экономически целесообразно: РФ — наиболее близко расположенный к Европе и естественный энергетический партнер. Да и риски типа российско-украинского газового инцидента в 2006 году и нынешнего российско-белорусского нефтяного в стоимостном выражении не столь велики.

Но пока добыча в Северном море упала не так сильно, уголь продолжает играть серьезную роль в европейском энергетическом балансе, развиваются альтернативные поставки нефти и газа (в том числе в виде сжиженного природного газа — СПГ) из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Роль России как поставщика, по идее, должна возрастать в будущем, но будет ли она расти в ближайшие годы с учетом последних тенденций — большой вопрос.

Основные опасения у европейских стран в последнее время были из-за поставок газа. Во-первых, здесь наиболее сильны риски их возможного прерывания как по производственно-экономическим (падение добычи на основных месторождениях «Газпрома» и отсутствие достаточных инвестиций в разработку новых), так и по политическим причинам. Однако так ли зависимость Европы от российского газа сильна на самом деле? Есть ощущение, что как минимум в 10-летней перспективе она вполне преодолима. Если смотреть не на его долю в газовом импорте ЕС, а на долю в общем энергопотреблении, то в большинстве стран Европы она невелика, а в Западной Европе вообще менее 10%. Достаточно серьезно зависят от нашего газа лишь Венгрия и Болгария. Но они прежде других получат новые возможности для закупок газа после ввода газопроводных систем, обеспечивающих его доставку из Азербайджана и Ирана.

То есть Европа вполне может управлять рисками зависимости от импорта газа из РФ, по крайней мере, в ближайшие 10—15 лет. Для этого европейцам нужно добиваться, чтобы доля импорта газа из России не превышала 10% в структуре энергобаланса каждой из стран ЕС. Это вполне возможно, тем более что Западная Европа активно развивает импорт СПГ (Катар, Алжир, Ливия, Египет, Нигерия идр.), замещая падение добычи в Северном море.

Что касается зависимости от российской нефти, то здесь все еще проще. После арабского эмбарго 1973—1974 годов в западном мире были приняты беспрецедентные меры по созданию системы защиты от подобных кризисов. Было создано Международное энергетическое агентство (МЭА), управляющее международной системой обеспечения безопасности поставок нефти в странах Запада. В соответствии с нормативами МЭА страны—нетто-импортеры нефти обязаны поддерживать стратегические и коммерческие запасы нефти в объеме, достаточном для удовлетворения своих потребностей примерно на 90 дней. Такая система, по сути, перекладывает основные краткосрочные риски прерывания поставок нефти на поставщика. Что показал и российско-белорусский конфликт: краткосрочные перебои в поставках хоть и неприятны, но не смертельны.

Не нужно забывать и о том, что нефть, в отличие от газа, — глобальный товар, купить его можно где угодно (завоз нефти с Ближнего Востока танкерами в Гданьск ненамного дороже импорта из России). Так что серьезные последствия для Европы возможны лишь в случае длительной и полной остановки российского экспорта, а это вряд ли возможно.

Так что на дистанции 10—15 лет зависимость ЕС от поставок российских нефти и газа управляема. У Европы есть и достаточный выбор поставщиков, и пока достаточный собственный потенциал, чтобы в эти важные годы попытаться воздействовать на Россию с целью понудить ее отказаться от агрессивных методов энергетической экспансии.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".