25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Города для удобства"

Архивная публикация 2006 года: "Города для удобства"

Москва давно превратилась в эдакий микс Шанхая, Лас-Вегаса и Сан-Паулу. Стала ли она от этого удобнее? Мегаполисы продвинутых стран развиваются в ином направлении. И проблемы жителей этих городов решаются тоже иначе.Транспорт
В Лондоне автобусы, вагоны метро, пригородные поезда всегда чистые, комфортабельные, с уютными мягкими сиденьями. Водители автобусов, такси и машинисты метро одеты, как работники офисов, выглядят солидно. Ни пассажиры, ни водители никуда не спешат, но при этом (британская пунктуальность!) никуда и не опаздывают. На достигнутом не останавливаются. Лондонское управление по транспорту запланировало с 2005-го по 2010 год вложить 10 млрд. фунтов (около $19 млрд.) в то, чтобы сделать транспорт еще удобнее для всех. Деньги пойдут и на повышение безопасности (завершение программы по оборудованию всех автобусов камерами CCTV), и на создание удобств для инвалидов (больше станций метро без ступенек), и на кондиционирование, сбережение энергии и уменьшение шума в поездах и на станциях метро. Кстати, для детей до 16 лет и учащихся дневной формы обучения до 18 лет — бесплатный проезд на автобусах и трамваях.

Еще более эффективная транспортная система создана в Сингапуре. Там 70% всех деловых поездок в коммерческий центр совершается на общественном транспорте, в том числе подземкой. Из Сити в аэропорт на метро можно доехать за 20 минут (из лондонского «Хитроу» до центра города на поезде «Хитроу-экспресс» — еще меньше, 15 минут).

Автомобилисты в Сингапуре обложены такими поборами (150-процентный налог на покупку, бензин вдвое дороже, чем в соседней Малайзии), что число их долгие годы почти не растет. Ну а за счет налогов на них и развивается общественный транспорт…

В Париже тоже есть свои транспортные «фишки». Например, ночные автобусы, ходящие по расписанию. Неплохое удобство, если учесть, сколько ночных заведений в городе!

«Пробковое» проклятие
Транспортные пробки в часы пик — бедствие почти всех крупных городов мира. Наиболее радикальными методами — заставляя водителей платить за въезд в центр — борются с ними в Лондоне, городах Норвегии (Осло, Берген, Трондхайм) и в Сингапуре.

В Лондоне плата за проезд через центр в будни (с 7.00 до 18.30) — Congestion charge — была введена в феврале 2003 года. Под центром подразумевается зона, охватывающая финансовый центр Сити и центр коммерции и развлечений Уэст-Энд. Здесь проживают лишь 136 тыс. из 7 млн. жителей Большого Лондона, зато здесь генерируется почти 100% прибылей от туристического бизнеса! Взимание платы вовсе не означает установку будок с тетками по периметру центра и создание немыслимых пробок: просто номер автомобиля считывается камерой, после чего по компьютеру проверяется, уплатили вы или нет.

В июле 2005 года Congestion charge (одинаковая для всех транспортных средств) увеличилась с 5 до 8 фунтов в день (при условии оплаты в тот же день) или 10 фунтов (если платишь на следующий). Оплатить можно по телефону (отправив SMS), через сайт в Интернете или через кассу практически любого магазина. Штраф за неуплату — 100 фунтов. Слежение (на запуск этой схемы Лондон потратил 200 млн. фунтов и продолжает тратить 98 млн. фунтов ежегодно на ее поддержание) осуществляется с помощью 180 камер. Штрафы высылают по почте в течение 48 часов. За год нарушители пополняют бюджет транспортного управления Лондона (Transport for London, TfL) на 130 млн. фунтов, это 36% доходной части бюджета. Каков же результат усилий? За первые полгода функционирования данной схемы количество частных транспортных средств в центральном Лондоне уменьшилось на 60 тыс. (-30%), а время проезда через зону сократилось на 15%.

В Брюсселе с пробками дело обстоит все хуже. В какой-то степени город спасают многокилометровые туннели из центра к авторутам (как метро, но только для машин). Но и это не выход. «Улавливающие» паркинги у конечных станций метро и у станций электрички есть, но брюссельцы считают, что их мало.

Власти Брюсселя всерьез взялись за проект городской железной дороги, выходящей за город на 30—40 км. Нечто вроде парижской RER (скоростной электрички, связывающей все районы Парижа с пригородами и аэропортами, пересекаясь в узлах пересадки с обычным метро), германской S-Bahn (примерно то же самое) и швейцарской Swiss Travel System (на этих поездах, как известно, можно передвигаться вдвое быстрее и комфортней, чем на автомобиле). Года через два она будет готова, и тогда многие откажутся от поездок в город на машине.

В Лондоне с парковками проблемы в целом решены. За счет жесточайшей дисциплины и денег: стоимость предоплаченной парковки в центре города ориентировочно 1 фунт за 10—20 минут (штраф при опоздании неизбежен), 45—50 фунтов в день. Бесплатная парковка только вечером (после 18.30), в воскресенье и по праздникам. Для жителей микрорайонов предусмотрены преимущества для парковки у дома.

В центре Брюсселя парковки практически все платные; бесплатные — для жителей квартала.

Знание — сила!
Доступность информации и простота ориентирования в городе — важное преимущество удобных городов. Например, в поездах тайбэйского метрополитена названия станций объявляют на китайском нормативном, двух местных диалектах и по-английски!

В Лондоне информацию о том, как самым эффективным способом добраться из точки А в точку Б, можно найти на сайте www.tfl.gov.uk (включая маршрут, продолжительность и карты) или позвонив в справочную службу по телефону (телефон можно найти на каждой остановке), отправив SMS (ответ придет в течение 5 секунд). Поражает информированность и услужливость сотрудников метро и водителей автобусов, всегда готовых дать совет. В метро парижском, несмотря на фанатичную любовь к родному языку, вам ответят по-английски тоже, продублированы и надписи. Впрочем, они продублированы по всей Европе. К западу от Бреста.

Борьба за экологию, и не только
В США, вступивших, как и Европа, в эпоху Recycling, почти все большие магазины, предлагающие бесплатные пакетики, предоставляют возможность их вернуть. В больших супермаркетах существуют специальные «приемники» для пластиковых пакетов. Денег за то, что ты вернул пакеты, не получаешь, зато гордишься, что улучшил экологию. Пластиковые пакеты перерабатывают и предлагают клиентам заново. Почти во всех удобных городах мира власти энергично заботятся, чтобы на улицах было меньше пыли, здания и коммуникации потребляли меньше энергии, деревьев было больше, а выхлопных газов меньше (к примеру, в Лондоне площадь зеленых насаждений составляет 46% городской территории). Штрафы, нацеленные на то, чтобы стимулировать граждан и предприятия заботиться об охране окружающей среды, исчисляются тысячами, для предприятий — миллионами долларов.

Ну а достижения — налицо. Например, в Париже воду из-под крана можно преспокойно пить. Хоть детям, хоть взрослым. Еще лучше обстоит дело с водой в Цюрихе — там, говорят, воду можно пить прямо из реки, протекающей через город.

В США запрещается возводить здания, которые портят сложившийся внешний вид какого-то района. Например, 15-этажное здание в районе, где стоят исключительно двухэтажные дома, никогда построить не разрешат. Похожие правила касаются и тех, кто покупает частный дом. Если, например, все дома на улице желтых тонов, новый житель квартала должен взять на себя обязательство перед общиной после покупки дома не перекрашивать его в диссонирующий цвет.

Мусорные страдания
Мусор из частных домов в большинстве крупных городов Европы собирают раз в неделю. Для каждого вида мусора (бумаги и стекла, пищевых отходов, веток и листьев из сада) предусмотрен контейнер или пакет определенного цвета, который в заранее известный день недели подбирается соответствующей службой. Поэтому, проезжая по улице какого-нибудь спального района, часто можно увидеть строй пластиковых пакетов такой окраски, выставленных вдоль дороги. В Лондоне и Нью-Йорке для тех, кто живет в квартире, предусмотрен отдельный «черный» коридор, куда можно вынести мусор в пакете, и его соберут службы, отвечающие за сбор.

В Брюсселе каждый сам собирает мусор в мешки разного цвета. Покупка их — одновременно и налог на уборку (мешок с логотипом чужой коммуны сборщики не возьмут, а хозяина найдут и оштрафуют). Два раза в неделю, но не раньше шести вечера, можно выставлять мешки на тротуар перед домом, чтобы рано утром их забрал мусоровоз. Это неудобно, потому что половину недели мусор, в том числе воняющий, надо держать дома.

В США за то, чтобы увезли мусор, тоже приходится платить деньги — на черном пакете, который должны забрать из контейнера рядом с загородным домом, должна быть наклеена специальная марка, которую можно купить в магазине. А некоторые города предлагают своим гражданам выбор — либо платишь (покупаешь марки) за то, чтобы увезли мусор (стоит обычно около $3—4 за 15 кг), либо сортируешь отходы, годные к переработке (бутылки, газеты, коробки, банки…), и кладешь их в специальный контейнер, который забирают бесплатно.

Вся власть — советам!
В Лондоне, по убеждению большинства его жителей, жить очень удобно и комфортно. Но — безумно дорого. Муниципальный налог (council tax), введенный в 1993 году и устанавливаемый районным советом (Council), зависит от того, к какой из восьми стоимостных категорий относится жилище, а также от того, кто в нем проживает, и в среднем составляет 1056 фунтов в год. Средства идут на организацию сбора мусора в районе, обустройство государственных школ и библиотек, детских площадок, а также бесплатных парковок для жителей района у их домов, организацию местных праздников, а также инспекцию государственных школ. Совет регулярно проводит опросы жителей о возможных нововведениях и отчитывается об истраченных средствах.

Коммунальные услуги лондонцы оплачивают прямым списанием с банковского счета, через банк или онлайн. Сообщить данные счетчиков в квартире можно по телефону, через Интернет, а если жители не удосуживаются сделать это сами, то соответствующая служба пришлет сотрудника. Хотя в старых домах еще существует такое безумие, как оплата за электричество с помощью автомата, в который складываешь однофунтовые монеты, и как только они заканчиваются, электричество в квартире выключается.

В Брюсселе с расчетами тоже проблем нет. Можно поручить их банку, и он сам будет оплачивать квитанции, снимая деньги с твоего счета. Можно бросать заполненные распоряжения в ящик в банке (это обычно делают непродвинутые старушки), а можно платить в банке-автомате или же с собственного компьютера через Интернет. Так же в Брюсселе платят и за ремонтные работы. Выбираешь мастера или фирму, вызываешь, проверяешь работу, подписываешь бумажку, что удовлетворен. Через неделю по почте приходит счет.

Общественное питание
В большинстве удобных столиц с этим никаких проблем. В Лондоне в последние несколько лет произошла настоящая ресторанная революция. Мода на рестораны даже переросла моду на клубы. Город заполонили молодые талантливые повара. Поражает разнообразие кухонь (более 70), готовят повара — выходцы из этих стран. «Этнические» рестораны Лондона часто признаются и одними из лучших в мире. Отобедав в каком-нибудь тайском ресторанчике за 7 фунтов, вы можете быть поражены богатством выбора и качеством блюд.

Общественные WC
Несомненный мировой лидер в этой области — Сингапур. Туалетов в этом городе-государстве свыше 70 тыс. на 4,2 млн. жителей. (Для сравнения: в 12-миллионной Москве, по подсчетам газеты «Вечерняя Москва», около 700 общественных туалетов, причем бесплатных почти не осталось.) Чистота изумительная. Добились этого, введя штраф в 500 сингапурских долларов (примерно $250) за то, что не спустили за собой воду.

В Европе туалеты есть в любом магазине, ресторане или кафе — должны быть по закону, и все тут! Да еще — опять-таки по закону — в каждом туалете есть кабина для инвалидов.

Впрочем, в Европе далеко не везде достигли сингапурского масштаба и уровня. В Лондоне проблема — нигде, кроме Гайд-парка и станции метро «Вестминстер», их особо не встретишь. А штраф за загрязнение города — 80 фунтов! Поэтому самый простой выход из ситуации для горожан — зарулить в паб (питейное заведение) или «Макдоналдс». И никто из хозяев заведения не скажет вам (как это часто случается в Москве): «Куда прешь, это для сотрудников/посетителей!»

В Брюсселе ситуация с туалетами напоминает лондонскую. Общественных заведений не сыскать. В пивных и кафе туалеты, конечно, есть, но бесплатно — только для клиентов. Если пива не хочется, а даже наоборот, будь добр, заплати 30 евроцентов (около 10 рублей). Бесплатные туалеты только в аэропортах и на вокзалах. Зато в Париже уличных кабинок навалом, особенно в туристических местах. Они до безумия компьютеризованы. Услуги стоят 2 евро.

Борьба с очередями
В западных мегаполисах эту проблему решают креативно. В США, например, многие рестораны предлагают своим клиентам пейджеры, когда они ждут в очереди, чтобы получить стол. Пейджер действует в радиусе нескольких миль, так что клиент, не теряя времени даром, может прогуляться в соседнее кафе или книжный магазин. Когда место появится — на пейджер придет сообщение.

В США многие услуги организованы так, чтобы клиенту вообще не приходилось посещать офисы или госучреждения. Даже загранпаспорт или номерной знак на машину (а также права) можно получить по почте! Многие фирмы присылают по почте чеки (зарплату) своим рабочим. Репутация почты такова, что никто не волнуется.

«Халява» и прочие удобства
В Париже огромное количество бесплатных культурных мероприятий, выставок. Бесплатный вход в музеи для безработных. В мэрии можно найти бесплатных консультантов практически по любому вопросу. Тысячи дешевых муниципальных теннисных кортов. Есть специальные больницы, которые бесплатно обслуживают нелегалов. Есть даже специальный автомобиль — зубной кабинет, который, говорят, разъезжает по Парижу, и нелегалы могут подлечить там зубы. Власти считают, что лечить дешевле, чем разносить заразу.

В Лондоне тоже вход в государственные музеи и публичные библиотеки бесплатный для всех, включая иностранцев (!). Дифференцированной музейной платы (для своих одна, для иностранных туристов — повыше), как в России, нет ни в одной цивилизованной стране мира.

Инвалиды, бездомные
Отдельные места на парковке, лифты везде, где надо обойти эскалатор, рельефная карта метро для слепых, специальные автобусы, специальные ступеньки и поручни — вот далеко не полный перечень «зон комфорта», созданных для инвалидов в самых удобных городах мира.

В Лондоне для людей «со специальными нуждами» предусмотрены станции метро (пока не все, планируется увеличение) без ступенек, со специальным лифтом (в Париже таких лифтов намного больше, в нью-йоркской подземке, несмотря на ее непритязательный вид и полное отсутствие мрамора, они есть везде, как и кондиционирование в вагонах); автобусы (в каждом из них ступеньки входной двери складываются и опускаются до уровня тротуара, чтобы инвалидная коляска могла въехать или выехать). Магазины, музеи и любые другие здания (кроме тех, которые сооружены давно и не могут быть перестроены) оборудованы для использования инвалидных колясок.

В США с принятием в 1990 году знаменитого федерального закона «Об инвалидах», все государственные услуги должны быть доступны для инвалидов; частные бизнесы также обязаны постепенно адаптировать к их нуждам свои здания, рабочие помещения и сооружения. Внутри различных общественных зданий номера комнат, кнопки лифтов, указатели выхода тоже выполнены так, чтобы их могли различать слепые. Еще в городах всех 50 штатов появились специальные публичные телефоны для глухих: ими пользуются с помощью клавиатуры. Все телефонные компании в США обязаны теперь иметь в штате специальных операторов, с помощью которых глухонемые могут полноценно использовать телефон и общаться с другими людьми посредством клавиатуры в собственном доме, например, чтобы заказать пиццу или вызвать «скорую помощь».

В Париже все (!) тротуары скошены в местах переходов, чтобы легче было перемещаться инвалидам или тем, кто с детскими колясками. Кстати, о парковке для инвалидов есть популярная реклама по французскому ТВ — инвалид отъезжает с такой парковки, открывает окно и говорит: «Хочешь оказаться на моем месте?» (если кто встанет на такое место, может получить штраф, с другой стороны, как правило, только оно и свободно). Жесточайшим образом пресекается занятие мест на парковке для инвалидов в США — штраф от $100 до $200 в разных штатах.

Чисто французская фишка — спасать всех, даже тех, кто об этом не просит. Существует специальная государственная служба — фактически срочная социальная помощь, машины которой разъезжают по городу и подбирают тех, кто замерзает на улице. Начинают делать это сразу же, когда наступают холода.

А в Тайбэе в парках, во дворах учреждений и на многих улицах обязательны специальные дорожки для слепых. «Я ни разу не видел, — рассказал нам давний житель Тайбэя, известный китаевед Владимир Малявин, — чтобы слепые ими пользовались, но понимаю: публичный жест признания прав инвалидов нужен не только им, но и нам, здоровым людям. Чтобы не одичать...»






Больше камер, хороших и разных

Как спастись от пожара в высотном здании, какой иногда бывает вода из-под крана, как сделать подъезды чистыми, а улицы безопасными? Большой город, его преимущества и ловушки. Специалисты пытаются сделать жизнь в мегаполисах более комфортной.

Странно, но об обеспечении комплексной безопасности во многих больших городах мира задумались лишь в середине 1990-х годов. Москва, которой из всех возможных напастей не грозят разве что сильные землетрясения, в этом плане не исключение. Скорее всего, новый подход связан не только с возросшим ущербом от терактов, катастроф и аварий, но и с быстрым развитием техники, которая позволяет сделать систему безопасности современного большого города максимально интегрированной. Такая система позволяет координировать действия всех служб, отвечающих за безопасность: от правоохранительных структур до медиков и спасателей.

Минувшим летом в Москве прошла международная конференция «Кризисный менеджмент в XXI веке», где представители 20 крупных городов обсуждали, каким образом комплексно защитить жителей мегаполисов. «Основной проблемой российской столицы, как, впрочем, и всех крупных городов мира, является бурный темп строительства, мешающий обеспечивать безопасность населения, — заявил собравшимся начальник ГУ МЧС России по Москве Александр Елисеев. — Пока нет средств, позволяющих потушить пламя на большой высоте, есть лишь разработки, которые в дальнейшем, возможно, станут реальностью».

В 2005 году в Москве случилось 10 835 пожаров, в которых погибли 472 человека. Основные причины: неосторожное обращение с огнем, неправильная эксплуатация помещений, взрывы бытового газа, неисправность производственного оборудования. Оперативно тушить их мешают и пробки на дорогах. Сами столичные магистрали тоже уносят жизни москвичей: в 2005 году в ДТП погибло более тысячи человек. По мнению Елисеева, для Москвы характерен высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф, поскольку на территории столицы сосредоточено большое количество химически и радиационно опасных предприятий. Подобные объекты постепенно будут переводить на другие технологии. Например, «Мосводоканал» к 2010 году должен отказаться от использования хлора, утечки которого могут быть смертельными, для дезинфекции воды.

Предотвратить и вовремя среагировать на чрезвычайное происшествие поможет создаваемая сейчас в столице система, состоящая из видеокамер, микрофонов, пожарной сигнализации, датчиков утечки газа и перебоев в электропитании. Данные приборов будут передаваться в специализированный центр для мгновенной обработки. Современные технологии помогут и в борьбе с преступностью. Например, в районе, прилегающем к Тверской улице, где многие подъезды и дворы уже оснащены видеокамерами, показатель раскрываемости квартирных краж в 2005 году вырос на 12%, хулиганств на 15%, а случаев вандализма в подъездах стало на треть меньше. Единая система создается в рамках «Концепции безопасности Москвы», которую приняли еще в 1996 году и усовершенствовали после череды терактов в столице. В рамках концепции уже создана система управления и связи при чрезвычайных ситуациях, а также начал работу городской центр их мониторинга и прогнозирования.

Однако в МЧС подчеркивают, что действия служб быстрого реагирования, приезжающих уже после ЧП, — лишь 50% в обеспечении безопасности жителей города. Москвичи должны сами ответственнее относиться к собственной жизни. Например, обязательно пристегиваться во время поездки в машине; знать основные приемы, которые могут использовать преступники, в частности, мошенники; изучить схему эвакуации при пожаре, висящую в офисе; в конце концов, запомнить, как по сотовому телефону правильно вызвать скорую помощь, спасателей или милицию.

При этом большинство взрослых москвичей до сих пор не имеют представления, как обеспечить личную безопасность в большом городе. Такие знания еще в советское время они получали на уроках по гражданской обороне, но с тех пор в городе многое изменилось. И люди, и среда, и угрозы, и тактика выживания в них...

Константин Гетманский

Москва давно превратилась в эдакий микс Шанхая, Лас-Вегаса и Сан-Паулу. Стала ли она от этого удобнее? Мегаполисы продвинутых стран развиваются в ином направлении. И проблемы жителей этих городов решаются тоже иначе.Транспорт

В Лондоне автобусы, вагоны метро, пригородные поезда всегда чистые, комфортабельные, с уютными мягкими сиденьями. Водители автобусов, такси и машинисты метро одеты, как работники офисов, выглядят солидно. Ни пассажиры, ни водители никуда не спешат, но при этом (британская пунктуальность!) никуда и не опаздывают. На достигнутом не останавливаются. Лондонское управление по транспорту запланировало с 2005-го по 2010 год вложить 10 млрд. фунтов (около $19 млрд.) в то, чтобы сделать транспорт еще удобнее для всех. Деньги пойдут и на повышение безопасности (завершение программы по оборудованию всех автобусов камерами CCTV), и на создание удобств для инвалидов (больше станций метро без ступенек), и на кондиционирование, сбережение энергии и уменьшение шума в поездах и на станциях метро. Кстати, для детей до 16 лет и учащихся дневной формы обучения до 18 лет — бесплатный проезд на автобусах и трамваях.

Еще более эффективная транспортная система создана в Сингапуре. Там 70% всех деловых поездок в коммерческий центр совершается на общественном транспорте, в том числе подземкой. Из Сити в аэропорт на метро можно доехать за 20 минут (из лондонского «Хитроу» до центра города на поезде «Хитроу-экспресс» — еще меньше, 15 минут).

Автомобилисты в Сингапуре обложены такими поборами (150-процентный налог на покупку, бензин вдвое дороже, чем в соседней Малайзии), что число их долгие годы почти не растет. Ну а за счет налогов на них и развивается общественный транспорт…

В Париже тоже есть свои транспортные «фишки». Например, ночные автобусы, ходящие по расписанию. Неплохое удобство, если учесть, сколько ночных заведений в городе!

«Пробковое» проклятие

Транспортные пробки в часы пик — бедствие почти всех крупных городов мира. Наиболее радикальными методами — заставляя водителей платить за въезд в центр — борются с ними в Лондоне, городах Норвегии (Осло, Берген, Трондхайм) и в Сингапуре.

В Лондоне плата за проезд через центр в будни (с 7.00 до 18.30) — Congestion charge — была введена в феврале 2003 года. Под центром подразумевается зона, охватывающая финансовый центр Сити и центр коммерции и развлечений Уэст-Энд. Здесь проживают лишь 136 тыс. из 7 млн. жителей Большого Лондона, зато здесь генерируется почти 100% прибылей от туристического бизнеса! Взимание платы вовсе не означает установку будок с тетками по периметру центра и создание немыслимых пробок: просто номер автомобиля считывается камерой, после чего по компьютеру проверяется, уплатили вы или нет.

В июле 2005 года Congestion charge (одинаковая для всех транспортных средств) увеличилась с 5 до 8 фунтов в день (при условии оплаты в тот же день) или 10 фунтов (если платишь на следующий). Оплатить можно по телефону (отправив SMS), через сайт в Интернете или через кассу практически любого магазина. Штраф за неуплату — 100 фунтов. Слежение (на запуск этой схемы Лондон потратил 200 млн. фунтов и продолжает тратить 98 млн. фунтов ежегодно на ее поддержание) осуществляется с помощью 180 камер. Штрафы высылают по почте в течение 48 часов. За год нарушители пополняют бюджет транспортного управления Лондона (Transport for London, TfL) на 130 млн. фунтов, это 36% доходной части бюджета. Каков же результат усилий? За первые полгода функционирования данной схемы количество частных транспортных средств в центральном Лондоне уменьшилось на 60 тыс. (-30%), а время проезда через зону сократилось на 15%.

В Брюсселе с пробками дело обстоит все хуже. В какой-то степени город спасают многокилометровые туннели из центра к авторутам (как метро, но только для машин). Но и это не выход. «Улавливающие» паркинги у конечных станций метро и у станций электрички есть, но брюссельцы считают, что их мало.

Власти Брюсселя всерьез взялись за проект городской железной дороги, выходящей за город на 30—40 км. Нечто вроде парижской RER (скоростной электрички, связывающей все районы Парижа с пригородами и аэропортами, пересекаясь в узлах пересадки с обычным метро), германской S-Bahn (примерно то же самое) и швейцарской Swiss Travel System (на этих поездах, как известно, можно передвигаться вдвое быстрее и комфортней, чем на автомобиле). Года через два она будет готова, и тогда многие откажутся от поездок в город на машине.

В Лондоне с парковками проблемы в целом решены. За счет жесточайшей дисциплины и денег: стоимость предоплаченной парковки в центре города ориентировочно 1 фунт за 10—20 минут (штраф при опоздании неизбежен), 45—50 фунтов в день. Бесплатная парковка только вечером (после 18.30), в воскресенье и по праздникам. Для жителей микрорайонов предусмотрены преимущества для парковки у дома.

В центре Брюсселя парковки практически все платные; бесплатные — для жителей квартала.

Знание — сила!

Доступность информации и простота ориентирования в городе — важное преимущество удобных городов. Например, в поездах тайбэйского метрополитена названия станций объявляют на китайском нормативном, двух местных диалектах и по-английски!

В Лондоне информацию о том, как самым эффективным способом добраться из точки А в точку Б, можно найти на сайте www.tfl.gov.uk (включая маршрут, продолжительность и карты) или позвонив в справочную службу по телефону (телефон можно найти на каждой остановке), отправив SMS (ответ придет в течение 5 секунд). Поражает информированность и услужливость сотрудников метро и водителей автобусов, всегда готовых дать совет. В метро парижском, несмотря на фанатичную любовь к родному языку, вам ответят по-английски тоже, продублированы и надписи. Впрочем, они продублированы по всей Европе. К западу от Бреста.

Борьба за экологию, и не только

В США, вступивших, как и Европа, в эпоху Recycling, почти все большие магазины, предлагающие бесплатные пакетики, предоставляют возможность их вернуть. В больших супермаркетах существуют специальные «приемники» для пластиковых пакетов. Денег за то, что ты вернул пакеты, не получаешь, зато гордишься, что улучшил экологию. Пластиковые пакеты перерабатывают и предлагают клиентам заново. Почти во всех удобных городах мира власти энергично заботятся, чтобы на улицах было меньше пыли, здания и коммуникации потребляли меньше энергии, деревьев было больше, а выхлопных газов меньше (к примеру, в Лондоне площадь зеленых насаждений составляет 46% городской территории). Штрафы, нацеленные на то, чтобы стимулировать граждан и предприятия заботиться об охране окружающей среды, исчисляются тысячами, для предприятий — миллионами долларов.

Ну а достижения — налицо. Например, в Париже воду из-под крана можно преспокойно пить. Хоть детям, хоть взрослым. Еще лучше обстоит дело с водой в Цюрихе — там, говорят, воду можно пить прямо из реки, протекающей через город.

В США запрещается возводить здания, которые портят сложившийся внешний вид какого-то района. Например, 15-этажное здание в районе, где стоят исключительно двухэтажные дома, никогда построить не разрешат. Похожие правила касаются и тех, кто покупает частный дом. Если, например, все дома на улице желтых тонов, новый житель квартала должен взять на себя обязательство перед общиной после покупки дома не перекрашивать его в диссонирующий цвет.

Мусорные страдания

Мусор из частных домов в большинстве крупных городов Европы собирают раз в неделю. Для каждого вида мусора (бумаги и стекла, пищевых отходов, веток и листьев из сада) предусмотрен контейнер или пакет определенного цвета, который в заранее известный день недели подбирается соответствующей службой. Поэтому, проезжая по улице какого-нибудь спального района, часто можно увидеть строй пластиковых пакетов такой окраски, выставленных вдоль дороги. В Лондоне и Нью-Йорке для тех, кто живет в квартире, предусмотрен отдельный «черный» коридор, куда можно вынести мусор в пакете, и его соберут службы, отвечающие за сбор.

В Брюсселе каждый сам собирает мусор в мешки разного цвета. Покупка их — одновременно и налог на уборку (мешок с логотипом чужой коммуны сборщики не возьмут, а хозяина найдут и оштрафуют). Два раза в неделю, но не раньше шести вечера, можно выставлять мешки на тротуар перед домом, чтобы рано утром их забрал мусоровоз. Это неудобно, потому что половину недели мусор, в том числе воняющий, надо держать дома.

В США за то, чтобы увезли мусор, тоже приходится платить деньги — на черном пакете, который должны забрать из контейнера рядом с загородным домом, должна быть наклеена специальная марка, которую можно купить в магазине. А некоторые города предлагают своим гражданам выбор — либо платишь (покупаешь марки) за то, чтобы увезли мусор (стоит обычно около $3—4 за 15 кг), либо сортируешь отходы, годные к переработке (бутылки, газеты, коробки, банки…), и кладешь их в специальный контейнер, который забирают бесплатно.

Вся власть — советам!

В Лондоне, по убеждению большинства его жителей, жить очень удобно и комфортно. Но — безумно дорого. Муниципальный налог (council tax), введенный в 1993 году и устанавливаемый районным советом (Council), зависит от того, к какой из восьми стоимостных категорий относится жилище, а также от того, кто в нем проживает, и в среднем составляет 1056 фунтов в год. Средства идут на организацию сбора мусора в районе, обустройство государственных школ и библиотек, детских площадок, а также бесплатных парковок для жителей района у их домов, организацию местных праздников, а также инспекцию государственных школ. Совет регулярно проводит опросы жителей о возможных нововведениях и отчитывается об истраченных средствах.

Коммунальные услуги лондонцы оплачивают прямым списанием с банковского счета, через банк или онлайн. Сообщить данные счетчиков в квартире можно по телефону, через Интернет, а если жители не удосуживаются сделать это сами, то соответствующая служба пришлет сотрудника. Хотя в старых домах еще существует такое безумие, как оплата за электричество с помощью автомата, в который складываешь однофунтовые монеты, и как только они заканчиваются, электричество в квартире выключается.

В Брюсселе с расчетами тоже проблем нет. Можно поручить их банку, и он сам будет оплачивать квитанции, снимая деньги с твоего счета. Можно бросать заполненные распоряжения в ящик в банке (это обычно делают непродвинутые старушки), а можно платить в банке-автомате или же с собственного компьютера через Интернет. Так же в Брюсселе платят и за ремонтные работы. Выбираешь мастера или фирму, вызываешь, проверяешь работу, подписываешь бумажку, что удовлетворен. Через неделю по почте приходит счет.

Общественное питание

В большинстве удобных столиц с этим никаких проблем. В Лондоне в последние несколько лет произошла настоящая ресторанная революция. Мода на рестораны даже переросла моду на клубы. Город заполонили молодые талантливые повара. Поражает разнообразие кухонь (более 70), готовят повара — выходцы из этих стран. «Этнические» рестораны Лондона часто признаются и одними из лучших в мире. Отобедав в каком-нибудь тайском ресторанчике за 7 фунтов, вы можете быть поражены богатством выбора и качеством блюд.

Общественные WC

Несомненный мировой лидер в этой области — Сингапур. Туалетов в этом городе-государстве свыше 70 тыс. на 4,2 млн. жителей. (Для сравнения: в 12-миллионной Москве, по подсчетам газеты «Вечерняя Москва», около 700 общественных туалетов, причем бесплатных почти не осталось.) Чистота изумительная. Добились этого, введя штраф в 500 сингапурских долларов (примерно $250) за то, что не спустили за собой воду.

В Европе туалеты есть в любом магазине, ресторане или кафе — должны быть по закону, и все тут! Да еще — опять-таки по закону — в каждом туалете есть кабина для инвалидов.

Впрочем, в Европе далеко не везде достигли сингапурского масштаба и уровня. В Лондоне проблема — нигде, кроме Гайд-парка и станции метро «Вестминстер», их особо не встретишь. А штраф за загрязнение города — 80 фунтов! Поэтому самый простой выход из ситуации для горожан — зарулить в паб (питейное заведение) или «Макдоналдс». И никто из хозяев заведения не скажет вам (как это часто случается в Москве): «Куда прешь, это для сотрудников/посетителей!»

В Брюсселе ситуация с туалетами напоминает лондонскую. Общественных заведений не сыскать. В пивных и кафе туалеты, конечно, есть, но бесплатно — только для клиентов. Если пива не хочется, а даже наоборот, будь добр, заплати 30 евроцентов (около 10 рублей). Бесплатные туалеты только в аэропортах и на вокзалах. Зато в Париже уличных кабинок навалом, особенно в туристических местах. Они до безумия компьютеризованы. Услуги стоят 2 евро.

Борьба с очередями

В западных мегаполисах эту проблему решают креативно. В США, например, многие рестораны предлагают своим клиентам пейджеры, когда они ждут в очереди, чтобы получить стол. Пейджер действует в радиусе нескольких миль, так что клиент, не теряя времени даром, может прогуляться в соседнее кафе или книжный магазин. Когда место появится — на пейджер придет сообщение.

В США многие услуги организованы так, чтобы клиенту вообще не приходилось посещать офисы или госучреждения. Даже загранпаспорт или номерной знак на машину (а также права) можно получить по почте! Многие фирмы присылают по почте чеки (зарплату) своим рабочим. Репутация почты такова, что никто не волнуется.

«Халява» и прочие удобства

В Париже огромное количество бесплатных культурных мероприятий, выставок. Бесплатный вход в музеи для безработных. В мэрии можно найти бесплатных консультантов практически по любому вопросу. Тысячи дешевых муниципальных теннисных кортов. Есть специальные больницы, которые бесплатно обслуживают нелегалов. Есть даже специальный автомобиль — зубной кабинет, который, говорят, разъезжает по Парижу, и нелегалы могут подлечить там зубы. Власти считают, что лечить дешевле, чем разносить заразу.

В Лондоне тоже вход в государственные музеи и публичные библиотеки бесплатный для всех, включая иностранцев (!). Дифференцированной музейной платы (для своих одна, для иностранных туристов — повыше), как в России, нет ни в одной цивилизованной стране мира.

Инвалиды, бездомные

Отдельные места на парковке, лифты везде, где надо обойти эскалатор, рельефная карта метро для слепых, специальные автобусы, специальные ступеньки и поручни — вот далеко не полный перечень «зон комфорта», созданных для инвалидов в самых удобных городах мира.

В Лондоне для людей «со специальными нуждами» предусмотрены станции метро (пока не все, планируется увеличение) без ступенек, со специальным лифтом (в Париже таких лифтов намного больше, в нью-йоркской подземке, несмотря на ее непритязательный вид и полное отсутствие мрамора, они есть везде, как и кондиционирование в вагонах); автобусы (в каждом из них ступеньки входной двери складываются и опускаются до уровня тротуара, чтобы инвалидная коляска могла въехать или выехать). Магазины, музеи и любые другие здания (кроме тех, которые сооружены давно и не могут быть перестроены) оборудованы для использования инвалидных колясок.

В США с принятием в 1990 году знаменитого федерального закона «Об инвалидах», все государственные услуги должны быть доступны для инвалидов; частные бизнесы также обязаны постепенно адаптировать к их нуждам свои здания, рабочие помещения и сооружения. Внутри различных общественных зданий номера комнат, кнопки лифтов, указатели выхода тоже выполнены так, чтобы их могли различать слепые. Еще в городах всех 50 штатов появились специальные публичные телефоны для глухих: ими пользуются с помощью клавиатуры. Все телефонные компании в США обязаны теперь иметь в штате специальных операторов, с помощью которых глухонемые могут полноценно использовать телефон и общаться с другими людьми посредством клавиатуры в собственном доме, например, чтобы заказать пиццу или вызвать «скорую помощь».

В Париже все (!) тротуары скошены в местах переходов, чтобы легче было перемещаться инвалидам или тем, кто с детскими колясками. Кстати, о парковке для инвалидов есть популярная реклама по французскому ТВ — инвалид отъезжает с такой парковки, открывает окно и говорит: «Хочешь оказаться на моем месте?» (если кто встанет на такое место, может получить штраф, с другой стороны, как правило, только оно и свободно). Жесточайшим образом пресекается занятие мест на парковке для инвалидов в США — штраф от $100 до $200 в разных штатах.

Чисто французская фишка — спасать всех, даже тех, кто об этом не просит. Существует специальная государственная служба — фактически срочная социальная помощь, машины которой разъезжают по городу и подбирают тех, кто замерзает на улице. Начинают делать это сразу же, когда наступают холода.

А в Тайбэе в парках, во дворах учреждений и на многих улицах обязательны специальные дорожки для слепых. «Я ни разу не видел, — рассказал нам давний житель Тайбэя, известный китаевед Владимир Малявин, — чтобы слепые ими пользовались, но понимаю: публичный жест признания прав инвалидов нужен не только им, но и нам, здоровым людям. Чтобы не одичать...»






Больше камер, хороших и разных

Как спастись от пожара в высотном здании, какой иногда бывает вода из-под крана, как сделать подъезды чистыми, а улицы безопасными? Большой город, его преимущества и ловушки. Специалисты пытаются сделать жизнь в мегаполисах более комфортной.

Странно, но об обеспечении комплексной безопасности во многих больших городах мира задумались лишь в середине 1990-х годов. Москва, которой из всех возможных напастей не грозят разве что сильные землетрясения, в этом плане не исключение. Скорее всего, новый подход связан не только с возросшим ущербом от терактов, катастроф и аварий, но и с быстрым развитием техники, которая позволяет сделать систему безопасности современного большого города максимально интегрированной. Такая система позволяет координировать действия всех служб, отвечающих за безопасность: от правоохранительных структур до медиков и спасателей.

Минувшим летом в Москве прошла международная конференция «Кризисный менеджмент в XXI веке», где представители 20 крупных городов обсуждали, каким образом комплексно защитить жителей мегаполисов. «Основной проблемой российской столицы, как, впрочем, и всех крупных городов мира, является бурный темп строительства, мешающий обеспечивать безопасность населения, — заявил собравшимся начальник ГУ МЧС России по Москве Александр Елисеев. — Пока нет средств, позволяющих потушить пламя на большой высоте, есть лишь разработки, которые в дальнейшем, возможно, станут реальностью».

В 2005 году в Москве случилось 10 835 пожаров, в которых погибли 472 человека. Основные причины: неосторожное обращение с огнем, неправильная эксплуатация помещений, взрывы бытового газа, неисправность производственного оборудования. Оперативно тушить их мешают и пробки на дорогах. Сами столичные магистрали тоже уносят жизни москвичей: в 2005 году в ДТП погибло более тысячи человек. По мнению Елисеева, для Москвы характерен высокий уровень риска техногенных аварий и катастроф, поскольку на территории столицы сосредоточено большое количество химически и радиационно опасных предприятий. Подобные объекты постепенно будут переводить на другие технологии. Например, «Мосводоканал» к 2010 году должен отказаться от использования хлора, утечки которого могут быть смертельными, для дезинфекции воды.

Предотвратить и вовремя среагировать на чрезвычайное происшествие поможет создаваемая сейчас в столице система, состоящая из видеокамер, микрофонов, пожарной сигнализации, датчиков утечки газа и перебоев в электропитании. Данные приборов будут передаваться в специализированный центр для мгновенной обработки. Современные технологии помогут и в борьбе с преступностью. Например, в районе, прилегающем к Тверской улице, где многие подъезды и дворы уже оснащены видеокамерами, показатель раскрываемости квартирных краж в 2005 году вырос на 12%, хулиганств на 15%, а случаев вандализма в подъездах стало на треть меньше. Единая система создается в рамках «Концепции безопасности Москвы», которую приняли еще в 1996 году и усовершенствовали после череды терактов в столице. В рамках концепции уже создана система управления и связи при чрезвычайных ситуациях, а также начал работу городской центр их мониторинга и прогнозирования.

Однако в МЧС подчеркивают, что действия служб быстрого реагирования, приезжающих уже после ЧП, — лишь 50% в обеспечении безопасности жителей города. Москвичи должны сами ответственнее относиться к собственной жизни. Например, обязательно пристегиваться во время поездки в машине; знать основные приемы, которые могут использовать преступники, в частности, мошенники; изучить схему эвакуации при пожаре, висящую в офисе; в конце концов, запомнить, как по сотовому телефону правильно вызвать скорую помощь, спасателей или милицию.

При этом большинство взрослых москвичей до сих пор не имеют представления, как обеспечить личную безопасность в большом городе. Такие знания еще в советское время они получали на уроках по гражданской обороне, но с тех пор в городе многое изменилось. И люди, и среда, и угрозы, и тактика выживания в них...

Константин Гетманский

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».