26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Горячая арт-десятка"

Архивная публикация 2011 года: "Горячая арт-десятка"

Российский антикварный рынок слишком далек от цивилизованного: последние десять лет его сотрясали несколько очень крупных скандалов. За последние десять лет рынок русского искусства вырос более чем в 30 раз. Объем ежегодных русских торгов на аукционе Christie's сейчас составляет примерно $200 млн. И это притом, что вложения в антиквариат больше не являются самой безопасной и прибыльной формой сбережения средств. Сегодня покупка произведений искусства больше напоминает игру в рулетку: велика вероятность купить подделку или стать участником международного скандала по реституции ценностей. Нью-йоркский журнал Russia! составил десятку крупнейших российских арт-скандалов. По словам создателей рейтинга, подобные исследования проводятся авторитетными зарубежными изданиями по рынку искусства регулярно, им даже посвящают книги. В России же систематизировать самые неприятные инциденты пока никто не пытался.

ВЕРНУТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ
Первое место в рейтинге заняло так называемое "дело Рубенса". Речь идет о попытке германских властей вернуть на родину шедевр Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", тайно вывезенный из страны в конце Второй мировой войны. "Тарквиний и Лукреция" - знаменитое полотно Рубенса, шедевр XVII века, считающийся одним из лучших произведений ранней фламандской школы, - стало жертвой незаконных предпринимательских сделок. С середины XVIII века и до 1942 года картина хранилась в музее Сан-Суси в Потсдаме. В 1942 году коллекцию музея эвакуировали из-за угрозы воздушных налетов. Картины направили в замок Рейнсберг, в 60 км от Берлина. Эвакуация картины из Сан-Суси и ее прибытие в Рейнсберг, подтверждаются соответствующими инвентарными ведомостями и протоколами. 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг заняли отряды Красной армии. В середине мая в Рейнсберг прибыла трофейная комиссия во главе с членом-корреспондентом Академии наук Виктором Лазаревым. Самые ценные картины из замка отбирались для отправки в Россию: Караваджо, Ван Дейк, Рубенс. Но среди отобранных картин "Тарквинии и Лукреции" не оказалось. Похоже, шедевр кто-то вывез из замка еще до приезда комиссии. С 1957 года картина считалась утраченной и была объявлена в розыск Интерполом. Часть коллекции из замка Рейнсберг была возвращена ГДР в 1958 году. Остальные картины находятся сейчас в ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже.
В 2003 году картина неожиданно всплывает. Хранитель коллекции прусских музеев Герд Бартошек получает по электронной почте письмо от некоего Мориса Рамзайера следующего содержания: "Наша фирма имеет поручение обратиться к вам в связи с тем, что один из наших клиентов имеет возможность вернуть картину, которая пропала из галереи Сан-Суси в 1945 году". Герд Бартошек выезжает в Москву. Его визит в столицу проходит в лучших традициях шпионского боевика. Картина оказывается в руках малоизвестного предпринимателя Владимира Логвиненко. Бартошек убеждается, что россиянин действительно предлагает ему картину Рубенса. Но отдавать картину немецким властям Владимир Логвиненко не спешит и предлагает Германии купить ее за 60 млн евро, хотя сам приобрел ее за 3,5 млн евро. До того как картина попала в руки к Логвиненко, она несколько раз перепродавалась. Логвиненко стал последним звеном в цепочке покупателей картины. Власти страны отказались выкупать раритет и возбудили против россиянина уголовное дело по статье "Приобретение и сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем". История получила международную огласку и даже стала предметом обсуждения на одной из встреч тогдашнего президента России, Владимира Путина, и канцлера Германии Герхарда Шредера в 2003 году.
"Человек, который вывез ее из Германии, давно умер… картина пятьдесят лет провалялась в сложенном состоянии, - рассказывал в одном из интервью Владимир Логвиненко. - Я не знал его семью, но позже, когда картина уже была моей, нашел их дом и разговаривал с его дочерью. Она рассказала, что отец прошел всю войну и в 1945-м был назначен комендантом Бранденбурга. Его расквартировали в доме, где до него жила любовница Геббельса. Одна из многих. И там над кроватью висела эта картина". Вскоре после этого российская Генпрокуратура, вероятно, при одобрении государства, признает Логвиненко "добросовестным приобретателем" картины "Тарквиний и Лукреция". Картина направляется в Эрмитаж на реставрацию, там она находится и по сей день. Но назвать ее народным достоянием тоже нельзя. Несмотря на то, что она предоставлена на всеобщее обозрение в зале Рубенса, забрать ее из музея Логвиненко может в любой момент. Отдавать картину России он пока не собирается и не оставляет попытки продать картину.
В 2006 году арт-дилер убеждает известного российского предпринимателя и мецената Анатолия Локтионова (бывший первый вице-президент компании "Роснефть") оказать содействие при продаже картины. В частности, профинансировать предпродажную подготовку, ряд экспертиз, получение разрешения на вывоз картины, страховку, хранение и другие расходы. Картине, пролежавшей в сложенном виде, требовалась серьезная реставрация. Некоторые фрагменты полотна были просто утрачены. Стороны подписывают соглашение о создании фонда, куда коллекционер должен передать картину "Тарквиний и Лукреция", а бывший первый вице-президент "Роснефти" внести 10 млн евро. Локтионов переводит 5 млн евро, но Логвиненко не передает картину в фонд, препятствуя ее продаже и затягивая сроки выполнения других обязательств.
В настоящее время Анатолий Локтионов через Лефортовский суд Москвы просит взыскать с Владимира Логвиненко перечисленные денежные средства в связи с невыполнением последним обязательств по упомянутому соглашению.
Адвокаты Локтионова предполагают, что Логвиненко с самого начала не планировал никаких операций с картиной, а затеял всю эту историю, чтобы получить деньги. Рассмотрение дела продолжается.
Международный скандал, спровоцированный Логвиненко, широко освещался в мировой прессе. По мнению составителей рейтинга, скандал дискредитировал российских коллекционеров и покупателей в целом перед музейным сообществом. Логвиненко дискредитировал правительство РФ, которое вступилось за дельца, ориентируясь на его обещание оставить картину в России, но, по сути, невольно обеспечило юридическую защиту его сугубо коммерческих интересов. "Уверен, имидж рынка формируется не статьями, а поведением его участников, - рассказывает один из экспертов рейтинга журнала Russia!, создатель проекта "Вин-завод" Николай Палажченко. - Очень хорошо, что появляются подобные рейтинги. Чем прозрачнее рынок и сам арт-процесс, тем большему числу людей он понятен, и у них появляется возможность выработать собственную стратегию поведения. Это касается и коллекционеров, и арт-инвесторов, и художников, и других участников рынка - галерей, аукционных домов, музеев. Вполне возможно, кто-то из них выберет скандал как стратегию - к сожалению, это распространенный способ прославиться. На мой взгляд, способ не всегда самый дальновидный и эффективный".

Российский антикварный рынок слишком далек от цивилизованного: последние десять лет его сотрясали несколько очень крупных скандалов. За последние десять лет рынок русского искусства вырос более чем в 30 раз. Объем ежегодных русских торгов на аукционе Christie's сейчас составляет примерно $200 млн. И это притом, что вложения в антиквариат больше не являются самой безопасной и прибыльной формой сбережения средств. Сегодня покупка произведений искусства больше напоминает игру в рулетку: велика вероятность купить подделку или стать участником международного скандала по реституции ценностей. Нью-йоркский журнал Russia! составил десятку крупнейших российских арт-скандалов. По словам создателей рейтинга, подобные исследования проводятся авторитетными зарубежными изданиями по рынку искусства регулярно, им даже посвящают книги. В России же систематизировать самые неприятные инциденты пока никто не пытался.

ВЕРНУТЬ НЕЛЬЗЯ ПРОДАТЬ
Первое место в рейтинге заняло так называемое "дело Рубенса". Речь идет о попытке германских властей вернуть на родину шедевр Питера Пауля Рубенса "Тарквиний и Лукреция", тайно вывезенный из страны в конце Второй мировой войны. "Тарквиний и Лукреция" - знаменитое полотно Рубенса, шедевр XVII века, считающийся одним из лучших произведений ранней фламандской школы, - стало жертвой незаконных предпринимательских сделок. С середины XVIII века и до 1942 года картина хранилась в музее Сан-Суси в Потсдаме. В 1942 году коллекцию музея эвакуировали из-за угрозы воздушных налетов. Картины направили в замок Рейнсберг, в 60 км от Берлина. Эвакуация картины из Сан-Суси и ее прибытие в Рейнсберг, подтверждаются соответствующими инвентарными ведомостями и протоколами. 29 апреля 1945 года замок Рейнсберг заняли отряды Красной армии. В середине мая в Рейнсберг прибыла трофейная комиссия во главе с членом-корреспондентом Академии наук Виктором Лазаревым. Самые ценные картины из замка отбирались для отправки в Россию: Караваджо, Ван Дейк, Рубенс. Но среди отобранных картин "Тарквинии и Лукреции" не оказалось. Похоже, шедевр кто-то вывез из замка еще до приезда комиссии. С 1957 года картина считалась утраченной и была объявлена в розыск Интерполом. Часть коллекции из замка Рейнсберг была возвращена ГДР в 1958 году. Остальные картины находятся сейчас в ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаже.
В 2003 году картина неожиданно всплывает. Хранитель коллекции прусских музеев Герд Бартошек получает по электронной почте письмо от некоего Мориса Рамзайера следующего содержания: "Наша фирма имеет поручение обратиться к вам в связи с тем, что один из наших клиентов имеет возможность вернуть картину, которая пропала из галереи Сан-Суси в 1945 году". Герд Бартошек выезжает в Москву. Его визит в столицу проходит в лучших традициях шпионского боевика. Картина оказывается в руках малоизвестного предпринимателя Владимира Логвиненко. Бартошек убеждается, что россиянин действительно предлагает ему картину Рубенса. Но отдавать картину немецким властям Владимир Логвиненко не спешит и предлагает Германии купить ее за 60 млн евро, хотя сам приобрел ее за 3,5 млн евро. До того как картина попала в руки к Логвиненко, она несколько раз перепродавалась. Логвиненко стал последним звеном в цепочке покупателей картины. Власти страны отказались выкупать раритет и возбудили против россиянина уголовное дело по статье "Приобретение и сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем". История получила международную огласку и даже стала предметом обсуждения на одной из встреч тогдашнего президента России, Владимира Путина, и канцлера Германии Герхарда Шредера в 2003 году.
"Человек, который вывез ее из Германии, давно умер… картина пятьдесят лет провалялась в сложенном состоянии, - рассказывал в одном из интервью Владимир Логвиненко. - Я не знал его семью, но позже, когда картина уже была моей, нашел их дом и разговаривал с его дочерью. Она рассказала, что отец прошел всю войну и в 1945-м был назначен комендантом Бранденбурга. Его расквартировали в доме, где до него жила любовница Геббельса. Одна из многих. И там над кроватью висела эта картина". Вскоре после этого российская Генпрокуратура, вероятно, при одобрении государства, признает Логвиненко "добросовестным приобретателем" картины "Тарквиний и Лукреция". Картина направляется в Эрмитаж на реставрацию, там она находится и по сей день. Но назвать ее народным достоянием тоже нельзя. Несмотря на то, что она предоставлена на всеобщее обозрение в зале Рубенса, забрать ее из музея Логвиненко может в любой момент. Отдавать картину России он пока не собирается и не оставляет попытки продать картину.
В 2006 году арт-дилер убеждает известного российского предпринимателя и мецената Анатолия Локтионова (бывший первый вице-президент компании "Роснефть") оказать содействие при продаже картины. В частности, профинансировать предпродажную подготовку, ряд экспертиз, получение разрешения на вывоз картины, страховку, хранение и другие расходы. Картине, пролежавшей в сложенном виде, требовалась серьезная реставрация. Некоторые фрагменты полотна были просто утрачены. Стороны подписывают соглашение о создании фонда, куда коллекционер должен передать картину "Тарквиний и Лукреция", а бывший первый вице-президент "Роснефти" внести 10 млн евро. Локтионов переводит 5 млн евро, но Логвиненко не передает картину в фонд, препятствуя ее продаже и затягивая сроки выполнения других обязательств.
В настоящее время Анатолий Локтионов через Лефортовский суд Москвы просит взыскать с Владимира Логвиненко перечисленные денежные средства в связи с невыполнением последним обязательств по упомянутому соглашению.
Адвокаты Локтионова предполагают, что Логвиненко с самого начала не планировал никаких операций с картиной, а затеял всю эту историю, чтобы получить деньги. Рассмотрение дела продолжается.
Международный скандал, спровоцированный Логвиненко, широко освещался в мировой прессе. По мнению составителей рейтинга, скандал дискредитировал российских коллекционеров и покупателей в целом перед музейным сообществом. Логвиненко дискредитировал правительство РФ, которое вступилось за дельца, ориентируясь на его обещание оставить картину в России, но, по сути, невольно обеспечило юридическую защиту его сугубо коммерческих интересов. "Уверен, имидж рынка формируется не статьями, а поведением его участников, - рассказывает один из экспертов рейтинга журнала Russia!, создатель проекта "Вин-завод" Николай Палажченко. - Очень хорошо, что появляются подобные рейтинги. Чем прозрачнее рынок и сам арт-процесс, тем большему числу людей он понятен, и у них появляется возможность выработать собственную стратегию поведения. Это касается и коллекционеров, и арт-инвесторов, и художников, и других участников рынка - галерей, аукционных домов, музеев. Вполне возможно, кто-то из них выберет скандал как стратегию - к сожалению, это распространенный способ прославиться. На мой взгляд, способ не всегда самый дальновидный и эффективный".

ЕСЛИ НЕ "ОДАЛИСКА", ТО ЧТО?
Второе место в рейтинге заняло "дело Вексельберга". Фонд"Аврора", финансируемый знаменитым российским бизнесменом Виктором Вексельбергом, приобрел на аукционе Christie's в 2005 году картину "Обнаженная в интерьере", или "Одалиска", Бориса Кустодиева почти за $3 млн. Поговаривают, что сразу после покупки картину посмотрел один из крупнейших коллекционеров русского искусства и усомнился в подлинности "Одалиски". Вексельберг обратился к авторитетным экспертам из России, которые признали работу подделкой. Это подтвердили эксперты Третьяковской галереи, специалисты Всероссийского научно-реставрационного центра им. Грабаря и Русского музея. Результаты исследования исключают принадлежность картины кисти Кустодиева. Теперь фонд "Аврора" требует возвращения потраченных на картину средств. Christie's же отказался разрешить конфликт мирным путем. "Мы крайне серьезно рассматриваем любые заявления касательно подлинности работ, выставляемых на наши торги, - рассказали "Профилю" в аукционном доме Christie's. - Мы уже давно отстаиваем свою позицию по поводу подлинности работы Кустодиева. На данный момент мы обладаем обширными доказательствами, способными подтвердить этот факт, и готовы отстаивать их в суде".
В декабре 2010 года состоялись предварительные слушания, где каждая из сторон представила доказательства своей правоты. Следующее слушание по делу назначено на апрель 2012 года.
По мнению журнала Russia!, этот конфликт показал, что российские коллекционеры могут оказаться не защищенными перед аукционными домами в случае их нежелания признать факт подделки, и это может в какой-то степени пошатнуть ландшафт рынка, изменив сложившиеся каналы сбыта и покупки искусства российскими коллекционерами. "Сложно предположить, чем закончится дело "Одалиски", - говорит соруководитель проекта и издатель каталога "Внимание, розыск!" и "Каталога подделок произведений живописи" Владимир Рощин. - Картина также была опубликована в нашем каталоге в 2009 году как возможная подделка. На мой взгляд, Christie's должны вернуть деньги, так же считает и абсолютное большинство крупных покупателей и коллекционеров". По словам эксперта, был создан хороший прецедент. Ведь подобные скандалы с подделками на торгах крупных аукционных домов возникают довольно часто. Но их принято решать в кулуарах, ведь крупные коллекционеры, совершающие большие покупки, почти не афишируют свои имена. Так что в ближайшее время еще несколько подобных скандалов может выйти на свет. "Российский рынок искусства стал очень значительной частью мирового рынка, и скандалы, которые на нем случаются, влияют на рынок в целом, - говорит редактор отдела культуры журнала Russia! Анастасия Томпсон. - Скандал с Логвиненко затронул даже международную политику. Информация о рынке пока еще не "институциализирована", то есть нет общего понимания того, что на нем происходит. Мы пытаемся систематизировать информацию, начали со скандалов, продолжим другими рейтингами (коллекционеров, художников и пр.)".
{PAGE}

ПОДДЕЛКИ АТАКУЮТ
Не прошел незамеченным в рейтинге Russia! тот факт, что на арт-рынке в России, по разным данным, фигурирует более тысячи поддельных работ. Фальшивки участвуют в 8%, а то и в 60% сделок. И это подделки художников первого ряда. Кражи картин заметно снизились за 15-20 последних лет, а вот фальшивок на рынке стало больше в разы. Кто раньше занимался кражами, переквалифицировался и стал заниматься подделками.
Подделать, к примеру, русских пейзажистов не так-то и сложно. Берется жанровая картина скандинавских или немецких художников, благо русские художники часто стажировались за границей, меняется подпись, дописывается какой-то элемент, например вместо замка - избушка, и из Мораса получается Лев Лагорио. Сертификаты о подлинности таких картин выдавала, в частности, Третьяковская галерея. Так, на аукционе Sotheby's была продана подделка под полотно Ивана Шишкина "У тихой речки" с сертификатом подлинности от Третьяковки. После этого скандала государственным музеям запретили делать экспертизы для частных лиц. Эксперты Russia! считают, что в целом доверие аукционного рынка к русским художникам XIX - начала XX века было потеряно. Трагическая и безнадежная ситуация во многом уничтожила цивилизованный рынок старого искусства. В подобной ситуации самый разумный путь для инвестора - системно и последовательно вкладывать деньги в современное искусство. Это привело к бурному и небывалому росту цен на современное искусство. Кроме того, подделок на этом рынке в разы меньше.
Когда скандалы с подделками стали всплывать все чаще и чаще, Росохранкультура приняла решение издавать каталоги подделок. Всего вышло пять томов. "Нет таких экспертов, которые бы не ошибались, - продолжает Рощин. - Но кто-то ошибается от незнания, а кто-то - намеренно, за деньги, зная, что им за это ничего не будет. Законодательство в этой области недостаточно проработано, и многие умело этим пользуются". Первый каталог под названием "Внимание, розыск!" появился в 2006 году. Он содержал изображения и описания предметов искусства и антиквариата, похищенных из музейных собраний и частных коллекций и находящихся в розыске. Затем вышло еще пять томов с подделками. Сейчас база доступна для всех участников антикварного рынка, также она есть в Интернете на сайте Росохранкультуры.
Эксперты объясняют скандалы на российском арт-рынке фундаментальными причинами. "Прежде всего нужно понимать, что в России арт-рынок пока очень молодой, - продолжает Палажченко. - Его возраст - пара десятков лет, поэтому еще не сформировались сильные бренды, устойчивые институты и поведенческие стереотипы. Во-вторых, рынок искусства существует там, где есть стабильные крупные и средние капиталы - при той турбулентности, которую испытывает наша экономика, к сожалению, мы можем рассчитывать только на то, что рынок русского искусства отчасти гарантирован институтами мирового арт-рынка - аукционными домами, крупными частными и музейными коллекциями. Впрочем, для профессионалов и серьезных игроков именно это предоставляет потрясающие возможности".

ТОП-10 РОССИЙСКИХ АРТ-СКАНДАЛОВ ПО ВЕРСИИ ЖУРНАЛА RUSSIA!
1. Рубенс и "финансовая пирамида" Логвиненко (Прокуратура ФРГ и Анатолий Локтионов против Владимира Логвиненко)
2. Фальшивая "Одалиска" Кустодиева (Виктор Вексельберг против Сhristie›s)
3. Группа "Война" (Непристойный рисунок на Литейном мосту в Петербурге)
4. Выставка "Запретное искусство" (Государство снова пытается ввести цензуру)
5. Конфликт спонсоров выставки Ильи Кабакова
6. Поддельный Шишкин (Чиновник купил подделок на $5 млн)
7. OpenSpace (Единственный в России авторитетный арт-ресурс создан на деньги коррупционеров)
8. Жанна Буллок (Благотворительность и меценатство на деньги сомнительного происхождения)
9. Министерство культуры РФ против русского художника в иммиграции Авдея Тер-Оганяна
10. Море фальшивок (На рынке русского искусства тысячи подделок)

КТО ЕЩЕ ПОПАЛ В РЕЙТИНГ?
Молодая группа современного искусства "Война", известная своими скандальными перформансами, в частности групповым сексом в палеонтологическом музее, попала в список Russia!. В ночь на 14 июня 2010 года, в день рождения Че Гевары, в Санкт-Петербурге активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ. Рисунок размером 65 на 27 м был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывали 9 человек. Один из участников акции, Леонид Николаев, был задержан. Он провел в милиции двое суток, и его будут судить за мелкое хулиганство. Изначально ему хотели предъявить обвинение по статье Уголовного кодекса за "вандализм". Событие увековечено в 100 марках Королевской почтой Норвегии. Акция была включена в шорт-лист VI Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства "Инновация" в номинации "Произведение визуального искусства" и стала одним из самых известных российских перформансов последнего десятилетия. Задержание организаторов осуждалось правозащитниками и либеральными политиками, а в поддержку художников высказывались многие видные общественные деятели.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».