Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "«Горячие ПКашки»"

Персональные компьютеры в России по-прежнему разлетаются как горячие пирожки. Аналитики считают, что тенденция сохранится, тем более что поводов для роста немало.

   Ну кого сегодня удивишь персональным компьютером? Правильно, никого — компьютеризация дошла почти до каждого дома и уж точно — до каждого офиса! Что неудивительно: купить довольно сносный компьютер можно за 6—8 тыс. рублей. Однако рынок все набирает обороты.
   


Рыночная интервенция
   По данным американской исследовательской компании IDC, поставки персональных компьютеров (включая настольные, портативные и серверы стандартной архитектуры) в Россию в 2007 году выросли по сравнению с 2006 годом на 19% — до 8,7 млн штук. Коллеги аналитиков IDC из компании ITResearch еще более оптимистично смотрят на российский рынок, подсчитав, что общий объем рынка компьютеров с учетом «самосбора» (когда пользователи покупают комплектующие отдельно и собирают ПК своими руками) составил чуть более 9,4 млн единиц.
   Причем особые успехи на отечественном рынке — вовсе не у российских компаний. Более успешные иностранцы (Acer, ASUS, HP) активно теснят доморощенные бренды (DEPO Computers, Kraftway, K-Systems и Formoza). Первые три производителя, впрочем, пока еще входят в шестерку крупнейших поставщиков ПК в стране, а вот Formoza сдает позиции под натиском именитых иностранцев.
   Аналитики IDC отмечают, что 2007 год стал годом настоящего прорыва для зарубежных игроков на российском рынке ПК. И если в сегментах ноутбуков нерезиденты уже давно играют ведущие партии, то в прошлом году они показали и высокие темпы годового прироста объемов поставок серверов и настольных ПК (привычные нам десктопы). В сегменте настольных компьютеров темпы роста иностранных брендов составили более 70%! Такие показатели — результат активизировавшихся в сегменте десктопов тайваньских компаний Acer и ASUS. Зарекомендовав себя на рынке ноутбуков, производители сделали шаг в сторону почитателей десктопов и не прогадали. «В прошлом году в России настольные ПК, выпускаемые Acer, практически не были представлены, и поставляли их разве что по единичным заказам в корпоративный сектор в качестве своего рода «дополнения» к нашим же ноутбукам и серверам. Активные продажи компьютеров в розницу начались в январе 2007 года, а уже во II квартале мы реализовали здесь свыше 4,5 тыс. настольных ПК; в III квартале этот показатель был превзойден более чем в семь раз и достиг примерно 37 тыс.», — рассказывает глава московского офиса Acer Глеб Мишин.
   Наши поставщики не смогли устоять перед таким натиском со стороны известных брендов и продемонстрировали спад поставок по сравнению с показателями 2006 года на 1,2%. Причем, как полагают эксперты рынка, это лишь начало негативного тренда для отечественных брендов и ситуация будет лишь усугубляться.
   Ведущий аналитик IDC по рынку ПК Зарина Камытбаева соглашается с таким прогнозом: «В прошлом году иностранные поставщики, традиционно сильные на рынках ноутбуков и серверов, усилили активность в сегменте настольных ПК. В будущем это может привести к изменению соотношения продукции российских и зарубежных компаний на рынке ПК в целом».
   Чем быстрее растет весь рынок десктопов, тем обиднее для отечественных производителей снижение темпов роста поставок. За прошлый год этот сегмент подрос на 3,5% — до 5,6 млн «настольников».
   


Серверы и ноутбуки
   Еще более завидные темпы показал сегмент серверов стандартной архитектуры, который вырос в 2007 году на 22,7%. Правда, в абсолютных величинах продажам серверов еще далеко до настольных ПК (в прошлом году их было продано 165 тыс. штук). Это объясняется некоторой узостью сегмента, ведь серверы — товар совсем не массового спроса, рассчитанный на корпоративных заказчиков. Однако при этом сегмент является одним из наиболее лакомых для производителей, ведь средняя стоимость сервера — на порядок выше цены «домашнего» компьютера. Кроме того, перспективы роста продаж серверов значительно более радужные, чем перспективы у сегмента настольных ПК. Но и в этом случае отечественные сборщики теряют позиции. «В 2007 году международные компании серьезно потеснили российских поставщиков, увеличив свою долю рынка с 48,6% (в 2006 году) до 58%! В первую очередь такая расстановка сил объясняется усилением позиций HP, контролирующей уже почти 40% российского рынка серверов», — пояснил ведущий аналитик IDC по рынкам серверов и систем хранения данных Андрей Серегин. Сейчас наряду с упомянутой НР в тройку ведущих поставщиков российского рынка серверов входят IBM и российский бренд Kraftway.
   Однако самый быстрорастущий сегмент рынка ПК — это даже не серверы, а ноутбуки. В 2007 году темпы его роста вновь увеличились и превысили прошлогодние показатели (55%), составив 64,5%. Эксперты отмечают, что две компании из группы лидеров — Acer и ASUS — контролируют уже более 55% поставок ноутбуков. По сравнению с 2006 годом их доля выросла более чем на 10%. Российские же производители (в лице единственного Rover Computers) сократили свое присутствие в сегменте до минимума, не превышающего 2%, и, по прогнозам аналитиков, вскоре совсем покинут рынок.
   В компании ITResearch подсчитали, что около 71% всех продаж компьютеров пришлось на настольные ПК, более 27% — на ноутбуки, и около 2% — на серверы. Специалисты же IDC полагают, что доля ноутбуков в продажах ПК — еще больше. «Доля ноутбуков на российском рынке ПК растет очень быстро. В 2007 году соотношение настольный ПК/ноутбук составило 65/35, тогда как еще год назад — 75/25. Этот процесс связан со взрывным ростом спроса в потребительском секторе и интенсивной заменой настольных ПК ноутбуками. Ожидается, что уже в следующем году доля ноутбуков в России преодолеет 40-процентный барьер», — отмечает Зарина Камытбаева.
   


А как у них?
   Ситуация на российском рынке, похоже, повторяет американский сценарий развития, где продажа лэптопов растет более быстрыми темпами, чем десктопов. По мнению западных экспертов, 2008 год станет первым в истории компьютерной индустрии, когда объемы поставок портативных ПК на рынок США превысят объемы продаж настольных систем. К примеру, на территории Северной Америки в 2007 году поставки ноутбуков выросли на 21% — до 31,6 млн единиц, в то время как продажи настольных компьютеров упали на 4% — до 35 млн устройств. По мнению специалистов, постепенный переход предпочтений потребителей в сторону мобильного сегмента будет продолжаться вплоть до 2011 года, когда доля портативных компьютеров будет составлять 66% рынка офисных систем и 71% рынка ПК для дома.
   По данным исследовательской компании IDC, мировой объем поставок ПК в 2007 году составил 159,5 млн штук, в 2008-м он может вырасти до 164,3 млн, в 2009-м — до 170,2 млн, в 2010-м — до 175,7 млн, а в 2011 году — до 180,9 млн единиц.
   Темпы роста мирового рынка мобильных ПК, как предсказывают аналитики IDC, будут постепенно замедляться — с 33,8% в 2007 году до 11,1% в 2011-м.
   


Повышенные требования
   Несмотря на снижение темпов роста и на то, что, казалось бы, компьютеры уже есть почти у всех, в абсолютных величинах рынок ПК будет только расти. Поводов для таких оптимистичных прогнозов — масса.
   Один из самых главных факторов — это, конечно же, апгрейд (совершенствование, обновление систем). За какие-то 10 лет требования к мощности машины, к объемам хранимой информации разительно изменились. В начале 2000-х жесткий диск в 20 Гб считался непозволительной роскошью, а сегодня мы из недельной поездки в Париж привозим видео и фотографий едва ли не больше, чем «весит» весь тот «хард». Не говоря уже о скачиваемых из Интернета музыкальных и видеофайлах. Совершенствующиеся операционные системы тоже «кушают» немало ресурсов — взять ту же Windows Vista, которая потребовала такой мощности процессора, оперативной и видеопамяти, что для перехода на нее встал вопрос о переходе на принципиально новые системы.
   «Утяжеление» и обогащение функциями программ обработки изображений (Photoshop), видео (Pinnacle), совершенствование игр — все это вызывает потребность обновить компьютер, добавить ему мощности. На «индустрии апгрейда» неплохо зарабатывают известные производители процессоров — AMD и Intel, которые наращивают мощности компьютеров, выпуская новые «модельные ряды» процессоров чуть ли не каждый год. Так, еще в начале 2007 года массовый рынок наводнили двухъядерные процессоры (Intel Core 2 Duo), а сейчас ритейлеры продают системы уже с четырехъядерными «сердцами» (Intel Core 2 Quad)! Еще 5—10 лет назад мощности наращивали далеко не такими революционными темпами, а сейчас за прогрессом, кажется, не угнаться. Причем цены на новинки снижаются так же стремительно, как растет тактовая частота («четырехъядерник» можно купить уже за $300—350). Что нас ждет через год — «шестиядерники» за 300 баксов? Пока кажется невероятным, но для опустошения потребительских кошельков производители «железа» явно придумают повод.
   Второй немаловажный фактор для сохранения роста продаж ПК — это увеличение числа компьютеров в одной семье. Ведь споры между членами семьи из-за того, кто будет набирать таблицу в Excel / сидеть в Интернете / играть в игрушку, — довольно-таки частое явление. Поэтому очевидно, что продажи ПК будут расти. Причем за счет роста продаж ноутбуков (все-таки три десктопа в доме могут себе позволить только обладатели просторных апартаментов).

 


Таблица 1 Рынок персональных компьютеров (включая десктопы и ноутбуки) в мире в 2007 году























































БрендПоставки в 2007 году(тыс. шт.)Поставки в 2006 году(тыс. шт.)Доля мирового рынка (%)Годовой прирост (%)
HP49 57138 22218,529,7
Dell39 69039 00914,81,7
Acer24 36118 3089,133,1
Lenovo20 10816 5977,521,2
Toshiba11 14090914,222,5
Остальные123 502117 484465,1
Всего268 371238 71110012,4
Источник: iSuppli.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK