29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Грызлов и пустота"

Архивная публикация 2005 года: "Грызлов и пустота"

21 ноября в Красноярске состоится очередной съезд «Единой России». Как стало известно «Профилю», на нем будут обнародованы основные тезисы новой идеологической платформы партии. Хотя этот документ и поражает своим размахом, словосочетание «идеология «Единой России» по-прежнему звучит абсурдно.Несмотря на то, что центральный пункт повестки съезда — обсуждение программы развития Сибири и Дальнего Востока, главным его событием, несомненно, станет программное выступление Бориса Грызлова. В нем, как ожидается, лидер «единороссов» озвучит основные положения новой идеологической платформы партии.

©
21 ноября в Красноярске состоится очередной съезд «Единой России». Как стало известно «Профилю», на нем будут обнародованы основные тезисы новой идеологической платформы партии. Хотя этот документ и поражает своим размахом, словосочетание «идеология «Единой России» по-прежнему звучит абсурдно.Несмотря на то, что центральный пункт повестки съезда — обсуждение программы развития Сибири и Дальнего Востока, главным его событием, несомненно, станет программное выступление Бориса Грызлова. В нем, как ожидается, лидер «единороссов» озвучит основные положения новой идеологической платформы партии.

«Хотя это и не будет новая программа партии, но доклад, безусловно, ляжет в основу программных документов на ближайшую перспективу, — говорит первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов. — А предвыборная платформа партии будет во многом перекликаться с теми тезисами, которые будут в докладе Грызлова».

Нация в проекте

Рабочее название доклада уже известно — «От финансовой стабилизации к экономическому росту».

Как рассказал «Профилю» один из разработчиков документа, на сегодня существует около десятка проектов партийной платформы. Тем не менее основные ее положения уже согласованы, а расхождения носят чисто технический характер. Один из таких проектов оказался в распоряжении «Профиля».

«Политика стабилизации, которая была политикой реагирования на накопленные проблемы, себя исчерпала» — именно так звучит главный тезис новой платформы «Единой России».

Хотя «единороссы» и готовы записать себе в актив судебную реформу (освободила российскую Фемиду от влияния мафиозных кланов), реформу избирательной системы (способствовала укреплению партийной системы), восстановление вертикали исполнительной власти и даже референдум в Чечне, успокаиваться сейчас на достигнутом, по мнению авторов проекта, — смерти подобно.

«Выбор, стоящий перед страной, предельно прост, — говорится в документе. — Если общество и государство поддадутся традиционному российскому соблазну пустить все на самотек, верх окончательно возьмет бюрократическая реакция. Коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать. В закомплексованном, плохо информированном обществе народ и власть скорее окажутся изолированными друг от друга. Активные граждане лишатся стимулов к самореализации и уверенности в будущем. На фоне стремительной деградации экономического и интеллектуального потенциала — это прямой путь к необратимой катастрофе. Страна не только остановится в своем развитии — она просто перестанет существовать».

Чтобы этого не случилось, России необходим основанный на «собственных, а не заемных ценностях» национальный проект, который сплотит «моральное большинство» российского общества. Такими ценностями должны стать «державность, свобода и справедливость».

Стратегическими целями нового национального проекта объявляются суверенная демократия, обеспечивающая национальный контроль над национальными богатствами, эффективное государство, способное поддерживать на должном уровне национальную обороноспособность, и независимая нация, интегрированная в мировую систему на принципах соревнования и сотрудничества.

Его реализация сводится к модернизации системы политического представительства и народному контролю над органами госвласти, ограничивающему произвол бюрократии и олигархии, повышению запаса прочности политической системы, усилению роли партий, обеспечению суверенитета России мощной, растущей, социально ориентированной экономикой, раскрепощению инициативы граждан, усилению роли государства при определении «экономической стратегии будущего», проведению эффективной и ответственной социальной политики.

Осуществить столь масштабный замысел способна только партия власти — ведь больше и некому. «Моральное большинство» у нас формируется слишком медленно. Партии, игравшие ключевую роль в 90-е годы, однажды уже привели страну на грань гражданской войны, «и если им достанется власть, то своими очередными внутренними разборками они окончательно уничтожат Россию». Российский бизнес хотя и является «базой политического класса, который должен быть лидером в собственной стране», но так и не превратился из «офшорной аристократии» в настоящую национальную буржуазию.

К тому же у нового национального проекта слишком много врагов, как внешних (силы, продолжающие жить стереотипами холодной войны), так и внутренних (политические пораженцы и маргиналы, которые, «провозглашая себя «оппозицией режиму», на деле выступают оппозицией будущему России как суверенной демократии»).

Называется еще один враг. Увеличение политического веса госаппарата привело к тому, говорится в документе, что «вертикаль власти облепили потребители стабильности, самодовольные, малообразованные, алчные. Они полагают, что назначены помыкать гражданами, обирать предпринимателей, манипулировать избирателями, вводить в заблуждение общественность. Без навыков современного государственного управления, плохо зная страну, они в итоге губят и дискредитируют многие принятые верные решения».

Авторы проекта не очень-то изнуряли себя работой — текст изобилует прямыми цитатами из последнего Послания Владимира Путина Федеральному собранию, а также из программных интервью главы президентской администрации Дмитрия Медведева журналу «Эксперт» и его зама Владислава Суркова «Комсомольской правде» (см. таблицу).

«Рамки заданы слишком жесткие, — говорит один из близких к Кремлю политтехнологов. — С одной стороны, Грызлов не может сказать меньше, чем сказал президент, — иначе получается, что партия «отстает». С другой — пойти сильно дальше главы государства он тоже не может, иначе получится, что «единороссы» осмелились поучать Путина».

Впрочем, разработчики национального проекта не ограничиваются одними лишь идеологическими изысканиями. В новой партийной платформе нашлось место и для конкретных инициатив.

Две из них преподносятся как меры по укреплению партийной системы. Во-первых, предлагается «создать условия для формирования правительства на основе парламентского большинства». Во-вторых, в будущем президент должен искать кандидатов в губернаторы только среди членов правящей партии. Причем амбиции «единороссов» этим не ограничиваются. «В перспективе из партии, поддерживающей президента, — говорится в проекте, — мы должны стать партией, выдвигающей будущих президентов».

Кроме того, определены меры, которые должны обеспечить «общественный контроль, ограничивающий произвол бюрократии и олигархии». Для этого предлагается создать общественный телеканал, который «будет отражать все многообразие и всю сложность нашей страны», а также обеспечить условия «для результативной работы Общественной палаты».

Наконец, новая платформа предусматривает «развертывание кредитно-финансовой системы страны к потребностям экономики и социальной сферы». Речь, как выясняется, идет о Стабилизационном фонде, ресурсы которого «должны не лежать мертвым грузом, а использоваться на перспективные программы, на развитие и закрепление социально-экономического прорыва».

Главная добродетель

Однако, по всей видимости, в окончательном варианте ноябрьский доклад лидера «единороссов» будет звучать гораздо скромнее.

В частности, по словам Олега Морозова, Грызлов вряд ли станет озвучивать конкретные предложения по дальнейшему реформированию политической системы, направленные на усиление партийной системы. «Может быть, лучше было бы, если с инициативой таких изменений выступил бы сам президент», — считает первый вице-спикер.

То же самое относится и к другим политическим инициативам, которые обсуждались в ходе подготовки новой платформы. Не Грызлову же в самом деле решать, когда и при каких обстоятельствах лишится неприкосновенности Стабфонд!

«Доклад будет посвящен в основном преобразованиям в социальной и экономической сферах, — рассказывает Морозов, — но в нем не могут быть не затронуты изменения и в области политики: без политических подпорок не могут быть реализованы и социально-экономические программы». Конкретно речь может идти о реализации социальных инициатив, с которыми выступил в начале сентября Владимир Путин.

Причем, по всей видимости, даже эти вопросы будут обсуждаться предельно аккуратно. Как это явствует из проекта партийной платформы, говоря о преобразованиях в социалке, спикер сосредоточится на конкретных мерах по повышению зарплат учителям и врачам (тем более что финансирование на эти цели уже выделено). А вместо реформ социальной сферы (которые имеют начало и конец) будет заявлено о необходимости «системной модернизации» здравоохранения и образования. Этот процесс может длиться бесконечно.

Помимо этого в докладе будет несколько сглажена и либеральная направленность новой платформы. Как признался один из руководителей ЕР, «первоначальные варианты таких документов всегда готовят люди, которые придерживаются взглядов более правых, чем общая масса партийцев. И окончательная версия будет как минимум дважды корректироваться. Вначале перед выступлением Грызлова. А затем — в ходе внутрипартийного обсуждения. В результате конечный вариант приобретет еще более левую окраску». Но именно окраску, уверен заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. По сути же ничего не изменится, поскольку все основные тезисы доклада спикера уже давно озвучены его кремлевским начальством.

Универсальная идеология

Впрочем, по большому счету, в идеологической платформе «Единой России» вряд ли что-нибудь может вообще измениться не только по форме, но и по существу. Сам по себе вопрос о том, что представляет собой идеология этой партии, остается и праздным, и риторическим одновременно. Праздным потому, что, по большому счету, никакой «идеологии центризма» (именно так определяют свою нишу сами «единороссы») не существует в природе. Исторически центризм — не более чем попытка уравновесить идеологические полюса. Практически — популистское стремление вобрать в себя «все хорошее против всего плохого».

А риторическим — поскольку центризм «Единой России» — не более чем политкорректная маркировка чиновничьей лояльности. И в этом смысле идеология партии — подобострастная поддержка всего того, за что ратует начальство. Причем в данный конкретный момент времени. Если за оставшиеся до президентских выборов два с половиной года взгляды кремлевских идеологов изменятся, партийную платформу придется переписывать заново.

Как показывает практика, идейные искания «единороссов» традиционно инициировались (и потом во всю использовались) исключительно для банального партпиара. Иногда предвыборного, но чаще текущего: выставлять напоказ «нулевой идеологический багаж» накануне дня голосования всегда рискованно. В повседневной же политпрактике игра в идеологию даже полезна: не все ли равно, чем заполнять информационное пространство. Ведь, как известно, всякий информационный повод хорош. Кроме, пожалуй, смерти клиента.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама