Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Это уже не игрушки"

Отозванные недавно из магазинов разных стран мира «свинцовые» игрушки из Китая — это счастливая случайность. Эти — да, найдены и обезврежены. А сколько еще не обнаружено? Как их найти? Чем заменить?Вместо предисловия

Главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко от журналиста Натальи Ширяевой

Уважаемый Геннадий Григорьевич!

Я искренне прошу у Вас извинения за то, что иронически относилась к Вашим инициативам. Я смеялась над Вашими советами по поеданию грибов и по выбору продавца арбуза. Я была недовольна тем, что вместе с окрашенным сладким спиртом в Россию по Вашему распоряжению нет доступа замечательным грузинским винам.

Но когда полгода назад мой четырехлетний сын «искупал» меховую собачку и руки стали черными от краски, я возмутилась: «Куда смотрит Роспотребнадзор!» Когда два месяца назад я купила дочери подруги на день рождения Барби, а от нее пахнуло отходами полимерного завода, я опять вспомнила о Вашей организации. И когда свекровь подарила меховую игрушечную кошку, а весь мех остался на подушке сына — Вам опять, наверное, икалось.

Хотя Вы предупреждали.

Китайский синдром

Компания Mattel Toys, один из крупнейших американских производителей игрушек, в том числе кукол Барби, была вынуждена отозвать из магазинов около 1,5 млн игрушек в 32 странах мира. 

Эти игрушки, сделанные в Китае, оказались вредны для здоровья детей: в их краске нашли высокое содержание свинца. Почти сразу же в пресс-релизе компания призналась в другом: плохо закрепленные магниты «могут отсоединиться от игрушки… дети могут их проглотить или поместить себе в нос и уши. Mattel объявляет добровольный отзыв некоторых игрушек, содержащих магниты».

11 августа Чжан Шухун, владелец китайской компании Lee Der Industrial Co. Ltd., выпустившей свинцовые мерзости, повесился на складе своего завода.

После первого отзыва игрушек в российском представительстве Mattel заявляли, что на наш рынок вредные для детей игрушки не попали. После второго отзыва в компании «ТойДиКо», дистрибьюторе Mattel в России, сообщили, что на российском рынке находится около 3 тыс. потенциально опасных игрушек.

Чтобы узнать, есть ли такие игрушки на российском рынке, глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко поручил своим специалистам проверить ранее выданные санитарно-эпидемиологические заключения и провести дополнительные лабораторные анализы. Эту работу эксперты должны были завершить к 25 августа.

Тотал контрол

Геннадий Онищенко: «Более 50% импортных игрушек небезопасно для здоровья детей, в первую очередь это касается товаров китайского производства. Некачественные игрушки содержат не только свинец, но и другие токсичные вещества, в том числе формальдегид, а также мелкие детали, опасные для самых маленьких потребителей».

Магазин детских товаров на Зеленом проспекте, администратор: «Ой, буквально минут 15 назад от нас ушла проверка Роспотребнадзора. Я не в курсе, что они там смотрели, — у нас же торгуют арендаторы, это их дела. По-моему, все было нормально». Продавец отдела игрушек: «Ткнули пальцем на некоторые игрушки, попросили сертификаты, я дала. Посмотрели, ушли».{PAGE}

Магазин на Рязанском проспекте, продавец: «Вчера заезжали. Спрашивали сертификаты на игрушки, сделанные в Китае. В основном на Барби, Кена и других кукол. Показала. Посмотрели и ушли. А что, у нас все товары сертифицированы».

Павильон игрушек в торгово-рыночном комплексе около метро «Новогиреево». Игрушки громоздятся одна на другой. Бойкий продавец восточной наружности рекламирует товар: «У нас все недорогое и очень качественное. Да, китайских игрушек много, смотрите, есть все! Нет, наши не берем — неинтересно и дорого. А как же, сертификаты есть. Где? У хозяина, но его сейчас нет. А вам зачем? Вы что, комиссия или вам игрушка нужна? Сначала документ покажите, а потом у меня сертификаты спрашивайте. И вообще, шли бы вы…»

В России регулярно запрещают продажу тех или иных китайских игрушек. Проверка на соответствие эпидемиологическим стандартам проводится раз в два года. Но в 2004 году Роспотребнадзор провел несколько внеплановых проверок: в игрушках были выявлены нарушения по концентрации вредных веществ. У ряда китайских фирм, занимающихся поставками игрушек на территорию России, отозваны лицензии.

В 2006 году из оборота изъято более 93 тыс. не соответствующих требованиям детских игрушек.

«Пупкин индастриз»
 
Геннадий Онищенко: «Я убежден, что контроля за качеством игрушек недостаточно. Если мы не восстановим индустрию производства детских игрушек, мы не сможем контролировать процесс от начала до конца. Мы так и будем вылавливать бракованные игрушки на нашем российском рынке».

…Один из павильонов детского рынка «Совенок», торгующий игрушками. Посетители удивлены: похоже, там ажиотаж. Спор, повышенные голоса… Дама средних лет, судя по всему, уже добивает продавщицу: «А вот на эту Барби у вас есть сертификат? А вот на эту игрушку? А на эту? Может, я их сейчас куплю, а у меня ребенок отравится? Да я вас под суд отдам! Между прочим, Онищенко говорит, что все ваши товары — китайская отрава! Я хочу отечественные! Я хочу отечественную Барби, от которой с детьми ничего не будет! Ах, вы не знаете, где ее взять? Ну так я вам скажу! Моя подруга, например, такую купила. И делает ее фирма «Пупкин» (по понятным причинам название изменено. — «Профиль»).

Продавщица в истерике скрывается в подсобке. Публика с интересом слушает лекцию дамы о потрясающих изделиях от «Пупкина». Желающим она сообщает, где можно купить эту продукцию (номер павильона на этом же рынке), а пришедшей в себя продавщице велит срочно заказать у «Пупкина» игрушек.

На детской ярмарке на Тульской продавец «игрушечного» павильона Светлана рассказывает мне практически такую же историю. Сначала — скандал по поводу «китайского барахла», потом — упоминание Онищенко, потом — реклама «Пупкина». Похоже, наиболее предприимчивые граждане на волне борьбы с китайскими товарами развернули целую акцию борьбы за отечественного производителя. Хотя сами производители относятся к акции Онищенко скептически. Дескать, контролировали бы лучше. А мы уж тут…

«Девочка-трусы»

На фабрике игрушек я не была никогда. И представляла ее себе, как феерический праздник детства — игрушки там и сям, солдатики, куклы, модели самолетов.

Скучно это, господа. Один из крупнейших производителей сборных моделей вооружения, всяческих солдатиков, настольных игр и прочего ОАО «Звезда» расположился на базе бывшего Лобненского завода пластмассовых игрушек. Небольшая территория, небольшое кирпичное здание. Конструкторское бюро — комната с компьютерами. Инструментальный цех — там делают пресс-формы для отлива пластмассовых деталей и фигурок. Цех собственно литья — здоровенные агрегаты, в которых ничего не видно в смысле процесса, а как результат, откуда ни возьмись, выпадают детальки. Цех формирования конечного изделия — просторное помещение, где женщины складывают в коробки всякие фишечки, игровые поля, инструкции… Коридоры, заставленные мешками с порошком. Стеллажи до потолка, на которых хранятся пресс-формы («Ствол дерева», «Римляне», «Девочка-трусы», «Забор»). Всё. И это — лидер российского рынка, поставляющий свою продукцию во все развитые страны мира! Как же тогда выглядит «опасное» производство в Китае?{PAGE}

— Отечественные игрушки безопаснее потому, что наше производство и вопросы сертификации на порядок выше, чем в Китае, — успокаивает гендиректор «Звезды» Константин Кривенко. — Сертификационные требования в России самые серьезные и самые жесткие. Проверяют нас регулярно: до сих пор замечания касались только оформления коробок. А вот некачественную китайскую продукцию санэпидслужба не в силах выявить физически. И если еще в крупных магазинах худо-бедно проверку осуществить можно, то до ларьков и рынков представители Роспотребнадзора просто не добираются. Поэтому все, что не соответствует требованиям, продается именно там.

Заметим, по мнению аналитиков, 60% игрушек продается именно на рынках и только 40% — в специализированных магазинах. Так что, при худшем предположении, 40% всех игрушек может подтвердить свое качество сертификатами.

Рассказываю историю с рекламой «Пупкина»:

— А такие вот «Пупкины» выдерживают хоть какие-нибудь стандарты?

— Похоже, речь идет о производствах, которые работают без торговой марки, адреса на коробке. Но их рынок сбыта — ларьки. В крупные магазины такой товар не возьмут. Отсюда и их приемы.

По мнению Константина Кривенко, вряд ли производители разных стран потирают руки, предвкушая освободившуюся от китайцев «игрушечную» нишу: производства многих серьезных фирм располагаются именно в Китае. А китайские производители некачественных игрушек могут просто открыть в России российскую фирму и зарегистрировать российскую торговую марку. И ей будут даже больше верить.

— Что же имеет в виду Онищенко, предлагая поддержать отечественного производителя?

— Поддерживать можно разными способами: ввести таможенные пошлины, санитарные барьеры. Судя по операции с грузинскими винами, все это вполне реально. А что, игрушки менее важный товар? Да и вообще нужна государственная политика в сфере производства игрушек. Большая часть советских фабрик закрылась, выжили единицы. И если станкостроение получает господдержку, то наша отрасль — никакой.

— Ну вам-то господдержка не нужна, вы и так лидеры в нише сборных моделей.

— Не все так просто. Нам приходится держать обширный ассортимент, часть которого рентабельна (корабли), часть — нет (самолеты). Но ради торговой марки обязаны и их делать. Далее. Чтобы конкурировать с другими производителями, сырье должно быть на уровне мировых стандартов. За границей мы закупаем не только пластмассу, но и элементарный картон. Затем, чтобы разработать модель, приходится вести многочисленные переговоры с различными КБ — надо получить чертежи. Одним мы платим, другие отдают так. Третьи отмахиваются — «нет». Бывает, видим изображение в журнале, еще лучше, если есть описание и какие-нибудь чертежи, тогда наши конструкторы-дизайнеры воспроизводят модель в компьютере.

Приказано выжить

Рынок игрушек в РФ оценивается примерно в $1 млрд (16—17% всего рынка детских товаров). Мировой рынок игрушек — это $90—100 млрд в год. Доминируют на рынке США, доля Россия — всего 1%.

Основной поставщик игрушек в Россию — Китай (70% рынка, ЕС принадлежит 20%, а самой РФ — лишь 10%). И, как в свое время сообщал Роспотребнадзор, доля КНР в теневом обороте игрушек составляет те же 70%.

Президент Национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина уверена: проблему вполне сможет решить «экспертно-консультативный совет, который уже создается совместно с Роспотребнадзором. Его задача — сосредоточиться на исследованиях рынка. Мы должны понять, какой должна быть современная игрушка».

К этому можно добавить, что обогнать китайцев в скорости внедрения «игрушечных» новинок непросто. Выход — в поиске собственной ниши.

Антонина Цицулина: «Мы можем быть конкурентоспособны в области интеллектуальных и образовательных игр и игрушек. Из отечественной продукции на Западе пользуются спросом военно-исторические миниатюры и сборные модели ОАО «Звезда», головоломки, народная игрушка. Заметны инновации в производственных компаниях «Стеллар», «Эльф Маркет». Должна бережно сохраняться народная игрушка, мягкая игрушка, игрушки—персонажи российских фильмов. Российские игрушки всегда отличались высокой духовностью, они интеллектуальны и занимательны».
 
P.S. Уважаемый Геннадий Григорьевич!

Вдогонку, пока не забыла. В России отравленных китайских игрушек вроде не нашли. Может, я одну-две завезу специально — а вы потом их найдете? И закроем «китайский вопрос» раз и навсегда. Поможем отечественному производителю?

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK