Более того, в интервью "Профилю" г-жа Старовойтова заявила, что будет баллотироваться на президентский пост.Галина Старовойтова: Это случилось в Америке в 1995 году. Я приехала читать лекции в Браунский университет, почетным профессором которого являюсь. Как раз в это время там проходил Международный съезд физиков, Андрей Федорович входил в состав российской делегации.
Как только нас с Андреем познакомили, он начал за мной ухаживать. Но я и представить не могла, что он влюблен в меня еще с 1991 года!
Гарри Восканян: И что было потом -- рестораны, цветы, прогулки под луной?
Г.С.: И прогулки, и рестораны. Ухажер Андрей бесподобный. Правда, как водится с советских времен, человеку, выезжающему в командировку за рубеж, дают минимум денег. Считается, что такой суммы должно хватить на неделю. Реально же хватает на день. Но я это воспринимала спокойно. В отличие от Андрея я не романтик.
Андрей Волков: Галина недоговаривает. Я действительно пригласил ее в ресторан выпить пива, хотя в кармане у меня в тот момент не было ни цента. Галя оплатила счет, а по возвращении в Москву я долг вернул.
Г.В.: Андрей Федорович, вам не страшно было делать предложение женщине, которая профессионально занимается политикой?
А.В.: Абсолютно не страшно. Если Галина умна, принципиальна и независима, так это ее достоинства, а не недостатки. Когда мы встретились в Америке, я почувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Я не верил, что моя мечта сбылась, что с Галей вот так запросто можно с сидеть в ресторане, гулять по городу. И сейчас я бесконечно в нее влюблен, изо всех сил стараюсь быть ей опорой в жизни.
Г.В.: А не обидно, когда жену критикуют депутаты?
А.В.: Я таких депутатов жалею.
Г.В.: Галина Васильевна, вы прямо вот так сразу согласились выйти замуж?
Г.С.: Мне было непросто на это решиться. Я ведь независимая женщина: привыкла зарабатывать на жизнь сама, приходить и уходить из дома, когда мне заблагорассудится, не готовлю, не стираю. Кстати, мне очень повезло со свекровью. Она в отличие от меня любит готовить и с радостью занимается домашним хозяйством.
Знаете, когда люди начинают жить вместе, недоразумения возникают, казалось бы, по самым незначительным поводам. Еще в Америке Андрей приревновал меня к... украинским ученым. Я как-то заболталась с ними до трех ночи и даже на телефонные звонки не отвечала -- а Андрей как раз в это время мне звонил. Моя невнимательность его взбесила.
Г.В.: И тем не менее вы расписались?
Г.С.: Да, 22 мая нынешнего года в Выборгском загсе Петербурга.
Г.В.: У вас и свадьба была?
Г.С.: Праздничный обед. Мы пригласили десять самых близких друзей и родственников ко мне домой и буквально в тот же день уехали на машине в Финляндию. Это была идея Андрея Федоровича, его подарок на свадьбу. И еще он преподнес мне электрический чайник "Тефаль". На мой удивленный вопрос: "Почему именно чайник?" -- Андрей ответил, что давно хотел купить, но вот подходящего случая не представлялось.
А я ему подарила топорик, который очень даже пригодился на даче.
Г.В.: Как отнеслись к вашему браку дети?
Г.С.: У Андрея Федоровича две дочери и сын. Они меня приняли очень хорошо. Моему сыну Платону сейчас 28 лет. Он дизайнер по интерьерам, работает в английской фирме. Живет в Москве. Еще у меня есть обожаемый внук, который часто гостит у нас на даче.
Когда я рассказала сыну о предстоящем замужестве, он ответил, что ему все равно -- лишь бы я была счастлива. Платон не смог приехать на нашу свадьбу, но позже, когда мы с ним встретились в Праге, подарил мне невероятно красивые гранатовые серьги и кольцо.
Г.В.: По закону политического жанра, любой кандидат в президенты просто обязан иметь семью. Не является ли ваш брак первой ступенью в борьбе за президентский пост?
Г.С.: Мои чувства никак не связаны с политикой. На президентских выборах я, безусловно, баллотироваться буду, но вот поможет мне статус замужней дамы или, наоборот, помешает -- это вопрос.
Недавно моя команда провела социологический опрос и выяснила, что половина женщин России хотят видеть на посту президента замужнюю женщину и приблизительно столько же респондентов против этого.
В нашей стране много одиноких женщин, и у них больше сочувствия вызывает кандидат, не имеющий семьи. Мужчины о замужней женщине-президенте даже слышать не хотят. Они, видимо, боятся, что при решении важных вопросов она станет советоваться с мужем.
Г.В.: А с кем вы будете советоваться? Кто возглавит правительство, если вас выберут президентом?
Г.С.: Премьером станет человек умный, честный и интеллигентный. Его зовут Сергей Кириенко. Пока же я советуюсь со своими помощниками. Экономическую программу нашей партии написал Андрей Илларионов.
Г.В.: Галина Васильевна, что в вашей жизни изменилось после брака?
Г.С.: Появилось чувство защищенности. Раньше я думала, что в старости мне будут помогать сын и внук, но вышло иначе.
Хотя и забот прибавилось. Андрей, как и я, человек "неупорядоченный" и чрезвычайно рассеянный. Только я обрадовалась: дескать, наконец кто-то будет помнить, куда я положила ключи. Оказалось, это я должна запоминать, где свои ключи оставляет Андрей.
Но по каким-то принципиальным вопросам у нас в семье полное единодушие. Когда в 1996 году я баллотировалась в депутаты, Андрей Федорович ходил по квартирам избирателей и агитировал в мою пользу. Он активный член нашей партии, выступает на митингах, срывает аплодисменты.
Г.В.: Кроме политической борьбы, у вас есть какие-то общие увлечения?
Г.С.: Да, музыка. Любим ходить в консерваторию, но за неимением времени музицируем сами. Андрей Федорович великолепно играет на пианино, а я подыгрываю на виолончели.
Г.В.: Кто водит машину?
Г.С.: Андрей. В нашем "форде" "Транзите" обыкновенная коробка передач, я же предпочитаю автомобили с автоматической коробкой.
Г.В.: Сейчас модно подсчитывать личные убытки от кризиса. У вас как обстоят дела?
Г.С.: Последнюю зарплату получила в июле. В Инкомбанке у меня был счет на тысячу долларов, такая же сумма лежала в Мост-банке, и более десяти тысяч долларов, заработанных за границей, я вложила в акции российских предприятий -- РАО ЕЭС, "Газпрома", "Сургутнефтегаза", "ЛУКойла". Сейчас акции обесценились.
Г.В.: Что вы намерены предпринять, чтобы спасти вклады?
Г.С.: Пока ничего. Думаю, что банки и предприятия выкарабкаются. Да и не Бог весть какие это деньги. Хотя они нам сейчас не помешали бы. Мужу, как и всем научным сотрудникам, зарплату платят нерегулярно.
Г.В.: А продуктами вы запасаетесь?
Г.С.: В ближайшее время собираемся купить семьдесят килограммов картошки и по десять килограммов риса, гречки и макарон. Советую всем прикупить печку-буржуйку. Я не уверена, что зимой отопление и электричество будут подаваться бесперебойно.
Я думаю, рядовым гражданам надо сейчас просто перетерпеть. Меньше надеяться на государство и выработать антикризисную политику на уровне своей семьи.
Тем более что нынешнее правительство ведет нас к пропасти. Уверена, что оно захочет ограничить демократические свободы. Геращенко уже сказал, что демократические свободы не самое главное -- важнее экономические механизмы. Да и Примаков на Западе известен как друг Саддама Хусейна, сторонник арабских режимов.
Единственное, что успокаивает: в нынешнем правительстве достаточно цивилизованные министры-силовики. Эти профессионалы никогда не пойдут на авантюру и не станут поднимать армию против своего народа.
Г.В.: Галина Васильевна, это правда, что однажды в Амстердаме вы вместе с Наиной Ельциной ходили на экскурсию в квартал "красных фонарей"?
Г.С.: Да, правда. С нами еще была супруга первого белорусского президента Шушкевича. Когда мы шли по кварталу, Наина Иосифовна долго смотрела на девиц, которые сидели в витринах, и в конце концов сказала: "Как мне их жалко!" На что Шушкевич заметила: "Я думаю, что им точно так же жалко нас".
Г.В.: Если бы Борис Ельцин позвал вас в советники, вы бы согласились?
Г.С.: Да. Потому что сейчас я не вижу результатов работы Татьяны Дьяченко. Она взялась за крайне трудное дело -- отвечать за имидж президента -- и справляется с этим делом далеко не блестяще.
Г.В.: По каким критериям вы выбираете друзей?
Г.С.: Друзей у меня очень мало, так как на дружбу просто не хватает времени. Самая близкая подруга живет в Петербурге, видимся мы редко. Что же касается приятельских отношений, то я с удовольствием общаюсь с Аллой Пугачевой, Юрием Башметом, Егором Гайдаром.
Мои требования к любому человеку просты: он должен быть честным и порядочным.
ГАРРИ ВОСКАНЯН