Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ГРАНИЦА БЕЗ ЗАМКА"

28 мая страна по традиции отметила День пограничника. «Профиль» решил выяснить, как изменилась государственная граница за 20 лет без СССР.    Реклама в московском метро приглашает на службу в погранвойска ФСБ. На фото — привычный пограничник с собакой и биноклем. Увы, эта картинка имеет мало общего с реальностью. Современная граница уже не охраняется Карацупой и его верным Ингусом. Вместо этого — оперативная работа с местным населением и видеонаблюдение. А в перспективе — облет границ беспилотниками и прощупывание глубины сопредельной территории локаторами. По уверениям сотрудников погранслужбы, на большей части границы уже нет контрольно-следовой полосы (той, что шпионы преодолевали, обувшись в коровьи копыта). На смену колючей проволоке приходят высокие технологии: видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные систе-мы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей. Правда, пока — и это признают в службе — большинство этих новшеств есть только на бумаге. Или в контракте.
   Перемены, произошедшие на границе после распада СССР, связаны с изменением характера угроз. Выяснилось, что угрозы эти преимущественно невоен-ные. Это, главным образом, трансграничная преступность, международный тер-роризм, наркотрафик, нелегальная миграция, контрабанда. А значит, отпала нужда в погран-полках и пограничных округах со всей их штабной бюрократией, копирующей армейскую. Как пояснил «Профилю» источник в Федеральной пограничной службе (ФПС), до недавнего времени соотношение войсковой и опе-ративно-аналитической работы было примерно 95% к 5%. И на эти 5% приходилось 80% результата — задержаний, возбуждений уго-ловных дел, перекрытий нелегальных каналов пересечения границы.
   Как рассказал «Профилю» депутат Госдумы, генерал-полковник погранслужбы в отставке Виктор Войтенко, за эти годы пограничники перешли от экстерриториального к территориальному построению службы. «Были сформированы региональные погрануправления по округам (РПУ), а в приграничных субъектах — пограничные управления ФСБ России, — сказал он. — РПУ мало отличались от прежних погранокругов. Они унаследовали от них большой штат и громоздкую систему управления. До заставы, охраняющей границу, выстраивалось еще пять уровней управления. Количество служб обеспечения перевешивало число тех, кто непосредственно охранял границу». Теперь сформированы 30 погран-управлений по периметру границы, их основные силы и средства расположены на местах. Также был реформирован центральный аппарат службы, «он стал работать по конкретным задачам, строить управление по силам и средствам», отметил Виктор Войтенко.
   Пограничное хозяйство нуждалось в серьезном обновлении. Вот с чем погранслужба встретила распад СССР: более 7% погранзастав было сооружено в XIX — начале XX века (рекорд — 1829 год, еще при Ермолове!). В 50-х годах ХХ века было возведено 8,7% застав, в 60-х — 26%, в 70-х — 19%, в 80-х — 23%. Самые древние — на Северном Кавказе и в Казахстане. Кое-где личный состав размещался не в казармах или общежитиях, а в блиндажах.
   Как свидетельствуют эксперты, в 1990-е погранслуж-ба находилась в угнетенном состоянии. Правда, жили «пог-ранцы» повольготнее, чем армейские части, из которых в те годы даже фиксировался отток кадров в ФПС. Но при Путине о пограничниках в Минфине «вспомнили». Объем финансирования од-ного километра государст-венной границы в период до кризиса рос с каждым годом: если в 2006-м на его охрану направлялось 800 тыс. рублей, то в 2007-м — уже 900 тыс. рублей. В 2005-м была утверждена соответствующая федеральная целевая программа (ФЦП) на 60 млрд рублей. А, например, оборудование участка границы от Каспийского до Черного моря обошлось минимум в 15 млрд рублей.
   
ЮЖНЫЙ ВЕКТОР
   Современная граница России и угрозы, характерные для каждого ее участка, выглядят так. Наиболее проблемным является для России участок госграницы с Казахстаном — свыше 7 тыс. км голой степи, через которую кое-где проходят железные и автомобильные дороги. «Эта граница проходима в любом месте: она загорожена только постами — пунктами пропуска на дорогах, вне постов нет даже толком налаженного патрулирования», — говорит эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Именно через казахскую границу в Россию идет основная часть афганского героина.
   Южное направление — рай-он границы с Грузией и Азербайджаном — тоже беспокойное. На территории некоторых субъектов Федерации продолжают действовать не-законные вооруженные фор-мирования. Серьезную опас-ность представляют и браконьеры, промышляющие на Каспии и Азове. А после пятидневной войны 2008 го-да граница с Грузией, в том числе ее абхазский и юго-осетинский участки, призна-на одной из наиболее угрожаемых, и соответственно ФСБ перемещает силы и средства на этот участок. Там были построены здания для 7 погранотрядов, а также 72 погранзаставы и учебный центр. А также проложена пограничная инфраструктура: кабельные и воздушные линии связи, дороги, мосты, сооружения для визуального и технического наблюдения, вертолетные площадки, узлы связи. На новых заставах также впервые в России появились общежития для контрактников с проживанием по 2-3 человека в комнате с телевизором и удобствами. ФПС официально сообщила, что «осуществляются меры по усилению ее охраны за счет наращивания оперативного и инженерно-технического потенциала, формирования мобильных резервов специального назначения».
   Именно граница с Грузией, согласно ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», должна стать образцовой: с новейшими системами слежения, активной оперативной деятельностью среди местного населения, с дислоцированными недалеко от застав мобильными группами спецназа. Кстати, с 2009 года границы Южной Осетии и Абхазии с Грузией охраняются (по межгосударственному соглашению) российскими пограничника-ми. Как заявил начальник регионального пограничного управления ФСБ по ЮФО Николай Лисинский, управление войск расположилось в Цхинвале, остальные подразделения — по всему охраняемому периметру. Как сказал генерал, «для охраны границы будут использованы новые современные технические средства, в том числе датчики системы видеонаблюдения, локация, бес-пилотные летательные аппараты». Кстати, ФСБ пока отрицает, что намерена покупать израильские беспилотники. Однако, по сведе-ниям «Профиля», среди отечественных разработчиков уже объявлен конкурс на соз-дание аппаратуры распознавания и дешифровки телеметрии, поступающей с беспилотников. Это вынужденная мера: Израиль не продает к летательным аппаратам наземную аппаратуру приема.
{PAGE}
   
ТАКИЕ РАЗНЫЕ ГРАНИЦЫ
   Западная и Северо-Западная границы (с Украиной, Белоруссией, Финляндией, Лит-вой, Латвией, Эстонией, Нор-вегией и Польшей), по преобладающему в ФПС мнению, также не нуждаются в устаревшей войсковой форме охраны. Там основная опасность — контрабанда различных товаров, большей частью не запрещенных к обороту, организуемая преступными группировками. Впрочем, границы с Белоруссией нет даже номинально — у нас все еще союзное государство. С Украиной союзного государства нет, но граница охраняется примерно так же, как российско-белорусская: при помощи пунктов пропуска на дорогах — шоссейных и железнодорожных. На этих рубежах ФПС использует оперативные методы работы.
   На границах с Литвой и Эстонией установлены заграждения — заборы. Там, как отмечает Александр Храмчихин, нет большого числа нарушителей, однако, существуют некоторые проблемы с жителями приграничных районов, часть из которых имеет двойное гражданство.
   Главной проблемой дальневосточного рубежа России является незаконная иммиграция из соседнего Китая и контрабандный вы-воз сырьевых ресурсов. Ха-рактерная особенность это-го вида криминального бизнеса Приморья — трансграничный характер преступных групп. По отзывам из различных источников, служба в рядах морчастей ФПС и Береговой охраны ФПС еще недавно считалась в регионе чем-то сродни службе в ГИБДД для москвичей. И это несмотря на то, что служба крайне скудно обеспечена технически: 44% кораблей и катеров, 70% локаторов и 85% береговых прожекторов выслужили сроки эксплуатации. Обновлять парк морчастей правительство начало только перед самым кризисом.
   Сейчас, как пояснил источник «Профиля» в ФСБ, приоритет негласно отдан тем морчастям, которые охраняют Черноморское побережье. Причины — грядущая Олимпиада и опека союзной Абхазии, а также настораживающие оперативные сведения, которые приходят из Грузии. В мае 2010 года со стапелей петербургского завода «Алмаз» сошел сторожевик 2-го ранга «Рубин». Это новейший корабль морчастей погранохраны, оснащенный вертолетной площадкой (то есть с расширенным спектром задач). По словам директора ФСБ Александра Бортникова, к 2020 году на верфях «Алмаза» будет построено 25 судов проекта 22 460. Нести службу сторожевик будет в Азовско-Черноморском регионе…
   
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ 
  Между тем меняются не только угрозы, стоящие перед страной. За последнее время меняется и отношение к тому, что такое граница и приграничное пространство. Если еще 20-25 лет назад рубежи Родины рассматривались исключительно в качестве заслонов, которые непременно должны были быть на замке, то теперь одним из приоритетов развития границы становится экономическое освоение приграничного пространства.
   В Госдуме даже разработан специальный законопроект «О приграничном сотрудничестве», который среди прочего предусматривает взаимодействие с соответствующими органами сопредельных государств по общим проблемам. Представить себе такое в советское время было просто невозможно, ведь тогда за каждой границей таился враг, даже за границей со странами соцлагеря!
   «Сегодня из 83 субъектов РФ у 48-ми одна из границ совпадает с межгосударственной, проходящей по морю, суше или рекам, причем только у 21 субъекта межгосударственные границы являются старыми, унаследованными от Советского Союза», — объясняет один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Руслан Кондратов. Законопроект, по его словам, затронет весьма чувствительную для приграничья сферу — «регулирование миграции населения, включая маятниковую миграцию приграничных трудящихся, а также и регулирование рынка труда». Это важно и для охраны границы: общеизвестно, что незаконные мигранты — одна из наиболее распространенных категорий нарушителей госграницы.
   

   ГРАНИЦА РОССИИ В ЦИФРАХ
   Всего Россия граничит с 18 государствами,
   из них с 14-ю — по суше.
   Общая протяженность наших границ — 60,9 тыс. км.
   Из них только 14,5 тыс. км приходится на сухопутную границу. И более 46,4 тыс. км проходит по океанам, морям, озерам и рекам, это зона ответственности Морпогранохраны ФСБ. К апрелю 2010 года существует
   400 пунктов пропуска через границу России,
   из них 76 — в морских портах,
   161 — на автодорогах,
   60 — на железной дороге,
   80 — в аэропортах.
   2 пункта пропуска — пешеходные (в Ленинградской и Псковской областях). Существуют также речные и озерные пункты пропуска.

   

   ГРАНИЦА: КТО ЕСТЬ КТО?
   Охраной и содержанием госграницы занимаются пограничные войска и органы ФСБ России (ранее — Федеральная пограничная служба ФСБ РФ). Возведением, обустройством и содержанием пунктов пропуска через нее (морскими, воздушными, автомобильными и пешеходными) — Федеральное агентство по обустройству госграницы РФ (Росграница), состоящая из подчиненных ФГУПов. Конкретно строительством пунктов пропуска, так же, как и оборудованием самой линии границы техническими средствами и строительством застав, занимается ФГУП «Росгранстрой». Кстати, согласно распоряжению правительства, приоритетом для Росграницы и «Росгранстроя» сейчас является подготовка границы и пунктов пропуска для участников саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году, казанской Универсиады в 2013-м и Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK