Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Филейные частности"

России не хватает мяса. А с импортным — вечные проблемы. То ящур в Англии, то коровье бешенство в Англии и Франции. На прошлой неделе к списку «отличившихся» добавилась Германия — в курином мясе, предназначавшемся для экспорта в Россию, обнаружен запрещенный гербицид нитрофен, вызывающий рак. О набивших оскомину «ножках Буша» уже и вспоминать не хочется. Наступит ли то время, когда мы перестанем зависеть от импорта и сможем сами обеспечивать себя мясом? Или пора уже переходить на вегетарианскую пищу?Эпидемии ящура и коровьего бешенства, бушевавшие в прошлом году в Европе, привели к тому, что многие страны (в том числе и Россия) закрыли свои рынки для импортного мяса. Пугливый западный потребитель, отказавшись от говядины, перешел на птичку. Тенденция к увеличению потребления мяса птицы в последнее время стала общемировой. Дело в том, что по своим свойствам и пищевой ценности мясо разных видов животных вполне взаимозаменяемо. А птичка мало того что стоит дешевле, но и коровьим бешенством не болеет, поэтому ее и потребляют больше.
Но российского потребителя, как показывает опыт, напугать каким-то там ящуром сложно. Мы в основной своей массе достаточно неприхотливы, особенно в еде — едим и пьем что дают. Кроме того, россияне вот уже 10 лет, как всерьез «недоедают» мяса (при годовой норме в 80 кг на душу населения сейчас в России этот показатель равен 40—45 кг) в связи с низким уровнем доходов. Поэтому рост этих самых доходов в последние 2—3 года привел, естественно, к росту потребления. Кстати, аналитики утверждают, что собственно мясо в России несколько «недооценено». И уровень реальных доходов является естественным ограничителем роста цен на него — то есть как только начинают расти доходы, тут же за ними следуют и цены (что нехарактерно для рынков, где потребление равно норме или выше ее). Так, в 2001 году рост реальных доходов населения составил 6,3%, а объемы потребления выросли чуть более чем на 4% (с 6,4 до 6,7 млн. тонн в целом по стране). Цены же на мясо, соответственно, увеличились в среднем на 20%.
Деньги — на бойню!

В прошлом году на фоне роста спроса и закрытия внутреннего рынка из-за напастей европейских эпидемий многие аналитики говорили о том, что у страны появилась реальная перспектива возрождения собственного животноводства. Действительно, активный рост наблюдался по мясу птицы и свинине (на 31% и 30% соответственно), а производство говядины перестало сокращаться.
В последнее время в мясное производство начали активно инвестировать крупные вертикально интегрированные холдинги и предприятия мясоперерабатывающей промышленности. Многие компании, уже имеющие собственное производство зерна, стали искать новые сферы приложения сил и средств. Мировой опыт подтверждает, что будущее развитие АПК обеспечат именно те компании, которым удастся создать производственную цепочку, включающую в себя все этапы, начиная с производства зерна и кормов вплоть до реализации продуктов под собственными брендами.
Наиболее привлекательным направлением для вновь прибывших инвесторов является птицеводство. Дело в том, что это самая быстроокупаемая и рентабельная составляющая отрасли. По оценкам специалистов, срок окупаемости птицеводческих предприятий составляет от года до 1,8 лет, тогда как предприятия по производству свинины начинают окупаться через 3—5 лет, говядины — через 7—8 лет. Так, в настоящее время Черкизовский мясокомбинат владеет пятью птицефабриками в Подмосковье, а его последнее приобретение — крупный свинокомплекс «Рощинский» в Ульяновской области (50 тыс. голов). На его восстановление потребуется $3 млн., которые компания получила в качестве кредита.
Еще один крупный игрок рынка — АПК «Агрос» — также развивает производство. Как заявляют в холдинге, блок производства мяса и мясопродуктов является одним из самых современных и крупных в России. В него входят птицеводческий комплекс в Ставропольском крае, а также свиноводческий комплекс «Ильиногорское» (около 130 тыс. голов) и мясокомбинат в Нижегородской области. По словам Александра Кудели, вице-президента АПК «Агрос», в настоящее время основная задача, стоящая перед компанией, — сделать свою продукцию конкурентоспособной. «Уже сейчас наша птица признана диетическим продуктом и рекомендована для детского питания. Мы подобрали специальные породы птиц (кроссы), имеющие хорошие показатели привеса, изменили рецептуру питания. Для свиноводческого комплекса в этом году компания профинансировала производство кукурузы, и в будущем мы будем использовать только свои корма. В общем, стараемся как можно больше снизить первоначальные издержки производства». В ближайшие три года «Агрос» планирует вложить в развитие мясного направления порядка $130 млн.
Бешеным — скидки

Несмотря на то, что собственное производство растет, Россия все равно продолжает зависеть от Запада. Обеспечить себя мы пока не можем. Согласно экспертным оценкам, Россия ежегодно нуждается в импорте 450—500 тыс. тонн говядины, 200—300 тыс. тонн свинины и около 1,2—1,3 млн. тонн мяса птицы.
В марте прошлого года России, вслед за другими странами, пришлось закрыть свой рынок для заморской говядины, но ненадолго — уже в августе первые партии пошли в страну. Европейские производители решили побыстрее избавиться от скопившейся на складах говядины, для чего в ЕС ввели экспортные субсидии. Таким образом, с августа по декабрь 2001 года на российском рынке появились значительные объемы дешевого импортного мяса. В Мясном союзе России недавно провели собственное антидемпинговое расследование, в результате которого выяснилось, что говядина попадала в нашу страну по цене $1100—1200 за тонну, а уровень субсидий ЕС составлял 30% и более, то есть порядка $600 за тонну. В июле этого года Мясной союз России представит правительственной комиссии по защитным мерам результаты своего расследования. Как заявляет президент союза Мушег Мамиконян, поставки субсидированной европейской говядины наносят значительный урон российскому рынку мяса, отражаются на рыночной цене свинины и птицы. В результате отечественные производители животноводческого сырья недополучают прибыль и не могут инвестировать в достаточном объеме в расширение производства. Учитывая все это, комиссии будет предложено ввести компенсационные пошлины на импорт говядины.
Таким образом, то, что европейские производители демпингуют, практически доказано. Все нормальные цивилизованные страны в этом случае защищают своих производителей. Минсельхоз РФ тоже пыталось принять меры — разговоры о введении квотирования импорта продовольствия, мяса в частности, ведутся уже давно. Минсельхоз предлагает ограничивать ввоз мяса птицы в размере разницы между собственным производством и потреблением, а затем постепенно, по мере роста производства, его снижать. По мнению главы американского совета по экспорту домашней птицы и яиц Альберта Давлеева, введение тарифных квот — не выход из ситуации. Государство должно обратить внимание на внутренние проблемы производства, то есть ввести налоговые послабления, предоставить целевые кредиты производителям и т.д. Его позиция понятна — конкурент как-никак.
В последнее время игроки рынка все чаще говорят о необходимости прямой господдержки аграриев — предоставления дотаций на кредиты. Но понятно, что в ближайшие годы этого ждать не приходится — у государства пока на это нет денег. Значит, единственное, что оно может сделать для защиты внутреннего рынка от субсидированного импорта, — все-таки ввести квоты.
Если механизм квотирования будет разработан грамотно и принят в ближайшем будущем, отрасль сможет в скором времени встать на ноги. Если же нет — будем питаться европейскими коровами да бразильскими курами. А то и переходить на высококалорийные «Сникерсы».

Объемы потребления основных видов мяса в России (кг на душу населения)*

Вид мяса1998199920002001
Говядина18,116,115,215,0
Свинина12,212,912,512,7
Мясо птицы11,411,012,015,5
Баранина1,21,11,00,9
Всего42,941,140,744,1

* По данным Института аграрного маркетинга.

Объем импорта в Россию основных видов мяса (тыс. тонн)*

Вид мяса1998199920002001
Свинина277444213357
Мясо птицы89890010001327
Говядина414532282449

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

Динамика производства мяса (тыс. тонн)*

Вид мяса199619971998199920002001
Говядина263023952247186818951767
Свинина170515461505148515691548
Мясо птицы690630690748766910
Баранина230199178144140141

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

Рейтинг крупнейших производителей колбасных изделий (тонн)*

ПредприятиеГодовой объем производства
ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (Москва)59 923
АО «Царицыно» (Москва)57 727
ООО КАМПОМОС (Москва)43 755
ОАО»Микомс» (Москва)39 338
ОАО «Парнас-М» (Санкт-Петербург)24 483
Бирюлевский мясоперерабатывающий комбинат (Москва)23 595
ЗАО «Мясокомбинат Клинский» (Московская обл.)20 655
Останкинский мясоперерабатывающий комбинат (Москва)20 621
Мясокомбинат «Омский» (Омская обл.)19 484
ОАО «Мясокомбинат «Екатеринбургский» (Свердловская обл.)18 332

* По данным Института аграрного маркетинга.

Рейтинг крупнейших производителей мясных консервов (тыс. условных банок)*

ПредприятиеГодовой объем производства
АО «Супрема» (Смоленская обл.)28 901
АО «Консервный завод «Ставропольский» (Ставропольский край)27 867
АО «Мясной двор» (Новгородская обл.)25 206
ОАО «Орский мясоконсервный комбинат» (Оренбургская обл.)22 578
ОАО «Бурятмясопром» (Республика Бурятия)18 971
ОАО «Смолмясо» (Смоленская обл.)13 143
ОАО «Микомс» (Москва)12 123
ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (Москва)10 259

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

Производство основных видов мяса (тыс. тонн)*

Вид мясаЯнварь—апрель 2001 г.Январь—апрель 2002 г.
Говядина571,1574,8
Свинина472,9512,5
Мясо птицы288,6326,9
Баранина30,429,2

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

Импорт основных видов мяса (тыс.тонн)*

Вид мясаЯнварь—март 2001 г.Январь—март 2002 г.
Говядина104,0115,0
Свинина65,5108,5
Мясо птицы251,8321,2

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

* По данным Института аграрного маркетинга.

ИРИНА ШАБАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK