29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Глядя из Киева"

Архивная публикация 2011 года: "Глядя из Киева"

Известный журналист Евгений Киселев признается, что на украинском телевидении чувствует себя свободнее, но не исключает возможности возвращения в российский эфир. Допустит ли Кремль плюрализм мнений на ТВ в случае победы Дмитрия Медведева? Почему Владимира Гусинского тянет на родину? И чем владеет сегодня "семья" Бориса Ельцина? Обо всем этом, а также о специфике украинской политической жизни в интервью "Профилю" рассказал известный телеведущий Евгений КИСЕЛЕВ - ныне, как он сам себя называет, "украинский журналист российского происхождения".

Известный журналист Евгений Киселев признается, что на украинском телевидении чувствует себя свободнее, но не исключает возможности возвращения в российский эфир. Допустит ли Кремль плюрализм мнений на ТВ в случае победы Дмитрия Медведева? Почему Владимира Гусинского тянет на родину? И чем владеет сегодня "семья" Бориса Ельцина? Обо всем этом, а также о специфике украинской политической жизни в интервью "Профилю" рассказал известный телеведущий Евгений КИСЕЛЕВ - ныне, как он сам себя называет, "украинский журналист российского происхождения".

- Газета "Ведомости" написала на днях, что вопреки утверждениям членов "семьи" Бориса Ельцина об отсутствии у них крупных активов зять экс-президента Валентин Юмашев владеет почти половиной компании "Сити", управляющей строящимся деловым центром в столице. "Старое" НТВ часто говорило о злоупотреблениях "семьи". Получается, правда восторжествовала? Или это часть нынешней политической игры?
- У меня лично нет сомнений в том, что покойный президент России был человеком честным и порядочным, который - при всей своей любви к родным и близким - никогда не занимался ради них стяжательством. Но я не сомневаюсь и в другом: его дочь с зятем, мягко говоря, не бедствуют. Это, между прочим, отлично известно всем людям того круга, где "Таня и Валя" вращаются. А всплыла эта тема сейчас, скорее всего, в связи с предстоящими выборами. Ходят разговоры о том, что "семья" в противостоянии между Путиным и Медведевым стоит на стороне Медведева. Наверняка это кому-то не нравится, и в ответ эти люди вбрасывают компромат в СМИ.
- Надо сказать, что Татьяна Дьяченко вас тоже не жалует. Пару месяцев назад, когда отмечали десятилетие разгона "старого" НТВ, она написала в своем блоге, что оценивает этот разгон позитивно. "Заслужили", - написала она про вас и ваших коллег…
- Я ей тогда ответил и еще раз готов повторить: все это вранье, "жалкий лепет оправданья". Я ответственно заявляю: Татьяна Дьяченко и Валентин Юмашев были непосредственными участниками разгрома "старого" НТВ и несут за это как минимум моральную ответственность.
- Но обычно обвиняют в этом Путина…
- Атака на НТВ началась тогда, когда Путин еще даже не был премьер-министром, хотя уже рассматривался как один из кандидатов на место Ельцина. Это было в середине 1999 года. Именно тогда НТВ отказалось участвовать в раскрутке никому не известного Владимира Владимировича. Этот эпизод описан в книге известных американских журналистов Сьюзен Глассер и Питера Бейкера "Kremlin Rising" ("Восход Кремля") со слов первого президента НТВ, Игоря Малашенко, который тогда отвечал в "Медиа-Мосте" за связь с высшими лицами в государстве. Юмашев и Дьяченко устроили Малашенко неформальную встречу с Путиным - чтобы он удостоверился, какой это, мол, замечательный кандидат в преемники. Малашенко же после этой встречи с присущей ему жесткой прямотой высказал обратное мнение. После этого в Кремле ему указали на дверь, а против НТВ началась война. Сработал принцип "кто не с нами, тот против нас".
- Теперь вы работаете на Украине и накануне нашего интервью встречались с президентом Януковичем. Есть мнение, что, придя к власти, он начал выстраивать на Украине собственную "вертикаль" - по образу и подобию российской. Вы согласны с таким суждением?
- Все не столь однозначно. Янукович, безусловно, человек более авторитарный, чем Ющенко. Он сумел очень быстро консолидировать власть. Но при этом Украина - не Россия. Слишком много различий между регионами - языковых, культурных, религиозных, экономических, исторических, чтобы можно было выстроить вертикаль власти. Смотрите: Янукович, по сути дела, с трудом контролирует почти треть страны - ее западные области. Во Львове и других крупных западноукраинских городах назначенные им губернаторы сидят в своих резиденциях, как в осажденных крепостях - оппозиции принадлежит большинство в местных органах власти. Да и во многих других регионах оппозиция имеет 30-40% депутатских мандатов. Плюс есть несколько мощных конкурирующих финансово-промышленных группировок - минимум четыре-пять. Все они имеют своих людей в правительстве, парламенте, местных органах власти. Янукович все время вынужден маневрировать между ними.
- Куда, на ваш взгляд, пойдет Украина - в ЕС или в Таможенный союз?
- Украинское общественное мнение настроено однозначно в пользу ЕС, чего, кстати, нельзя сказать о НАТО. А здешние политики, которым приходится раз в несколько лет подтверждать свои полномочия в настоящей предвыборной борьбе, очень внимательно учитывают настроения избирателей. Игнорировать то, что большинство украинцев хотят в Европу, они не станут. Откровенно ссориться с Россией украинские политики, правда, тоже не хотят, но и в Таможенный союз не торопятся. Ментально для них это - возвращение в лоно империи. Это в конце концов вопрос цивилизационного выбора.
- На Украине следят за тем, как в России решается "проблема-2012"? Их волнует, кто у нас будет президентом - Путин или Медведев?
- "Проблема-2012" волнует украинцев не больше, чем исход недавнего финала Лиги чемпионов "Барселона" - "Манчестер Юнайтед": интересно, конечно, кто выиграет, но пенсии, тарифы ЖКХ или цены на продукты питания от этого не поменяются.
- Вы на Украине воспринимаете себя трудовым иммигрантом или политическим?
- Безусловно, трудовым. Просто в 2008 году мои старые товарищи по "Медиа-Мосту" и НТВ, Владимир Гусинский и Игорь Малашенко, предложили мне поработать на Украине, где они решили попытать счастья на местном телевизионном рынке и поучаствовать в запуске канала ТВi. Я с интересом согласился. Однако через год вспыхнул конфликт акционеров из-за контроля над каналом, Гусинский до сих пор судится со своими бывшими партнерами, это отдельная история… А я получил приглашение на крупнейший украинский телеканал "Интер". И вот уже скоро два года, как я веду по пятницам в прямом эфире, в вечернем прайм-тайме, программу "Большая политика", которая - не сочтите за нескромность - так же популярна и влиятельна здесь, как когда-то в России "Итоги".
- В Москве время от времени ходят слухи, что Гусинский пытается нащупать пути возвращения в Россию. Вам что-нибудь про это известно?
- Игорь Малашенко, насколько я знаю, за последний год несколько раз приезжал в Москву, восстанавливает старые, налаживает новые политические и деловые контакты. Гусинский же в некотором смысле из России и не уходил: у него в Москве все это время оставалось большое и весьма успешное телекинопроизводство - сотни часов сериалов ежегодно для разных российских каналов. Что же касается физического возвращения, уверен, Владимир Александрович, конечно, хотел бы рано или поздно получить возможность беспрепятственно приезжать в Москву. Как минимум потому, что бизнес время от времени требует его личного присутствия. Но главное для него, конечно, добиться реабилитации, восстановления доброго имени. При этом он давно уже гражданин мира, проводит время в деловых поездках между Англией, Испанией, США, Израилем, Сингапуром. Я даже затрудняюсь сказать, где его основное место жительства и работы. Поэтому я с трудом представляю, что после одиннадцати лет жизни за границей Гусинский в один прекрасный день, образно говоря, погрузит весь свой скарб, посадит своих чад и домочадцев на длинную вереницу подвод и двинется обратно на родину. Впрочем, я могу ошибаться.
- А возможность своего появления в российском телеэфире вы допускаете? Или для этого должны произойти какие-то масштабные политические трансформации?
- Never say never - никогда не говори "никогда". В России возможны любые повороты судьбы - и твоей личной, и страны в целом.
- Какое телевидение вам кажется более свободным - российское эпохи 90-х или нынешнее украинское телевидение, где теперь вы трудитесь?
- Как ни парадоксально, я себя свободнее ощущаю на украинском телевидении. В том числе потому, что надо мной, в отличие от многих моих здешних коллег, не довлеет груз революционного прошлого. Я не стоял на Майдане за или против Ющенко, Тимошенко, Януковича. В ситуации, когда проигравшие тогда стали победителями сегодня, я не ощущаю себя ни самодовольным реваншистом, ни ожесточившимся лузером. А в 90-е годы в России мои личные гражданские чувства, политические симпатии и антипатии очень мешали мне "подняться над схваткой", что для политического журналиста-аналитика крайне важно.
- Означают ли ваши слова, что вы жалеете о том, что НТВ и вы лично в 1996 году безоговорочно встали на сторону Ельцина?
- Нет, не означает. Я понимаю, что вы имеете в виду: принято считать, что именно тогда телевидение "легло" под власть. Но это не так. В который раз повторяю: в 1996-м мы на НТВ - за всех не отвечаю! - работали настолько объективно, насколько это было возможно в ситуации, когда решался вопрос судьбы страны: быть или не быть коммунистическому реваншу. Проблемы же начались потом: когда после переизбрания Ельцина на пост главы администрации президента пришел Чубайс. Многие восторженно захлопали в ладоши: "ура, в Кремле - наши, будем им помогать!" Именно тогда начались дружеские посиделки руководителей СМИ у Чубайса - по пятницам, с бутербродами с колбасой. Впоследствии же все эти чаепития и "разговоры запросто" плавно превратились в обязательные походы теленачальников в Кремль за очередной порцией весьма жестких инструкций.
- Получается, вопреки расхожему мнению о том, что Чубайс занимался либерализацией всего, к чему прикасался, в отношениях с ТВ он выполнил прямо противоположную задачу - именно он начал их "отстраивание"?
- Отчасти да. Недаром когда-то в программе "Куклы" его изображали в образе большевистского комиссара в кожаной тужурке… Хотя, думаю, план введения телевизионного единомыслия в России впервые возник в голове Александра Волошина - именно он был и остается до сих пор "мозгом" ельцинской "семьи".
- То есть если слухи о том, что он возглавляет "штаб Медведева" верны, и если Медведев вдруг победит в 2012 году, ждать особых послаблений на ТВ не стоит?
- Нет, я не думаю, что все так однозначно. На каждом новом витке общественного развития могут возникать новые расклады, новая игра. Поэтому плюрализм мнений на российском ТВ власти еще может понадобиться
{PAGE}

ДОСЬЕ
Евгений КИСЕЛЕВ родился 15 июня 1956 года в Москве. В 1979-м окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1991 году - ведущий программы "Вести" (РТР). В 1992-2003 годах - ведущий информационно-аналитической программы "Итоги" ("1 канал Останкино" (1992-1993), НТВ (1993-2001), ТНТ (2001), ТВ-6 (2001-2002), ТВС (2002-2003). В 1997-2001 годах - председатель совета директоров телекомпании НТВ, в 2000-2001 годах - гендиректор, главный редактор НТВ. В 2001-2002 годах - гендиректор ЗАО "Московская независимая вещательная компания". В 2002-2003 годах - главный редактор ЗАО "Шестой канал". В 2003-2005 годах - главный редактор газеты "Московские новости". В 2005-2009 го-дах - ведущий программы "Власть с Евгением Киселевым" (RTVi и "Эхо Москвы"). С сентября 2009 года - ведущий общественно-политической программы "Большая политика с Евгением Киселевым" (телеканал "Интер", Украина).

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама