4 июля 2025
USD 78.65 +0.24 EUR 92.68 -0.07
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Химзащита"

Архивная публикация 2005 года: "Химзащита"

В последние полтора года российские производители минеральных удобрений снимали сливки с благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Однако сейчас они готовятся к тяжелым временам: ведь наши компании постепенно утрачивают конкурентные преимущества. Теперь главная задача — удержать позиции, отвоеванные за последние пятнадцать лет на мировом рынке. Ежегодно мировые производители минеральных удобрений выпускают продукции примерно на $65 млрд. (около 150 млн. тонн в пересчете на полезное вещество). При этом в долгосрочной перспективе объем производства будет только идти вверх. Ведь рост потребления удобрений неизбежен, поскольку население планеты продолжает увеличиваться, а возможности расширения посевных площадей практически исчерпаны. Единственным известным на сегодня путем решения продовольственной проблемы остается интенсификация земледелия, а главным ее средством — использование минеральных удобрений, на 60% обуславливающих рост урожайности. Кстати, с 80-х годов прошлого века основными потребителями удобрений стали развивающиеся страны, в которых население растет самыми высокими темпами. На их долю сегодня приходится около двух третей всех потребляемых в мире удобрений.

Конъюнктура мирового рынка пока балует производителей минеральных удобрений. В том числе и российских (по выпуску удобрений РФ входит в пятерку лидеров: на нашу страну приходится 12% их мирового производства), для которых последние полтора года стали исключительно удачными. В 2004 году объем производства в отрасли увеличился на 14%, так что по этому показателю она вошла в число лидеров национальной экономики. Экспортная выручка и доходы отечественных производителей за тот же год возросли почти в полтора раза, достигнув невиданных за последнее десятилетие высот. Рекордными оказались и физические объемы экспорта.

Но оказалось, что это — только начало. Даже блестящие прошлогодние финансовые результаты быстро померкли на фоне еще более внушительных показателей, достигнутых за прошедшие месяцы 2005 года. Экспортные доходы по сравнению с аналогичным периодом 2004 года возросли еще почти в полтора раза, а чистая прибыль увеличилась в разы. Естественно, эти обнадеживающие финансовые и производственные показатели привлекли внимание портфельных инвесторов: всего за восемь месяцев 2005 года капитализация предприятий отрасли выросла почти втрое.

Столь внушительный список достижений может навести на мысль о том, что отечественная отрасль минеральных удобрений процветает и не испытывает никаких серьезных проблем. Однако это впечатление обманчиво: успех, обусловленный благоприятной конъюнктурой, может оказаться недолгим. На деле уже в ближайшем будущем российских производителей ждут непростые времена.

©
В последние полтора года российские производители минеральных удобрений снимали сливки с благоприятной конъюнктуры мирового рынка. Однако сейчас они готовятся к тяжелым временам: ведь наши компании постепенно утрачивают конкурентные преимущества. Теперь главная задача — удержать позиции, отвоеванные за последние пятнадцать лет на мировом рынке. Ежегодно мировые производители минеральных удобрений выпускают продукции примерно на $65 млрд. (около 150 млн. тонн в пересчете на полезное вещество). При этом в долгосрочной перспективе объем производства будет только идти вверх. Ведь рост потребления удобрений неизбежен, поскольку население планеты продолжает увеличиваться, а возможности расширения посевных площадей практически исчерпаны. Единственным известным на сегодня путем решения продовольственной проблемы остается интенсификация земледелия, а главным ее средством — использование минеральных удобрений, на 60% обуславливающих рост урожайности. Кстати, с 80-х годов прошлого века основными потребителями удобрений стали развивающиеся страны, в которых население растет самыми высокими темпами. На их долю сегодня приходится около двух третей всех потребляемых в мире удобрений.

Конъюнктура мирового рынка пока балует производителей минеральных удобрений. В том числе и российских (по выпуску удобрений РФ входит в пятерку лидеров: на нашу страну приходится 12% их мирового производства), для которых последние полтора года стали исключительно удачными. В 2004 году объем производства в отрасли увеличился на 14%, так что по этому показателю она вошла в число лидеров национальной экономики. Экспортная выручка и доходы отечественных производителей за тот же год возросли почти в полтора раза, достигнув невиданных за последнее десятилетие высот. Рекордными оказались и физические объемы экспорта.

Но оказалось, что это — только начало. Даже блестящие прошлогодние финансовые результаты быстро померкли на фоне еще более внушительных показателей, достигнутых за прошедшие месяцы 2005 года. Экспортные доходы по сравнению с аналогичным периодом 2004 года возросли еще почти в полтора раза, а чистая прибыль увеличилась в разы. Естественно, эти обнадеживающие финансовые и производственные показатели привлекли внимание портфельных инвесторов: всего за восемь месяцев 2005 года капитализация предприятий отрасли выросла почти втрое.

Столь внушительный список достижений может навести на мысль о том, что отечественная отрасль минеральных удобрений процветает и не испытывает никаких серьезных проблем. Однако это впечатление обманчиво: успех, обусловленный благоприятной конъюнктурой, может оказаться недолгим. На деле уже в ближайшем будущем российских производителей ждут непростые времена.

Как привалило счастье

За свою короткую историю существования российская отрасль минеральных удобрений не единожды переживала взлеты и падения. Первый переломный момент в ее развитии наступил в начале 90-х. Именно тогда после развала внутреннего рынка и кризиса в агропроме производители удобрений смогли переориентировать поставки на потребителей в других странах, а сама отрасль превратилась в чисто экспортную. За рубеж вывозилось около 85% всей продукции. Это, кстати, в 1,5—3 раза больше, чем в таких традиционно экспортно-ориентированных отраслях, как металлургия и нефтегазовая промышленность.

Причем отечественные производители довольно легко и быстро потеснили иностранных конкурентов и завоевали весьма заметную долю мирового рынка. И это несмотря на технически устаревшее и изношенное оборудование на заводах, удаленность самих предприятий от основных зарубежных потребителей и отсутствие опыта работы на внешнем рынке. В противовес всем этим минусам российская продукция обладала самым главным преимуществом — ее цена была просто разорительной для конкурентов. Например, в середине 90-х годов азотные и сложные удобрения в украинских и российских портах могли стоить в полтора раза дешевле, чем в США. Объяснялось это тем, что в производственной себестоимости удобрений добавленная стоимость самого предприятия невелика, ключевую роль играют энергоносители — природный газ для азотных и сложных удобрений и электроэнергия, которые в России были исключительно дешевы. Еще два определяющих фактора — дешевая рабочая сила и отличные ресурсы рудного сырья, необходимого для производства сложных (азотно-фосфорных) и калийных удобрений, — также «работали» на российских игроков.

То, что конкурентоспособность отечественных производителей на мировых рынках определяется в основном не зависящими от них факторами, наглядно проявилось после дефолта 1998 года. Тогда из-за резкого падения в долларовом выражении внутренних цен на газ, электричество, а также других издержек компании смогли значительно нарастить производство и поставки за рубеж. По большому счету, весь постперестроечный период производители азотных и смешанных удобрений из России и некоторых других стран СНГ добросовестно конвертировали дешевую электроэнергию и газ в не менее дешевые удобрения.

Но подобное раздолье не могло продолжаться слишком долго. С развитием национальной экономики и укреплением рубля запредельная дешевизна ресурсов стала уходить в прошлое. С 1999 по 2003 год стоимость природного газа, электроэнергии, величина железнодорожных тарифов и заработная плата подрастали ежегодно на 10—25%, в то время как цены на удобрения оставались практически неизменными. Как отмечает начальник управления стратегического планирования ЗАО «ЕвроХим» Александр Зубченко, общий рост затрат из-за крайне высоких темпов инфляции в РФ в сочетании с укреплением рубля по отношению к доллару, а также рост цен на электроэнергию, транспорт и природный газ, увеличение средней зарплаты при недостаточном росте производительности труда приводят к ухудшению конкурентных позиций наших производителей.

Мало того, что российские предприятия начали терять основу своего конкурентного преимущества, — рост железнодорожных тарифов делал все более весомым их основной недостаток — географическую удаленность от потребителей и экспортных портов. Первые признаки негативного эффекта этой долгосрочной тенденции проявились еще 5 лет назад: с 2000 по 2003 год экспорт азотных и сложных удобрений практически не увеличивался, да и калийная отрасль наращивала обороты неустойчиво. Так что в 2004—2005 годах многие эксперты ожидали стагнации производства в отрасли. Однако эти прогнозы не оправдались.

В ожидании проблем

За счет чего отечественные предприятия смогли совершить в прошлом году столь блестящий рывок по производственным и финансовым показателям? Ответ очевиден: из-за конъюнктуры мирового рынка. Дело в том, что после длительного периода стагнации на мировом рынке удобрений произошло заметное оживление: за последние два года цены на основные виды продукции выросли почти вдвое, значительно возрос спрос и увеличились обороты мировой торговли. Благодаря увеличению мировых цен на сельскохозяйственную продукцию значительно возрос спрос на минеральные удобрения. И это в большей степени сыграло на руку именно российским производителям. С одной стороны, зарубежные конкуренты не могли быстро отреагировать на увеличение спроса. По данным Международной ассоциации производителей удобрений, загрузка производственных мощностей в мире в прошлом году была самой высокой за последние десять лет. А мощности большинства российских предприятий оказались недозагруженными на 20—25%. С другой — резкий рост мировых цен на энергоносители и природный газ автоматически увеличил конкурентоспособность российских предприятий, которые по-прежнему закупают голубое топливо по сравнительно низким, регулируемым государством ценам.

Конъюнктурный характер успеха заставляет задуматься: что будет с российской отраслью минеральных удобрений дальше, например через пять лет? Да, для обеспечения продовольствием постоянно растущего населения планеты альтернативы агрохимикатам нет, поэтому их потребление ежегодно будет увеличиваться на 1,5—3%. Но даже на фоне таких обнадеживающих тенденций перспективы отечественных производителей выглядят не слишком оптимистично. По мнению Александра Зубченко, при неблагоприятном стечении обстоятельств, к примеру снижении мировых цен на агрохимикаты и продолжении тенденции опережающего роста затрат, российская промышленность минеральных удобрений может оказаться в кризисном состоянии, а наименее эффективным предприятиям придется резко сократить объемы производства. По его мнению, циклический спад в отрасли минеральных удобрений и падение цен на продукцию в будущем весьма вероятны.

Эксперты едины во мнении: внутренние тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки ежегодно в долларовом выражении будут увеличиваться на 8—15%. Слабое место российских предприятий (удаленность от экспортных портов и зарубежных покупателей), изначально строившихся в глубине страны с расчетом на внутренних потребителей, будет обходиться нашим заводам все дороже.

О природном газе и говорить нечего: правительство уже утвердило программу, по которой стоимость голубого топлива к 2008 году возрастет до $60 за 1000 куб. м. Причем, напомним, сам «Газпром» настаивает на куда более динамичных темпах роста цен и говорит о необходимости их либерализации и доведения до мирового уровня для промышленных потребителей. Если этот сценарий будет реализован, то российская отрасль минеральных удобрений окончательно утратит основу своего главного конкурентного преимущества.

При этом не стоит забывать и о том, что в последние годы на мировом рынке удобрений складываются серьезные тенденции, также играющие против российских производителей.

Ближе к клиенту

Стоит отметить стремление крупных зарубежных игроков максимально приблизиться к конечному потребителю и активизировать развитие дистрибуции. Отраслевые конгломераты ведут комплексную работу: развивают собственную дилерскую сеть, активно занимаются продвижением продукции и собственных брендов, расширяют выпуск полностью готовых к употреблению продуктов. Понятно, что это сулит немалые выгоды. Во-первых, под контроль производителя переходит та часть добавленной стоимости удобрений, которая формируется в стране-потребителе (а это 30—50% от конечной цены). Во-вторых, расширяются возможности по наращиванию продаж и развитию премиальных сегментов рынка.

Как отмечает координатор Международного института калия Алексей Наумов, примером такой максимально ориентированной на потребителя коммерческой политики может служить латиноамериканский регион, в частности один из крупнейших в мире по объемам потребления и импорта рынок Бразилии.

Так, израильская ICL, открыв дочернее предприятие в Бразилии, успешно продвигает использование фертигации (технология внесения удобрений с водой при орошении), в рамках которой продает специальные дорогостоящие удобрения. Компания не скупится на обучение местных агрохимиков, используя их затем для продвижения своих интересов.

Другой крупный производитель удобрений, Cargill, под собственным, широко рекламируемым брендом расширяет продажи удобрений с добавлением микроэлементов, выпускает специально фасованную и снабженную подробными инструкциями продукцию «под конкретную местность».

По словам Алексея Наумова, российские компании на этом направлении сильно отстают от конкурентов из развитых стран, уделяющих пристальное внимание посредникам-дистрибьюторам на основных рынках сбыта. Ведь в будущем независимые посредники могут перейти под контроль крупнейших зарубежных производителей удобрений, и тогда о свободной торговле на рынке придется забыть.

Новые конкуренты

С наибольшим количеством проблем сталкиваются российские компании, выпускающие азотные и сложные удобрения. Серьезными конкурентами для них становятся так называемые новые производители из Венесуэлы, государств Ближнего Востока и Северной Африки и ряда других стран. Они используют то же самое преимущество, благодаря которому когда-то развернулись на мировом рынке наши производители азотсодержащих удобрений, — низкую стоимость природного газа. Мало того, что цена основного сырья для предприятий в этих странах оказывается даже меньше, чем в России, — они изначально имеют еще одно серьезное преимущество: ориентированные на экспорт заводы строятся в припортовых районах, что избавляет производителей от «железнодорожной» составляющей себестоимости удобрений, характерной для отечественных игроков. Если 10 лет назад минимальную цену рынка определяли российские и украинские производители, то сейчас на ценовых минимумах способны работать только страны Персидского залива и Северной Африки.

За последние годы экспорт азотсодержащих удобрений и сырья для их производства из этих регионов вырос в несколько раз, к тому же «новые производители» вынашивают грандиозные планы по созданию новых мощностей. Впрочем, некоторые эксперты не видят в этом серьезной проблемы, считая, что экспортеры удобрений из лагеря «новых производителей» будут выживать с рынка не российских, а американских и европейских производителей.

Появление новых конкурентов на мировом рынке и рост издержек определяют «оборонительную» стратегию российских производителей азотных и сложных удобрений. Несмотря на то, что в последний год загрузка некоторых заводов превышала установленные мощности, ни крупные холдинги, ни отдельные предприятия особого интереса к наращиванию мощностей в РФ не проявляют. Они не занимаются созданием новых или приобретением существующих производственных активов. Компании делают упор на вертикальную интеграцию, модернизацию, развитие собственных мощностей — все то, что позволяет усилить контроль за издержками и снизить их, подготовившись тем самым к худшим временам. В дополнение к этому крупные холдинговые компании стремятся закрепиться на ключевых рынках и обойти протекционистские барьеры. Так, «Акрон» еще в 2002 году приобрел контрольный пакет акций завода по производству минеральных удобрений в Китае, являющемся крупнейшим мировым потребителем удобрений. А недавно о планах по строительству завода мощностью 1,2 млн. тонн удобрений в этой же стране заявили и в «ФосАгро». Как сообщили в компании, уже разработано ТЭО проекта, в соответствии с которым первую очередь нового производства предполагается создать в течение двух-трех лет совместно с китайскими компаниями Xingfa group и SinoСhem.

Канадская угроза

Ахиллесова пята отечественных производителей калийных удобрений — огромные транспортные расходы: расположенные в Пермской области предприятия сильно удалены от экспортных портов. По словам генерального директора ОАО «Сильвинит» Петра Кондрашева, доля затрат на транспорт в структуре себестоимости калийного предприятия превышает 40%. Да и весовая стоимость хлористого калия ниже, чем у других видов удобрений.

Но все же позиции предприятий этого сегмента выглядят наиболее прочными — ведь они обладают уникальными, если не лучшими по мировым меркам ресурсами сырья. К тому же ожидается, что потребление калийных удобрений в мире будет расти особенно быстро — сейчас их доля в структуре мирового потребления оказалась неоправданно заниженной.

Оптимистичные ожидания и отличная ресурсная база предопределили агрессивную стратегию развития отечественных калийных предприятий: наращивание производства и мощностей, упор на развитие собственной логистики — вагонного парка и портовых терминалов. Сейчас «калийщики» не только значительно перекрыли производственные показатели советских лет, которые выглядят недостижимыми для «азотчиков» и производителей смешанных удобрений, но и начали осуществлять масштабные проекты по увеличению мощностей. По словам Петра Кондрашева, в прошлом году производство на «Сильвините» впервые достигло проектной мощности, а к 2007 году выпуск хлоркалия на предприятии рассчитывают нарастить на четверть, до 5 млн. тонн в действующем веществе. «Уралкалий» также планирует нарастить мощности — с 5 млн. тонн в 2004 году до 7 млн. в 2008-м, а к 2010 году выйти в мировые лидеры по объемам производства.

Сравниться по величине и качеству ресурсной базы с нашими производителями калийных удобрений могут лишь канадцы. И именно с их стороны надвигается еще одна потенциальная угроза — монополизация отрасли.

Крупнейшая в мире компания Potash Corp. в последние годы приобретала крупные пакеты акций небольших производителей калия — британских, испанских, израильских, чилийских, иорданских. В результате сегодня Potash Corp. контролирует треть мирового производства и немногим менее половины продаж калийных удобрений.

Напомним, ранее три крупнейших производителя калия бывшего СССР — «Уралкалий», «Сильвинит» и «Беларуськалий» — также консолидировали свои усилия и экспортировали продукцию через объединенную трейдинговую компанию «МКК», созданную в 1993 году. Во многом благодаря этим согласованным действиям компаниям удалось одновременно отвоевать у конкурентов огромный кусок мирового рынка и не допустить значительного падения цен на хлористый калий. Но в 2000 году от совместной работы с «МКК» отказался «Уралкалий», а совсем недавно президент Белоруссии Александр Лукашенко предписал свернуть отношения с ней и «Беларуськалию».

Правда, белорусские чиновники и представители двух компаний — «Уралкалия» и «Беларуськалия» — довольно быстро вновь заговорили о необходимости создания новой торговой структуры. Если же все три компании смогут объединиться и выступить единым фронтом на зарубежных рынках, то консолидирующийся канадский монстр им будет не страшен.

Однако при этом «Уралкалию» и «Сильвиниту» с их растущими транспортными издержками все равно придется поработать над снижением себестоимости продукции. С одной стороны, планы по увеличению выпуска калийных удобрений есть почти у всех мировых производителей. С другой — с Potash Corp., активы которой теперь оптимально расположены по миру, конкурировать будет еще сложнее.

Политика барьеров

Самая старая проблема отечественных экспортеров — протекционизм на зарубежных рынках — появилась еще в начале 90-х годов прошлого века.

Заградительные барьеры против выживавших за счет экспорта и отчаянно демпинговавших российских производителей минеральных удобрений были введены в развитых странах по ходатайству местных игроков.

И хотя грядущее вступление России в ВТО должно привести к ослаблению таможенных барьеров в отношении отечественных компаний, когда это произойдет — сказать сложно. Между тем пока страны—импортеры российских удобрений не спешат отказываться от возведенных таможенных заслонов, ссылаясь на низкую цену газа на внутреннем рынке РФ.

Новое осложнение ситуации произошло в связи с вступлением в Европейский союз в середине прошлого года восточно-европейских стран, исторически закупающих продукцию отечественных заводов. Теперь, после вступления в ЕС, экспорт российских удобрений даже на эти традиционные рынки автоматически подпадает под жесткие антидемпинговые пошлины (правда, пока их действие временно приостановлено).

Однако куда более болезненными для наших производителей оказываются шаги, предпринимаемые правительствами развивающихся стран, которые для стимулирования собственного производства удобрений со второй половины 90-х годов тоже стали вводить таможенные барьеры. И, надо сказать, немало в этом преуспели. Так, Китай по некоторым видам азотных удобрений уже превратился из крупного импортера в локального экспортера, аналогичные изменения в ближайшем будущем ожидаются и на рынке сложных удобрений.

Курс на снижение издержек

Появление неблагоприятных долгосрочных тенденций для производителей удобрений стало очевидным уже давно, а потому большинство игроков активно включились в борьбу за снижение издержек и максимальный контроль за ними всеми возможными способами. Эти процессы в основном и определяли структурные изменения и развитие отрасли, происходившие на протяжении последних лет.

Одним из важнейших направлений упомянутой борьбы стало создание производителями удобрений собственных логистических подразделений. Резонов для этого было немало. С одной стороны, для экспортных поставок, обеспечивающих более 90% выручки российских предприятий, транспорт — это 50—65% в конечной себестоимости удобрений и контроль над ней важен для удержания в узде растущих издержек. Но еще важнее поддержание стабильности бизнеса, для которого постоянной головной болью были нехватка вагонов у железнодорожников, пробки в портах и прочие транспортные проблемы. В результате крупные производители удобрений обзавелись собственным вагонным парком, транспортными компаниями, а многие — и портовыми терминалами. Так что сейчас многие компании почти полностью (за исключением железнодорожных тарифов) контролируют доставку удобрений до их погрузки в трюм.

Впрочем, и на этом развитие логистики может не остановиться. В «ЕвроХиме», например, решили заняться строительством складов, установлением контроля над морскими перевозками и созданием собственной инфраструктуры в порту страны-импортера. Однако стоит понимать, что непрофильной деятельностью производители удобрений занимаются не от хорошей жизни, а из-за системных проблем, связанных с российской экономикой и действиями госмонополий.

Как говорит Петр Кондрашев, важнейшим резервом снижения себестоимости для отрасли является модернизация производственных фондов. Российские заводы строились 20—30 лет назад, поэтому на большинстве предприятий оборудование морально устарело, а физический износ порой достигает 75—95%. В итоге расход сырья и электроэнергии на единицу продукции в России получается куда выше, чем у зарубежных производителей.

По оценкам экспертов, для полной модернизации всей отрасли в долгосрочной перспективе необходимо $17—20 млрд. Ранее деньги вкладывать было непросто, бизнес по производству удобрений открытостью не отличался, так что дешевые заемные ресурсы для большинства заводов были недоступны. «Золотой дождь», обрушившийся на предприятия в прошлом году, дает им возможность решить эту задачу собственными силами. К тому же ведущие игроки в последние два года наконец-то озадачились собственной «прозрачностью», что вкупе с ростом их капитализации дает неплохие возможности для привлечения заемных средств. Процесс наращивания инвестиционных программ уже начался: крупнейшие компании в прошлом году значительно увеличили объемы инвестирования в развитие и объявили о еще более грандиозных планах на ближайшую перспективу.

Самостоятельным направлением «совершенствования» активов в отрасли является создание собственных энергетических мощностей. Так, в «ФосАгро», лидирующем по объему весьма энергоемкого производства фосфорсодержащих удобрений, этому направлению уделяют особое внимание. Как отмечает председатель совета директоров «ФосАгро» Станислав Помыткин, развитие собственной тепло- и электрогенерации — одно из ключевых направлений совершенствования производственных фондов компании.

Размер имеет значение

Помимо двух крупных даже по мировым меркам калийных предприятий («Уралкалий» и «Сильвинит») в последние годы в отечественной отрасли минеральных удобрений сформировались три не менее значительных холдинга — «ЕвроХим», «ФосАгро» и «Акрон». Эта пятерка сейчас доминирует на рынке, выпуская чуть меньше 80% всех отечественных удобрений.

Можно не сомневаться, что в дальнейшем консолидация в отрасли продолжится. В случае ухудшения конъюнктуры мирового рынка объединение — практически единственный путь выживания для оставшихся небольших независимых предприятий. Уж слишком много плюсов приносит консолидация. Лишь крупные холдинги в состоянии развивать транспортный бизнес, им проще работать на экспорт, лоббировать собственные интересы в стране и за рубежом, а широкий ассортимент выпускаемой продукции увеличивает стабильность бизнеса. К тому же крупным компаниям проще и дешевле привлекать заемные средства, необходимые для модернизации производства и реализации крупных инвестиционных проектов.

Кто может выступить в роли покупателя «предприятий-одиночек»? Это, пожалуй, главная в отрасли интрига. Теоретически интерес к независимым могли бы проявить существующие холдинги. Но они больше увлечены борьбой за снижение издержек и вертикальной интеграцией или же расширением мощностей на имеющихся производственных площадках.

Один из потенциальных претендентов — «Газпром», который в свое время вместе с АХК «Азот» утратил контроль над несколькими предприятиями отрасли, но настойчиво пытается себе их вернуть. Именно этим, кстати, аналитики объясняют проблемы некоторых игроков (в частности, Кирово-Чепецкого химического комбината) с поставками основного для них сырья — природного газа. Приобретение «завязанных» на газ азотных заводов хорошо укладывается в стратегию «Газпрома» по построению многопрофильного вертикально интегрированного холдинга.

В качестве другого возможного претендента некоторые эксперты называют совладельца «Реновы» Виктора Вексельберга, который, по неподтвержденной информации, интересуется такими крупными производителями азотных удобрений и химических полуфабрикатов, как «Тольяттиазот» и «Куйбышевазот».

Покупателями могут стать и ведущие иностранные компании. Очевидно, что для зарубежных стратегических инвесторов российские активы с низкой себестоимостью производства удобрений весьма привлекательны. Отечественным компаниям симбиоз с иностранцами тоже выгоден: последние могут стать источником и проводником заемных средств и технологий, предоставить канал дистрибуции и стать партнером на зарубежных рынках. Прецедент уже есть: недавно один из лидеров мировой азотной отрасли, компания Yara, приобрела 30% акций «неинтегрированного» завода — «Россошанских минудобрений». Хотя логичней предположить, что зарубежных игроков по большей части будут интересовать все же крупные российские производители.

И действительно, на рынке муссируются слухи о возможной покупке блокирующих или контрольных пакетов акций «Уралкалия», «Сильвинита», «ФосАгро», «Акрона» западными конгломератами. Впрочем, в упомянутых российских компаниях подобную информацию категорически опровергают.

В любом случае отечественным крупным игрокам имеет смысл озаботиться ростом «вширь» или формированием стратегических альянсов. Ведь за рубежом в последние годы активизировался процесс укрупнения компаний, в результате которого образовались многопрофильные гиганты, намного превосходящие крупнейших российских «коллег» по капитализации, финансовой и производственной мощи (Mosaic, Terra Industries, Potash Corp. с контролируемыми активами). Уже сейчас они получают выигрыш в сроках доставки и себестоимости продукции за счет оптимального распределения активов по миру, а на некоторых рынках и вовсе оказываются в состоянии доминировать и влиять на цены.

Правда, у российских производителей удобрений есть специфическая особенность, которая препятствует полной консолидации или даже простому сближению, столь необходимому нашим предприятиям для отстаивания своих интересов за рубежом и в России. Между акционерами некоторых крупных игроков («ФосАгро» — «Акрон», «Уралкалий» — «МКК» и «Сильвинит», «Россошанские минудобрения» — «Тольяттиазот»), по слухам, складываются не самые теплые отношения. Впрочем, как говорится, «бизнес есть бизнес», а значит, можно надеяться, что эта проблема рано или поздно будет решена.






Три большие разницы

Удобрения делятся на три вида: наиболее широко используемые азотные, фосфатные и калийные, а также их химические или механические смеси (сложные/смешанные удобрения). Сама отрасль, соответственно, делится на три подотрасли — по производству азотных, сложных (в основном азотно-фосфатных) и калийных удобрений. Предприятия этих трех сегментов технологически отличаются друг от друга: главным сырьем для азотных заводов является природный газ. Производство сложных удобрений использует много электроэнергии, а в качестве полуфабрикатов потребляет стороннее или собственное фосфорсодержащее сырье (апатиты, фосфориты), аммиак (полуфабрикат в производстве азотных удобрений) и серу. Основа калийных предприятий — собственные рудники и расположенные рядом с ними обогатительные фабрики.




График 1

Продажи калийных удобрений по компаниям в 2004 году (%)
































Canpotex/Potash Corp.31
Компании с акционерным участием Canpotex17
"Беларуськалий"*19
"Уралкалий"*13
"Сильвинит"*11
Kail & Salz7
Другие2

* Потенциальные участники объединенной торговой структуры.

Источник: IFA, Fertecon, оценка автора.





График 2

Отечественные заводы наращивают инвестиции в модернизацию производства ($ млн.)




















































20012002200320042005
"Уралкалий"50384670210
"Сильвинит"39413736106
"ЕвроХим"н/д79111140141
"ФосАгро"443846104138
"Акрон"2124202747

Источник: данные компаний, оценка автора.





График 3

Экспорт аммиака (млн. тонн)




























199820012004
Венесуэла0,1090,480,5
Индонезия0,5660,8391,45
Тринидад и Тобаго2,4283,3414,2




График 4

Мощности по производству карбамида (млн. тонн)
























20042008
Оман02,705
Саудовская Аравия2,9554,083
Иран1,9054,811

Источник: British Sulphur.





График 5

Калийная отрасль развивается наиболее динамично (%, 1988 год = 100%)



































































































198519861987198819891990199119921993199419951996199719981999200020012002200320042005*
Азотные93,1795,3597,6710090,783,7277,9167,4455,8147,6755,8155,815047,6759,367,4465,1269,4269,6575,9375,93
Фосфатные8790,294,1210098,0496,0886,2758,8249,0233,3337,2531,3735,2933,3339,2247,0647,0649,2250,5953,3354,4
Калийные89,8594,4498,1510090,7472,2275,9364,8148,1546,351,8548,1562,9664,8174,0768,5277,7882,4188,89104,8125,8

* Оценка.

Источник: «Акрон», оценка автора.





График 6

Динамика мировых цен на удобрения (% к январю 2003 года)






















































































































































































































01.0302.0303.0304.0305.0306.0307.0308.0309.0310.0311.0312.0301.0402.0403.0404.0405.0406.0407.0408.0409.0410.0411.0412.0401.0502.0503.0504.0505.0506.0507.0508.05
Амселитра100112,4109,576,378,18491,796,4105,3122,5137,3149,1146,7145150,9150,9113,6139,1133,1145157,4169,2169,8166,9160,9155177,5168,6177,5153,8145,6138,5
Карбамид100113,9120,4105,2107,8112,6114,8122,6125,7132,6134,3139,1137,4111,7116,1112,6112,6139,6163180,4210,9201,7173,9159,1158,3150,4189,1213231,7203,5201,7182,6
Хлористый калий100102,7102,7102,7102,7102,7102,7102,7102,7102,7102,7105,4105,4105,4105,4105,4105,4135,1140,5140,5140,5140,5162,2162,2162,2162,2162,2164,9164,9167,6165,4165,4
Аммофос100107,1123,2130,4131,4123,6125126,8126,8125126,1130,4144,6150148,9148,9148,9148,9154,3156,1157,1160,7163,9157,1155,4152,5152,5152,5152,5160,7164,3166,4
Диаммофос100108,3124,5132,5127,8120,6124,9126,4126,4125,6124,5135,4148153,4151,6151,6149,8149,8154,5160,3161,4169,7173,3171,8170168,6164,6157159,6172,6175,5176,9

Источник: Fertilizer Week, данные автора.





Таблица 1

Крупнейшие российские компании по производству минеральных удобрений














































КомпанияПроизводство удобрений (млн. тонн)Рост к предыдущему году (%)СпециализацияОсновные производственные активы
"ЕвроХим"4,18,3Азотные, смешанные удобрения, добыча апатитовОАО «Невинномысский Азот», ОАО «Новомосковская акционерная компания «Азот», ОАО «Ковдорский ГОК», ООО «Промышленная группа Фосфорит», ОАО «ЕвроХим-Белореченские минудобрения», Lifosa AB (Латвия)
"ФосАгро"4,316,8*Добыча апатитов, смешанные (преимущественно азотно-фосфорные), азотные удобренияОАО «Апатит», ОАО «Аммофос», ООО «Балаковские минудобрения», ОАО «Воскресенские минудобрения», АО «Череповецкий «Азот»
"Акрон"3,34,9Азотные, смешанные удобренияОАО «Акрон» (Новгород), ОАО «Акрон» (Дорогобуж), ОАО «Хунжи-Акрон» (Китай)
"Уралкалий"513,2Калийные удобренияОАО «Уралкалий»
"Сильвинит"4,221,8Калийные удобренияОАО «Сильвинит»

* С учетом включения в состав холдинга ОАО «Череповецкий "Азот».

Источник: данные предприятий, оценка автора.


Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".